§4. Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§4. Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.

Этапы ведения коллективных переговоров

Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.

1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:

  • если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
  • если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
  • профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
  • если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.

2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.

3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:

  • порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
  • обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
  • вопросы взаимной ответственности и др.

4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.

5 этап. Обсуждение проекта колдоговора, то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.

6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.

Порядок разработки и заключения соглашений

Согласно ст. 20 Закона порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией по ведению коллективных переговоров. Эта же комиссия, созданная на паритетной основе представителями работников и работодателей, разрабатывает проект соглашения, который затем подписывается представителями сторон. Если согласие не достигнуто в 7-дневный срок, то представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключить соглашение от имени представляемых ими работников.

Для подготовки генерального соглашения и ведения коллективных переговоров на федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Правовая основа формирования и деятельности этой комиссии в настоящее время определена Федеральным законом от 1 мая 1999 т. № 92-ФЗ. В состав комиссии входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации. Порядок обеспечения ее деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1229.

Сроки действия соглашения

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в нем. Срок действия соглашения не может превышать 3 лет. Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников этого соглашения заключить его от их имени.

Заключенные на федеральном уровне отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение или профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которых включены не менее чем 50% работников отрасли (отраслей) или профессии, могут распространить свое действие и на работодателей, не участвовавших в их заключении. Необходимыми условиями для этого закон устанавливает: направление министром труда РФ этим работодателям предложения о присоединении к соглашениям и отсутствие заявленного несогласия работодателей или соответствующих представителей работников с предложением в течение 30 дней с момента его получения.

Читайте также:  Правила строительства дома на дачном участке в 2021 году

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, для них действуют наиболее благоприятные условия соглашений.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-дневный срок направляется для уведомительной регистрации представителями работодателей участниками соглашения:

— заключенного на федеральном уровне — в Минтруд России;

— заключенного на уровне субъектов РФ — в орган по труду субъекта РФ. Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

Протоколирование переговоров

Поскольку коллективные переговоры – регламентированная законом процедура, их ведение должно документально фиксироваться. В ходе переговоров обязательно ведется их протокол. Он должен обязательно содержать:

  • номер официального документа, под которым он регистрируется;
  • наименование заседания;
  • его дата и время проведения;
  • состав комиссии по переговорам (ФИО и должности участников);
  • повестка дня;
  • кто выступал по каждому вопросу;
  • что именно решили;
  • сколько было голосов «за» и «против» (если производилось голосование) по каждому конкретному вопросу;
  • подписи участников переговоров (в конце протокола).

Начальство не идет на переговоры?

Закон не разрешает руководству уклоняться от переговоров, если персонал направил соответствующий запрос. Не имеет права начальствующая сторона и нарушать установленный регламентом ход переговоров. Если же такие нарушения допускаются, ст. 54 ТК РФ встает на стражу интересов трудового коллектива, предусматривая для строптивого работодателя ряд санкций, применяющихся, когда:

  • сторона уклоняется от участия в коллективных переговорах;
  • сторона отказывается вносить согласованные изменения в текст коллективного договора;
  • сторона отказывается ратифицировать итоговый документ своей подписью.

КоАп РФ в ст. 5.28 детально разъясняет, что имеется в виду под «уклонением сторон от коллективных переговоров», а также озвучивает размер возможного штрафа – от 1000 до 3000 рублей за каждое доказанное нарушение.

Гарантии и компенсации на время проведения коллективных переговоров

Важно! Если во время проведения коллективных переговоров потребовалось присутствие экспертов и посредников, их услуги оплачиваются со стороны инициатора переговоров.

Коллективные переговоры требуют временных, финансовых и эмоциональных затрат, а потому правительством предусмотрен ряд преференций для представителей сторон:

  • сотрудников нельзя увольнять, переводить на другие должности и привлекать к дисциплинарным взысканиям во время проведения переговоров (кроме случаев, регламентируемых трудовым законодательством);
  • работники освобождаются на время ведения переговоров от всех основных обязанностей, получая при этом средний заработок.

Участие в переговорах и гарантии с компенсациями для заинтересованных лиц

Коллективные переговоры организуют, опираясь на статью 39 ТК РФ. Помимо самих заинтересованных сторон, процедура допускает участие посредников, специалистов и экспертов. У всех этих лиц есть право на гарантии с дополнительными компенсациями, описанными на законодательном уровне.

Следующие гарантии обеспечивают успешное проведение мероприятия в любых условиях:

  1. Сохранение заработной платы на указанный период.
  2. Освобождение от основной работы на время этой процедуры. Не больше, чем на три месяца.

Всем лицам гарантирована компенсация любых затрат, связанных с участием в переговорах. Размеры и источники компенсаций определяются на нескольких основаниях:

  • соглашение;
  • коллективный договор;
  • законодательство.

Приглашающая сторона обычно оплачивает услуги экспертов и любых посредников. Исключение – когда важные документы предусматривают другие условия.

Все работники, принимающие в процессе непосредственное участие, могут рассчитывать на оформление дополнительных гарантий. Например, представителей коллектива нельзя подвергать дисциплинарным взысканиям, пока проходит мероприятие. Запрет распространяется на увольнение, переводы на другие должности. Увольнение допустимо, только если доказано, что гражданин совершил серьезный проступок, допускающий применение наказаний.

Ошибки и дополнительные нюансы

Многие думают, что коллективные переговоры и соглашения – обязательные требования текущего законодательства. Но в нормативных актах нет требований, которые бы подтверждали это, Не предусмотрено и наказаний для руководства, отказывающегося от оформления документов, письменной фиксации.

Главное – помнить о том, что руководитель не может отказаться, когда ему поступает предложение. Нужно в любом случае оформить письменный ответ, где вторая сторона сообщает о том, какого представителя выбирает. Сами переговоры организуют не позднее следующего дня после поступления документа.

Статья 54 ТК РФ отдельно описывает последствия нарушений для тех, кто уклоняется от обязанностей в этом направлении. Ответственность чаще все материальная и дисциплинарная либо административная. Некоторые случаи допускают применение наказаний сразу нескольких видов.

Одна из основных причин появления споров с руководством – невозможность выплачивать заработную плату, соответствующую работе и ответственности граждан на своей должности. Переговоры помогают прийти к соглашению мирным путем, без обращения с жалобой к вышестоящим инстанциям. Главное – не отказываться от этого мероприятия, выбирать представителей, способных должным образом защитить интересы.

Как протоколируются коллективные переговоры

Коллективные договоры должны фиксироваться документально, поскольку процедура их проведения регламентирована законом. Во время ведения переговоров оформляется протокол, включающий в себя следующие сведения:

  • регистрационный номер протокола;
  • название заседания;
  • время и дата ведения переговоров;
  • состав комиссии (фамилии, имена, отчества, должности);
  • повестка дня;
  • выступающий по каждому вопросу;
  • принятое решение по каждому вопросу;
  • количество голосов «за» и «против» (в случае проведения голосования) по всем вопросам в отдельности;
  • подписи участников (по окончании ведения переговоров).

Срок действия коллективного договора

Стандартный срок действия коллективного договора составляет 1-3 года. Но проведение коллективных переговоров по вопросу разработки нового проекта документа может оказать влияение не указанный срок:

  • если срок действия старого коллективного договора истекает во время проведения коллективного договора, действие документа продлевается;
  • в случае ликвидации фирмы коллективный договор действует до окончания процедуры;
  • если меняется владелец фирмы коллективный договор продолжает действовать;
  • если компания подверглась реорганизации, коллективный договор продолжает действовать, если ни одна из сторон не имеет возражений.
Читайте также:  Можно ли заламинировать документы?

Порядок ведения коллективных переговоров определяется трудовым законодательством, но не всегда работники и работодатели действуют четко по этой схеме. Все отношения, которые возникают между органами власти и местного самоуправления, работниками и работодателями можно объединить в один термин, а именно – социальное партнерство. Основываясь на нем, можно урегулировать отношения между этими разными сторонами таким образом, чтобы добиться максимального удовлетворения интересов каждой из сторон.

А что касается социального партнерства, то оно подробно описано в 27 статье Трудового Кодекса Российской Федерации. Здесь можно узнать о различных формах переговоров, а также о том, как к ним нужно подготавливаться, как согласовывать и регулировать конфликты, и как должны переговоры заканчиваться.

Итак, приступим к рассмотрению порядка ведения переговоров и заключению коллективного договора. Изначально принимается решение о том, что должны быть проведены переговоры, каждую сторону уведомляют об этом и назначается время и место. На втором этапе происходит утверждение членов комиссии, которые будут участвовать в переговорах и определение их полномочий. При этом комиссия должна формироваться на добровольных началах. Несколько сотрудников могут работать параллельно либо объединиться в какую-то организацию для того, чтобы определить требования к ведению переговоров.

На третьем этапе происходит обсуждение определенного коллективного договора. По ходу принятия решений возможны доработки, которые должны быть четко урегулированы по срокам и согласованы с каждой из сторон. Заканчиваются коллективные переговоры тем, что происходит собрание всех работников и подписание принятых документов. На этом этапе работодателя могут представлять различные организации или отдельные люди.

Что касается срока действия коллективного договора, то он вступает в силу как минимум на год и максимум до 3 лет. Если необходимы какие-то изменения или дополнения, то они должны вноситься по соглашению каждой стороны. Отметим, что если на определенный момент времени срок действия документов уже прошел, то его положения автоматически продолжают действовать до того момента, как будет сформулирован новый договор или до того момента, как будут изменены старые положения.

Важно помнить, что если меняется руководство компании, состав, структура или разрывается трудовой договор, то коллективный договор при этом все равно сохраняет свою силу. Он остается активен даже в том случае, если происходит реорганизация компании. При этом договор можно расторгнуть, если такой вариант будет предложен одной из сторон. Но на время ликвидации компании договор все равно будет действовать. После смены руководства или реорганизации договор будет еще действовать в течение первых трех месяцев, после которых сотрудники работодатель должны собраться для создания нового договора либо изменить тот, на основе которого они работали.

Локальные нормативные акты о труде

ТК РФ предусматривает достаточно обширный перечень случаев, когда работодатель обязан принимать локальные нормативные акты и иные решения с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации. Целесообразно определить в коллективном договоре перечень этих локальных нормативных актов, а также предусмотреть возможность их принятия по согласованию или совместно с представительными органами работников.

Право выражать свое мнение предоставляется только тем первичным профсоюзным организациям, которые представляют интересы всех или большинства работников, то есть объединяющим более 50% работников организации (ст. 372 ТК РФ). Несоблюдение процедуры учета мнения профсоюза влечет негативные последствия для работодателя — локальный нормативный акт будет считаться не подлежащим применению (ст. 8 ТК РФ).

Цель, принципы и основа для заключения коллективного договора

  1. Методические рекомендации по вопросам коллективно-договорного регулирования разработаны на основе Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов и устанавливают примерный порядок ведения коллективных переговоров по заключению, изменению и дополнению коллективного договора, контроля за его исполнением, а также разрешения коллективных трудовых споров в случаях неисполнения условий коллективного договора.
  2. Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделений (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
  3. Коллективно-договорное регулирование отношений между нанимателем и работниками осуществляется непосредственно в организациях, их обособленных подразделениях.
  4. Целью принятия коллективного договора является регулирование сторонами трудовых и социально-экономических отношений, направленных на повышение заинтересованности в увеличении производительности труда, эффективной, прибыльной работы организации, установление соответствующего уровня оплаты труда работников, полную и продуктивную занятость работников, создание здоровых и безопасных условий труда, охрану здоровья и установление льгот и гарантий, улучшающих положение работников по сравнению с законодательством.
  5. Коллективный договор – это локальный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 ТК).
  6. Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантиях и компенсациях, предоставляемых нанимателем и профсоюзом.
  7. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными (статья 362 ТК).
  8. Основными принципами социального партнерства при заключении коллективного договора (статья 353 ТК) являются:
    • равноправие сторон;
    • соблюдение норм законодательства;
    • полномочность принятия обязательств;
    • добровольность принятия обязательств;
    • учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;
    • обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;
    • отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
    • взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Подписание и регистрация коллективного договора

  1. Завершающей стадией заключения коллективного договора является его подписание.
  2. Коллективный договор подписывается на каждой его странице уполномоченными представителями сторон (статья 369 ТК). Как правило, со стороны нанимателя договор подписывает руководитель организации, со стороны работников – председатель профкома.

При наличии в организации нескольких профсоюзных организаций коллективный договор со стороны работников подписывается уполномоченным представителем наиболее многочисленной профсоюзной организаций, если профсоюзные организации, участвовавшие в заключении коллективного договора, не договорились об ином порядке подписания коллективного договора, а также если не имеется иной практики подписания коллективного договора представителями нескольких профсоюзов. При этом в тексте коллективного договора со стороны работников указываются все профсоюзные организации, представители которых включены в состав комиссии по коллективным переговорам. Данные организации являются участниками заключенного коллективного договора.

Коллективный договор составляется в количестве, соответствующем числу заключивших его сторон, и отдельного экземпляра для регистрирующего органа.

  1. Коллективный договор вступает в силу с момента его подписания или со дня, который устанавливается сторонами (статья 367 ТК).
  2. Подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя (статья 370 ТК).
  3. Для регистрации коллективного договора в регистрирующий орган представляются следующие документы (статья 371 ТК):
    • заявление с просьбой о регистрации с указанием наименования, юридического адреса, фамилии, имени, отчества руководителя организации, контактных телефонов лиц, подписавших от имени сторон коллективный договор; даты подписания договора; отрасли (по основному виду деятельности); формы собственности; общей численности работников организации и членов профсоюза; наименования вышестоящего органа (организации);
    • коллективный договор в количестве, соответствующем числу заключивших его сторон, и отдельного экземпляра для регистрирующего органа;
    • копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора. Скрепление печатью организации подписи сторон не является обязательным требованием.
  4. Документы для регистрации коллективного договора направляются в регистрирующий орган нанимателем.
  5. Изменения и дополнения в коллективный договор (статья 372 ТК) вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном для его заключения, если иное не определено сторонами.

Представители работников при проведении коллективных переговоров

На основании ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Давайте разберемся, кто же может выступать от имени работников. Статьей 29 ТК РФ установлено, что представителями работников в социальном партнерстве могут быть:

— профессиональные союзы и их объединения;

— иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

— иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Если коллективные переговоры проводятся с целью заключения или изменения соглашения, разрешения коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также для формирования и осуществления деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, интересы работников будут представлять соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.

А вот при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

К сведению. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, которые связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а значит, и образуется такая организация на конкретном предприятии.

Иногда первичная профсоюзная организация может представлять интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Если работники не являются членами профсоюза, но желают принять участие в коллективных переговорах, они могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 30 ТК РФ).

На основании ст. 31 ТК РФ, если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган). При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *