Порядок предрейсового осмотра водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок предрейсового осмотра водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

Законодательство и нормативы, регулирующие порядок предрейсового медосмотра водителя

  1. Закон о Безопасности Дорожного Движения с многочисленными изменениями от 30.07.19 г. № 196-ФЗ, статьи 20 и 23.
  2. Медицинские осмотры некоторых категорий работников: ст. 213 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.01 (в новой редакции действует с 13.08.20 г.).
  3. Порядок проведения предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей: Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г. (с новыми поправками выйдет в конце I квартала 2021 г.).
  4. Закон об охране здоровья граждан (соблюдение врачебной тайны ст. 13; виды медосмотра, диспансеризация: ст. 46 п. 2; части 4-5) РФ № 323-ФЗ от 21.11.11 г. в последней редакции, действующей с сентября 2020 года.
  5. Статья 94. Закона № 242-ФЗ от 29.07.17 г. Сведения о лицах, … в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.

Обратите внимание: 22 пункт норматива (№ 242-ФЗ ст. 94) изменят в 2022 году на основании Закона № 439-ФЗ от 25.12.18 г.

  1. Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197-ФЗ (30/12-01 г.) ТК РФ; ст. 329 об учете отдыха и рабочего времени водителя. В новой редакции вступил в силу 13/08-20 г.
  2. Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения”: В приложении 7 и 8 приводится список изучаемых тем при подготовке медработников по ПМО и освидетельствованию на алкоголь. Каждый курс занимает 36 часов, в совокупности – 72. Возможно дистанционное обучение.
  3. Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Кто должен проводить предрейсовый медосмотр водителей по закону

Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):

  • с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
  • сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
  • имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).

При этом:

  • либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
  • либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
  • либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.

Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.

Работа с медицинской организацией

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Врачебная комиссия состоит из врача-профпатолога и врачей-специалистов (прошедших повышение квалификации по специальности «профпатология» либо имеющих действующий сертификат по этой же специальности).

Документы для подачи в медицинскую организацию:

  1. Направление.
  2. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее СНИЛС, или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронного документа или на бумажном носителе.
  3. Паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность).
  4. Решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
  5. Полис обязательного (добровольного) медицинского страхования.

Ответственность водителя

При обострении заболеваний шофер обязан сообщить об этом медику. Взысканий за плохое самочувствие, естественно, не предусмотрено. Если в рейсе произошло отравление химическими веществами, руководство оплачивает сотруднику больничный, в тяжелых ситуациях – лечение в стационаре.

В случае, если водитель пришел на работу пьяным, под действием наркотических или психотропных препаратов, его снимают с рейса. За незаявленный простой оплату шофер не получает. Штрафы за неподобающее поведение выписывает компания. Их размер зависит от внутреннего регламента организации.

За уклонение от прохождения осмотра сотрудник может быть оштрафован на тысячу рублей. Штраф за отсутствие меток в путевом листе составит 500 рублей.

Ответственность же за нарушения регламента осмотров и их отсутствие лежит на начальстве. Финансовые взыскания недобросовестные компании ждут немалые – до миллионов рублей, если водителей в штате много.

Если же на рейс после осмотра был отправлен нетрезвый шофер, должностным лицам придется заплатить 20 тысяч рублей. Юрлица ждет наказание масштабнее – 100 тысяч рублей.

Читайте также:  Чем отличается грабеж от разбоя

На вопрос, обязательно ли проводить послерейсовый медицинский осмотр водителя, ответ положительный. Процедуру проходят те, кто возит людей и опасные грузы. За нарушение норм законодательство предусматривает финансовые взыскания. Их налагают на фирму.

Если сотрудник после рейса жалуется на плохое самочувствие, делают дополни-тельное обследование. При токсичных отравлениях шоферам дают оплачиваемый больничный.

Организация предрейсового медицинского осмотра

Согласно Приказу №835н, существуют следующие требования, касающиеся организации проверки здорового и бодрого состояния сотрудников:

  • Предрейсовый медосмотр проводится до начала смены, чтобы выявить факторы, способные привести к аварии по причине проблем со здоровьем водителя;
  • Организация и фиксирование проведения предрейсовых осмотров — ответственность работодателя;
  • Медицинский специалист, проверяющий состояние сотрудника, обязан иметь соответствующую квалификацию и сертификат, разрешающий осуществление данной деятельности.

Согласно ТК РФ, время, потраченное на прохождение предрейсового осмотра, входит в число рабочих часов сотрудника. Если по трудовому договору смена водителя длится с 9:00 до 18:00, а контроль состояния занимает 15 минут, начало движения осуществляется в 9:15.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:

  1. Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
  2. Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
  3. Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
  4. Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
  5. Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.

Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.

Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом

  • На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
  • Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
  • Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
  • Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
  • Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
  • Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
  • Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
  • Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.

Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:

  • поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
  • воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.

Кто проводит предрейсовый контроль

Законодательство устанавливает, что обязательное освидетельствование вправе осуществлять:

  • лицензированные медучреждения;
  • привлечённые медработники;
  • медики, включённые в штат предприятия, осуществляющего перевозки.

Важно: к проведению диагностики допускаются только лица с высшим или средним медицинским образованием. При этом они обязаны иметь лицензию на этот вид деятельности (или её должно иметь медучреждение, где проводится проверка).

Некоторые предприятия, занимающиеся перевозками людей или грузов, организуют дистанционные проверки, т. е. вне стен медучреждения или медкабинета. Такой формат контроля предполагает наличие специальной аппаратуры: алкотестера, приборов для измерения температуры, давления, а также камеры для визуальной фиксации тестируемого. Кроме того, необходимо программное обеспечение, которое будет сводить все полученные данные в единую форму.

Как происходит дистанционная проверка:

  • работник, используя терминал, вводит свою фамилию, имя и отчество;
  • затем с помощью установленной аппаратуры проводится замер температуры и давления, измеряется количество промилле в выдыхаемом воздухе.

Медработник дистанционно через камеру следит за процессом. При наличии приемлемых показателей он выдаёт заключение, заверенное цифровой подписью.

Важно: описанный способ контроля вызывает юридические споры по поводу его правомерности. Дело в том, что в законодательных актах нет прямой ссылки на то, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей могут осуществляться с использованием телекоммуникационного оборудования.

Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля

Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:

  • опрос о физическом самочувствии;
  • визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
  • замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
  • выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
    • объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
    • анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).
Читайте также:  Адвокаты по делам ДТП Калининграда

Допуск к работе и последствия запретов

Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.

Справка должна содержать следующую информацию:

  • подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
  • описание объёмов оказания помощи заявителю;
  • диагностирование болезней по предварительным заключениям;
  • цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
  • дата, точное указание времени проведения контроля;
  • порядковый номер самого мероприятия.

Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий

Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:

  • проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • измерение его температуры и давления;
  • визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
  • расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) водителем транспортного средства считается лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Любые организации, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны (ст. 20 Закона N 196-ФЗ):

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
  • соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей;
  • организовывать согласно требованиям Закона N 196-ФЗ и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, — тахографами.

В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Требование о прохождении медицинских осмотров содержится и в ст. 23 Закона N 196-ФЗ.

Медицинские освидетельствования

Кроме тех медицинских осмотров и обследований, которые обязан организовать работодатель, водители должны проходить обязательное медицинское освидетельствование:

  • в связи с заменой водительского удостоверения либо в связи с его возвратом после истечения срока лишения права на управление транспортным средством;
  • в случае, когда при проведении обязательного периодического медицинского осмотра выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.

Положение об организации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей в организации – образец

Порядок проведения медосмотров водителей установлен методическими рекомендациями, утвержденными письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. Согласно данному документу, работодатель может утвердить отдельный локальный правовой акт о медосмотре водителей — положение об организации соответствующих осмотров. Оно состоит из двух больших блоков:

  • Общие положения. По сути, это краткое изложение норм законодательства, обязывающих водителей проходить медосмотр.
  • Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров. В этом блоке документа должно быть точно расписано, как именно проходит медосмотр. Должны быть регламентированы все действия врачей: сбор анамнеза, измерение давления и пульса и так далее.

Как выполняются пред- и послерейсовые медосмотры

Правила их осуществления установлены приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н. Предрейсовый медосмотр выполняется до выхода водителя на маршрут. Он предназначен для оценки состояния здоровья человека или выявления у него симптомов приема алкоголя или запрещенных препаратов.

Послерейсовый медосмотр выполняется в конце трудового дня с целью установления влияния вредоносных факторов, которые могут вызвать профзаболевания, или симптомов отравления алкогольными напитками или наркотиками.

Медосмотры должны организовать и проводить все учреждения, которые в своем штате водителей и имеют любые типы технических устройств, занимающихся перевозками людей или грузов. Однако это не имеет отношения к водителям, которые выполняют экстренные выезды таких оперативных служб как пожарная охрана, полиция, скорая помощь, МЧС.

Пред- и послерейсовые медосмотры организуются, чтобы предотвратить ДТП на дороге и гарантировать безопасность транспортировки людей или грузов. Ежедневный медосмотр включает:

  • сбор жалоб на самочувствие;
  • внешний осмотр для установления нетрезвого состояния или симптомов отравления;
  • осмотр слизистых оболочек и кожи на присутствие нарушения их целостности, следов от уколов;
  • измерение пульса и АД;
  • обнаружение признаков нетрезвого состояния в результате приема спиртсодержащих напитков или наркотиков с помощью лабораторных методов и специального медоборудования и приборов.
Читайте также:  Лицензионный договор на предоставление исключительной лицензии

По итогам проведенного обследования выносится решение о присутствии или отсутствии какого-либо заболевания или состояния. По окончании обследования данные проведенного осмотра вносятся в Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров, в которых фиксируется:

  • дата и время осуществления медосмотра;
  • паспортные данные водителя;
  • итоги осмотра (имеются ли признаки болезни, переутомления, влияния вредоносных факторов водительской деятельности, профзаболеваний, отравления, нетрезвого состояния или употребления наркотиков);
  • заключение об итогах медосмотра (выявлено или не выявлено состояние организма, которое способно нарушить обязанности водителя; допущен или не допущен к вождению);
  • подписи медработника и водителя.

Это заключение выносится на путевой лист в виде штампа с обозначением «прошел» или «не прошел» пред- или послерейсовый медосмотр, с датой и временем медосмотра и с подписью медработника, который обследовал водителя.

Если противопоказаний к вождению машины нет, результаты измерений находятся в пределах нормы, то водителя допускают к работе.

Если здоровье сотрудника неудовлетворительное, и он не проходит медосмотр, его освобождают от работы и выдают справку для предоставления в медицинское учреждение для дальнейшего более полного обследования и получения необходимой медпомощи. Такая справка подлежит строгому учету. Она содержит следующую информацию:

  • номер документа;
  • дата и время медосмотра;
  • цель направления в медучреждение;
  • предварительный диагноз;
  • проведенные мероприятия по оказанию медпомощи;
  • подпись, фамилия и инициалы медработника, оформившего справку.

Водителей не допускают для вождения транспорта в нескольких случаях:

  • болезнь;
  • подъем давления или учащение пульса;
  • положительный тест на присутствие спиртсодержащих препаратов, наркотиков или психотропов;
  • обнаружение симптомов действия алкоголя, наркотиков или лекарственных средств и их влияние на трудоспособность.

Правила проведения пред- и послерейсовых медосмотров строго регламентированы. В случае невыполнения законных требований на учреждения и должностных лиц накладываются штрафные санкции.

И еще несколько слов о 16-19 пунктах Порядка

В том случае, когда в сотрудника после прохождения медосмотра и по его результатам не обнаружено никаких противопоказаний, тогда медик обязан поставить штамп на путевом листе, в котором говориться о том, что данный работник «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Если сравнивать с надписью, которая ставилась раньше, то она была короче, а именно «допущен к рейсу». Теперь медицинскому сотруднику нужно заверить такой штамп собственной подписью.

Когда работник возвращается после рейса и у него вновь ничего не выявлено, тогда ставиться на путевой лист штамп со следующей надписью: «прошел послерейсовый медицинский осмотр», и вновь-таки она заверяется подписью медика. Раньше данная процедура не регулировалась.

Все результаты проведенных медосмотров необходимо доводить до сведения начальства, впрочем, как и раньше. А вот способ, передающий такую информацию, законодательно не установлен.

В том случае, когда у сотрудника компании, выявляются любые симптомы болезни, тогда он получает справку, с которой ему нужно появиться в медицинском центре. Выданные справки учитывать могут только медицинские учреждения.

Предрейсовые медосмотры водителей в 2021 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2021 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *