Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лимит кассы на 2022 год: важная информация для бизнеса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В компаниях процессы, связанные с движением наличных средств, организованы по-разному. В одних организациях деньги поступают в кассу и не тратятся, а в других – расходуются в больших объёмах (например, чтобы погасить задолженность перед поставщиком) и не пополняются за счёт наличной выручки. Поэтому расчёт лимита кассы происходит в зависимости от особенностей конкретной организации.
Формулы для расчёта лимита кассы в 2023 году
ЦБ РФ предлагает две формулы для расчёта кассовых ограничений:
- расчёт лимита на основе поступления наличных средств;
- расчёт лимита на основе расхода наличных средств.
Неутвержденный лимит кассы
Раньше соблюдение лимита предприятиями контролировали банки и другие финансовые организации. Потом эту обязанность переложили на ФНС.
А точнее: региональные подразделения налоговой службы. Если при посещении предприятия проверяющие обнаружат, что приказ на установление лимита наличных не подписан, сумма ограничения автоматически приравнивается нулю.
Это означает, что в конце рабочего дня нужно сдать все деньги в банк. То же самое касается случаев, когда выясняется, что лимит рассчитан неверно или завышен.
Лучше не допускать подобных моментов, поскольку они неминуемо влекут к штрафам. Обращаем внимание на то, что это касается только тех предприятий, в отношении которых действует требование по утверждению лимитов.
Каждая организация (или ИП) сама устанавливает лимит кассы, однако не придумывает его, а именно рассчитывает по определенной формуле, которую Центробанк утвердил в своем Указании № 3210-У.
Формула расчета лимита кассы: СП / РП * Дн
Обозначение | Значение | Пояснение |
СП | Сумма поступлений | Выручка предприятия или ожидаемая выручка (если работа еще не начата) за произвольный расчетный период |
РП | Расчетный период | Количество рабочих дней, за которое рассчитывалась выручка. Может быть любым от 1 до 92 |
Дн | Число дней между инкассациями | Выбирается произвольно, но не более 7 рабочих дней, а для предприятий в удаленной местности — не более 14 |
Лимит на кассе утверждается руководителем организации. Для этого издается соответствующий приказ или локальный нормативный акт. Документ создается в произвольной форме, но должен содержать обязательную информацию:
- дату введения ограничения в действие;
- размер лимитированной суммы;
- перечень лиц, ответственных за соблюдение кассовой дисциплины;
- экономическое обоснование (расчет).
ИП и представители малого бизнеса могут не утверждать распорядительный документ, содержащий данные об установленном лимите наличности на кассе.
Понятие, назначение и выбор кассового аппарата
ККМ – это оборудование, которое позволяет осуществлять надзор и контроль со стороны налоговой и др. государственных органов, а также отследить движение наличности, полученной фирмой от продажи товаров или оказания услуг. ККМ для ИП применяются при осуществлении розничной торговли товарами или оказанием услуг. Она помогает вести учет ценностей предприятия и собирать данные для составления отчетов.
Возникает вопрос, как выбрать кассовый аппарат для ИП и сколько он будет стоить. Здесь нужно обратить внимание на несколько важных пунктов и понять какие из них будут нужны для организации деятельности, а без которых можно обойтись:
- Вес изделия (выбор зависит от места торговли);
- Скорость печати чеков;
- Дополнительные функции (при небольшом бюджете можно вполне обойтись без них);
- Подключение сопутствующих устройств таких, как электронные весы, устройство сканирования штрих кодов и считывания банковских карт;
- Энергонезависимость (нужная функция, необходимая для обеспечения торговли через курьера);
- Температура и прочие физические режимы работы (важно для ИП, которые находятся и работают на местах с постоянными перепадами температур или в суровых климатических условиях).
Нужно ли регистрировать кассовый аппарат для ИП после его выбора?
Да, иначе, если регистрации не будет при проверке, владельцу будет выписан штраф (регистрация будет включать в себя постановку на учет в реестр). Далее нужно будет установить технику и проверить ее. После ввода в эксплуатацию, срок службы кассы будет составлять 7 лет.
В какие сроки предприятия и предприниматели обязаны обеспечивать проверку исправности ККТ?
Законодательством установлены сроки: 3 месяца – для внешней проверки, очистки и тестирования и 1 год – для полной проверки исправности и работоспособности устройства.
Обязателен ли кассовый аппарат для ИП, ведущих торговлю через интернет?
Да, потому что они не входят в категорию исключений. Если рассматривать лимит, то в 2023 году ИП имеет полное право от него отказаться.
Подведем итоги в вопросе, нужна ли касса для ИП: исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что техника рекомендована всем, но обязательно необходима только нескольким категориям ИП.
- Мораторий на проверки ККТ продлили на 2023 год. Но это не значит, что проверок не будет. Налоговая может прийти с внеплановой проверкой — проверить онлайн-кассу. Мораторий может помешать, но если есть нарушения, инспекция может легко обойти запрет на проверки.
- Поводом может стать что угодно: жалоба, большая разница в операциях между счётом и кассой или просто неиспользование ККТ.
- Проверять будут по новым правилам. Надо готовиться.
Штраф за неприменение онлайн‑кассы
За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:
- ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
- Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.
ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.
Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:
- должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет;
- деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.
Претензии со стороны контролирующих органов могут обуславливаться различными обстоятельствами. Помимо уже упомянутого технического несоответствия оборудования, рассматриваются также следующие правонарушения:
- Несоблюдение регламента первичной и повторной регистрации, включая ограничения по срокам. Влечет за собой предупреждение либо взыскание на сумму до 3 000 (для организаций — до 10 000 рублей).
- Непредставление или несвоевременное предоставление информации и документации, запрашиваемой представителями налоговой службы. Предусматривает аналогичные санкции.
- Продажа без чека — ответственность за неприменение ККТ в виде штрафа для ИП и должностных лиц доходит до двух, для юридических субъектов — до десяти тысяч руб. за каждый выявленный случай.
Стоит отметить, что сам по себе факт наказания не является основанием для освобождения виновника от обязательства по исправлению нарушений. В соответствии с законом срок давности для привлечения равен одному году — отправной датой для отсчета периода определяется день фактического совершения проступка, а при рассмотрении дел, связанных с длящимися правонарушениями — момент выявления контролирующими органами.
Штрафы за нарушения при использовании ККТ увеличат с 2021 года
Теперь штрафовать будут за регистрацию мнимых или притворных расчетов.
Мнимыми, согласно проекту, называют операции, которые были зарегистрированы только для вида. А целью притворных расчетов является маскировка других операций.
Индивидуальный предприниматель в таких случаях заплатит 50% от суммы чека, но не менее 50 тысяч рублей, а юридические лица — не менее 100 тысяч рублей.
Начиная с 2021 года, помимо появления новых штрафов и увеличения старых, налоговые инспекторы получат более широкие полномочия.
Появится возможность применить к нарушителям дополнительные меры ответственности:
-
приостановить операции по расчетному счету в банке,
-
ограничить доступ к сайту и социальным сетям компании,
-
приостановить деятельность стационарного торгового объекта.
Меры будут применяться к продавцам, которые игнорируют обязанность по фиксации расчетов через онлайн-кассы.
Да, есть законный способ в ряде случаев не платить штрафы: добровольно сообщить в Налоговую службу о нарушении. К заявлению необходимо приложить документы, которые будут подтверждать все обстоятельства конкретного случая.
Как заявляют, этого будет достаточно, чтобы на вашу компанию не наложили административный штраф.
При этом должны выполняться два условия:
-
Налоговая инспекция на момент подачи заявления не знала о факте нарушения.
-
Вы устранили его.
Подобная ситуация может возникнуть, даже если вы добропорядочный бизнесмен и ведете свое дело честно.
Например, в вашей торговой точке отключили электричество, а вы продали товар покупателю. В данном случае нужно просто пробить чек, направить в налоговую инспекцию заявление, указать в нем реквизиты чека и причины, почему продажу не зафиксировали по правилам.
Согласно п. 1 ст. 4.7 Закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ выбранный компанией режим налогообложения должен указываться в кассовом чеке в качестве обязательного реквизита. Соответственно, в чеках должна присутствовать система, используемая в конкретный момент времени при проведении расчетных операций с покупателями. В противном случае такой чек признается содержащим ошибки – недостоверным.
Лимит остатка наличных денег в кассе – это максимально допустимая сумма, которая может находиться в кассе учреждения на конец рабочего дня. Вся наличность, превышающая данный лимит, подлежит сдаче в банк для последующего зачисления на счет учреждения.
Лимит кассы учреждение устанавливает самостоятельно, исходя из характера своей деятельности, а также с учетом объемов поступлений и выдач наличных средств.
Если у учреждения имеются обособленные подразделения, кассовый лимит устанавливается в следующем порядке (п. 2 Указания № 3210-У):
-
для подразделений, которые сдают наличные деньги на счет учреждения, определяется отдельный лимит кассы;
-
если подразделения сдают наличные деньги в кассу учреждения, то учитываются лимиты обособленных подразделений.
Каковы новые правила?
Лимит остатка наличных денег — это максимально допустимая сумма денежной наличности, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, иными словами, в кассе предприятия (исчисляется на конец рабочего дня после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег). Наличные деньги сверх установленного лимита юридическое лицо (а с вступлением в силу нового Положения и индивидуальный предприниматель) обязано сдавать в банк (п. 1.4 Положения).
Накопление юридическим лицом (ИП) наличных денег в кассе сверх установленного лимита допускается в дни выплат заработной платы, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом (ИП) в эти дни кассовых операций. Выплата заработной платы теперь может осуществляться в течение пяти рабочих дней (п. 4.6 Положения), а не трех, как было раньше. В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита не допускается.
Отметим, что в ранее действующем Порядке правила были другими: предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда (п. 7).
Обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица, имеющее банковский счет, устанавливает лимит остатка наличных денег самостоятельно. Соответственно, торговые организации, чьи обособленные подразделения не имеют отдельные счета в банке, объем поступлений наличных денег за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) определяют с учетом наличности, принятой этими обособленными подразделениями.
Наличие у организации установленного лимита кассы подтверждается распорядительным документом, который хранится в порядке, определенном руководителем организации (ИП) или иным уполномоченным лицом. Сумма установленного лимита должна подтверждаться расчетом, произведенным хозяйствующим субъектом.
Кто осуществляет контроль за соблюдением кассовой дисциплины
Контролировать правильность действий по осуществлении кассовых операций должны все работники, связанные с их выполнением. Если в организации есть главный бухгалтер, то за контроль работы бухгалтерии и входящей в ее состав операционной кассы отвечает он. Общую ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель, а за деятельность ИП отвечает сам ИП.
Проверку кассовой дисциплины в 2021–2021 годах, которая может закончиться для проверяемого лица административным штрафом или последующей выездной проверкой, осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.03.1991 № 943-I).
Цели этой проверки заключаются в выявлении фактов:
- неполноты и несвоевременности оприходования выручки;
- превышения лимита расчетов наличными;
- превышения лимита остатка кассы;
- использования запрещенной, неисправной или не соответствующей установленным требованиям ККТ;
- невыдачи кассовых чеков или БСО;
- несоответствия фактических денежных остатков в кассе суммам, указанным в документах;
- выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки.
Как рассчитать лимит остатка наличных денежных средств в кассе?
С 1.01.12 г. на юридическое лицо (организация) и индивидуального предпринимателя (ИП) возложена обязанность самостоятельно рассчитывать и утверждать максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе (п. 1.2 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 12.10.11 г. № 373-П) (далее – Положение).
Лимит кассы
– это предельная сумма средств, которая может находиться в кассе организации (исчисляется согласно кассовой книге по остатку на конец дня).
В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
Акцизы: новые товары и рост ставок
Оба эксперта обращают внимание на изменения в в списке подакцизных товаров. Итак, С 2023 года подакцизными товарами являются:
1) Нефть (п. 73 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.17 ст. 150 НК-2023);
2) Электронные системы курения и системы для потребления табака. В законе об изменениях приводятся соответствующие определения этих товаров (п. 73 и 197 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.15 ст. 150 НК-2023, п. 12 и 13 приложения 1 к НК-2023);
3) Табак нюхательный, который введен в группу табачные изделия. По нему также устанавливается ставка акциза (п. 197 ст. 2 Закона об изменениях, подп. 1.8 ст. 150 НК-2023, подп. 9.1 приложения 1 к НК-2023).
— Введение новых подакцизных товаров обусловлено необходимостью соблюдения положений Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, заключенного в Москве 3 ноября 2022 года, — уточняет Татьяна Дайлид. — И обратите внимание, что в ситуации, когда электронные системы курения ввезены на территорию Беларуси в 2022 году, при их дальнейшей реализации в 2023-м акцизы исчислять не нужно (подп. 1.3 ст. 147, ч. 2 п. 4 ст. 160 НК-2023, разъяснение МНС).
Также есть изменения в ставках акцизов. Часть остались прежними, а некоторые увеличены.
Ставки не изменились:
- на автомобильный бензин и дизельное топливо;
- газ углеводородный сжиженный, используемый в качестве автомобильного топлива.
Решено уменьшить ставки на газ природный топливный компримированный, используемый в качестве автомобильного топлива.
Ставки увеличены:
- на спирт этиловый из пищевого сырья, спирт синтетический, спирт этиловый денатурированный, спирт этиловый ректификованный технический;
- крепкие алкогольные напитки;
- вина плодовые крепленые марочные;
- вина фруктово-ягодные натуральные, сидры фруктово-ягодные;
- вина натуральные, в том числе игристые, шампанские, газированные и шипучие;
- слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов и сидры (за исключением фруктово-ягодных);
- пиво, пивной коктейль и напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки);
- спиртосодержащую продукцию;
- все табачные изделия (причем по табачным изделиям, предназначенным для потребления путем нагревания, и сигаретам ставка акцизов будет увеличиваться ежеквартально);
- жидкости для электронных систем курения;
- нетабачные никотиносодержащие изделия;
- судовое топливо;
- масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания.
Налог на прибыль — 20%
С 2023 года основная ставка налога на прибыль увеличена с 18% до 20% (п. 1 ст. 184 НК-2023). Одновременно отменяется право местных Советов депутатов увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) стандартную ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль (п. 10 ст. 184 НК-2023).
Для тех организаций и видов деятельности, для которых в 2022 ставка была 30%, срок действия такой ставки продлевается на 2023−2024 годы. Это касается прибыли:
— коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученной от микрофинансовой деятельности (подп. 11.2 ст. 5 Закона об изменениях);
— операторов сотовой подвижной электросвязи, а также назначенного в соответствии с законодательством оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь (Подп. 11.1 ст. 5 Закона об изменениях).
Льготы по налогу на прибыль
Отменено освобождение от налогообложения прибыли, полученной от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства в течение трех лет (п. 6 ст. 181 НК-2023).
В приложении 34 к Нологовому кодексу конкретизированы виды деятельности организаций культуры, прибыль от которых будет льготироваться по п. 9 ст. 181 НК-2023. Кроме того, в целях применения освобождения от налогообложения Министерство культуры по мере обращения будет выдавать организациям заключения об отнесении их в календарном году к организациям культуры.
Изменения в работе с НДС
Налог на добавленную стоимость получил достаточно много изменений. Мы рекомендуем плательщикам налога тщательно изучить все новации законодательства по НДС, а ниже обратим внимание на некоторые из них.
Определение налоговой базы НДС
1. Налоговая база НДС = разница между ценой реализации и ценой приобретения при передаче в лизинг (в части контрактной стоимости) или при реализации транспортных средств (согласно приложению 25 к НК-2023) приобретенных без НДС у физлиц. Это правило распространено на ситуации, когда транспортные средства были приобретены у физлиц по посредническим договорам. Указанная корректировка закрепляет положения, изложенные в письме МНС № 2−1−9/Ми-00370.