Налоговая нагрузка по НДС 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по НДС 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.

Опасные способы «оптимизации» НДС для бизнеса

А вот «серые» схемы, которые заметно уменьшают сумму налоговых отчислений, но далеки от законности, применять в работе предприятия не стоит.

«Бухгалтер готовит декларацию, в которой все авансы, покупки и продажи выверены до копейки, ― рассказывает эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету Алла Семенова. ― Уверенность в безошибочности расчета — 100%, ура! Но директор, рассмотрев ее, замечает: многовато будет, не пойдет, нужно уменьшать, что-нибудь придумайте…»

В такие моменты, когда доводы об экономической целесообразности, о сопоставимости контрольных значений и возможном возмещении в следующем квартале, не находят у руководства понимания, и возникают «идеи» уменьшить сумму налога. А для этого, как правило, прибегают к таким схемам:

  • оприходование «левых» товаров, материалов, услуг;

  • привлечение «фирм-однодневок»;

  • использование услуг «левых» компаний, которые предлагают разрыв НДС за «символичную» плату;

  • банальное сокращение сумм в декларации ― не записать, «случайно забыть» про полученные авансы.

Расчет совокупной нагрузки

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется как частное налоговых отчислений и выручки. Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если налоговая нагрузка будет меньше, чем среднее ежегодное значение в отрасли.
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС, где
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, за исключением НДС и акциз.
Расчет нагрузки по налогу на прибыль
Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если он будет ниже 1% для торговых предприятий и менее 3% для всех остальных организаций.
ННп = Нп / (Др + Двн) *100%, где:

ННп ¬ ¬– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ¬– налог на прибыль из годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – другие доходы организации.
Расчет налоговой нагрузка по НДС
Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если за четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
НН по НДС = ННДС / НБрф, где
НН по НДС – налоговая нагрузка по НДС;
ННДС – сумма уплаченного НДС;
НБрф – показатель налоговой базы, ориентирующейся на состояние рынка РФ.

Формулы расчета прибыли предприятия

Ввиду многочисленности формул, применяемых на практике для расчета тех или иных разновидностей прибыли, мы предлагаем придать соответствующим эмпирическим данным табличным вид, исключительно удобства восприятия ради…

Таблица 1. Формулы расчета прибыли предприятия

НАИМЕНОВАНИЕ ФОРМУЛА
Формула расчета чистой прибыли Пчист. = Поперац. – Нприб.
Формула расчета выручки В = Сед. * Кпрод.
Формула расчета маржинальной прибыли Пмарж. = В — Зперем.
Формула расчета валовой прибыли Пвалов. = В – Спроизв.
Формула расчета прибыли от реализации Преализ. = В – Сполн.
Формула расчета балансовой прибыли Пбаланс. = Ппродаж – Рпроч. + Дпроч.
Формула расчета операционной прибыли Поперац. = Пбаланс. + ПРвыпл.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Читайте также:  Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов

Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 4 квартал по регионам:

Регион 4 квартал 2020 года,%
Белгородская область 92,00
Брянская область 93,80
Владимирская область 84,90
Воронежская область 92,90
Ивановская область 91,30
Калужская область 87,30
Костромская область 85,20
Курская область 93,5
Липецкая область 104,20
Московская область 88,50
Орловская область 91,6
Рязанская область 82,00
Смоленская область 92,80
Тамбовская область 94,90
Тверская область 88,70
Тульская область 95,80
Ярославская область 86,70
город Москва 88,90
Республика Карелия 79,00
Республика Коми 78,40
Архангельская область 85,00
Вологодская область 98,70
Калининградская область 64,30
Ленинградская область 88,40
Мурманская область 188,80
Новгородская область 96,60
Псковская область 89,70
город Санкт-Петербург 87,90
Ненецкий АО 149,20
Республика Дагестан 82,90
Республика Ингушетия 92,90
Кабардино-Балкарская Республика 90,70
Карачаево-Черкесская Республика 90,10
Республика Северная Осетия – Алания 86,70
Чеченская Республика 96,50
Ставропольский край 90,00
Республика Адыгея 84,60
Республика Калмыкия 79,50
Республика Крым 86,50
Краснодарский край 90,70
Астраханская область 76,50
Волгоградская область 91,60
Ростовская область 92,70
город Севастополь 81,20
Республика Башкортостан 91,40
Республика Марий Эл 88,40
Республика Мордовия 89,10
Республика Татарстан 90,80
Удмуртская Республика 80,70
Чувашская Республика 83,60
Кировская область 88,30
Нижегородская область 90,40
Оренбургская область 74,30
Пензенская область 88,80
Пермский край 86,90
Самарская область 84,00
Саратовская область 84,60
Ульяновская область 88,50
Курганская область 85,20
Свердловская область 91,00
Тюменская область 84,60
Челябинская область 90,00
Ханты-Мансийский АО – Югра 67,00
Ямало-Hенецкий АО 72,40
Республика Алтай 88,90
Республика Тыва 81,50
Республика Хакасия 87,00
Алтайский край 89,60
Забайкальский край 87,43
Красноярский край 76,50
Иркутская область 78,40
Кемеровская область 94,10
Новосибирская область 88,90
Омская область 84,90
Томская область 80,60
Республика Бурятия 97,30
Республика Саха (Якутия) 94,40
Приморский край 94,20
Хабаровский край 90,40
Амурская область 131,20
Камчатский край 92,70
Магаданская область 103,00
Сахалинская область 95,00
Еврейская автономная область 82,70
Чукотский АО 136,50
Байконур 65,10

