Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить маршрут так, чтобы его согласовали с первого раза». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2022 году заказчики зачастую руководствовались принципом: главное – привезите. При этом стоимость доставки практически не имела значения. Задача стояла просто: доставить груз, который застрял, например, в порту Роттердама, или если его не получалось выкупить у поставщика напрямую. В результате, по разным оценкам, несмотря на просевший курс рубля, импорт в России подорожал в среднем на 30%. Эта надбавка – результат в том числе не всегда эффективных логистических решений.
Новые сведения в путевом листе
Сведения о собственнике (владельце)-юрлице должны содержать полное наименование, адрес в пределах местонахождения, номер телефона, ОГРН. Прежний Приказ не оговаривал, что наименование должно быть полным, зато требовал указывать организационно-правовую форму. От ИП требуется указать свои ФИО, адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, ОГРН. Обратите внимание: раньше ИП просили привести почтовый адрес, а теперь — адрес по прописке.
Одним из обязательных реквизитов остаются показания одометра (полные километры пробега). Их раньше следовало указывать на момент выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании рабочего дня (смены) водителя транспортного средства и при заезде транспортного средства на парковку по окончании рабочего дня (смены) водителя. Теперь дополнительно приводятся показания одометра на момент приёма-сдачи транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя (в случае оформления или формирования нескольких путевых листов на одно транспортное средство).
Данные о проведении предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров водителя дополнены наименованием медицинской организации (если медицинский работник состоит в штате медицинской организации), а также обязательным указанием серии, номера, даты выдачи и срока окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
Определено, что информация о видах перевозки должна содержать следующие варианты формулировок:
-
коммерческие перевозки:
- регулярная перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе, по договору аренды транспортного средства с экипажем);
- перевозка пассажиров и багажа по заказу;
- перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
- организованная перевозка групп детей автобусами по договору фрахтования;
-
перевозки для собственных нужд;
-
передвижение и работа специальных транспортных средств.
Парад логистических решений иссякнет
2022 год был богат на необычные на первый взгляд решения по доставке грузов. Например, как альтернатива железнодорожной и автоперевозке из Китая появляется их комбинация – автодоставка до Забайкальска и далее по России железнодорожным транспортом. Осваивается новый путь доставки из Китая через Благовещенск – морем из любого порта Китая в порт Далянь, далее автомобилем или по железной дороге в приграничный Хэйхэ, затем – автоперевозка через мост в Благовещенск и далее по железной дороге. Появились необычные маршруты авиаперевозок, например, через Макао.
Рынку еще предстоит определить, какие из этих решений приживутся, а какие – нет. Но в целом в 2023 году будет происходить дальнейшее оформление рынка логистических предложений в уже сложившихся условиях.
На рынке морских перевозок, который традиционно формировался на основе предложения грузовладельцев, баланс сместился в сторону интересов судовладельцев.
Судоходные компании в попытках разобраться, как работают санкции, предпочитают не рисковать с перевозкой российских грузов. Правила игры постоянно меняются, и риски в морском секторе юридически просчитать невозможно, говорят участники судоходного рынка. Кроме того, иностранные судовладельцы боятся предоставлять флот из-за опасений, что Россия может ввести ответные санкции.
По мнению российских судовладельцев, с вводом европейских санкций в отношении судов под флагом РФ ситуация складывается парадоксальная. Российские суда должны простаивать без работы, ставки фрахта подскочили, а те же европейские судовладельцы, суда которых ходят под разными удобными флагами, будут получать сверхприбыли на российском экспорте, говорят они.
Резких изменений в цепочках поставок пока не наблюдается, для разворота грузопотоков нужно время, считают участники транспортного рынка. По их словам, мартовские заявки на перевозку грузов по ж/д были согласованы еще в феврале, в марте стивидоры по инерции отрабатывали заявленные ранее объемы. При этом массовая переориентация грузов с востока на запад придется на сезон ремонтных путевых работ, который на Дальнем Востоке стартует в середине апреля, отмечают они.
Под давлением санкций транспортники ищут «окна возможностей». На судоходном рынке могут появиться «гибридные» совместные предприятия с партнерами из дружественных стран, суть которых в создании специализированных морских линий для перевозки только российских грузов. Точками трансшипмента в таком формате могли бы стать порты Турции и Марокко, полагают эксперты. В любом случае, экспортерам сначала нужно найти и выйти на новые рынки сбыта, а дальше уже выстраивать логистические схемы доставки и фрахтовать суда, считают они.
Неограниченное количество поездок
1️⃣ Количество поездок по новому порядку будет указываться только для тяжеловесных ТС. Если нет превышения массы/осевых, значит нет лимита на поездки. Отличная новость для тех, кто возит много одинаковых негабаритных грузов по одному маршруту.
Однако, если при этом маршрут заходит по дорогу с пониженными нормами (по общей массе или осевым), тогда владельцу дороги нужно выставлять счет и требовать оплату ущерба. В этом случае балансодержатель информирует об этом и управление, и заявителя (контакт которого теперь есть и в запросе на согласование). Заявитель сообщает количество поездок балансодержателю, а тот выдает согласование вместе со счетом на ущерб.
Но если возник ущерб, а владелец дороги по тем или иным причинам не выяснил у заявителя количество поездок, то владелец дороги попросту пишет отказ! Так что теперь нужно быть вдвойне внимательным при прохождения маршрута по разным городкам — они любят поставить 6 т/с и своевременно сообщать балансодержателю о количестве поездок в таких случаях. Еще один плюс — если раньше подавались на всякий случай на 10 поездок и влетали на незапланированный ущерб по дороге с пониженными нормами, приходилось изворачиваться, чтобы платить не за 10 поездок, а за одну, которая произойдет по факту — теперь достаточно просто сообщить балансодержателю, что поездка будет одна. Но и разрешение тогда будет выписано на одну поездку.
Смягчили требования по грузу
2️⃣ Из характеристики груза пропали требования об указании ПОЛНОГО наименования, марки и модели. Каким образом это будет реализовано на практике, мы еще увидим — наверняка первое время разные управления дорог будут по-разному трактовать эту новую норму. Однако, черным по белому теперь написано — в заявлении требуется указать только наименование груза, без марки-модели. Экскватор. Емкость. Блок-контейнер. Всё!
Больше того — даже такое упрощенное наименование груза теперь не нужно указывать в запросе на согласование. Кто сталкивался, тот знает, как пару лет назад Приморский край глумился над всеми подряд, отказывая в согласовании по причине не соответствия груза каким-то только им ведомым нормам. Теперь согласующие не будут видеть, что в принципе везет транспорт — только общие характеристики.
Процедура оформления разрешения и период его действия
Когда все согласования от владельцев дорог получены, то оформляется разрешение, которое направляется в ГАИ для утверждения предстоящего маршрута передвижений. После чего этот документ возвращается назад с отметками ГАИ о необходимости предоставления сопровождения и установления особого режима передвижения.
Оформленное разрешение выдаётся на руки заявителю. По общему правилу весь процесс занимает 15 дней.
Однако если перевозка предполагает работы по обустройству дороги, прилегающих объектов, а также инженерных коммуникаций, то срок оформления разрешения продлевается на соответствующий период. При этом все затраты должен компенсировать получатель разрешения.
Сам документ действителен в течение 3 месяцев и охватывает не более 10 рейсов в рамках автомобильных перевозок тяжеловесных грузов. Разрешение печатается на двухстороннем бланке со степенями защиты.
На лицевой стороне указываются данные о транспортном средстве, типе грузов, маршруте следования, инициалы и должность лица, ответственного за выдачу разрешения и т. д.
Оборотная сторона содержит сведения о сопровождении, особенностях движения, владельцах дорог, через которые предстоит провозить груз.
Отдельно должна присутствовать подпись водителя о том, что ему знакомы правила перевозки тяжеловесных грузов.
