Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок расчета крупной сделки в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2024 году автономные учреждения сталкиваются с рядом задач и вызовов, связанных с расчетом величины крупных сделок. В данной статье мы предлагаем вам несколько профессиональных рекомендаций, которые помогут вам справиться с этими задачами.
Профессиональные рекомендации для автономного учреждения в 2024 году
1. Изучите условия рынка. Автономное учреждение должно быть хорошо осведомлено о текущих трендах и условиях рынка, чтобы принимать обоснованные решения о размере крупных сделок. Проведите анализ рынка, изучите конкурентов и определите оптимальные условия для заключения сделки.
2. Оцените риски. При расчете величины крупных сделок необходимо учитывать возможные риски. Проведите детальную оценку рисков и предусмотрите механизмы для их смягчения. Обратитесь к специалистам с опытом в области финансового анализа и риск-менеджмента для получения квалифицированной помощи.
В чем заключались ранее внесенные изменения?
Ранее внесенные изменения имели решающее значение для деятельности оОО, и включали следующие аспекты:
- Увеличение уставного капитала: В прошлом было принято решение об увеличении уставного капитала оОО, что позволило усилить его финансовую позицию и обеспечить дополнительные ресурсы для развития.
- Расширение предмета деятельности: Было принято решение о расширении предмета деятельности оОО, что позволило компании входить на новые рынки и предлагать новые продукты или услуги.
- Внедрение новых технологий: Ранее были внесены изменения, связанные с внедрением новых технологий в процессы производства или управления, что повысило эффективность работы и конкурентоспособность оОО.
- Пересмотр руководства: Ранее было принято решение о пересмотре руководства оОО, что привело к изменению состава управляющих органов и может повлиять на стратегическое направление компании.
Оспаривание крупных сделок
С начала 2017 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:
- Одобрение крупной сделки. Оспаривание проводится только тогда, когда сделка не была одобрена ни советом директоров, ни собранием участников. Возможны эти варианты: решение об одобрении операции не набрало нужной суммы голосов, проигнорирован порядок одобрения.
- Число голосов. Иск имеет право подавать только лицо, имеющее не меньше 1% от совокупного количества голосов ООО. Возможен альтернативный вариант. К примеру, у истца есть только 0,5% голосов. В этом случае он может объединиться с другим лицом, у которого есть не менее 0,5% голосов. Иск возможно подать совместно.
- Срок давности. Отсчитывается с даты общего собрания по результатам года, на протяжении которого совершалась КС. По истечении срока восстановить его нельзя.
- Контрагент владел всей необходимой информацией о сделке. В частности, он должен быть извещен о следующих аспектах: сделка для организации признана крупной, на нее не было получено одобрение.
Иск не будет отклонен судом только в том случае, если наличествуют все четыре условия.
Поможет ли дробление сделки на несколько договоров избежать соблюдения правил о крупности?
Нет, не поможет. Даже если одну сделку разделить на несколько договоров, все они в совокупности могут попасть под определение крупной сделки. Чтобы это выяснить, нужно проверить их по двум критериям: взаимосвязанности и стоимости.
Первый критерий — взаимосвязанность. О нем прямо упоминают п. 1 ст. 46 Закона об ООО и п. 1 ст. 78 Закона об АО.
Признаки взаимосвязанности:
- единая цель при заключении сделок, в том числе общее хозяйственное назначение проданного или переданного во временное владение или пользование имущества;
- консолидация такого имущества в результате сделок у одного лица;
- непродолжительный период между совершением нескольких сделок.
Второй критерий — стоимость. Нужно сопоставить балансовую стоимость или цену имущества, которую компания отчуждает или передает во временное владение или пользование, по всем сделкам с балансовой стоимостью активов на последнюю отчетную дату. Когда речь идет о серии сделок, отчетная дата определяется по дате бухгалтерского баланса, которая предшествовала заключению первой из сделок (п. 14 постановления Пленума ВС РФ № 27).
Каковы последствия заключения крупной сделки без получения согласия участников (акционеров)?
Если крупная сделка заключена с нарушением требований, она является оспоримой. Компания, член совета директоров, участники или акционеры, которые обладают не менее 1% общего числа голосов, могут подать иск о признании сделки недействительной в соответствии со ст. 173.1 ГК РФ (п. 4 ст. 46 Закона об ООО, п. 6 ст. 79 Закона об АО).
Суд откажет в требованиях, если есть хотя бы одно из обстоятельств:
- К моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения совершения данной сделки.
- При рассмотрении дела в суде не доказано, что другая сторона по данной сделке знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной сделкой, или о том, что надлежащего согласия на ее совершение не было (п. 6.1 ст. 79 Закона об АО).
Решение акционера об одобрении крупной сделки (АО, ЗАО) — образец 2023 на совершение крупной сделки
Полезная информация
В 10 и 11 главах ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (далее – Закон об АО) регламентирован порядок совершения акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Крупными являются сделки, влекущие приобретение, отчуждение или возможность отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более % балансовой стоимости активов общества (п. 1 ст. 78 Закона об АО). Если у общества один акционер, он принимает решение о крупных сделках единолично.
Сделкой с заинтересованностью признается такая сделка, в совершении которой заинтересованы:
- член совета директоров (наблюдательного совета);
- Е.И.О общества;
- управляющая организация или управляющий;
- член коллегиального исполнительного органа;
- лицо, имеющее право давать обществу обязательные указания.
В соответствии с п. 1 ст. 79 и п. 1 ст. 83 Закона об АО в обществе крупные, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, должны быть одобрены советом директоров (наблюдательным советом) (СД) или общим собранием акционеров (ОСА).
Если общество состоит только из одного акционера, то данный акционер имеет такие же полномочия, что и общее собрание акционеров (п. 3 ст. 47 Закона об АО).
Единственный акционер может принимать решения об одобрении крупных сделок в следующих случаях:
если единогласие СД общества по вопросу об одобрении крупной сделки не достигнуто (абз. 2 п. 2 ст. 79 Закона об АО);
если предметом крупной сделки, которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества (п. 3 ст. 79 Закона об АО).
Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, одобряются единственным акционером в случае:
- если количество незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета) составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания по вопросу одобрения сделки (п. 2 ст. 83 Закона об АО);
- если количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки, становится менее 2-х (если уставом не установлен больший кворум). (п. 3 ст. 83 Закона об АО).
Таким образом, в случае если у общества только один акционер, решение об одобрении крупной сделки ЗАО или ОАО (теперь – НПАО и ПАО) он принимает единолично.
Сделка с заинтересованностью может быть признана недействительной на основании п. 2 ст. 174 ГК РФ, крупная сделка – в соответствии со ст. 173.1 ГК РФ.
Обратиться с требованием об оспаривании сделки может само общество, член совета директоров (наблюдательного совета), акционер (участник). Для последнего установлен предельный порог: он должен владеть как минимум 1% голосующих акций (общего числа голосов в ООО). Например, Десятый арбитражный апелляционный суд отказал участнику общества в оспаривании сделки в качестве крупной на том основании, что участник не обладает необходимым процентом голосов, а следовательно, правом на предъявление иска. На момент совершения сделки его доля составляла 0,825%, что ниже минимально допустимого порога (постановление от 14.03.2019 № 10АП-24364/2018 по делу № А41-62684/18).
Оформление крупных сделок
Все крупные сделки ООО требуют одобрения собственников бизнеса. Получить одобрение можно решением:
- общего собрания собственников (участников, учредителей);
- совета директоров компании.
Текст решения должен содержать следующую обязательную информацию :
- сведения о сторонах сделки;
- данные о выгодоприобретателях;
- стоимость и предмет договорённости;
- существенные условия осуществления сделки;
- сведения о важных условиях, отменяющих или ограничивающих заключение крупной сделки ООО.
Последствия заключения сделок без одобрения
Когда крупная сделка в ООО заключается без одобрения со стороны собственников бизнеса, её правомочность можно оспорить в суде. Право обратиться в суд имеют:
- участники ООО с размером доли в УК не менее 1%;
- контрагент сделки;
- государственные органы и учреждения, заподозрившие участников сделки в нарушении закона и противоправных действиях.
Порядок расчета размера крупной сделки
Крупной сделкой для некоммерческого учреждения признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Порядок расчета размера крупной сделки в 2023 году аналогичен порядку, применяемому в 2023 году. Для расчета критерия отнесения сделки к крупным в целях обоснования необходимости ее согласования используется показатель Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), представленного и принятого в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату. Приказом Минфина России от 30 ноября 2023 года установлена форма указанного Баланса, но не регламентирован порядок расчета размера крупной сделки.
Отмечено, что в случае оформления сделки бюджетным учреждением в начале финансового года в период, когда годовая отчетность за предшествующий год находится на стадии составления, расчет критерия отнесения сделки к крупным целесообразно осуществить по данным последней официальной отчетности. С этой целью используются показатели Баланса, сформированного по форме до внесения изменений указанным приказом Минфина России и представленного в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату.
Последствия совершения крупной сделки с нарушением установленных правил
Крупная сделка, совершенная бюджетным учреждением без предварительного согласования с учредителем в установленном порядке, может быть признана судом недействительной по иску БУ или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия на совершение сделки со стороны учредителя (абз. 3 ч. 13 ст. 9.2 Закона об НКО).
Негативный характер этих последствий может касаться прежде всего контрагентов БУ, которые заключат с ним договор поставки, купли-продажи, подряда или возмездного оказания услуг, не убедившись в том, что данная сделка не является для учреждения крупной, или в том, что крупная сделка согласована с учредителем учреждения. Например, в конце 2012 года ФГБУ из Приморского края купило у ООО «N» бульдозер стоимостью 13,1 млн руб. Поставщик предоставил учреждению технику, но учреждение ее не оплатило, что и заставило поставщика обратиться в суд за взысканием этой суммы и пени. В свою очередь, учреждение обратилось в суд с встречным иском — о признании сделки недействительной, так как она, будучи крупной, была совершена без предварительного согласования с учредителем (Министерство природных ресурсов и экологии РФ). Суд установил, что стоимость сделки составляла 35% балансовой стоимости активов учреждения, и на этом основании признал сделку недействительной . При этом суд указал, что поставщик не мог не знать о требованиях Закона, касающихся ограничения правомочий учреждения по совершению крупных сделок и порядка их совершения, поскольку сведения о финансовом положении учреждения на 2012 год, в том числе о его финансовых активах, были размещены на сайте учреждения и являлись общедоступными, а, принимая во внимание данные обстоятельства и значительную стоимость цены спорной сделки, поставщик, заботясь о собственных правах, мог установить, что заключаемый договор крупный и учреждение не получило согласие на его заключение от учредителя.
Постановление ФАС ДВО от 03.04.2014 N Ф03-1113/2014 по делу N А51-33812/2012.
К сведению. Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Руководитель БУ несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки без предварительного согласования с учредителем в установленном порядке, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной (абз. 3 ч. 13 ст. 9.2 Закона об НКО). В соответствии с гражданским законодательством под убытками понимаются: 1) расходы, которые учреждение произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; 2) утрата или повреждение имущества учреждения (реальный ущерб); 3) неполученные доходы, которые учреждение получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода); причем если руководитель учреждения получил вследствие этого доходы, то учреждение вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).
Для чего применяется в госзакупках
Так как оформление данного решения происходит на основании специального собрания, то легитимность принятого решения может быть доказана на основании составленного протокола такого собрания.
Уточнены понятия выгодоприобретателя и финансовых активов. Установлено, что если ОФР не выявила клиентов, выгодоприобретателей и (или) контролирующих их лиц, являющихся зарубежными налоговыми резидентами, надо проинформировать ФНС о подобном необнаружении.
Формат и название одобрение крупных сделок поставщика по 44-ФЗ напрямую зависят от числа учредителей компании, участвующей в закупках. В ПАО и ООО с несколькими учредителями результат по этому вопросу определяется на общем собрании, после чего оформляется протокол одобрения.
Возврат деньгами невозможен, если имеется недоимка по любым налогам – федеральным, региональным или местным.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать позицию в отношении поставленного в Обращении вопроса.
Квитанцию о приеме требования придется направлять в течение шести рабочих дней со дня его отправки инспекцией. Если не направить квитанцию о приеме или уведомление об отказе в течение шести дней с даты отправки ИФНС требования, оно будет считаться полученным по истечении этого срока.
Ранее для участия в государственных закупках любой участник должен был аккредитоваться на каждой федеральной площадке. Подаваемая документация подвергалась тщательному анализу, всесторонней и скрупулезной проверке на ЭТП. При обнаружении ошибок в оформлении Решения – заявка отклонялась, документация возвращалась с указаниями допущенных ошибок либо неточностей.
Какие сделки являются контролируемыми
Чтобы понять, относится ли сделка к контролируемым, необходимо проанализировать следующие факторы: характер отношений между участниками сделки, доход по сделке, налоговый режим компаний, а также вид хозяйственной деятельности.
Базовый критерий для признания сделки контролируемой — взаимозависимость сторон, то есть возможность влиять на результаты деятельности и принятие решений.
Налоговое законодательство (ст. 105.14 НК РФ) условно делит контролируемые сделки на виды:
- Сделки между взаимозависимыми (аффилированными) лицами.
- Хозяйственные операции, приравненные к сделкам между аффилированными субъектами.
- Сделки, которые приобрели статус контролируемых вследствие вынесения судебного решения в споре с ФНС РФ.
Отчет о контролируемых сделках
Совершение бизнес-субъектом контролируемых сделок накладывает на него обязанность уведомить о таком факте фискальный орган. Срок для подачи уведомления — не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором была совершена сделка (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Так, крайний срок сдачи отчета о контролируемых сделках, совершенных в 2022 году, — 20 мая 2023 года.
Направлять отчет необходимо в ИФНС по месту нахождения плательщика, для крупнейших плательщиков — это налоговая по месту их учета. Полученные сведения территориальный орган направляет в ФНС России в течение 10 дней (п. 2, п. 5 ст. 105.16 НК РФ).
Уведомление (отчет) можно направить как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Форма документа и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (ред. от 16.07.2020).
Разбираемся в новых стандартах бухучета
Как и какими датами отразить корреспонденции счетов в бухгалтерском учете? Правильно ли начислять доходы на 2022 год, 2023-2024 годы в межрасчетный период 31.12.2021 по указанию учредителя?
От НДС освобождаются услуги общепита в ресторанах, кафе, закусочных, столовых и т.д., а также при выездном обслуживании.
В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации.
Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.
В случае, когда акционер АО либо единственный участник ООО выполняет функции исполнительного органа единолично.