Брак товара при грузоперевозке: виновата транспортная компания. Что делать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Брак товара при грузоперевозке: виновата транспортная компания. Что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Комментарии к ст. 796 ГК РФ

1. Статья сохраняет ранее принятые в праве РФ принципы имущественной ответственности перевозчика: он отвечает при наличии его вины (п. 1) и в пределах стоимости перевозимого груза и багажа (п. 2). Аналогичные начала ответственности приняты в зарубежном праве и в международных транспортных конвенциях. Сверх стоимости груза и багажа перевозчик возвращает клиенту соответствующую провозную плату (п. 6 наст. коммент).

2. В п. 1 статьи не говорится о вине перевозчика как основании его ответственности, однако формула, согласно которой перевозчик не отвечает при наличии обстоятельств, которые он «не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело», есть иное словесное обозначение вины. Эта же формулировка содержится в ст. 148 УЖД; в КТМ вина перевозчика прямо называется как основание его ответственности (ст. 160 КТМ). При этом вина перевозчика презюмируется, и он вправе доказывать ее отсутствие.

3. В ст. 796 нет указаний, аналогичных ч. 2 ст. 382 ГК 1964 г., согласно которой в транспортных уставах (кодексах) могут быть предусмотрены случаи, когда доказательство вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. Поэтому надлежит считать, что соответствующие правила о бремени доказывания грузовладельца, содержащиеся в транспортных уставах и кодексах, утратили свое значение и после вступления в силу ГК использоваться перевозчиком в свою защиту не могут.

4. Для установления цены несохранного груза и багажа согласно п. 2 может использоваться более широкий круг сведений, нежели называемый в транспортных уставах и кодексах, которые содержат отсылки только к счету продавца, а в отношении багажа — к государственным ценам. Допускается применение цены договора, а также цен на аналогичные товары. В условиях значительной дифференциации цен в отдельных регионах РФ их определение может вызывать споры, которые должны разрешаться судом.

5. В ст. 796 нет указаний в отношении устанавливаемых транспортными уставами и кодексами пределов ответственности перевозчика за багаж в случаях, когда его ценность не была объявлена пассажиром. Такой предел ответственности не утрачивает своего значения, тем более что его отсутствие будет вести к длительным спорам и вынесению несправедливых решений. Однако применяемый в настоящее время предел ответственности по багажу должен быть пересмотрен и приведен в соответствие с действующими ценами.

6. Возвращение соответствующей части провозной платы п. 3 предусматривается не только при утрате и недостаче груза, но также в случае его повреждения (порчи), что является новым правилом. Аналогичное правило действует и для случаев несохранности багажа.

7. В п. 4 в числе доказательств в отношении ответственности перевозчика и его клиентуры названы только документы. Это, однако, не дает оснований считать, что другие доказательства по такого рода спорам исключаются, и суды вправе их использовать и оценивать по общим правилам оценки доказательств.

8. В ст. 796 нет правил в отношении ответственности перевозчика за ручную кладь, имеющуюся у пассажира. В этом вопросе надлежит руководствоваться нормами транспортных уставов и кодексов и дополняющих их правил перевозок.

Административная ответственность за перегруз

Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* Наказание для водителя Наказание для перевозчика Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб.
2-10% / до 10 см 1 000 – 1 500 руб. 100 000 – 150 000 руб. 250 000 – 400 000
10-20% / 10-20 см 3 000 – 4 000 руб. 250 000 – 300 000 руб. 250 000 – 400 000
20-50% / 20-50 см 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав 350 000 – 400 000 руб. 250 000 – 400 000
>50% / >50 см 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав 400 000 – 500 000 руб. 250 000 – 400 000
Читайте также:  Как получить декретные неработающей женщине в 2023 году

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Как определить размер ущерба, причиненный транспортной компанией?

Прежде чем обращаться с досудебной претензией к перевозчику, важно провести собственную экспертизу и установить степень повреждений груза, причиненный ущерб и возможность восстановления. Преимущество такого шага заключается в том, что вы можете воспользоваться помощью объективного независимого эксперта, задать ему правильные вопросы, чтобы транспортная компания фактически не имела возможность отказаться компенсировать причиненный вред. О вашем намерении провести экспертизу нужно предупредить перевозчика, а затем задать следующие вопросы:

  • Какой ущерб причинен товару;
  • Соответствует ли упаковка или транспортировочная тара состоянию, описанному в акте приемки;
  • Существует ли причинно-следственная связь между зафиксированными повреждениями и действиями компании в процессе транспортно-логистических услуг.

Услуги эксперта стоят денег, но помните: в случае признанием перевозчиком вины на причиненный ущерб именно он компенсирует вам стоимость проведения экспертизы.

Особенности подачи и рассмотрения претензии

Срок подачи претензии перевозчику – 6 месяцев с момент обнаружения повреждений. На втором экземпляре документа транспортная компания обязана поставить отметку о получении, указать дату, поставить печать и входящий номер, после чего отправить обратно заявителю. Ответ должен быть дан в течение 30 дней с момента получения. Если опасаетесь за честность перевозчика. Отправьте претензию заказным письмом с обязательным уведомлением о прочтении и описью вложения.

В идеальном случае вы получите указанную сумму компенсации в установленный законом срок. Если это не произошло (что бывает достаточно часто) или размер выплат оказался гораздо меньше требуемого, нужно обращаться в суд. Срок исковой давности составляет 1 год. Важно помнить, что перед подачей искового заявления о компенсации материального вреда нужно в обязательном порядке пройти процедуру досудебного урегулирования.

Идеальный вариант – еще на этапе обнаружения повреждений воспользоваться услугами транспортного юриста нашей компании. Мы поможем вам грамотно составить акт повреждений, возьмем на себя проведение экспертизы, досудебное урегулирование и процесс взаимодействия с перевозчиком. А если не удастся решить вопрос с компенсацией по претензии, составим исковое заявление в суд, защитив ваши интересы и репутацию.

Стоимость услуг транспортного юриста

Наименование услуги

Петербург

Москва

Предварительный анализ документов, юридическая консультация, разработка позиции по делу от 1000 р. от 1500 р.
Составление претензии / жалобы от 4000 р. от 5000 р.
Составление искового заявления вместе со всем необходимым пакетом для обращения в суд от 7000 р. от 9000 р.
Судебное представительство (представление интересов клиента в суде) от 20000 р. от 25000 р.

В соответствии с ГК РФ ст 796. «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа» транспортировочный компания несет ответственность за доставку груза или багажа в надлежащем состоянии после того, как его приняли к перевозке и до передачи клиенту.

Вред, полученный при транспортировке товаров, возмещается транспортировщиком: в случае потери или недостачи товара — в размере стоимости поврежденного груза;

Цена груза высчитывается исходя из его стоимости, прописанной в счете продавца или предусмотренной контрактом, а если счета нет — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах, как правило, взимается за похожие товары.

Также транспортная компания наряду с выплатой нанесенного вреда должна возместить клиенту оплату за перевозку, если эта услуга не включена в стоимость груза.

Документация о причинах повреждения груза, оформленная транспортировщиком в одностороннем порядке, подлежит в случае оспаривания оценке судом наряду с другой документации, подтверждающей обстоятельства, которые могут послужить основанием для ответственности транспортной компании, отправителя или клиентов.

Читайте также:  Как взыскать деньги, если расписка есть, а деньги по ней не переданы

Факторы, влияющие на сохранность груза

Есть определенные ключевые моменты, которые необходимо учитывать при выполнении любого вида перевозки грузов, чтобы избежать повреждения груза.

  1. Внезапные изменения температуры могут привести к образованию конденсата, который может привести к повреждению товара водой при транспортировке. Помимо этого, перемещение товаров также является основной причиной ущерба, нанесенного грузу.
  2. Если между грузами есть какой-то промежуток, и они не плотно упакованы, очевидно, что товары будут перемещаться во время транспортировки. Эти небольшие или незначительные зазоры могут привести к увеличению пространства, которое может привести к смещению нагрузки из-за даже небольшой вибрации и столкновения друг с другом или стенами, что приведет к дальнейшему разрушению.
  3. Нужно разграничивать типы грузов на более тяжелые, более мягкие и хрупкие товары, чтобы ни один из товаров не был поврежден из-за столкновения при транспортировке.
  4. Существует строгая необходимость равномерно загружать все товары в контейнер, чтобы судно не наклонялось при транспортировке.
  5. Груз должен быть защищен от любого типа влаги, присутствующей в контейнере. Эта влага может быть вызвана чем-либо, например, деревянным полом, влажностью воздуха и так далее. Необходимо проверять влажность, так как это может привести к дальнейшей конденсации из-за изменения климата или температуры и повреждению груза.

Правовое обоснование позиции Истца: определение размера ущерба

Согласно п. 6.4 Договора Перевозчик несет материальную ответственность за полную утрату груза в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Уставом автомобильного транспорта.

В силу пункта 1 статьи 796 ГК РФ Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного груза. В соответствии с частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза в размере его стоимости (пункт 1 части 7 статьи 34 Устава автомобильного транспорта).

По смыслу указанных норм перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении обязательства по перевозке.

Ущерб, причиненный Заказчику (Истцу) утратой груза удостоверяется товарно-транспортными накладными, а в случае наличия и Соглашением о реструктуризации долга, которое обычно заключается с собственником груза на момент утраты, т. е. с грузополучателем или грузоотправителем или страховой компанией, выплатившей страховое возмещение по страховому случаю: утрата груза.

При этом, заключив 10.02.2015 г. Соглашение о реструктуризации долга и начав производить платежи по нему, Истец понес реальные расходы в связи с нарушением его прав. Таким образом и к моменту направления претензии, и к моменту предъявления иска в суд у Истца имелось право требовать с Ответчика возмещения ущерба в пределах стоимости груза.

Итак, на конкретном примере мы разработали не только обосновали правовую позицию Истца в сложившейся ситуации, но и сформулировали возражения на наиболее вероятные доводы Ответчика.

VERDICTO напоминает, что перед предъявлением иска в суд — необходимо уделить внимание:

  • правильному оформлению акта об утрате груза;

  • верному определению размера реального ущерба Заказчика;

  • сбору доказательств утраты груза, в том числе путем обращения в полицию с заявлением;

  • правильному соблюдению до-судебной процедуры урегулирования спора.

Порядок предъявления претензии

При перевозке возможны различные случаи повреждения груза: часть груза может быть потеряна, часть груза повреждена, часть груза испорчена.

Претензия в таких случаях составляется:

  • если груз был оформлен несколькими накладными — претензия предъявляется по каждой накладной отдельно;
  • при железнодорожной перевозке – допускается написание одной претензии, если оформлялся один коммерческий акт на группу отправок, при этом отправлялся груз одного наименования, он был погружен одним отправителем, на одной станции, отправлялся на одну станцию назначения, в адрес одного грузополучателя.
  • допускается предъявление одной претензии, в случае маршрутной или групповой отправки груза несколькими вагонами, указанными в одном коммерческом акте.

Срок предъявления претензии

Общий срок исковой давности для направления претензии или искового заявления, по требованиям, возникающим из договоров перевозки или договоров фрахтования – 1 год.

Срок подачи претензии к транспортной компании зависит от вида транспорта, которым осуществлялась перевозка и основания для наступления ответственности (повреждение, утрата, порча или недостача груза).

Читайте также:  Как изменится размер прожиточного минимума в России с 1 января 2023 г.

При перевозке груза:

  • морским видом транспорта — претензия может быть направлена в течении всего срока исковой давности;
  • железнодорожным видом транспорта — в течении 6 месяцев с момента наступления основания для направления претензии, а по претензиям, связанным с выплатой штрафов или пеней — в течении 45 дней;
  • автомобильным транспортом — претензия может быть направлена в течении всего срока исковой давности;
  • авиатранспортом — в течение 6 месяцев с момента наступления основания для направления претензии (общее правило).
  • при прямом смешанном сообщении — претензия предъявляется не раньше 4 месяцев с момента принятия груза к перевозке. Претензия направляется перевозчику, который доставил груз в конечный пункт перевозки.

Важно учитывать момент, от которого начинается отсчет срока исковой давности. Начало этого срока исчисляется со дня наступления события, которое послужило причиной для предъявления претензии.

Если таким событием стала:

  • недостача, повреждение или порча груза — срок исчисляется со дня выдачи груза;
  • утрата груза — срок исчисляется со дня признания груза утраченным. Исключения: в случае перевозки морским транспортом — по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза; при перевозке воздушным транспортом — через 10 дней по истечении срока доставки, если произошла утрата почты — по истечении срока доставки;
  • просрочка доставки груза — срок исчисляется со дня выдачи груза.

Некоторые важные правовые нюансы

  1. Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. Однако в этом случае необходимо оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях.
  2. Груз считается утраченным, если перевозимые товары не были переданы грузополучателю в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре.
  3. Экспедитор несёт ответственность как участник коммерческого контракта, а значит любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица. В частности, речь идёт о ненадлежащем выполнении сделки со всеми вытекающими претензиями пострадавшей стороны. То есть в случае утраты груза ответственность экспедитора проявляется в гораздо большей степени, чем ответственность перевозчика.
  4. Экспедитор практически всегда будет компенсировать ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза. Поэтому если в таком контракте стоимость перевозимых ценностей явно завышена, то сопровождающему лучше всего отказаться от участия в таком рейсе.
  5. В случае частичной или полной утраты коммерческого груза грузополучатель в своей претензии и исковом заявлении вправе присоединить требование о компенсации упущенной выгоды. То есть, если заявленная ценность перевозимых товаров представляет собой специальную оптовую стоимость, получатель вправе требовать рассмотрения судом возмещения суммы потерянной прибыли.
  6. Если утрата груза носит умышленный характер, позволяющий характеризовать это действие как хищение, в этом случае для виновных лиц наступает уголовная ответственность

Законы, регулирующие перевозки

В первую очередь грузоотправителю нужно понимать, что делать, и ознакомиться с законодательной базой, если транспортная компания разбила груз. Что регулирует порядок всех участников процесса доставки, а также их прав и ответственности:

Официальное название закона Номер и дата выпуска Что содержится в нормативах
О транспортной экспедиционной деятельности Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ Регулирует соглашение с экспедитором, порядок доставки, сумма, условия возмещения потерь
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ Определяет условия перевозки грузов, пассажиров в условиях города и за пределами; документооборот при перевозках
Об утверждении порядка оформления форм экспедиторских документов Приказ Минтранса РФ N 23 от 11.02.2008 Утвержден способ документального оформления доставки, в зависимости от вида товара
Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 Определяет нормы перевозки всех видов, в том числе опасных грузов; порядок упаковки; максимально допустимый вес; ответственность сторон
Перевозка, глава 40 Гражданский кодекс Российской Федерации Установлены общие положения перевозки (сроки претензии); риски; договорная база; ответственность
О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 Определяет величину оплаты за амортизацию дорог, покрытий, эстакад, прочего дорожного полотна


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *