Политика работодателя в области охраны труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Политика работодателя в области охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

После внедрения СУОТ работа только начинается. Чтобы достичь поставленных целей, систему нужно непрерывно совершенствовать. Для этого результаты СУОТ и ее эффективность нужно регулярно оценивать. На предприятии разрабатывают план внутренних проверок, назначают сотрудников, которые будут отвечать за контроль. Кроме того, следует создать форму отчетности по результатам проверок.

Правовая основа СУОТ

В соответствии со статьей 217 Трудового Кодекса РФ, система управления охраной труда — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Положение о системе управления охраной труда должно быть разработано на основе требований охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России №776н от 29.10.2021 «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» и статьи 217 Трудового Кодекса РФ.

Как сделать СУОТ эффективной?

Собранные результаты передают на анализ руководству. Анализ должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволит объективно оценить систему. Результаты анализа нужно документировать. Потом их используют для внесения изменений в политику, цели и задачи по охране труда.

Невозможно сделать СУОТ эффективной, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками в рамках комитетов по охране труда или, например, коллективного договора. У работников и их представителей должна быть возможность полноценно участвовать в управлении охраной труда на предприятии путем прямого участия и согласования.

Главным принципом СУОТ является закрепление определенной ответственности за руководством среднего звена. Это предполагает участие всех сотрудников предприятия в охране труда. Если СУОТ управляет лишь руководство, эта система потеряет свою ориентацию и провалится.

Чтобы совместные комитеты по охране труда и аналогичные механизмы взаимодействия были эффективными, нужно:

  • информировать работников о принципах СУОТ;
  • привлекать сотрудников к мероприятиям по охране труда;
  • актуализировать инструкции по охране труда с учетом изменений внутри организации и т. д.

Этапы разработки политики в области охраны труда

Условно создание политики по охране труда можно разбить на несколько этапов:

1) Предварительный анализ состояния охраны труда в организации

Анализ включает в себя проверку соответствия вопросов охраны труда требованиям законодательства и оценка опасности, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности на каждом из этих этапов.

На практике, чтобы провести предварительный анализ, работодатель и специалист по охране труда проводят собрание работников, на котором обсуждаются, какие вопросы охраны труда будут включаться в политику. По результаты собрания обязательно оформляется протокол.

Полученные результаты будут отправной точкой, с которой будут сравниваться итоги реализации будущей политики.

2) Непосредственная концепция охраны труда

На основании результатов анализа разрабатывают политику, направленную на улучшение и совершенствование текущего состояния охраны труда. Именно ее положения определяют дальнейший вектор развития организации в данном направлении.

3) Цели

Конечным итогом реализации политики в области охраны труда, является постановка определенных целей и сроки достижения этих целей.

4) Достижение целей

В политике необходимо подробно изложить механизм достижения намеченных целей, а также правильно распределить обязанности и ответственность “на пути к цели”.

Оценкой эффективности реализации политики будет являться сравнительный анализ с той самой “отправной точкой”, то есть первичным анализом состояния охраны труда.

Особенности использования мануала

Предложенный мануал — комплексное решение проблем, которые могут возникать при попытках выстроить по-настоящему эффективную системы охраны труда в организации. У такого подхода есть преимущества как для специалистов по охране труда, так и для руководителей. Выделим некоторые из них.

Преимущества для специалиста по охране труда:

  • глубокий анализ требований на этапе создания;
  • отсутствие необходимости каждый раз искать требования в НПА;
  • все данные находятся в одном файле (требования, задачи, ответственные, сроки устранения и т.п.);
  • удобство для работы с сотрудниками разных функций;
  • возможность демонстрировать руководству состояние СУОТ и её прогресс;
  • реализация принципа pdca (plan-do-check-act);
  • возможность установки приоритета задач и дополнения требований внутренними требованиями компании.

Для руководства предприятий можно выделить следующие преимущества:

  • усиление лидерства в вопросах охраны труда вследствие регулярной оценки степени соответствия со стороны руководства и ответственных сотрудников;
  • определение конкретного статуса и плана по достижению соответствия;
  • аналитическое представление данных;
  • определение приоритетности задач;
  • усиление информированности сотрудников о функционировании СУОТ;
  • прозрачный процесс бюджетирования.

Что проверит ГИТ по СУОТ: чек-лист для подготовки

В настоящий момент действуют очень короткий чек-лист Роструда № 31 (утв. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.112017 г. № 655). В нем указано, что работодатель должен при проверке предъявить утвержденные и согласованные с представительным органом работников Положение о СУОТ и Политику. Если такого органа нет, то и согласовывать не с кем.

Чек-лист Роструда № 31 «По созданию и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ)»

Во время проверки инспектор ГИТ проверит:

  • Приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда
  • Положение о системе управления охраной труда
  • Политику и цели в области охраны труда

Но на этом проверка не завершится. Инспектор может запросить документы, подтверждающие проведенный вами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики с представительным органом работников. Такой анализ проводится до утверждения политики в области охраны труда.

Кроме того, нужно учесть, что инспектор проверит не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и наличие в нем разделов, перечисленных в п. 8 Типового положения.

Как разрабатывается на предприятии – основные направления

Разработкой такого материала в организации, как правило, занимается специалист по охране труда или начальник такого штатного подразделения. Создание концепции должно происходить с учетом опыта смежных отраслевых компаний, в обязательном порядке учитываются нормативные государственные элементы. В заявление включаются положения о сотрудничестве с государственными органами, приоритете прав и свобод граждан при реализации своей трудовой деятельности.

Важно! Разработка ведется с учетом правил, стандартов и ГОСТ по документообороту и делопроизводству. Концепция выпускается в виде локального документа и подписывается руководителем организации. Свою юридическую силу она распространяет на всех сотрудников без исключения, и управлять должна лишь в рамках своей компетенции.

Политика работодателя в области охраны труда. Цели и задачи работодателя по достижению целей в области охраны труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Стратегия работодателя в области охраны труда.

Политика (стратегия) в области охраны труда является локальным актом или разделом локального акта работодателя, в котором излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников; публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Политика (стратегия) по охране труда:

  • направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  • направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • соответствует специфике деятельности организации, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
  • отражает цели в области охраны труда;
  • включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
  • включает обязательство работодателя совершенствовать систему управления охраной труда (далее – СУОТ);
  • учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).

Политику (стратегию) по охране труда рекомендуется оценивать на актуальность и соответствие задачам по охране труда и пересматривать в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ.

Работодателю рекомендуется обеспечивать:

  • предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для осуществления обязанностей в рамках функционирования СУОТ;
  • документирование и доведение до сведения работников информации об ответственных лицах и их полномочиях;
  • назначить работников, ответственных за соблюдение требований охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с работодателем в рамках функционирования СУОТ.

Процесс участия работников в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению условий и охраны труда рекомендуется обеспечивать с учетом:

  • определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
  • обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной информации по вопросам функционирования СУОТ;
  • определения и устранения препятствий для участия работников в СУОТ.

Управление охраной труда рекомендуется осуществлять при непосредственном участии работников или уполномоченных ими представителей, в том числе в рамках деятельности комитета по охране труда работодателя (при наличии) или уполномоченных лиц по охране труда.

Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления работодатель вправе реализовывать и поддерживать в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ.

В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда рекомендуется обеспечивать координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим вопросам:

  • установление потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ;
  • установление целей в области охраны труда и планирование их достижения;
  • выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и план мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда;
  • определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах работодателя функциональных обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда;
  • установление механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и их уполномоченными представителями, а также их участия при обсуждении и решении вопросов по охране труда.

Цели и задачи работодателя по достижению целей в области охраны труда.

При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными требованиями по охране труда рекомендуется учитывать имеющийся передовой опыт, финансовые, производственные возможности.

Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных результатов, согласующихся с Политикой (стратегией) по охране труда.

Принятые цели по охране труда следует достигать путем реализации процедур и комплекса мероприятий, предусмотренных Политикой (стратегией) по охране труда, разработанной работодателем.

Цели формулируются с учетом необходимости регулярной оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.

Количество целей по охране труда работодателю рекомендуется определять с учетом специфики его производственной деятельности, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

При выборе целей в области охраны труда рекомендуется учитывать их характеристики, в том числе:

1) возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения;

2) возможность учета:

  • применимых норм;
  • результатов оценки рисков;
  • результатов консультаций с работниками и, при их наличии, представителями работников.

Работодатель, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.

При планировании достижения целей работодателю рекомендуется определять:

  • необходимые ресурсы;
  • ответственных лиц;
  • сроки достижения целей;
  • способы и показатели оценки уровня достижения целей;
  • влияние поставленных целей в области охраны труда на бизнес-процессы организации.

Обязанности работодателя в области охраны труда

В соответствии со статьей 214 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • оснащение средствами коллективной защиты;
  • обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований о государственной тайне;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм);
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;
  • разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
  • ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием электронных вычислительных машин и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
  • соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.
Читайте также:  Договор с материнским капиталом

Направления государственной политики в области охраны труда

Обязанности работника в области охраны труда

Законодательство определяет несколько основных направлений в области защиты прав граждан в трудовых отношениях, которые исполняет государство:

  • издание единого комплекса нормативных актов, которые имеют одинаковую концепцию по защите граждан, их здоровья и имущества от негативных проявлений рабочего процесса. Такие акты не должны противоречить друг другу, а также нарушать общепринятые требования в области обеспечения должного контроля трудовой деятельности;
  • обозначение приоритета прав и свобод граждан при реализации ими своей трудовой функции, повышение эффективности деятельности как государственных надзорных служб в этой сфере, так и подразделений самих компаний;
  • осуществление межведомственной координации, а также связи государственных контрольных учреждений с подразделениями компаний в случае возникновения нештатной ситуации либо при проведении проверочных акций.

Как оформить (образец)

Пример и образец такого акта для компании из любой отрасли экономической деятельности должен содержать обязательную информацию и состоять из нескольких разделов:

  • текущее состояние в области соблюдения норм охраны труда;
  • основные направления деятельности по повышению эффективности и предпринимаемые мероприятия в данной области;
  • планы по совершенствованию нормативной и прикладной базы по улучшению состояния отрасли в целом;
  • наименование и инициалы должности лица, подписавшего данный акт;
  • порядковый номер внутреннего документа и дата его принятия;
  • сроки вступления в силу и срок действия во времени.

Политика в области охраны труда

Обеспечение сохранения жизни и здоровья работников, создание безопасных условий труда, предупреждение травматизма — неоспоримый приоритет в политике руководства АО «Аэропорт «Внуково».

Обеспечение соблюдения требований законодательства в области охраны труда является важной и неотъемлемой частью системы управления охраной труда, как составной части общей системы управления деятельностью АО «Аэропорт «Внуково», залогом стабильности и улучшения экономического положения и благополучия всех сотрудников.

Главные задачи политики в области охраны труда

  • Соблюдение требований законодательства в области охраны труда;
  • Обеспечение сохранения жизни и здоровья работников, создание безопасных условий труда, предупреждение травматизма;
  • Обеспечение непрерывного роста профессионализма и квалификации сотрудников в области охраны труда.
Читайте также:  Ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним

Реализация целей политики достигается

Цели и показатели политики в области охраны труда

В таблице «Цели и показатели политики в области охраны труда» представлены цели и показатели политики в области охраны труда АО «Международный аэропорт «Внуково».

Задачи Цели Показатели

Принципы разработки системы по охране труда

Выполнить задачу такой сложности способен только специалист с опытом не меньше нескольких лет. Новички могут допустить критические ошибки, которые в итоге могут привести к серьезным последствиям.

При организации охраны труда на предприятии нужно опираться на действующее законодательство, в том числе:

  • Федеральный закон № 52 от 30 марта 1999 года, устанавливающий условия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
  • Федеральный закон № 323 от 21 ноября 2011 года, в котором прописаны основы охраны здоровья населения в РФ;
  • Федеральный закон № 116 от 21 июля 1997 года, касающийся вопросов промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
  • Федеральный закон № 426 от 28 декабря 2013 года, где даны понятия, принципы формирования и другие положения о СОУТ;
  • постановление Министерства труда России № 14 от 8 февраля 2000 года с рекомендациями по созданию и работе службы по ОТ.

Структура службы охраны труда в организации

Ее определяет работодатель. При этом он должен учитывать Рекомендации (ст. 223 ТК РФ).

В п. 3 Рекомендаций приведена следующая возможная структура службы: специалист, бюро, группа, отдел, управление/подразделение, департамент. Работодатель формирует службу, учитывая организационную (штатную) структуру, которая уже утверждена на его предприятии.

В Рекомендациях упомянуты следующие должности:

  • руководитель (начальник) службы охраны труда (бюро, группы, отдела, управления, департамента),
  • специалисты по охране труда всех категорий.

Работодатель сам устанавливает наименование должностей в соответствии со штатным расписанием (п. 5 Рекомендаций).

Определяя структуру службы, работодателю надо принимать в расчет следующие факторы (п. 19 Рекомендаций):

  • специфика вида деятельности предприятия,
  • наличие филиалов и представительств,
  • особенности организации и функционирования системы управления охраной труда,
  • штатная численность работников,
  • уровень вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса,
  • уровень профессиональных рисков,
  • наличие работ с повышенной опасностью.

Перечень документов по охране труда

В организации по охране труда должны заполняться следующие документы:

  • приказ о создании службы охраны труда;

  • положение о службе охраны труда;

  • должностные инструкции работников;

  • комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;

  • перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;

  • инструкции по охране труда;

  • журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;

  • журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.

  • протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;

  • личные карточки учета выдаваемых СИЗ;

  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

  • сведения о прохождении медицинских осмотров работников;

  • материалы по специальной оценке условий труда;

  • другие.

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Что такое политика в области охраны труда

Государственное регулирование трудовых отношений заключается в издании соответствующих актов и документов, которые носят как обязательный императивный характер, так и разрешительный диспозитивный. Все эти акты направлены на повышение эффективности деятельности предприятий и организаций вне зависимости от сферы их работы. Политика в области охраны труда – издание нормативных актов для установления особого режима безопасной хозяйственной деятельности. Сюда входят регламенты, инструкции и распоряжения, которые могут исходить как от государственных служб, так и от частных компаний.

В учреждении с наличием опасных производственных факторов должен быть принят ключевой документ, который характеризует безопасность деятельности. В нем должны излагаться основные принципы и направления работы по сохранению здоровья граждан и производственного оборудования.

Направления государственной политики в области охраны труда

Обязанности работника в области охраны труда

Законодательство определяет несколько основных направлений в области защиты прав граждан в трудовых отношениях, которые исполняет государство:

  • издание единого комплекса нормативных актов, которые имеют одинаковую концепцию по защите граждан, их здоровья и имущества от негативных проявлений рабочего процесса. Такие акты не должны противоречить друг другу, а также нарушать общепринятые требования в области обеспечения должного контроля трудовой деятельности;
  • обозначение приоритета прав и свобод граждан при реализации ими своей трудовой функции, повышение эффективности деятельности как государственных надзорных служб в этой сфере, так и подразделений самих компаний;
  • осуществление межведомственной координации, а также связи государственных контрольных учреждений с подразделениями компаний в случае возникновения нештатной ситуации либо при проведении проверочных акций.

Что должно отражаться в политике по охране труда?

В политике отражаются:

а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

г) порядок совершенствования функционирования системы управления ОТ.

Все это выполняется благодаря контролю и качественному проведению мероприятий по охране труда работодателем. Однако реализует он это все не в одиночку, а посредством механизмов, которыми он располагает в рамках организации. Именно разработка политики является руководством по работе этими механизмами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *