Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтруда подготовило проект профстандарта учителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Применение образовательных стандартов призвано перевести учебный процесс на новый уровень. Повышение стандартов преследует цель изменить ситуацию в стране в области образования. Работодатели обязаны сформировать блоки критериев по специальностям для педагогов. Планируется создать методики, направленные на повышение качества образования. Региональные особенности обязательно должны быть учтены.
Профессиональный стандарт. Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 года N 514н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)
509 | |
Регистрационный номер |
Обязанности специалиста
В приказе об утверждении профессионального стандарта психолога-консультанта содержатся следующие трудовые действия специалистов:
- выявление запросов обратившихся за помощью;
- составление заключений по результатам работы;
- выбор эффективных методов консультирования;
- определение целей работы с обратившимся;
- психологическая диагностика и так далее.
Для работы психологом также необходимы знания:
- психодиагностики;
- психологии личности;
- социальной психологии;
- методов диагностики стрессов;
- требований к разным типам профессий;
- негативных последствий психологических травм;
- методов исследования социально-психологического климата в трудовых коллективах.
Структура профстандарта педагога
Профессиональные стандарты разрабатываются и публикуются с учетом особенностей специальностей и различиями в уровне подготовки. Профстандарт имеет необходимое количество приложений, дифференцирующих специалистов по уровню их квалификации.
Структура профстандарта педагога включает в себя:
- точную информацию о профессии – как называется и классифицируется, предоставляются сведения о трудовой деятельности;
- перечисляются функции, которые нужно выполнять, а также соответствующие им уровни и подуровни квалификации;
- подробное описание всех требований к квалификации, опыту и образованию;
- информацию, содержащую данные об организации, разработавшей стандарт.
Приложения к стандарту содержат большой объем информации, которая конкретизирует каждую специальность. Например, к стандарту педагога разработано четыре приложения:
- рекомендации по внедрению профессионального стандарта
- требования к «электронной компетенции»
- требования для учителей, преподающих отдельные предметы
- психологические требования
Зачем нужны профессиональные стандарты
Профессиональные стандарты начали внедрять в 2016 году. Важно понять отличие между квалификацией педагога и профстандартом. Квалификация – это наличие знаний и профессиональных навыков, а стандарт – это характеристика квалификации, описывающая ведение профдеятельности.
Введением профстандартов правительство преследовало цель более четко регулировать трудовые отношения. Применение профессиональных стандартов дает возможность формировать трудовую кадровую политику, а также разрабатывать преобразовательные программы.
Профстандарты в системе образования начали применять с 1 января 2017 года. Первым условием для осуществления деятельности педагога является его высшее образование. Но кроме знаний учитель должен иметь навыки, которые помогут качественно планировать и проводить уроки, поддерживать в классе дружелюбную атмосферу.
Таким образом, стандартом определяется список требований к педагогу, который должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь богатый опыт общения с детьми. В обязанности педагога входит умение работать с любыми детьми, профессиональная работа с родителями, качественное обучение по программе, непрерывное развитие и оттачивание навыков.
Считается, что обновленный стандарт 2023 года даст возможность существенно улучшить подготовку специалистов для образовательной системы, а также решить одну из главных проблем, когда на выходе из педагогического вуза специалист обладает одним набором навыков, а при приеме на работу от него требуют совершенно другой. По этой причине внедрение профстандартов в законодательство носит исключительно положительный характер.
Действующие профстандарты педагогов
Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:
- Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
- Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
- Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
- Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
- Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).
Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.
Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.
Зачем нужны профессиональные стандарты
Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.
Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.
Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.
Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.
Понятие профстандарта психолога и функции специалиста согласно документу
Некоторые профстандарты закреплены на законодательном уровне. Это значит, что человек не может работать по определенной специальности, если не соответствует характеристикам, прописанным в них. Также это касается тех профессий, работа по которым дает определенные льготы.
Профстандарт психолога в образовании пока что не является обязательным, а лишь носит рекомендательный характер для нанимателя. На данный момент текст документа открыт и туда еще могут вноситься правки, изменения, а главное – дополнения.
Хотя пока профстандарт психолога не считается обязательным, работодателю не рекомендуется брать на работу людей, не соответствующих ему, поскольку они могут оказаться недостаточно квалифицированными специалистами. Однако, поскольку работодатель сам принимает решение, брать ли того или иного человека на работу, несоответствие профстандарту – это недостаточно веская причина для отказа в трудоустройстве или увольнения.
Профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает, что сотрудник, работающий в педагогической деятельности, обязан обеспечивать психологическое сопровождение образовательных занятий.
Как проверить соответствие профстандарту
По профстандарту у вас должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности.
Профстандарт одобрил пять специальностей:
– 37.03.01, 37.04.01 (030300) Психология;
– 37.05.01 (030301) Психология служебной деятельности;
– 030401 (37.05.02) Клиническая психология;
– 44.03.02, 44.04.02 (050400) Психолого-педагогическое образование;
– 44.05.01 (050407) Педагогика и психология девиантного поведения.
Если у вас нет высшего образования, то вы не соответствуете профстандарту, и руководитель предложит получить необходимую специальность. Если есть, но оно не соответствует заявленным кодам Общероссийского классификатора специальностей по образованию, то пройдите профессиональную переподготовку.
Обсуждение профессионального стандарта педагога-психолога в формате вебинара
Участниками и слушателями вебинара стали представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, а также пилотных площадок по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Профессиональный стандарт «Педагог психолог (психолог в сфере образования)» будет внедрен с 1 января 2020 года
В Свердловской области участники семинара собрались в Уральском государственном педагогическом университете, являющимся стажировочной площадкой для внедрения профстандарта педагога и педагога-психолога в регионе.
Кроме специалистов УрГПУ во главе с ректором Алевтиной Симоновой, участие в вебинаре приняли Ирина Фирсова, главный специалист отдела государственного воспитания и коррекции Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и Ирина Пестова, директор государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо». А также представители центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи из Екатеринбурга, Ирбита, Режа.
Совместно с коллегами из разных регионов России обсуждали актуальные вопросы апробации и применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Открыл вебинар, поприветствовав всех участников, Виталий Рубцов, ректор МГППУ. О важности мероприятия сказала Ирина Терехина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ.
Ирина Олеговна заострила внимание участников на таком вопросе, как востребованность профессии педагога-психолога в регионах.
Насколько она сегодня актуальна? Как много работает психолого-педагогических служб? Каким уровнем квалификации владеют специалисты в области психологии — отсюда, вопрос, сколько специалистов нуждаются в повышении квалификации при внедрении профессионального стандарта? Это проблемы, которые необходимо изучить на уровне региона.
- О законодательной базе, последовательности работы при внедрении профессиональных стандартов и моделях реализации рассказал в своей презентации Юрий Забродин, проректор по межведомственному взаимодействию МГППУ, идеолог разработки профстандартов педагога и педагога-психолога в сфере образования.
- После чего был представлен опыт регионов — Самарской области, Чувашской Республики и Свердловской области.
- Опыт стажировочной площадки на Урале, продвигая территорию во всероссийском масштабе, представляла Светлана Минюрова, первый проректор-проректор по учебной работе УрГПУ.
Тема выступления Светланы Алигарьевны звучала так: «О задачах и ожидаемых результатах апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог сферы образования)» в 2017 году в Свердловской области.
Прежде всего, докладчик обозначила приоритетные задачи по апробации и внедрению профессионального стандарта и задачи в области его применения при формировании кадровой политики и управлении персоналом.
С этой целью была проанализирована информация об уровне образования педагогов-психологов сферы образования и определены задачи в системе профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов.
Реестр профессиональных стандартов
509 |
Регистрационный номер |
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса | 01.002 | ||
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | ||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | |||
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления | |||
Группа занятий: | |||
2320 | Преподаватели в средней школе | 3310 | Преподавательский персонал начального образования |
3330 | Преподавательский персонал специального обучения | 2445 | Психологи |
3320 | Персонал дошкольного воспитания и обучения | ||
(код ОКЗ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности: | |||
(код ОКВЭД) | (наименование вида экономической деятельности) |
Профстандарт медицинского психолога
Для медицинского психолога, как для отдельной специальности, не существует своего профессионального стандарта. Однако, 14 декабря 2015 года Министерство Труда РФ утвердило проект профстандарта по специальности «Специалист в области психиатрии». Это и является профстандартом клинического психолога.
Данный документ хоть и был утвержден, но так до сих пор и не вошел в реестр профстандартов. Так что, он не только не является обязательным к применению, но даже не носит рекомендательного характера.
В функциональной карте данного профессионального стандарта значится только одно положение – оказание психиатрической помощи пациентам. Но оно подразумевает множество функций.
Педагог-психолог – это работник, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. В обществе существуют универсальные правила и запреты, которые должен соблюдать каждый человек. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам, относится к первостепенным задачам, стоящим перед психологами. Овладев данной профессией, специалист может правильно трактовать скрытые мотивы поведения людей, помогает разобраться в собственных чувствах и эмоциях, решать сложные жизненные задачи и проблемы. Сегодня психологи-педагоги востребованы в следующих учреждениях:
- детские сады;
- школы;
- средне-специальные и высшие учебные заведения;
- социальные службы;
- правоохранительные органы;
- система здравоохранения, прочее.
Профстандарт педагога – в чем суть?
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.
В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).
Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.
Профстандарт педагога
— 25%Скидка на все курсы для медицинских работников — — — 15 июня 20235 МИН518 просмотровПереход на профстандарты длится не первый год.
За это время нововведения затронули практически все сферы экономики — от тяжелой промышленности до кадрового делопроизводства.
А вот с образованием оказалось не все так просто: разработка профессиональных стандартов для педагогических работников затянулась, внедрение уже утвержденных кейсов — неоднократно откладывалось. Поэтому сегодня многие учителя продолжают работать по старинке, ориентируясь на применявшиеся 15-20 лет назад методики. Однако уже скоро, по плану — к 2023 году, переходный период завершится.
А это значит, что всем государственным и муниципальным образовательным учреждениям придется применять профстандарты в работе, как того требует постановление Правительства РФ №584 от 27.06.2016.
Самое время разобраться во вопросе и понять, что представляет собой профстандарт педагога, что нового он сулит работникам образования, и как правильно применять квалификационные требования в повседневной педагогической практике.Читайте в статье:Подборка действующих профстандартов:★ ★ ★ ★ ★ Профстандарт — специализированный документ, устанавливающий требования к образованию, квалификации и даже личностным качествам работника. А еще это удобная альтернатива устаревшим тарифно-квалификационными справочникам, с каждым годом все хуже применимым в современных реалиях.Попытки разработать новый квалификационный стандарт для педагогов предприняли еще в 2013 году, но процесс почти сразу же застопорился по объективным причинам. В 2017 году, после долгих обсуждений и согласований, наконец-то утвердили общий профстандарт педагога (скачать его можно с официального сайта Роструда).