В феврале 2023 года будут обновлены ставки за проезд по автомагистралям во Франции. С 1 февраля они вырастут в среднем на 4,75 проц. Рост составит от 4,5 до 5,07 проц. в зависимости от количества осей – сообщил управляющий автомагистралями APRR (Autoroutes Paris-Rhin-Rhône).
Что касается автомагистралей Sanef (компания, управляющая автомагистралями северной и восточной Франции), рост составит от 4,62 до 4,81 проц. По данным транспортного портала transportinfo.fr, больше всего цены повысят управляющие тоннелями – ATMB (Autoroutes et Tunnel du Mont Blanc) на 5,39 проц. и SFTRF (La Société Française du Tunnel Routier de Fréjus) – на 6,33 проц.
Таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля
Весогабаритный контроль транспортных средств проводится для сохранения дорожного полотна. Для владельцев и водителей грузовых автомобилей весовой контроль – тема наболевшая. Страдают от него даже добросовестные перевозчики, которые не перегружают свой транспорт, потому что оборудование для весового контроля нередко работает со сбоями. Из-за этого владельцы транспорта получают несправедливые штрафы, которые очень непросто обжаловать, а размеры этих штрафов весьма велики. Чтобы вовремя отстоять свои права, вам пригодится таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля.
В 2022 году вступил в силу новый приказ Минтранса, который изменит порядок весогабаритного контроля. Кроме того, изменятся правила проезда через АПВГК, а штрафы за перегруз могут стать фиксированными, избавившись от так называемой «вилки».
Расположение осей транспортного средства | Расстояние между сближенными осями (метров) | Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси (тонн) | ||
для дорог, рассчитанных на нагрузку 6 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 11,5 тонн на ось |
||
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось) | свыше 2,5 м | 5,5 (6) | 9 (10) | 10,5 (11,5) |
Двухосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 2 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 8 (9) | 10 (11) | 11,5 (12,5) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 9 (10) | 13 (14) | 14 (16) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 10 (11) | 15 (16) | 17 (18) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 11 (12) | 17 (18) | 18 (20) | |
Трехосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 3 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 11 (12) | 15 (16,5) | 17 (18) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 12 (13) | 18 (19,5) | 20 (21) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 13,5 (15) | 21 (22,5 ) | 23,5 (24) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 15 (16) | 22 (23) | 25 (26) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более) | до 1 м (включительно) | 3,5 (4) | 5 (5,5) | 5,5 (6) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 4 (4,5) | 6 (6,5) | 6,5 (7) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 4,5 (5) | 6,5 (7) | 7,5 (8) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 5 (5,5) | 7 (7,5) | 8,5 (9) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей) | до 1 м (включительно) | 6 | 9,5 | 11 |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 6,5 | 10,5 | 12 | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 7,5 | 12 | 14 | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 8,5 | 13,5 | 16 |
Как на «коленках» рассчитать нагрузку на ось
Поскольку время неумолимо идет к «заветной» дате, 01 апреля, а никаких положительных известий от Минэкономразвития в этом году, в отличие от прошлого года нет, то надо готовиться к сезонному весеннему закрытию дорог 2014 года.
Об этом я уже немного раньше говорил, ведь опубликован проект приказа Росавтодора. В нем указаны дороги, которые закрываются в те или иные сроки, список тоже есть у меня на моем сайте. Но ведь сами дороги никто не закрывает, просто мы так говорим.
Как самому рассчитать нагрузку на осьНа этих дорогах вводятся ограничения по допустимой нагрузке на каждую ось транспортного средства. Вот это введение ограничения по нагрузке на ось грузового автомобиля и есть то, что мы называем «закрытие дороги на просушку«.
Как посчитать разрешенную, или реальную нагрузку на ось транспортного средства? Есть одна простая, народная, но достаточно приближенная методика, позволяющая более-менее прикинуть предельно допустимые нагрузки на оси транспортного средства. Я ее подглядел у создателя и идейного вдохновителя сайта Транспорт-КТГ. На их сайте можно точно рассчитать нагрузки на оси для конкретных моделей автомашин и прицепов, задать иные вопросы и, что самое главное, получить квалифицированные на них ответы.
На северо-западном направлении санкционные войны привели к существенному сокращению грузопотока, но все же не остановили его полностью. В ответ на запрет российским автоперевозчикам въезжать на территорию ЕС перед западными автотранспортными компаниями, которым необходимо осуществлять перецепку или перегрузку на границе, тоже был опущен шлагбаум (см. «Куда повернуть российскому дальнобойщику?», «Эксперт» № 17 за 2022 год).
«Из Европы перестали возить товары морем; возят в основном фурами, и только несанкционный груз. Многие европейские компании вообще не хотят торговать с Россией, — комментирует Игорь Бурлов из компании “Арнейс”. — Сроки доставки увеличились, усложнился поиск подвижного состава из-за обоюдных ограничений по въезду и перемещению на нашей территории автомобилей недружественных государств. Цены в сравнении со временем до СВО выросли в два-три раза. Перспективы у этого направления пока туманны, многое, а точнее, почти все в сообщении с Европой обусловлено геополитикой и санкциями».
На логистический бизнес на европейском направлении давят и финансовые ограничения, в то время как в перевозках из других стран эти сложности удается решать за счет использования местных валют. «В среднем сроки доставки из Европы сейчас увеличились примерно на 14 дней, — отмечает Фарид Мадани из “Деловых линий”. — Происходят изменения в расчетах валютой: вместо евро и долларов малый и средний бизнес стал использовать китайские юани, индийские рупии, турецкие лиры, эмиратские дирхамы, казахские тенге. Но мы с интересом следим за планами создания единой валюты ЕАЭС».
Сегодня из ЕС доставляют только те товары, которые действительно необходимы. «Некоторые российские компании поддерживают торговлю с европейскими странами, несмотря на кратное увеличение цен. В первую очередь закупается уникальная продукция, которая производится только в Европе: запчасти для оборудования, автомобилей, упаковочных линий, обслуживание и ремонт которых возможны только с помощью оригинальных деталей, — комментирует Александр Морозов, руководитель службы внешнеэкономической деятельности компании СДЭК. — Но в целом европейские маршруты ненадежны: все зависит от санкций, внешнеполитической ситуации. Если она останется прежней, товарооборот продолжит сокращаться».
В новом году перспективы грузопотоков на северо-западном направлении могут быть связаны с морскими перевозками из Азии, а также с потенциалом Северного морского пути. «На наш взгляд, самые большие колебания грузооборота в 2022 году испытал Большой порт Санкт-Петербург. С марта там практически остановились импортные и экспортные грузопотоки, терминалы порта пустовали, очевидны были большие издержки операторов и собственников. После ухода большинства международных морских перевозчиков альтернатив по загрузке порта практически не было, — говорит Анастасия Кизулева, исполнительный вице-президент по морской логистике Noytech Supply Chain Solutions. — Ситуация начала меняться только в третьем квартале, когда были анонсированы судозаходы в Санкт-Петербург вновь образованных контейнерных линий. Первые прямые рейсы из Юго-Восточной Азии воспринимались как эксперимент, и компании внимательно следили за развитием ситуации. Крайне актуальным стал также Северный морской путь — ранее этот проект рассматривался участниками рынка скорее в долгосрочной перспективе. Мы видим, что порт Санкт-Петербурга постепенно возвращается к нормальной работе, хотя, конечно, до восстановления прежних объемов еще далеко».
Но главное, что постепенно к новым логистическим реалиям адаптируется потребитель — российский бизнес, который готовит запасные пути на случай, если грузооборот с Европой окончательно сойдет на нет. «Когда в феврале возникли риски нарушения привычных маршрутов из ЕС, мы оперативно обратились к поставщикам в дружественных странах, — рассказывает Владимир Петюшин, владелец компании “Пластика окон”. — Однако наши европейские партнеры, вопреки своей изначальной позиции, возобновили отгрузки. Если в мае они заявляли, что прекратят с нами работать, то уже к августу ситуация стала просто идеальной: наладились отгрузки, нормализовались цены, то есть они стали максимально клиентоориентированными. Но в случае ухудшения ситуации мы сможем быстро переключиться на поставки турецкого сырья. В свое время мы обратились к турецким компаниям за тестовой партией и выбрали лучшие образцы для промышленного производства. Сейчас у нас на складе есть запас компонентов на три месяца, так что при необходимости компания без потерь перейдет на новые логистические рельсы».
Проанализируйте цепь поставок
Чтобы избежать сбоев, рекомендуем заранее спланировать логистику.
При оплате товара поставщику важно подключить к валютным операциям несколько банков. Рекомендуем заранее отправить реквизиты счета зарубежному партнеру, чтобы он проверил возможность проводить платежи от этого банка. Если товар из Китая, часть контрактов можно перевести в национальные валюты — рубль и юань.
Если товар ранее не ввозили в Россию, необходимо запустить лабораторные испытания, чтобы получить сертификат или декларацию соответствия. Это может занимать от 10 дней до 6 месяцев, в зависимости от вида продукции.
И, наконец, заранее проработайте график отгрузок товара, исходя из особенностей направления. Сделать это можно самостоятельно или вместе с логистическим партнером. Но будьте готовы, что расписание отгрузок может измениться из-за внешних факторов. Хорошая новость в том, что после прошлогодних сбоев в цепях поставок, опытные сервисные компании стали и консультантами по выбору продукции, и финансовыми аналитиками, и юристами.
Изменения в логистике
- Крупнейшие морские перевозчики отказались от работы с Россией.
- Идёт перераспределение грузопотоков. Например, значительно сократился поток контейнерных грузов через важнейшие порты Санкт-Петербурга; контейнерные перевозки по Балтийскому морю за первые шесть месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года сократились на 31%. В то же время значительно вырос грузопоток через порты Дальнего Востока и Новороссийска.
- Растёт количество новых судоходных компаний, обслуживающих порты Дальнего Востока, а также китайские, индийские, вьетнамские, голландские порты, порты ОАЭ, а также порты других азиатских стран.
- Возникли трудности по доставке грузов из европейских стран.
- Растёт поток грузов, доставляемых транзитом через Турцию, особенно по таможенной процедуре Реэкспорта.
- Появились новые транспортные коридоры и происходит оживление малоиспользуемых. Например, оживился МТК «Север — Юг», связывающий Россию и Индию через Иран.
Продлено на 12 месяцев действие срочных разрешений
Разрешения, сроки действия которых истекают (истекли) в 2023 году, продлеваются на 12 месяцев. Правило распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г. Перечень таких разрешений определяется приложением № 1(2) к Постановлению № 353 и включает в числе прочих:
- Санитарно-эпидемиологические заключения (за исключением санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности, работы, услуги, санитарно-эпидемиологических заключений на размещение объекта, санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию).
- Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” к объектам I категории, а также разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы, выдача которых предусмотрена пунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона “Об охране окружающей среды”.
- Аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), к проведению мероприятий по контролю
Что означает «Инкотермс» (Incoterms)?
Инкотермс (Incoterms) – это международные правила, признанные правительственными таможенными органами, юридическими компаниями и предпринимателями по всему миру как основные условия для международной торговли товарами. Сфера действия Инкотермс (Incoterms) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части перевозки товара от продавца покупателю, ответственности за утрату и повреждение товара, его таможенной очистки и страхования.
Инкотермс (англ. Incoterms, International commerce terms) является товарным знаком Международной торговой палаты МТТ (International Chamber of Commerce, ICC). В правилах Incoterms используются трехбуквенные сокращения для торговых терминов (базисов поставки) международной торговли и содержат необходимые инструкции для всех участников глобальной торговли. Условия поставки Инкотермс являются практически основным стандартом в международном бизнесе.