Есть ли усредненный безопасный процент вычетов по НДС

Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.

Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.

Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
Читайте также:  Оплата больничного в 2021 году по новым правилам

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Рассчитать долю вычета можно на основании налоговой декларации по НДС, по формуле:

ДВ = НВндс : Нндс * 100%

где,

ДВ — доля вычета НДС за налоговый период, за который составлена налоговая декларация;

НВндс — налоговые вычеты по НДС, отраженные в разделе 3 в строке 190 «21. Общая сумма налога, подлежащая вычету (сумма величин, указанных в строках 120 – 185)» налоговой декларации по НДС;

Нндс — сумма начисленного НДС, отраженного в разделе 3 строке 118 «11. Общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога (сумма величин графы 5 строк 010 – 080, 105 – 115)» налоговой декларации по НДС.

Налогоплательщики, применяющие ставку НДС 0%, в расчет включают также данные разделов 4 – 6 декларации по НДС по таким операциям.

Пример

По данным налоговой декларации по НДС за квартал:

Сумма налоговых вычетов составила 920 тыс. рублей (стр. 190 разд. 3 декларации).

Сумма начисленного НДС составила 1 000 тыс. рублей (стр. 118 разд. 3 декларации).

Доля вычета НДС за квартал 92% (920 : 1 000 * 100%).

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Читайте также:  Правила продажи автомобиля 2023

Нормальный показатель нагрузки

Эти значения актуальны в 2019 году. Они зависят от вида деятельности организации или ИП. Таким образом, нагрузка для торговых компаний составляет меньше 1%, а для производственных не более 3%. Бывает так, что на протяжении последних нескольких лет отмечается нарушение динамики изменения процентов, тогда необходимо проводить расчет налоговой нагрузки с помощью калькулятора.

Отклонения от нормы всегда невыгодны для налогоплательщиков, потому что при обнаружении ошибки выписываются штрафные санкции от государства. В случае обнаружения недочета компании необходимо выявить причины низкой нагрузки. Среди них может быть:

  • неправильно поставленный код типа деятельности;
  • проведение необходимых вложений;
  • временно проблемная реализация;
  • повышение затрат на оборудование или поставщиков;
  • совершения экспорта.

Эти аргументы предоставляются в Федеральную службу. Так компания оберегается от штрафных санкций. Для фискальных органов юридическое лицо подготавливает документы с пояснением причин, которые проходят рассмотрение на протяжении трех дней. В том случае, если организация уклоняется от предупреждений и предписаний фискальной службы, то она вправе предпринять более жестокие меры наказания. На выездной проверке она замораживает счет производства или открывает уголовное дело по факту невыплаты обязательных средств государству.

Коэффициент нагрузки по налогам

Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.

Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.

Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.

Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета

Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.

В письме налоговой службы под номером ММ-3−06/333@ указано, что компания будет попадать в группу риска, если размер вычисленного коэффициента будет более 89% (показатель немного варьируется в зависимости от региона).

Негативные последствия при превышении указанного предела:

  • Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
  • Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
  • Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.

Методы анализа нагрузки по налогам на субъект предпринимательства

В сфере налогообложения в России отсутствует четкая методика оценки нагрузки по налогам. Иногда из-за недостатка знаний предприниматели используют формулы для расчет аналогового потенциала, что делает невозможным использование полученных результатов для анализа и планирования.

Кроме того, формулы могут изменяться в зависимости от изменения налогового и иного законодательства, выхода новых усредненных показателей по отраслям, изменения местных показателей рентабельности. Поэтому грамотные налоговые консультанты используют несколько методов оценки. Такой поход позволяет учесть влияние большого количества факторов. Полученный по результатам таких расчетов результат поможет принять правильное управленческое решение.

Обратите внимание, что налоговая нагрузка рассматривается ФНС как размер обязательств, которые должны быть уплачены в виде налогов. То есть, ее нельзя уменьшат за счет повышения цен или других факторов, а также уменьшать с помощью налогового планирования и другими способами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *