Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Как получить бумажную диагностическую карту?

4. По запросу лица, представившего транспортное средство для проведения технического осмотра, оператором технического осмотра выдается диагностическая карта на бумажном носителе, которая заверяется подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра. Плата за предоставление такой диагностической карты не взимается. В случае противоречия сведений диагностической карты, содержащихся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, и сведений диагностической карты на бумажном носителе приоритет имеют сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

1. Чтобы получить традиционную бумажную диагностическую карту водителю достаточно попросить об этом представителя оператора технического осмотра.

2. Бумажная диагностическая карта выдается бесплатно.

3. Электронная диагностическая карта имеет приоритет над бумажной.

Тем не менее рекомендую Вам при прохождении техосмотра просить оформить и бумажную карту. Этот документ будет подтверждением того, что Вы действительно посещали пункт техосмотра и предоставляли автомобиль.

Например, если произойдет какой-то технический сбой в системе и информация не будет передана в ЕАИС ТО, то Вы сможете попросить оператора восстановить ее на основе имеющейся диагностической карты.

41. В случае утраты или порчи указанной в части 4 настоящей статьи диагностической карты по заявлению владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра выдается дубликат диагностической карты на бумажном носителе, за выдачу которого взимается плата в размере одной десятой предельного размера платы за проведение технического осмотра.

При желании автовладелец может получить дубликат бумажной диагностической карты. При этом:

  • Оформление дубликата платное.
  • Оформить дубликат можно у любого оператора технического осмотра (не обязательно там, где машина проходила осмотр).
  • Для оформления нужно написать соответствующее заявление.

Подведем итоги статьи:

  • По умолчанию диагностические карты оформляются в электронном виде, то есть информация вносится в базу данных (ЕАИС ТО).
  • По желанию можно получить карту на бумажном носителе.
  • Диагностическая карта должна быть создана в базе данных немедленно, то есть во время техосмотра.
  • В случае технических неполадок оформление диагностической карты происходит в течение суток.

Когда и зачем нужна диагностическая карта

В 2022 г. личные легковые авто и мототранспорт граждан освобождены от обязательного ТО, а ДК исключена из списка обязательной документации при оформлении автостраховки ОСАГО. Соответствующая законодательная редакция произошла в августе 2021 г. в ФЗ №40-ФЗ.

Читайте также:  Минобороны предложило увеличить оклады силовикам на 10,5%

Обязательства по прохождению ТО остались в таких случаях:

  1. Для первичной постановки на регистрационный учет ТС, с даты производства которого прошло более 4-х лет.
  2. При регистрации, связанной со сменой владельца (например, после покупки), если с момента производства авто прошло больше 4-х лет.
  3. При регистрационных операциях, опосредованных конструктивными изменениями в ТС, заменой основных агрегатов, а также при внесении таких изменений в эксплуатируемый транспорт для соблюдения соглашения ЕЭС.
  4. Для грузовых авто, автобусов и такси.
  5. Зрительное выявление дефектов, угрожающих БДД.

Таким образом, делать диагностическую карту для ОСАГО в 2022 г. не придется, поскольку в этом нет законодательной необходимости.

Можно ли оформить страховку без диагностической карты

Если владелец автомобиля не прошел ТО, то он все равно может оформить ОСАГО. В страховой компании ему выдадут временный полис, действующий в течение 20 дней. Его стоимость составляет приблизительно 20 % от цены обычной страховки. Такая страховка необходима водителю для транспортировки транспортного средства на СТО для техосмотра или в место, где она будет поставлена на учет. Если для прохождения техосмотра понадобится больше 20 дней, то временный полис придется переоформить.

Владельцам автомобилей, возраст которых не превышает 3 лет (с марта 2021 г. – 4 года), ОСАГО оформят без диагностической карты. Полис будет действовать в течение 1 года. Новые правила прохождения технического осмотра начнут действовать с марта 2021 г. Перенос вступления в силу закона, принятого Госдумой осенью 2019 г., обусловлен сложной ситуацией с пандемией коронавируса. До марта 2021 г. водители смогут оформлять ОСАГО без диагностических карт.

Какую информацию содержит карта техосмотра

Итак, что такое диагностическая карта автомобиля мы разобрались. В бланке документа имеется таблица с 65 обязательными показателями технического состояния машины. ДК имеет собственный уникальный номер из 17-20 цифр.

Карта содержит полную техническую информацию об автомобиле, исправности его основных узлов, агрегатов, механизмов, влияющих на безопасность, комфорт, удобства водителя и пассажиров. Всего позиций в документе, как говорилось выше, 65, и все они обязательно проверяются мастером СТО. Кроме этих данных в диагностической карте содержатся:

  1. Дата последующего технического осмотра. Одновременно это же и срок действия данной карты.
  2. Резюме о пригодности автомобиля к эксплуатации, рекомендации мастеров.
  3. Технические показатели авто в целом, тип двигателя, коробки передач, модель шин, их износ, показания километража.
  4. ФИО, должность специалиста, который осуществлял техосмотр.
  5. Серия, номер, дата выдачи, наименование компании, которая выдала технический паспорт на авто.
  6. Подробная информация о машине: марка, модель, государственный регистрационный номер.
  7. Подробный перечень проведенных технических осмотров, результаты проведения.

Зачем нужна диагностическая карта ОСАГО в 2022 году

Получать диагностическую карту обязаны все водители, планирующие приобрести полис. Порядок оформления ОСАГО утвердило Правительство постановлением от 7 мая 2003 года. В нем указаны правила страхования ТС, особенности продажи и продления полисов.

При покупке ОСАГО водителю потребуется предъявить актуальную диагностическую карту с пометками о регистрации. В случае сомнений в ее подлинности возможна дополнительная проверка. Провести процедуру помогает программа, работающая с единой базой ЕАИСТО. Если после прохождения проверки станет известно о несостоятельности бланка, в продаже страховки будет отказано. При этом возможно снижение рейтинга покупателя либо полный отказ от дальнейшего сотрудничества.

Если пройти проверку удалось без проблем, страховщик переходит к расчету ОСАГО. При этом он использует актуальные тарифы, обращает внимание на КБМ (участие клиента в ДТП, наличие штрафов), категорию транспорта, мощность силового агрегата. Действия выполняются на специальном калькуляторе. Он быстро обрабатывает информацию, позволяет легко узнать стоимость страхования.

Произвести личный расчет ОСАГО, не прибегая к помощи специалиста, помогут программы на сайтах страховщиков. Принцип их работы аналогичен калькулятору эксперта. Приложения находятся в свободном доступе. Для их эксплуатации не нужно проходить регистрацию, оставлять электронную почту или телефон.

Деятельность страховых компаний контролируется Российским Союзом Автостраховщиков (РСА). Организация не позволяет продавать ОСАГО слишком дорого, оказывает помощь в обработке заявок с запросами о проверке подлинности.

Для транспорта до 3 лет

Первый техосмотр легковой автомобиль проходит в три года. Эта дата считается не с момента покупки новой автомашины, как думают многие, а со дня изготовления, которая указана в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Причем в расчёт берутся только года. Другими словами, в текущем 2020 году могут не проходить техосмотр владельцы транспортных средств 2020, 2020 и 2014 годов выпуска.

Читайте также:  Статья 136 ТК РФ. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы

До истечения этого срока страховой полис ОСАГО оформляется без предъявления техосмотра.

Срок этот взят не с потолка. Он примерно совпадает со сроком гарантии, который дают на свои автомобили флагманы автопрома. Поэтому считается, что первые три года работы машины ее соответствие всем нормам и стандартам не требует дополнительного подтверждения, за него несет ответственность изготовитель.

Какие правовые последствия влечет нарушение порядка прохождения ТО для СТОА и владельца ТС

Нарушения порядка проведения техосмотра и выдачи диагностической карты при отсутствии законных оснований влекут административную ответственность (ст. 14.4.1. КоАП РФ). В частности, для юридических лиц в соответствии с этой статьей:

  • непредставление сведение, необходимых для ведения ЕАИСТО, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • оформление диагностической карты без проведения ТО либо ее оформление в отношении транспортного средства, не отвечающего обязательным требованиям безопасности, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей;
  • передача в ЕАСТО данных о проведенном ТО без фактического проведения ТО влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей;
  • выполнение ТО лицом без соответствующей аккредитации в отношении необходимой категории транспортных средств (в том числе с приостановленной аккредитацией) влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей;
  • повторное совершение каждого из указанных правонарушений влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 300 000 до 500 000 рублей.

Кроме того, ст. 14.4.1. КоАП РФ устанавливает административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и технических экспертов.

Относительно возможности привлечения обладателя поддельной диагностической карты к уголовной ответственности (по ст. 327 УК РФ), по-видимому, следует ответить скорее отрицательно.

Действительно, имеется практика осуждения лиц за подделку диагностических карт. Примером может служить, в частности, постановление Президиума Волгоградского областного суда от 10.05.2017 № 44у-55/2017.

Однако в основном суды оправдывали обвиняемых по ч. 1 ст. 327 УК РФ (ответственность – до двух лет лишения свободы) в связи с тем, что:

  1. ч. 1 ст. 327 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за подделку «…официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей», однако
  2. диагностическая карта не обладает свойствами официального документа (из последних актов лучше всего изложено обоснование в Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2020 № 77-1283/2020. Однако схожая квалификация дана, например, в п. 4 «Результатов обобщения практики рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел апелляционной и кассационной инстанциями верховного суда Республики Татарстан в 4 квартале 2019 года»).

Использование (но не изготовление!) поддельной диагностической карты составляет иной, самостоятельный, состав преступления, предусмотренный ч. 5 ст. 327 УК РФ (ответственность – до шести месяцев ареста). Правомерность привлечения к уголовной ответственности за использование поддельных диагностических карт была подтверждена и Верховным Судом РФ во втором абзаце пункта 4 Постановления от 17.12.2020 № 43 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324 – 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, подделывать диагностические карты «для души» и для развития собственных художественных способностей – можно. А пользоваться ими – с точки зрения уголовного закона категорически нельзя.

Что будет, если ДТП и нет бланка

Согласно закону страховая компания обязана оформить бланк обязательного страхования при наличии действующего ТО. При этом неважно, через сколько дней бланк прекратит свое действие.

В результате некоторые водители получают заветную страховку и не продлевают документ, который подтверждает техническое состояние автомобиля. Но какое наказание за это предусмотрено? Как уже было сказано, сотрудники ГИБДД не могут выписать штраф за его отсутствие.

Что касается выплаты компенсации, в результате наступления дорожно-транспортного происшествия, то тут компания может отказать. При принятии бланка заявления страховщик запрашивает бланк, чтобы убедиться, что машина находилась в исправном состоянии.

Если клиент получает отказ, необходимо отстаивать свои права, а именно:

  • требовать письменный отказ в отказе выплате, с указанием причины;
  • писать досудебную претензию, с которой обращаться к страховщику;
  • получить ответ по досудебной претензии от страховщика;
  • если компания повторно откажет, обратиться в суд.

Однако суд всегда встает на сторону клиента и обязывает страховщика выплатить не только средства для восстановительного ремонта, но и штрафные санкции. Бывают случаи, когда компания доказывает свои права и клиент компенсирует все расходы за собственные средства.

Читайте также:  Материнский (семейный) капитал в Омской области в 2023 году

Срок действия ДКА и полиса ОСАГО часто не совпадает. Его могут выдать даже в последний день действия карты. Если автомобиль попал в аварию, а карта уже недействительна, страховщик может отказаться выплачивать ущерб. Тогда придется через суд взыскивать его с виновника ДТП или обращаться в РСА. Это структура, в которую входят все страховщики, выдающие полис ОСАГО. Она занимается компенсационными выплатами.

Оформить карту задним числом невозможно, так как сведения вносятся в федеральную базу текущим днем. После продажи автомобиля диагностическая карта не теряет силы, так как она оформлена на ТС, а не ее владельца. Новый хозяин будет ею пользоваться до момента окончания срока.

Узнать о местонахождении лицензированных СТО можно на сайте РСА, аналогичная информация имеется во всех отделениях ГИБДД. На проверку всех основных систем и агрегатов авто уходит примерно полчаса, процедура осуществляется с помощью компьютерной техники.

Что подготовить для получения ДК

Для прохождения официального ТО нужны подготовит пакет бумаг:

  • Паспорт гражданина РФ или иной документ с актуальным ВНЖ;
  • Права;
  • Свидетельство о регистрации машины или ПТС;
  • Обязателен документ о праве владения или пользования автомобилем;
  • Договор с рекламодателем – придется сделать, если на ТС присутствуют рекламные надписи.

Никаких иных бумаг правила не требуют. По закону предъявлять ПТС, права и паспорт россиянина не обязательно. Но лучше иметь их при себе во избежание конфликтов с экспертом при проведении ТО и не тратить личное время на лишние поездки, что потребует также дополнительных финансовых потерь.

Особенности комплектации и состояния машины:

  1. Аптечку в 2023 году брать с собой не обязательно (но сотрудники полиции за ее отсутствие имеют право выписать штраф при возможном осмотре машины);
  2. Огнетушитель с актуальным сроком годности, целой пломбой и объемом не меньше двух литров;
  3. Рекомендуется помыть машину заранее, иначе в осмотре грязного ТС могут отказать (рекомендуется заранее проверить читаемость номеров на моторе и кузове, а также различимость расцветки самого автомобиля).

Основные спорные моменты при осмотре:

  • Не удается пройти ТО из-за имеющихся трещин на лобовом стекле. Ситуация возможна, если повреждение располагается со стороны руля в пределах зоны работы стеклоочистителя (щеток);
  • Цветные пленки должны соответствовать Гостам (быть уже 15 см);
  • Занавески и иные элементы, которые ограничивают обзор в момент проведения ТО снимают;
  • Тюнингованные детали могут вызвать споры с экспертом, их лучше демонтировать и заменить заранее;
  • Болты или гайки колес рекомендуется заранее затянуть, декоративные диски закрепить;
  • Цвет и число фар (фонарей) обязаны строго соответствовать типу машины. Отклонение от стандарта помешает пройти осмотр;
  • На борту авто присутствовать минимум 1 комплект знаков аварийной остановки.

Возможные проблемы при прохождении ТО

Несоответствие транспортного средства нормам безопасной эксплуатации может стать причиной отказа в выдаче ДК. На устранение поломок и недочетов автовладельцу отводится 20 дней. Но в большинстве случаев для оформления страховки этого времени недостаточно, а ездить с просроченным полисом противозаконно.

Чтобы диагностическая проверка машины прошла без проблем нужно заранее подготовиться к ней. Такими мероприятиями могут быть:

  • Проверка узлов машины на работоспособность.
  • Устранение уже известных технических проблем.
  • Сделать проверку огнетушителя и аптечки.
  • Наличие знака аварийной остановки.
  • Вымыть машину и привести в надлежащий вид.
  • Проверить актуальность всех необходимой документации.

Часто задаваемые вопросы

Чтобы изучить нюансы диагностической карты, следует рассмотреть вопросы, которые наиболее часто задаются водителями.

Нужно грамотно действовать в ситуации, когда сотрудник ГИБДД требует этот документ у водителя, поскольку такие действия будут неправомерными, и об этом тоже нужно узнать подробнее.

Для водителя важно не попасть в руки мошенников, которые часто встречаются на рынке техосмотров, предлагая услугу продажи карты, при этом выдавая подделку за оригинал. Все чаще встречается и ситуация, в которой ТО проводится неквалифицированным или невнимательным сотрудником, не замечающим серьезные дефекты. Если из-за этого произошла авария, то тоже нужно знать, как в таких случаях может действовать страховая компания и кто будет платить за подобный ущерб, спровоцированный человеческим фактором.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *