Основные способы пуска судовых дизелей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные способы пуска судовых дизелей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Распыленная вода является одним из средств борьбы с пожаром. Над очагом пожара при мелком распылении воды создается большая поверхность испарения, что повышает эффективность охлаждения и увеличивает скорость процесса испарения. При этом практически вся вода испаряется и образуется обеднённая кислородом паровоздушная прослойка, отделяющая очаг пожара от окружающего воздуха.

Система водораспыления и орошения

На морских судах применяются несколько разновидностей водо-распылительных систем: спринклерная, водораспыления, орошения и водяных завес. Спринклерная система предназначена для тушения огня распыленными струями воды в каютах, кают-компаниях, салонах и служебных помещениях на пассажирских судах. Свое название система получила от применения в ней спринклеров — распиливающих насадок с легкоплавким замком.

Спринклеры при достижении в помещении соответствующей температуры автоматически раскрываются и распыляют воду в радиусе 2—3 м. Трубопроводы системы всегда заполнены водой, находящейся под невысоким давлением. Спринклерная головка (рис. 5.44) состоит из корпуса 3, в который ввернуто кольцо 4, снабженное дужками 6.

В центре диафрагмы 5 находится отверстие, по периметру которого напаян припой, образующий седло 1 стеклянного колпака 8, служащего клапаном. Клапан снизу поддерживается замком 9, части которого соединены, легкоплавким припоем, рассчитанным на температуру плавления от 343 до 453 К (от 70 до 180 С) (в зависимости от температурного режима помещения), а для жилых и служебных помещений — около 333 К (60 °С). При повышении температуры плавится припой, замок распадается и клапан 8 открывается под давлением воды, подводимой к отверстию 2.

Вода, падая на розетку 7, разбрызгивается.

Принцип работы водоводяного подогревателя ВВП

Действие теплообменной установки основано на движении двух водяных потоков: греющего и нагреваемого. Горячая среда является продуктом котельных и тепловых магистралей водоснабжения, доставляется в межтрубное пространство теплообменника ВВП. Нагреваемая среда – холодный носитель, перемещающийся по внутренним трубам более мелкого диаметра противоточным образом, то есть навстречу горячему носителю.

Работа аппарата будет стабильной и надежной, если проводить регулярные проверки его состояния и вспомогательных элементов. Эффективная деятельность технической службы зависит от применения дополнительных приборов, таких как контрольно-измерительное и предохранительное оборудование. Его можно добавить в базовый комплект кожухотрубного водоводяного подогревателя по желанию заказчика.

Как уже отмечалось, удар молнии скорее всего придётся на возвышенные объекты, в местах расположения которых резко возрастает напряжённость электрического поля. Применительно к судну на воде, это означает, что разряд молнии вероятнее всего ударит в его мачту. Учитывая качку, в зоне риска могут оказаться и другие выступающие конструкции судна, такие как краспицы, ванты и штаги. Выполняя мероприятия по молниезащите морского судна, важно учитывать ту особенность, что оно со всех сторон окружено водой и не имеет возвышающихся поблизости строений. Задача состоит в перехвате и отведении тока молнии по безопасному для защищаемого объекта пути в воду. В противном случае, высока вероятность возникновения различных повреждений судна – от искрения кабелей до нарушения целостности днища.

Полностью предупредить поражение молнией судна, находящегося в открытом море в грозу, практически невозможно. Правильно организованная система молниезащиты позволит, если не исключить, то значительно уменьшить возможное повреждение судна и его оборудования при прямом попадании разряда молнии.

Однако в жизни, большинство повреждений на судне в грозу, связано с появлением электрических перенапряжений в его металлических элементах, в результате удара молнии в воду неподалёку. Под воздействием возникающих, в данном случае, электромагнитных импульсов возможен выход из строя электроники, поражение людей током, гораздо реже структурные повреждения на судне. Выполнение защитных мероприятий от вторичных воздействий разрядов молнии, обеспечивает полноценную грозозащиту судна.

Система водоснабжения, состав схемы, работа

Система (рис. 33) состоит из комплекса различного оборудования, предназначенного для приема, подготовки и подачи воды для питьевых и бытовых целей. Речные суда получают питьевую воду из береговых городских водопроводов или специальных судовых станций, приготавливающих питьевую воду из забортной.

В соответствии с требованиями санитарных Правил, вода для бытовых целей также должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении и очищена от механических примесей. Поэтому на речных судах, как правило, предусматривают объединенную систему питьевой и бытовой воды и выполняют ее в соответствии с требованиями к системе питьевой воды.

Хранят питьевую воду в цистернах, покрытых изнутри цементным раствором, что предотвращает образование ржавчины и порчу воды. Воду из городского водопровода принимают закрытым способом по оцинкованному трубопроводу с любого борта судна. Приемные патрубки трубопровода возвышаются над палубой на 400мм и имеют надежное закрытие, предотвращающее загрязнение воды.

На судах старой постройки и небольших современных судах для обеспечения распределения воды по источникам потребления самотеком используют расходные цистерны питьевой воды (водонапорные баки), которые размещают на тентовой палубе. В расходной цистерне устанавливают поплавковые реле, обеспечивающие автоматическое включение и выключение подкачивающего насоса при предельных: нижнем и верхнем уровнях воды.

На большинстве речных судов для автоматизации подачи воды к потребителям устанавливают специальные цистерны (гидрофоры).

Гидрофор – герметический резервуар, в нижней части которого находится вода, а в верхней – сжатый воздух. Это позволяет сжатым воздухом вытеснять воду из цистерны в систему водоснабжения и подавать ее под определенным напором в любое помещение судна.

Судовая система водяного пожаротушения

Система водотушения (тушение огня сплошной струей воды) проста, надежна и ею оборудуются все без исключения суда независимо от условий их эксплуатации и назначения.

Основными элементами системы являются пожарные насосы, магистральный трубопровод с отростками, пожарные краны (рожки) и шланги (рукава) со стволами (брандспойтами).

Помимо своего прямого назначения система водотушения может обеспечивать забортной водой системы водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения, спринклерную, балластную и др.; эжекторы осушительной и водоотливной систем; трубопроводы охлаждения механизмов, приборов и устройств; трубопроводы промывки фекальных цистерн. Кроме того, система водотушения подает воду для обмывки якорных цепей и клюзов, мытья палуб и продувания кингстонных ящиков.

На спасательных и пожарных судах имеется специальная система водяного пожаротушения, независимая от общесудовой системы. Систему водотушения нельзя использовать для тушения горящих нефтепродуктов, так как плотность топлива или масла меньше, чем воды, и они растекаются по ее поверхности, что приводит к увеличению охваченной огнем площади. Водой нельзя тушить пожары лаков и красок, а также электрооборудования (вода является проводником и вызывает короткое замыкание).

Магистральный трубопровод системы выполняют линейным и кольцевым.

Читайте также:  Правила перевозки детей в автомобиле,

Число и расположение пожарных рожков должны быть такими, чтобы в любую точку пожара можно было подать две струи воды от независимых пожарных рожков. Пожарный рожок представляет собой запорный клапан, имеющий с одной стороны фланец, которым он соединяется с трубопроводом, а с другой стороны — быстросмыкаемую гайку для присоединения пожарного рукава.

Свернутый в кольцо рукав со стволом хранится в стальной корзине около пожарного рожка. На пожарных катерах, спасательных судах и буксирах помимо рожков устанавливают лафетные стволы, из которых можно направлять мощную струю воды на горящее судно.

Напор в магистрали должен обеспечивать высоту струи воды не менее 12 м. В качестве механизмов системы водотушения применяют обычно центробежные и (реже) поршневые насосы.

Подачу и напор пожарных насосов рассчитывают исходя из наиболее неблагоприятного случая работы системы, например из условия одновременного обеспечения действия пожарных рожков в количестве 15 % от всего числа установленных на судне, водяного орошения трапов и выходов из МО, системы водораспыления в МО, системы пенотушения. По Правилам Регистра СССР минимальный напор должен быть 0,28—0,32 МПа; расход воды через ствол — не менее 10 м3/ч. Приемные трубопроводы пожарных насосов обычно присоединяют к кингстонам, причем насос должен иметь возможность принимать воду не менее чем из двух мест.

Системы пожаротушения на судне – разновидности и краткие характеристики

» » Средства пожаротушения Автор admin На чтение 5 мин. Опубликовано 24.09.2015 Системы пожаротушения на корабле являются конструкции судна.

При их проектировании учитываются многие факторы: автономность судна, наличие горючих материалов в конструкции, размещение рядом помещений с различными уровнями пожарной опасности, ограничения по ширине путей эвакуации.

[contents] Все перечисленные факторы только усугубляют пожарную опасность плавательных средств, по этому внедрению различных способов обеспечения безопасности пассажиров, а также разработкам новых более эффективных уделяется особое внимание. Стационарные системы пожаротушения на судне разрабатываются при проектировании корабля и монтируются во время его закладки.

Современные корабли Российского торгового флота оснащаются следующими установками:

  1. Газовые – на основе углекислоты или инертных газов;
  2. Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;
  3. Водяных завес;
  4. Водяные:
    • Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;
    • Водяных завес;
    • Водяного распыления или орошения;
  5. Водяного распыления или орошения;
  6. Порошковые.

В ряде случаев в качестве , которое используется в тех же системах, выступает пена средней и высокой плотности. Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

  1. Пенные – устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;
  2. Водяные – используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легковоспламеняемые и горючие вещества;
  3. Газовые и порошковые – используются для защиты от возгорания класса С.

Система объемного пожаротушения на судне устанавливается в основном на пассажирских плавательных средствах речного флота.

Она размещается в следующих местах:

  1. Машинном отделении, главных и вспомогательных двигателей, которые работают на жидком топливе;
  2. В местах разветвления главных энергетических магистралей и распределительных щитков;
  3. В сетях вентиляции оборудования.
  4. В местах установки электродвигателей, как вспомогательных, так и основных – гребных;
  5. В помещениях котлов и генераторов основных и аварийных источников электричества;

Все основные рабочие должны соответствовать требованиям технического регламента, в соответствии с которым производится классификация и постройка судов. Представленная аппаратура автоматического пожаротушения объемного типа была разработана лабораторией «Пламя» при военно-морском инженерном институте.

Рабочие пожаротушащие устройства представляют собой автономные модули ТОР-1500 и ТОР-3000 подключенные к единой сети внешнего управления и оповещения.

Каждый модуль является баллоном с огнетушащим веществом с вмонтированным в него оптико-электронным детектором определения горения. Проверка поступающей информации по нескольким параметрам существенно снижает риск ложного срабатывания.

Система водяного тушения.

Загрузка.

Наиболее общим средством борьбы с пожарами на судне является система водяного пожаротушения, которой должны быть оборудованы все суда.

Система выполнена по централизованному принципу с линейным или кольцевым магистральным трубопроводом, который изготовлен из стальных оцинкованных труб диаметром 100—200 мм. По всей магистрали устанавливают пожарные рожки (краны) для подключения пожарных шлангов.

Расположение рожков должно обеспечивать подачу двух струй воды в любое место судна.

Во внутренних помещениях они установлены не более чем через 20 м, а на открытых палубах это расстояние увеличено до 40 м. Для того чтобы можно было быстро обнаружить пожарный трубопровод, его окрашивают в красный цвет.

В тех случаях, когда трубопровод окрашен под цвет помещения, на него наносят два узких отличительных кольца зеленого цвета, между которыми накрашивают узкое красное предупреждающее кольцо. Пожарные рожки во всех случаях окрашивают в красный цвет.

В системе водотушения применяют центробежные насосы с независимым от главного двигателя приводом. Стационарные пожарные насосы устанавливают ниже ватерлинии, чем обеспечивается подпор на всасывании.

При установке насосов выше ватерлинии они должны быть самовсасывающими.

Общее число пожарных насосов зависит от размеров судна и на больших судах доходит до трех с общей подачей до 200 м3/ч. В дополнение к ним многие суда имеют аварийный насос с приводом от аварийного источника энергии. Для пожарных целей могут также использоваться балластные, осушительные и другие насосы, если они не служат для перекачки нефтепродуктов или для осушения отсеков, в которых могут оказаться остатки нефтепродуктов.

На судах валовой вместимостью 1000 per. т и более на открытой палубе с каждого борта водопожарная магистраль должна иметь устройство для подключения международного соединения.

Эффективность системы водотушения в значительной степени зависит от давления. Минимальное давление в месте расположения любого пожарного рожка 0,25—0,30 МПа, что дает высоту струи воды из пожарного шланга до 20—25 м. С учетом всех потерь в трубопроводе такой напор у пожарных рожков обеспечивается при давлении в пожарной магистрали 0,6—0,7 МПа.

Трубопровод водотушения рассчитан на максимальное давление до 10 МПа.

Система водотушения является наиболее простой и надежной, но использовать сплошную струю воды для тушения пожара можно не во всех случаях. Например, при тушении горящих нефтепродуктов она не дает эффекта, так как нефтепродукты всплывают на поверхность воды и продолжают гореть.

Эффекта можно добиться только в том случае, если воду подавать в распыленном виде.

В этом случае вода быстро испаряется, образуя пароводяной колпак, изолирующий горящую нефть от окружающего воздуха. На судах вода в распыленном виде подается спринклерной системой, которой могут оборудоваться жилые и общественные помещения, а также ходовая рубка и различные кладовые.

§ 9.2. Принципы обеспечения непотопляемости

9.2.1. Конструктивные мероприятия. Эти мероприятия осуществляются на стадиях проектирования и постройки судна и сводятся к назначению таких запасов плавучести и остойчивости, чтобы при затоплении заданного числа отсеков изменение посадки и остойчивости аварийного судна не выходило из минимально допустимых пределов. Наиболее эффективным средством для использования запаса плавучести при повреждении корпуса, является деление судна на отсеки водонепроницаемыми переборками и палубами. Действительно, если судно не имеет внутреннего подразделения на отсеки, то при наличии подводной пробоины корпус заполнится водой и судно не сможет использовать запас плавучести. Деление судов на отсеки производится в соответствии с частьюV“ Правилклассификации и постройки морских судов”Морского Регистра Судоходства. Ватерлиния неповрежденного судна, применяемая при делении на отсеки, положение которой фиксируется в судовой документации, называетсягрузовой ватерлинией деления на отсеки . Ватерлиния поврежденного судна после затопления одного или нескольких отеков называетсяаварийной ватерлинией . Судно утрачивает запас плавучести, если аварийная ватерлиния совпадает спредельной линией погружения – линией пересечения наружной поверхности настила палубы переборок с наружной поверхностью бортовой обшивки у борта. Наибольшая длина части судна, расположенной ниже предельной линии погружения представляет собойдлиной деления судна на отсеки . Подпалубой переборок понимают самую верхнюю палубу, до которой до-

Читайте также:  Скидки многодетным семьям на ЖД билеты в 2023 году

водятся поперечные водонепроницаемые переборки по всей ширине судна.

Количество воды влившейся в поврежденный отсек судна определяется с помощью коэффициента проницаемости помещения μ – отношение объема, который может быть заполнен водой при затоплении отсека, к полному теоретическому объему помещения. Регламентируются следующие коэффициенты проницаемости:

Для помещений, занятых механизмами – 0,85;

Для помещений занятых грузами или запасами – 0,6;

Для жилых помещений и помещений, занятых грузами, имеющими высокую проницаемость (порожние контейнеры и др.) – 0,95;

Для пустых и балластных цистерн – 0,98.

Важной характеристикой непотопляемости судна является предельная длина затопления , под которой понимают наибольшую длину условного отсека после затопления которого, при коэффициенте проницаемости равном 0,80, при осадке соответствующей грузовой ватерлинии деления судна на отсеки и при отсутствии исходного дифферента, аварийная ватерлиния будет касаться предельной линии погружения.

Важным конструктивным мероприятием по обеспечению непотопляемости является создание прочных и водонепроницаемых закрытий (дверей, люков, горловин), установленных по контуру водонепроницаемого отсека, которые должны хорошо работать при крене, дифференте и морском волнении. Для всех дверей скользящего и навесного типа в водонепроницаемых переборках должны быть предусмотрены индикаторы, находящиеся на ходовом мостике и показывающие их положение. Водонепроницаемость и прочность судна должна быть обеспечена не только в подводной части, но и в надводной части корпуса, так как последняя определяет запас плавучести, расходуемый при повреждении.

Для активной борьбы экипажа за непотопляемость на судне также предусматривается:

Создание судовых систем (креновой, дифферентной, водоотливной, осушительной, перекачки жидких грузов, затопления, спускной и перепускной, балластировки);

Снабжение аварийным имуществом и материалами.

Такие закрытия, системы и механизмы должны иметь соответствующую маркировку, обеспечивающую их правильное использование с максимальной эффективностью. Места сосредоточения аварийных средств называются аварийными постами . Это могут быть специальные помещения или кладовые, ящики и щиты на палубе. К таким постам могут быть выведены устройства дистанционного пуска судовых систем.

9.2.2. Организационно-технические мероприятия. Организационно-технические мероприятия по обеспечению непотопляемости проводятся экипажем судна в процессе эксплуатации с целью предупреждения поступления воды в отсеки, а также сохранения посадки и остойчивости судна, предотвращающих его затопление или опрокидывание. К числу таких мероприятий относятся:

Правильная организация и систематическая подготовка экипажа к борьбе за непотопляемость;

Поддержание всех технических средств борьбы за непотопляемость, аварийного снабжения в состоянии, гарантирующем возможность немедленного их использования;

Систематическое наблюдение за состоянием всех корпусных конструкций в целях проверки их износа (коррозии), замена отдельных элементов конструкций при текущем или среднем ремонте в случае превышения установленных норм износа;

Планомерная окраска корпусных конструкций;

Устранение перекосов и провисание водонепроницаемых дверей, люков и иллюминаторов, систематическое их расхаживание и поддержание всех задраивающих устройств в исправном состоянии;

Контроль забортных отверстий, особенно при доковании судна;

Строгое соблюдение инструкции по приему и расходованию жидких топлива;

Раскрепление грузов по-походному и предотвращение их перемещения при качки (особенно поперек судна);

Компенсация потерь остойчивости, вызванных обледенением судна, путем приема жидкого балласта и проведением мероприятий по удалению льда (скалывание, смывание горячей водой);

9.2.3. Борьба за непотопляемость. Под борьбой за непотопляемость понимается совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и возможное восстановление запасов плавучести и

остойчивости судна, а также на приведение его в положение, обеспечивающее ход и управляемость.

Борьба за непотопляемость осуществляется немедленно после получения судном повреждения и складывается из борьбы с поступающей водой, оценки его состояния и мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению судна.

Комплексная автоматизация и интеграция средств управления

Комплексная автоматизация в ХХ в. оказала определяющее влияние на развитие всех технических систем кораблей и судов. Ее особенностью в нашей стране является то, что начало данного этапа было директивно задано (обычно его связывают с решением о начале создания атомной подводной лодки проекта 705, судьба которого широко обсуждается в литературных источниках [2]). Особую историю имеет создание комплексных систем управления техническими средствами (КСУ ТС), которое с самого начала их проектирования по настоящее время осуществлялось и осуществляется НПО «АВРОРА».

В соответствии с традициями, заложенными комплексной автоматизацией, под определение ТС попало все корабельное оборудование, предназначенное для обеспечения хода, маневрирования корабля и стабилизации его положения в пространстве, выработки и распределения всех видов энергии, создания условий обитаемости и жизнеобеспечения экипажа и условий для нормального функционирования оборудования и аппаратуры, а также для обеспечения борьбы за живучесть корабля. Далее все ТС оказались поделенными на функциональные комплексы (например, уже упоминавшийся комплекс технических средств ЭЭС, предназначенный для решения задач выработки и распределения электроэнергии). В ходе комплексной автоматизации аналогичными системами управления, поставляемыми в составе КСУ, был оснащен функционально полный ряд ТС кораблей и судов. Сами КСУ ТС образовали новый класс корабельных потребителей — электронную нагрузку, для которой в составе КСУ ТС были созданы и успешно эксплуатировались корабельные системы электропитания.

К преимуществам следует причислить:

  • Безопасность воды для людей в отличие от инертных газов, хладонов, углекислоты, огнетушащих порошков или аэрозолей.
  • Быстрое прекращение процесса горения из-за изоляции открытого огня облаком образовавшегося пара.
  • Резкое снижение температуры в защищаемом помещении,
  • Охлаждение строительных конструкций, металлических корпусов технологического оборудования.

Недостатками являются:

  • Невозможность тушить помещения с установленным в них электрическим, электронным оборудованием, склады некоторых химических реактивов, активных металлов, взаимодействующих с водой; а также объекты получения, хранения, нефтепродуктов, где эффективными средствами борьбы с распространением огня являются установки пенного пожаротушения. В них в качестве основного компонента огнетушащей смеси веществ выступает все та же вода.
  • Необходимость регулярного квалифицированного обслуживания водонаполненных установок, находящихся под постоянным давлением, из-за возможности выхода из строя в результате коррозионных повреждений оборудования.

Монтаж насосного оборудования в скважину

Перед тем как завести воду в дом в первую очередь на выходном патрубке насоса требуется установить обратный клапан, который защитит устройство от гидроударов. Далее нужно зафиксировать обжимную муфту и выполнить ее соединение с внешней частью трубопровода. Крепежные проушины можно использовать для погружения насоса в скважину, для этого нужно взять трос из оцинкованной проволоки в пластиковой оплетке, вставить в проушины и закрепить металлическими хомутами. Далее к тросу прикрепляют трубу, а через 2 метра от нее фиксируют кабель питания. Всю конструкцию опускают в скважину, при этом насос должен располагаться на высоте примерно 1 метр от дна. Чтобы добиться такого результата, нужно опустить насос на дно, сделать метку на тросе, затем поднять оборудование на 1 метр от этой метки.

Читайте также:  Какие польские вузы могут принимать иностранцев

Мы рассмотрели, какие есть пожарные системы на судах, отличающихся своей крупногабаритностью. Кроме них, используются и сравнительно небольшие пожарные катера на реках и озерах. Согласно существующим санитарным нормам, на них не разрешено постоянное пребывание, проживание экипажа и спасателей.

Самая распространенная модель на сегодня — стальной водометный катер типа КС-110-39. Этот пожарно-спасательный мелкосидящий катер предназначен для тушения пожаров как на плавсредствах, так и на береговой линии. Он оснащен водометным двигателем, предназначен также для проведения спасательных и аварийных работ на реках и в небольших водоемах.

Обозначим характеристики:

  • Максимальная скорость передвижения — 22 км/ч.
  • Боевой расчет — 6 человек.
  • 2 бака по 1000 л, предназначенных для пенообразования.
  • Длина выбиваемой сплошной водной струи — 80 м.

Катер применяют в следующих случаях:

  • Необходимость подачи через лафетный ствол воды из водоема в очаг возгорания.
  • Быстрая доставка к месту ЧП боевых расчетов, пополнительных материалов и средств, оборудования, запасов веществ для тушения.
  • Осуществление доставки пены из стационарных штатных пенорезервуаров.

Такой катер может преодолевать расстояния до 300 м. Его пожарный насос непрерывно работает на протяжении 6 часов. На сам катер устанавливается защитная бортовая система. Лафетным стволом, входящим в антипожарный блок, тут можно управлять дистанционно.

Креновая система предназначена для спрямления аварийного судна и для преднамеренного раскачивания его вокруг продольной оси с целью облегчения схода с мели, кромки льда, освобождения от сжатия льдами. Эта система применяется для успокоения качки, на железнодорожных паромах.

Дифферентная система предназначена для создания или устранения дифферента судна путём заполнения или осушения дифферентных цистерн забортной водой.

Грузовая и зачистная системы — установлены на наливных судах и предназначены для приёма с берега и распределения нефтепродуктов по грузовым танкам, а также для отдачи груза на берег и другие суда. Грузовые насосы не могут выбрать груз полностью, поэтому для удаления из танков и грузовых трубопроводов остатков груза, а также моечных отходов предназначена зачистная система.

Основное назначение якорного устройства — обеспечение надежной стоянки судна на рейдах и в открытом море при доступных глубинах. Кроме того, якорное устройство используют в следующих случаях:

  • при швартовке судна к причалу или другому судну в неблагоприятных условиях (сильный ветер, течение и др.). Якорь, отданный с наветренной стороны при прижимном ветре или течении, позволяет избежать навала судна на причал или другое судно;
  • при швартовке судна кормой к причалу или швартовным бочкам для проведения рейдовых перегрузочных работ с использованием плавучих средств. Отданные якоря при заведенных на причал или бочки кормовых швартовах ограничивают подвижность судна;
  • для осуществления эффективного разворота судна на ограниченной свободной акватории (при выходе из гавани, в узкости и др.). Отданный якорь позволяет уменьшить диаметр циркуляции и выполнить безопасный поворот;
  • для быстрого погашения инерции и остановки судна с целью предотвращения столкновения с другим судном;
  • для снятия судна с мели. Заведенный в сторону больших глубин якорь с прикрепленным к нему стальным тросом выбирают посредством шпиля или брашпиля, что позволяет в некоторых случаях снять судно с мели без посторонней помощи.

Некоторые элементы якорного устройства (клюзы, якорные цепи) можно использовать при буксировке судна.

Составными частями якорного устройства являются якоря, якорные цепи, клюзы, цепные ящики, устройства для крепление якорных цепей к корпусу судна, стопоры и механизмы для отдачи и подъема якорей — брашпили или шпили.

Якорное устройство размещается в носовой части судна На ледоколах, буксирах, крупнотоннажных транспортных и экспедиционных судах бывает дополнительное якорное устройство на корме.

Судовые якоря по назначению подразделяют на становые и вспомогательные. Каждое судно должно иметь три становых якоря: два в клюзах и один запасной на палубе.

К вспомогательным якорям относятся:

  • стоп-анкеры — самые крупные из вспомогательных якорей, имеющие массу, равную ’/з массы станового якоря. Они применяются совместно со становыми для удержания судна в определенном положении относительно ветра при погрузке и выгрузке, посадке и высадке пассажиров, приеме топлива на рейдах, а также для снятия судна с мели;
  • верпы — малые якоря, применяемые для тех же целей, что и стоп-анкеры. Масса верпа равна примерно половине массы стоп-анкера;
  • дреки — небольшие шлюпочные якоря массой от 16 до 45 кг;
  • кошки — малые трех- и четырехрогие якоря массой от 5 до 15 кг, используемые для отыскания затонувших и вылавливания плавающих предметов;
  • ледовые якоря имеют массу 75–80 кг. Их используют для удержания судна у ледяного поля или берегового припая.

Молния представляет собой электрический разряд в атмосфере, возникающий в силу разности потенциалов внутри грозового облака или между облаком и землей. Молнию относят к числу наиболее опасных природных явлений, проявления которого, в виде прямого попадания в объект или электрической индукции, могут привести к возникновению взрывов, пожаров, поражению людей электрическим током.

Место удара предсказать невозможно. Учитывая тот факт, что токи молнии всегда выбирают кратчайший путь к земле с наименьшим сопротивлением, то потенциальными объектами попадания разряда будут значительно возвышающиеся строения и их элементы, обладающие хорошей проводимостью и имеющие связь с землёй.

Вторичное воздействие молнии заключается в способности электромагнитного поля наводить в незамкнутых контурах и металлических конструкциях (электропроводке, трубопроводах и пр.) значительный потенциал, приводя сбою в работе внутренних систем и повреждению различного рода электрооборудования.

Для предотвращения нежелательных последствий от воздействия молнии, организуют комплекс мероприятий по молниезащите.

Защиту объекта от прямого попадания разряда молнии выполняют с применением молниеотводов — устройств, которые принимают на себя удар молнии и отводят ток по безопасному для защищаемого объекта пути в грунт. Молниеотвод обычно состоит из молниеприёмника, токоотвода и заземлителя. В зависимости от типа конструкции молниеприёмника, различают стержневые, тросовые и сетчатые молниеотводы. Для защиты от вторичных проявлений молнии, в виде электромагнитных импульсов и созданных ими перенапряжений необходимо применять предохранители и ограничители перенапряжений — УЗИП для защиты цепей постоянного и переменного тока, что позволит защитить электронику, датчики и приборы радиосвязи. Также рекомендуется соединять параллельно проложенные кабели и трубы металлическими перемычками и заземлять оболочки кабелей и трубопроводов.

Эффективность мероприятий по молниезащите объекта во многом зависит от качественно выполненной системы заземления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *