Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в бухгалтерском учёте с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ФНС дала разъяснения о том, как применять новую ставку НДС 20% в переходный период в своем письме № СД-4-3/20667@ «О порядке применения Налоговой ставки по НДС в переходный период»). В этом письме содержится официальная позиция налогового органа, которая будет приниматься к сведению в случае проведения проверок. При этом в данном письме приведены далеко не все вопросы относительно фактического применения НДС, поэтому нужно будет дожидаться момента, когда появятся новые разъяснения. Рассмотрим основное из данного письма.
Добровольная постановка на учет по НДС.
Те лица, которые по закону не обязаны вставать на учет по НДС, тем не менее вправе это сделать по собственному желанию. Порядок добровольной постановки на учет по НДС регулируется ст.83 НК РК. Процедура постановки на учет аналогична той, что и при обязательной регистрации в качестве плательщика НДС. Необходимо подать налоговое заявление в УГД МФ РК по месту регистрации.
Добровольно подать заявление на учет по НДС можно тремя путями:
- на бумажном носителе;
- онлайн через портал Egov.kz или Кабинет налогоплательщика;
- сразу при госрегистрации юрлица-резидента, при присвоении БИН.
Штраф за не постановку на регистрационный учет по НДС
Как уже упоминали, ОГД следят за налогоплательщиками, чьи доходы приближаются к пороговому уровню.
Если ОГД отметили превышение уровня минимального оборота, а налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не подал заявление о постановке не учет по НДС, происходит следующее (п. 7 и п. 8 ст. 82 НК РК):
- в течение 5 рабочих дней с даты, когда истек срок подачи заявления налогоплательщиком, ОГД направляется уведомление;
- если по истечении 30 рабочих дней с даты вручения уведомления налогоплательщик так и не встал на регистрационный учет по НДС, ОГД приостанавливает расходные операции по его банковским счетам.
Применение ставки НДС в переходный период
Общие разъяснения относительно применения новой ставки НДС с 2023 года. В своем письме ФНС указала, что с 2023 года по отношению к товарам (работам, услугам), а также имущественным правам применяется ставка НДС 20%, независимо от того, какой датой заключен договор на их реализацию. Поэтому дополнительное внесение изменений в части ставки НДС не нужно. Но учесть в договоре порядок осуществления расчетов, а также стоимость товаров (работ, услуг) в связи с изменением размера ставки компании вправе.
Документация: изменения в 2023 году
Для электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями, не составляются НДС-счета, книга покупок, книга продаж, реестр полученных и выданных НДС-счетов. Но после того, как иностранная компания зарегистрирована в Федеральной налоговой службе России, в документах на продажу услуг должны быть указаны следующие реквизиты: идентификационный номер налогоплательщика ИНН, КПП и точное название компании. При указании этих обязательных реквизитов в документах российские клиенты имеют право вычесть НДС, уплаченный иностранной компанией, и им не нужно включать сумму налога в стоимость услуг.
Важно! Закон отражает попытку законодателя упорядочить администрирование НДС, поступающего от многочисленных субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, приобретающих электронные услуги у крупных иностранных корпораций и, выполняющих свои обязательства по постановке на учет в налоговых органах и уплате НДС в соответствии с новыми правилами.
Законопроект о повышении НДС
Законопроект зарегистрирован за номером 489169-7 и содержит упоминание не только про увеличение налога на добавленную стоимость, но и о снижении страховых взносов. Об этом упоминалось на заседании Правительства, но на фоне устрашающего сообщения об НДС, никто на данный факт не обратил внимания. А зря.
Итак, смысл законопроекта следующий:
- В случае принятия закона, в 2019 году НДС увеличится с настоящих 18% до планируемых 20%;
- Налоговая ставка на товары социального значения останется неизменной — 10%. К данной группе товаров относятся лекарственные средства, медтехника, книги, товары для детей, продукты питания. Именно поэтому большинство семей законопроект не затронет;
- Определенные товары и услуги вообще не облагаются НДС. Данное правило сохранится неизменным. Сюда относится перевозка пассажиров, детский сад и школа, диагностика и лечение.
Смысл страховых взносов:
- Если зарплата за год превышает установленный предел, взносы останутся на том же уровне и составят 10% от величины превышения. Таким образом, была бы отменена необходимость уплаты взносов с больших зарплат, зато введена необходимость делать перечисления с любой зарплаты;
- Льготную ставку на пенсионное страхование оставят на том же уровне. На данный момент показатель составляет 22%, он будет таким до 2021 года. В случае принятия законопроекта до 26% ставку повышать не станут.
Из вышеизложенного можно сделать выводы:
- даже если НДС в России повысят до 20%, это затронет не всех;
- льготная ставка носила временный характер, а может оставаться таковой на постоянной основе;
- это лишь проект закона, а не сам закон, а значит, в него можно внести изменения.
Ставка косвенного налога
Размер налога: налоговая ставка по НДС может быть разной. Ставка косвенного НДС в Казахстане в 2010 году составляет 12 или 0%, и зависит от условий, доходов, типа реализации продукции и др.
- На 12% можно рассчитывать:
- при продаже разнообразных товаров на территории республики;
- при завозе продуктов, всевозможных изделий для реализации из-за границы (импорт);
- при приобретении услуг у лица, не проживающего на территории республики, но осуществляющего здесь свою деятельность.
- На 0% можно рассчитывать:
- при вывозе товаров для реализации за пределами республики;
- при предоставлении услуг через международные перевозки;
- при продажах, когда товары предлагаются в отдельной экономической зоне и др.
- С учетом налогового кодекса плательщиками может быть выбран необлагаемый оборот. Это своего рода освобождение от косвенного налога по НДС в соответствии со статьей. Право на это дается лицам, имеющим прямое отношение к продаже:
- акцизных марок;
- лома;
- медикаментов, лекарственных препаратов разного типа и формы выпуска.
Особенности расчёта налога к уплате
- Когда проводится покупка у продавца, который стоит на учете в налоговой службе и является плательщиком косвенного налога, потребитель получает в зачет сумму НДС, прописанную в счете-фактуре. В качестве примера стоит рассмотреть такую ситуацию:
- Клиент приобретает канцелярские товары на 7 500 тенге (эта сумма содержит налог на добавленную стоимость).
- С этой суммы 803,57 идет в зачет.
- Полученные канцелярские изделия мы отдаём собственному потребителю за 11 200 тенге (это с учетом налога).
- В этой сумме налог составит 1 200 тенге.
- Благодаря тому, что поставщик уже внес плату за собственный налог и прописал его в счете-фактуре, клиенту останется оплатить разницу (1 200 отнять 803,57 тенге).
Налоги в Германии 2022: особенности немецкой налоговой системы
В Германии пытаются продумать все максимально справедливо, например в период, когда страна воссоединилась, появился так называемый налог на солидарность, чтобы максимально уравнять благополучие по всей территории страны.
Одной из важных особенностей системы налогообложения Германии, является ее разделение на несколько уровней. В частности, налоги делятся на федеральные, земельные и налоги на уровне коммун. Процентная ставка устанавливается отдельно в каждом из регионов Германии. Чем богаче регион, тем больше налоговая нагрузка на его жителей и бизнес.
Также, разделяют на классы и само население Германии. Всего, население разделено на 6 классов.
- 1-й класс: одинокие личности, без детей;
- 2-й класс: одинокие лица, но с детьми (разведенные или такие, что не живут вместе с законным мужем / женой);
- 3-й класс: семейная пара, где работает только один;
- 4-й класс: пара, где оба работают;
- 5-й класс: семейная пара, где один из партнеров имеет доход выше среднего;
- 6-й класс: лица, работающие на двух работах или имеющие дополнительный доход.
Система налогов в Германии: особенности
Ответом на необходимость восстановления разрушенной войной экономики Германии стал комплекс реформ, проведенных Людвигом Эрхардом на должности министра хозяйства ФРГ.
Частью преобразований стали следующие сформулированные им положения, лежащие в основе функционирования системы налогообложения страны и в настоящее время:
- налоги должны быть по возможности минимальны;
- взимание налогов должно быть экономически целесообразным;
- налоги не должны препятствовать конкуренции;
- налогообложение должно соответствовать структурной политике, имея целью более справедливое распределение доходов;
- налогообложение должно основываться на соблюдении конфиденциальности налогоплательщика и коммерческой тайны;
- возможность двойного налогообложения должна быть исключена;
- величина налогов должна соответствовать объёму государственных услуг, получаемых гражданином, включая защиту его прав.
Следование этим принципам позволяет Германии оставаться страной с одной из наиболее устойчивых экономик мира. Вместе с тем сравнительно высокий уровень налогов в Германии позволяет этой стране поддерживать высокий уровень социального обеспечения своих граждан.
При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.
Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.
Ставка НДС при импорте равна 10% или 20%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).
Сколько НДС (налог с продаж) в США по штатам
Штат с самым высоким процентом налога – Калифорния, в этом штате действует ставка 7,25%. Штат с самым низким налогом – Колорадо, в этом штате действует ставка 2,9%. И есть 5 штатов, где нет налога совсем:
- Орегон
- Нью-Гэмпшир
- Монтана
- Делавэр
- Аляска
Актуальный размер НДС (налога с продаж) в США на 2023 год по всем штатам:
Штат | Базовая ставка налога | Максимальная ставка |
---|---|---|
Алабама | 4% | 13.5% |
Аляска | 0% | 7% |
Аризона | 5.6% | 10.725% |
Арканзас | 6.5% | 11.625% |
Калифорния | 7.25% | 10.5% |
Колорадо | 2.9% | 10% |
Коннектикут | 6.35% | 6.35% |
Делавэр | 0% | 0% |
район Колумбии | 6% | 6% |
Флорида | 6% | 7.5% |
Джорджия | 4% | 8% |
Гуам | 4% | 4% |
Гавайи | 4.166% | 4.712% |
Айдахо | 6% | 8.5% |
Иллинойс | 6.25% | 10.25% |
Индиана | 7% | 7% |
Айова | 6% | 7% |
Канзас | 6.5% | 11.5% |
Кентукки | 6% | 6% |
Луизиана | 4.45% | 11.45% |
Мэн | 5.5% | 5.5% |
Мэриленд | 6% | 6% |
Массачусетс | 6.25% | 6.25% |
Мичиган | 6% | 6% |
Миннесота | 6.875% | 7.875% |
Миссисипи | 7% | 7.25% |
Миссури | 4.225% | 10.85% |
Монтана | 0% | 0% |
Небраска | 5.5% | 7.5% |
Невада | 6.85% | 8.25% |
Нью-Гемпшир | 0% | 0% |
Нью-Джерси | 6.625% | 12.625% |
Нью-Мексико | 5.125% | 8.688% |
Нью-Йорк | 4% | 8.875% |
Северная Каролина | 4.75% | 7.50% |
Северная Дакота | 5% | 8% |
Огайо | 5.75% | 8% |
Оклахома | 4.5% | 11% |
Орегон | 0% | 0% |
Пенсильвания | 6% | 8% |
Пуэрто-Рико | 10.5% | 11.5% |
Род-Айленд | 7% | 7% |
Южная Каролина | 6% | 9% |
Северная Дакота | 4% | 6% |
Теннесси | 7% | 9.75% |
Техас | 6.25% | 8.25% |
Юта | 5.95% | 8.35% |
Вермонт | 6% | 7% |
Вирджиния | 5.3% | 6% |
Вашингтон | 6.5% | 10.4% |
Западная Виргиния | 6% | 7% |
Висконсин | 5% | 6.75% |
Вайоминг | 4% | 6% |
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Подоходный налог для нарушителей — 26%
Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 26% вместо 20% в отношении доходов:
- исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;
- при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц налоговым агентом;
- при установлении контролирующим органом факта регистрации в СККС суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.