Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Личное дело осужденного, образец». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такое осуждение значит, что преступник не «извлекается» от общества и продолжает в нем находится, однако, в период течения условной судимости, осужденный должен на деле показать, что поведение его соответствует нормальному, и, он не планирует более нарушать закон, а в совершенном ранее правонарушении кается и полностью исправился.
ВАЖНО !!! В этот период к гражданину, нарушившему закон, применяется особенно строгий контроль со стороны инспектора, который регулярно анализирует все поведение осужденного, как в целом, так и по отдельным сферам его деятельности.
На базе такого анализа составляется психологический портрет нарушителя и заключается вывод о том, как должно измениться отношение к нему, как должен измениться уровень строгости контроля, а также его периодичность.
Общая суть и назначение УИИ
Как только преступнику выносят официальный приговор по уголовному делу, запускается процесс его исполнения. Даже если нарушителю не был присужден реальный срок, если он не был заключен в тюрьму, его жизнь какое-то время будет находиться под пристальным контролем сотрудников специальной организации, то есть уголовно-исполнительной инспекции.
Круг полномочий УИИ строго регламентирован современным законодательством.
Инспектор контролирует не только осужденных и приговоренных к альтернативным вариантам ограничения свободы. Под его контролем находятся те, что уже вышли из тюрьмы, но должны оставаться под пристальным контролем.
Информация о деятельности УИИ
Применительно к конкретному осужденному или лицу, находящемуся под домашним арестом, полномочия контролирующего органа исполняет УИИ по месту его жительства. Таким образом, становиться на учет, ходить отмечаться, предоставлять документы и решать все другие вопросы необходимо со своей местной УИИ.
Чтобы узнать адрес УИИ и другую информацию, можно зайти на официальный сайт УФСИН своего региона и найти раздел, в котором даются сведения о структуре Управления и его подведомственных органах. Поскольку УИИ работают, как правило, в связке с местной полицией и, в частности, участковыми, информацию можно уточнить в местном отделе полиции. Порой службы даже находятся в одном здании по соседству.
Все сведения о порядке отбытия наказания, условиях, правах и обязанностях следует узнавать у своего инспектора УИИ. На первом этапе важно вовремя встать на учет и соблюдать все предписания. При смене места жительства, если это допускается порядком отбытия наказания, происходит и смена УИИ – дело перенаправляется по территориальности.
Обязанности и права УИИ
Сотрудники УИИ выполняют не только особые функции надзора, но также воспитательные.
Основной задачей УИИ является отслеживание факта исполнения назначенного наказания, но также оказание положительного влияния на осужденного с целью снижения возможных рецидивов.
Среди основных обязанностей УИИ можно отметить следующие:
- Ведение учета всех нарушителей.
- Пояснение им правил и порядка положенного наказания.
- Согласование с местными специальных мест для отбывания наказаний.
- Организации воспитательной работы с преступниками.
- Подача запросов в суд, как о замене наказаний на более суровые или на полное освобождение от них.
- Обнаружение причин, которые могли бы стать причиной рецидива.
Наряду с определенными обязанностями у сотрудников УИИ есть некоторые права. Вот самые основные:
- Профилактические беседы с осужденными;
- Обнаружение причин в нарушении соблюдения отбывания наказания;
- Пояснение правил отбывания наказаний;
- Посещение осужденных по месту их проживания;
- Привод нарушителей в полицию, если они уклоняются от явки;
- Контроль за перечислением средств, положенных по исполнению наказания.
Это самые основные права и обязанности сотрудников УИИ, но далеко не полный перечень.
Виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
Наказание в виде штрафа исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту жительства (работы) осужденного.
проведение медицинского освидетельствования осужденных с целью выявления -фактов употребления алкоголя, наркотических средств, токсических веществ, назначать медицинское обследование заключенных;
Конкретно наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами—исполнителями на основании законов Российской Федерации «О судебных приставах»» от 21 июня 1997 г. и «Об исполнительном производстве от 21 июля 1997 г. при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;Наряду с этим ст. 14 названного Закона закрепляет за органами, исполняющими наказание, следующие права.
Чем занимается организация по надзору за осужденными
Инспекторы УИИ наделяются многочисленными правами и обязанностями. К основным функциям данного государственного органа относится:
- исполнение мер наказания, предусмотренных для осужденного за совершенное преступление;
- выполнение назначенных санкций, из-за которых человек не может занять высокую должность или заняться какой-либо деятельностью;
- надзор над людьми, которым назначена отсрочка исполнения приговора суда, если они заботятся о маленьких детях;
- ограничение свободы осужденного;
- проверка лиц, которым предоставлена отсрочка при необходимости прохождения лечения от наркотической зависимости;
- контроль преступников, выпущенных досрочно.
Внимание! В задачи инспекторов входит контроль лиц по месту их регистрации.
Ответственность поднадзорных граждан
Конкретные нормы поведения и обязательства осужденных определяются инспектором Уголовно исполнительной инспекции исходя из характера их наказания. Обязанности всех групп сводятся к соблюдению общих правил. Прежде всего, это соблюдение трудовой дисциплины и поведение в быту. О желании правонарушителя исправиться говорят следующие моменты:
- Он имеет только положительные отзывы от руководства предприятия, на котором трудится.
- Положительно характеризуется по месту учебы. Участвует в общественной жизни предприятия или учебного заведения.
- Соблюдает режим посещения УММ для регистрации, не уклоняется от бесед надзирающего сотрудника и участкового полицейского.
- Ведет трезвый образ жизни.
- Не пропадает из поля зрения контролирующих органов.
Условное осуждение под контролем УИИ
Условно осужденными считаются те, кому судом назначен испытательный срок, в течение которого нужно доказать свое исправление, вести себя безупречно. Если будут зафиксированы нарушения в процессе исполнения приговора, инспекция правомочна инициировать вопрос о замене наказания на реальное.
Процедура привлечения условно осужденного к отбыванию следующая:
- После получения копии приговора из суда инспектор выезжает по адресу проживания гражданина, вручает ему извещение о явке в инспекцию для постановки на учет, разъясняет его права и обязанности.
- В день явки осужденному разъясняют условия отбывания наказания, он расписывается об этом в специальном бланке, где также содержится предупреждение о последствиях несоблюдения порядка отбывания.
- На осужденного могут быть возложены судом обязанности (такое часто применяется) в виде:
- нахождения дома в ночное время с указанием временного промежутка (например, с 22 часов до 6 утра);
- трудоустроиться;
- продолжить обучение;
- не менять место жительства без разрешения инспекции;
- не выезжать за пределы города, области и т.д.
Эти обязанности могут быть определены как в совокупности (сразу несколько), так и по одной. Осужденному разъясняются условия соблюдения запретов и напоминают, что они могут быть как отменены (в части или все сразу), так и дополнены новыми, в зависимости от поведения.
- Осужденный обязан регистрироваться не менее чем один раз в месяц у надзирающего за ним инспектора. Дни явки определяются индивидуально, обычно это с 1 по 10 число каждого месяца. Инспектор может обязать осужденного регистрироваться и 2, и 3 раза в месяц – все зависит от личности осужденного, выводов психолога о вероятности совершения им повторного преступления.
- Работа психолога инспекции (не во всех УИИ имеется такая должность) заключается в беседе с осужденным, по итогам которой составляется его психологический портрет, делается вывод о склонности к криминальной деятельности, даются рекомендации поведения и т.д. Эти результаты используются инспекторами в работе.
Инспекция проверяет условно осужденного по месту жительства совместно с участковым (примерно один раз в квартал), контролирует его поведение путем направления запросов в ИЦ УВД с целью установления фактов привлечения к административной, уголовной ответственности, ведет профилактическую работу (интересуется образом жизни, досугом осужденного, опрашивает соседей, родственников, работодателей по вопросам характеристики состоящего на учете гражданина).
Исправительные работы
Привлечение осужденных к исправительному труду тоже является обязанностью инспекции, которая информирует гражданина о необходимости явиться и заполнить анкету, расписаться в подписке о разъяснении условий отбывания. Гражданин, уже имеющий постоянное место работы, может с согласия инспекции отбывать наказание там же, то есть просто продолжать трудиться на своей должности т отчислять часть заработка в доход государства. Уголовно-исполнительная инспекция контролирует работодателя на предмет правильного исчисления суммы, подлежащей удержанию. Бухгалтерией организации ежемесячно предоставляются квитанции, подтверждающие факт удержаний из зарплаты процента, установленного приговором (до 20 % от ежемесячной зарплаты).
При отбывании наказания осужденному запрещено:
- скрываться от инспекции, игнорировать извещения, не являться по вызовам;
- пропускать без уважительной причины даже один рабочий день;
- опаздывать на работу, допускать другие нарушения трудовой дисциплины;
- беспричинно отказываться от определенного варианта предлагаемой работы.
Инспекция обязана контролировать не только отсутствие нарушений порядка и условий отбывания наказания, но и соблюдение прав осужденного. Так, отбывающему работы обязаны предоставлять больничный и отпуск, как и для обычных граждан.
Характеристика осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях
Осужденный воспринимается прежде всего как человек, который совершил преступление. Последнее ассоциируется с антисоциальными чертами, антиобщественными взглядами и нравами их носителей. Многие ученые указывают на неразвитость духовных потребностей преступников, их неспособность к сопереживанию, а отдельным категориям свойственны неспособность сопротивляться антиобщественному влиянию, мстительность и др. Эти качества личности осужденных должны обязательно учитываться при организации воспитательного воздействия на них.
Однако, как верно отмечает А.И. Зубков , человек может обладать отдельными из указанных выше негативных качеств и свойств и не быть преступником, а тем более осужденным. Следовательно, существуют особые признаки, отличающие личность осужденного от других людей.
Изучение личности осужденных не случайно начинается с анализа их социально-демографической характеристики (пол, возраст, семейное положение, образование, социальное положение). Эти сведения позволяют организовать целенаправленную воспитательную работу с подучетными лицами.
К этой категории осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, в полной мере применимо общепринятое в социологической и правовой литературе положение о преобладании мужской преступности над женской. Согласно результатам нашего исследования, осужденные рассматриваемой категории по полу распределились следующим образом: 72 % мужчин и 27,8 % женщин, причем для 35,7 % женщин — это основной вид наказания. Большой процент женщин среди осужденных этой категории по сравнению с осужденными к другим видам наказания объясняется прежде всего значительным удельным весом женщин, совершающих преступления, за которые в соответствии с законом может быть назначен именно этот вид наказания (преступления в сфере торговли, бытового обслуживания), а также общей тенденцией уголовной политики к смягчению тяжести уголовной репрессии в отношении женщин.
Полученные данные можно объяснить тем, что для занятия должности либо деятельностью, которое может быть запрещено осужденному по приговору суда в связи с совершением преступления, требуются определенные специальные знания, а для их приобретения необходимо время.
Это обусловлено прежде всего достаточно зрелым возрастом осужденных и соответственно наличием устойчивых социально полезных связей. Кроме того, 92,4 % таких лиц осуждены впервые. И наконец, преступные проявления имеют специфичный характер (нередко совершались преступления, направленные на незаконное обогащение, причем это одобрялось семьей, поскольку способствовало повышению ее благосостояния).
Представляют интерес данные о семейном положении в зависимости от пола: 75,2 % мужчин имели семью и 73,1 % — женщин. Задача сотрудников уголовно-исполнительных инспекций — выяснить семейное положение осужденного, принять возможные меры к сохранению семьи как проведением соответствующей работы с самим осужденным (осужденной), так и посредством контактов с родственниками.
При проведении индивидуальной воспитательной работы следует активно воздействовать на осужденных, нацеливая их на сохранение семьи, формируя у них отношение к ней как к социальному благу.
К воспитательной работе с указанной категорией осужденных необходимо привлекать членов их семей и близких родственников с целью оказания на правонарушителей воспитательного воздействия, развития и закрепления у них одобряемых обществом полезных качеств.
Стремление к получению образования более высокого уровня свидетельствует о положительных качествах личности. Чем выше его уровень, тем с большим основанием можно судить о месте человека в обществе, умении критически оценивать себя. С уровнем образования тесно связана профессиональная деятельность, перспективы производственного роста. Он во многом определяет социальный статус человека, его способность к осуществлению различных видов деятельности.
В соответствии с образовательным уровнем лица, лишенные права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распределились следующим образом: 2,0 % составили осужденные с начальным образованием, 51,3 % — с общим средним образованием, 19,0 % — со средним специальным образованием, 16,7 % — с незаконченным высшим образованием, 11,0 % — с высшим образованием.
Таким образом, наибольший удельный вес принадлежит лицам, имеющим общее среднее образование, наименьший — лицам с начальным образованием.
Достаточно высоким уровнем образования обусловлена специфика преступности этих лиц, связанная, как правило, с незаконным использованием полномочий по должности либо при занятии специальной деятельностью, осуществление которой невозможно без определенных знаний и навыков.
Что касается рода занятий осужденных рассматриваемой категории, то абсолютное их большинство до осуждения были заняты общественно полезным трудом (табл. 3), что характеризует правонарушителей как лиц, хорошо социально адаптированных. Лишь 1,8 % мужчин и 1,9 % женщин нигде не работали, т. е. в зависимости от пола различий по этому показателю практически нет. Из табл. 3 видно, что более половины мужчин (59,8 %) представлены рабочими, а около половины женщин (45,8 %) — служащими. Самую небольшую долю составляют, независимо от пола, студенты: среди мужчин 0,3 %, среди женщин — 0,2 %.
Что это за структура в рамках УФСИН?
В компетенцию Управления Федеральной службы исполнения наказаний входит выполнение множества правоприменительных функций. В ее юрисдикции вся система контроля жизни нарушителей закона, как в изоляции, так и вне специальных исправительных учреждений.
Для нормального функционирования в рамках УФСИН созданы подразделения, каждому из которых не вменяется всеобъемлющих задач. Они ведают только одним определенным спектром в системе осуществления исполнения наказаний.
Например, уголовно исполнительная инспекция отвечает за исправление граждан, нарушивших закон, но не лишенных судом свободы.
Уголовно исполнительная инспекция – это одно из подразделений общей структуры УФСИН. Ее функции сводятся к обеспечению надзора за жизнью и работой правонарушителей, не изолированных от общества, но несущих определенную опасность для его законопослушных членов.
Особенности и правила работы УИИ
Исполнительная уголовная инспекция – это официальное подразделение Федеральной службы, что исполняет наказания, присужденные Минюстом РФ.
Сейчас на территории государства работает примерно 2500 инспекций. Распределяются они исключительно по территориальным признакам.
Если преступнику назначается наказание, не основанное на лишении свободы, отбывать его он будет исключительно по месту своего проживания. Если нарушитель получает настоящий срок заключения, в процессе исполнения наказания копия договора пересылается в СИЗО, в котором он находится. Уже после этого решается, куда отправлять преступника по этапу.
Исправительные работы
Привлечение осужденных к исправительному труду тоже является обязанностью инспекции, которая информирует гражданина о необходимости явиться и заполнить анкету, расписаться в подписке о разъяснении условий отбывания. Гражданин, уже имеющий постоянное место работы, может с согласия инспекции отбывать наказание там же, то есть просто продолжать трудиться на своей должности т отчислять часть заработка в доход государства. Уголовно-исполнительная инспекция контролирует работодателя на предмет правильного исчисления суммы, подлежащей удержанию. Бухгалтерией организации ежемесячно предоставляются квитанции, подтверждающие факт удержаний из зарплаты процента, установленного приговором (до 20 % от ежемесячной зарплаты).
При отбывании наказания осужденному запрещено:
- скрываться от инспекции, игнорировать извещения, не являться по вызовам;
- пропускать без уважительной причины даже один рабочий день;
- опаздывать на работу, допускать другие нарушения трудовой дисциплины;
- беспричинно отказываться от определенного варианта предлагаемой работы.
Когда вы не согласны с действиями инспекции
Деятельность УИИ контролируется следующими нормами Уголовным и Уголовно-исполнительным Кодексами, Приказами УФСИН, совместным Приказом УФСИН и МВД. Надзирает за работой уголовно-исполнительной инспекцией прокуратура района, именно сюда можно направить жалобу, когда права осужденного нарушены. Например, инспекция не вправе:
- проверять осужденного в ночное время (исключения составляют ситуации, когда приговором суда установлен запрет покидать жилище в ночные часы);
- требовать от осужденного исполнения обязанностей, которые не предусмотрены приговором или постановлением суда;
- принуждать к работе лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания. Так, например, гражданин с инвалидностью, исключающей труд, не может быть направлен в организации для отбывания обязательных или исправительных работ;
- ограничивать разрешенные судом действия обвиняемого или подозреваемого, находящихся под домашним арестом. Например, постановлением суда обвиняемому разрешены прогулки в радиусе одного км вокруг дома с 10 до 11 утра. Инспекция не вправе фиксировать данные о выходе из дома, полученные с помощью электронного браслета, как нарушение, если временной промежуток соблюдается;
- разглашать личные сведения осужденного, ставшие известными вследствие рабочего контакта с ним;
- отказывать в приеме заявлений, ходатайств, немотивированно отказывать в перемене места жительства (например, когда такая необходимость у осужденного лица возникла в связи с состоянием здоровья, семейными обстоятельствами);
- контролировать уплату штрафа осужденным – этими вопросами занимаются судебные приставы.
Причины составления жалоб на инспекторов
Иногда даже работники УИИ нарушают права осужденных, поэтому на них можно пожаловаться. Инспекторы обязаны реализовать рабочую деятельность на основании имеющихся прав и полномочий. Неправомерные действия можно обжаловать.
К наиболее популярным причинам составления жалоб относится:
- принуждение к трудовой деятельности, которая не подходит для осужденного по состоянию его здоровья;
- запрет на прогулку в течение одного часа во время нахождения под домашним арестом;
- проверка места нахождения человека ночью;
- требование выполнять действия, не предусмотренные вердиктом судьи;
- отказ в рассмотрении официальных прошений;
- разглашение конфиденциальной информации.
Справка! Жалоба подается представителям районной прокуратуры. Такие обращения рассматриваются в течение 30 дней, после чего проводится проверка.
Правовое регулирование организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций
Нормативно-правовым актом, регулирующим основные и наиболее общие вопросы организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций, является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г.№ 729[1], которое было в свою очередь подготовлено и утверждено Правительством Российской Федерации на основании ст. 6 Федерального закона от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»[2]. В указанное Положение трижды вносились изменения.
Первое из них было связано с передачей всей уголовно-исполнительной системы из МВД России в ведение Минюста России. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 г. № 199[3] п. 3 был изложен в следующей редакции: «Порядок создания инспекций как учреждений уголовно-исполнительной системы и определения их организационно-правового статуса устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации», в то время как в первоначальной редакции данного пункта эти за дачи возлагались на МВД России. В первоначальной редакции п. 5 рассматриваемого Положения было установлено, что «В своей работе инспекции взаимодействуют с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций (далее именуются -организации), в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями». В новой редакции п. 5 слова: «другими службами» были исключены.
Целый ряд изменений в Положение об уголовно-исполнительных инспекциях был внесен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. № 190[4].
В п. 1 рассматриваемого Положения в редакции от 23 апреля 2012 г. установлено, что уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста.
В п. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях указаны основные задачи. Ими, с учетом изменений внесенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. и от 23 апреля 2012 г., являются:
- исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;
- контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;
- контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений;
- предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;
- иные задачи, возложенные на инспекции в соответствии с законодательством Российской Федерации
В п. 7 рассматриваемого Положения с дальнейшими изменениям установлены основные обязанности уголовно-исполнительных инспекций:
- ведение учета осужденных, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста;
- разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;
- разъяснение лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, условий исполнения указанной меры пресечения;
- организация и проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам;
- согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными;
- согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы;
- контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;
- согласование с администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, вопроса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;
- проведение первоначальных мероприятий по розыску условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осужденных к исправительным работам;
- внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний, а также представлений об изменении подозреваемым или обвиняемым меры пресечения в виде домашнего ареста;
- выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению;
- внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока;
- внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене частично либо о дополнении ранее установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений, а также о замене осужденному, уклоняющемуся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.
Порядок постановки на профилактический учет
Согласно статье 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
В рамках реализации указанной правовой нормы Министерством юстиции Российской Федерации 20.05.2013 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке лица на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учёт.