Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый МРОТ с 1 января 2023 года: что меняется для работодателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Установление почасового минимального размера оплаты труда защищает работника от обесценивания плодов его работы. Правительство РФ заботится о правах трудящихся, и в связи с этим подготовило законопроект о минимальном размере почасового МРОТа. Известно, что регулирование зарплат происходит на основании ежемесячного минимального тарифа. Но эту сумму сложно назвать универсальным показателем. Отчасти это происходит потому что в регионах есть индивидуальный коэффициент повышения зарплаты.
Кто может рассчитывать на почасовой МРОТ
По плану, озвученному Правительством, рассчитывать на минимальную почасовую оплату могут те работники, которые заключили трудовой договор на период до трех месяцев на неполный рабочий день. Почасово смогут получать зарплату сотрудники, работающие по срочным договорам. Но все социальные выплаты, включая пенсию, будут рассчитываться, исходя из установленного в регионе МРОТ за месяц.
В данный момент ведутся расчеты минимальной часовой тарифной ставки на основании минимальной зарплаты. Работодателю предоставляется право выбирать экономически целесообразную модель оплаты труда (ст.100 ТК РФ). С нового 2023 года МРОТ в России составляет 13 890 рублей. Максимум в рабочем месяце 184 рабочих часа. Если поделить минимальную зарплату на это время, то получится, что час работы составит 13890/184= 75,48 рубля. Этот расчет берется, исходя из пятидневной рабочей недели. Если рабочих дней в месяце получается меньше, то почасовой тариф нужно пересчитывать, сумма будет выше. Получается, что каждое предприятие должно самостоятельно рассчитывать почасовую оплату труда.
Как налоговики контролируют соблюдение законодательства в части МРОТ
ИФНС контролирует исполнение работодателями законодательства в части МРОТ. К примеру, налоговики:
- обращают особое внимание на низкие доходы, указываемые в РСВ и 6-НДФЛ. При этом используются контрольные соотношения, на основании которых МРОТ и среднеотраслевые значения зарплаты в регионе сравниваются с показателями отчетности;
- требуют от работодателей пояснения по поводу низкой зарплаты относительно МРОТ и средней по отрасли в регионе;
- передают в трудовую инспекцию сведения о нарушениях работодателями законодательства в сфере труда, в связи с чем их могут вызвать на зарплатную комиссию, например, при задержке зарплаты;
- включают работодателей в план выездных налоговых проверок (п. 5 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333).
Почасовая оплата и трудовой договор
ТК РФ говорит об обязательном включении условия почасовой оплаты труда в трудовой договор, заключаемый с сотрудником, или дополнительное соглашение к нему. Если на «почасовку» сотрудники переводятся с другой зарплатной системы, они должны узнать о грядущих изменениях минимум за 2 месяца: перемены должны не только войти в трудовой договор, но и быть закреплены в соответствующих приказах и локальных актах фирмы. Обязательно надо указать:
- часовую ставку (оклад);
- порядок исчисления заработка;
- условия премирования и депремирования;
- процедура оплаты за часы в праздники, выходные и ночное время;
- конкретные дни выдачи з/п (не менее 2 в течение месяца);
- дополнительные условия, если они предусмотрены: испытательный срок, социальные гарантии и т.п.
Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году
У многих возникает логичный вопрос — когда повысят зарплату бюджетникам в 2022 году? Индексация заработных плат работникам бюджетной сферы традиционно в течение последних нескольких лет проходит 1 октября. Увеличение зарплаты осуществляется на величину не меньшую, чем инфляция. Предыдущее повышение зарплат выглядело следующим образом:
- В 2019 году заработные платы были подняты на 4,3%, в то время как инфляция в 2018 году составила 4,27%.
- В 2020 году зарплаты были повышены на 3%, а инфляция за 2019 год была на уровне 3,05%.
- В 2021 году уровень заработных плат был повышен на 4%, в 2020 году размер инфляции составил 4,91%.
Будет ли повышена зарплата бюджетников в 2022 — последние новости России говорят о том, что стоит ожидать повышения на 4%, несмотря на то, что размер инфляции за 2021 год достиг 8,39%.
Данное повышение касается тех работников бюджетной сферы, которые не подпадают под майские указы президента РФ. К таким работникам относятся следующие категории бюджетников: государственные служащие, гражданские работники Росстандарта, Роспотребнадзора, МЧС и некоторых других государственных структур.
Сотрудников бюджетных организаций, которые попали под действие майских указов, также ждёт повышение заработных плат, но уже по другой схеме. Их оклады будут повышены 1 октября 2022 года. Главная особенность новой схемы начисления заработных плат — это подгон их размера под среднюю заработную плату по региону. При этом повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году в каждом конкретном случае зависит от распоряжения местных властей и руководителей учреждений (школы, больницы, детские садики и т.д.).
Изменения в трудовом законодательстве в 2022 году
Если у работодателя среднесписочная численность сотрудников от 25 чел. и больше, а также если юрлицо имеет в уставном капитале долю участия РФ, субъектов РФ или муниципального образования, то с 1 января 2022 года для них регламентировано требование — размещать данные о вакансиях на портале «Работа в России».
Эта информация будет содержать сведения о потребностях в сотрудниках, об условиях их привлечения к работе и наличии свободных мест.
На данный момент Минтруд подготовил проект приказа, предусматривающего формы, по которым нужно будет направлять информацию о потребностях в кадрах.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории.
Вводится запрет на работу в опасных условиях труда – если такой класс выявлен при специальной оценке условий труда, работодатель должен будет приостановить работу на соответствующих рабочих местах до устранения опасности. За работником при этом должно будет сохраняться место работы (должность) и средняя заработная плата. Приостановление работы не будет касаться того, что связано с чрезвычайными ситуациями, а также отдельных видов работ, перечень которых утверждается правительством.
Также закон устанавливает новые обязанности для работников – соблюдать требования охраны труда, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее.
Если работник трудится в режиме неполного рабочего времени и такой режим работы установлен его трудовым договором, заработная плата выплачивается пропорционально фактически отработанному времени. Причина этому то, что работник полную норму не вырабатывает, так как ему установлена меньшая продолжительность рабочего времени. То есть это нормально.
- МРОТ — 2022: изменения
- Расчет больничных в 2022 году — сравнение с МРОТ и районные коэффициенты
- Налоги для работодателя — 2022: во сколько обходится сотрудник.
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор
С 1 января 2022 года в России больничные листы будут действовать только в электронном виде. На документе должна быть усиленная квалифицированная подпись медицинского учреждения. Оформляется электронный больничный лист без согласия самого работника. Работодатель должен наладить систему по приёму и оплате, а также осуществлять консультации подчинённых по нововведениям в Трудовом кодексе РФ.
Работникам больше не нужно подтверждать листок нетрудоспособности бумажным документом, всё оформляется в электронном виде. От сотрудника требуется только номер больничного листа, который можно узнать в личном кабинете на портале госуслуг или в личном кабинете на сайте Фонда социального страхования РФ.
Для того чтобы работодатель смог работать с электронными листками нетрудоспособности, он должен иметь или зарегистрировать личный кабинет на сайте Фонда социального страхования РФ или установить специальную программу, которая позволяет сдавать отчётность (например, приложение, которое можно скачать бесплатно на официальном сайте).
С января 2022 года в силу вступает новый закон для начисления пособия по временной нетрудоспособности, периоду беременности и родам, также по уходу за детьми. Этот порядок будет действовать до 1 сентября 2027 года. На данный момент действует порядок, который установлен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375. С 1 января 2022 года указанный документ утрачивает силу. Изменения в новом законопроекте совсем незначительны.
- Размер денежной выплаты за период временной нетрудоспособности за один месяц не может быть меньше МРОТ, в который считается районный коэффициент. Для того чтобы рассчитать заработок в течение дня, необходимо поделить МРОТ с учётом районного коэффициента на количество календарных дней в календарном месяце, в течение которого была временная нетрудоспособность.
- При расчёте пособия в размере МРОТ будет учитываться районный коэффициент. В действующем законодательстве этот пункт был предусмотрен не для всех категорий. Исключением не станут даже те граждане, которые присоединились к страхованию в добровольном порядке (индивидуальные предприниматели адвокаты, нотариусы и т. д.).
- Конкретность в расчёте пособия для тех, кто работает по совместительству. В новом году если человек по совместительству работает в течение двух последних лет у одного или нескольких разных работодателей, то в случае наступления страхового случая он имеет право выбрать любого из них. Пособие рассчитывается по среднему заработку.
С 1 января 2022 года начинает д��йствовать новый порядок по оплате дополнительного отпуска в случае возникновения производственной травмы или профессионального заболевания.
На основании подп. 10 п. 2 Федерального закона № 125 Трудового кодекса РФ в обязанности работодателя входит предоставление дополнительного отпуска сотруднику, нуждающемуся в санаторно-курортном лечении по причине травмы на производстве или заболевания профессионального характера, дополнительного оплачиваемого отпускного периода на время лечения, в которой включается проезд к месту лечения и обратно.
По новому кодексу за две недели до предполагаемой даты дополнительного отпуска работодатель обязан отправить в Фонд социального страхования РФ все данные о застрахованном лице, информацию из приказа на предоставление отпуска, расчёт размера пособия за отпускной период, информацию о способе получения материального вознаграждения работникам. Форма для оформления документов будет утверждена ФСС РФ.
Оплата отпуска осуществляется ФСС РФ в течение двух рабочих дней со дня даты принятия решения о начислении, исходя из среднего заработка сотрудника.
Не знаете как отстоять свои права? Тогда вам стоит посетить авторский семинар лектора Воробьевой Елены Вячеславовны «Заработная плата и страховые взносы — 2022».
В программу вебинара входят следующие темы:
- Особенности дистанционной работы
- Нерабочие дни и дополнительные дни отдыха
- Заработная плата в 2022 году
- Удержания из заработной платы
- Средний заработок в нестандартных ситуациях
- Особенности взаимодействия с ФСС в 2022 году
- Страховые взносы в 2022 году: исчисления, уплата и отчётность
- Ответы на вопросы.
Значения МРОТ с 2023 года по регионам
Регион | Величина, руб. | НПА | Действует |
---|---|---|---|
Адыгея респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Алтай респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Алтайский край |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Амурская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Соглашение о минимальной заработной плате в Амурской области между Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Амурской области», Региональным объединением работодателей «Союз промышленников, предпринимателей и работодателей Амурской области» и Правительством Амурской области на 2022 — 2024 годы от 27.07.2022. | с 01.01.2023 |
Архангельская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Астраханская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Башкортостан респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Белгородская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Брянская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Бурятия респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Владимирская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Волгоградская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Вологодская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Воронежская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Дагестан респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Еврейская автономная обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Забайкальский край |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Ивановская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Ингушетия респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Иркутская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Кабардино-Балкарская респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Калининградская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Калмыкия респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Калужская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Камчатский край |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Карачаево-Черкесская респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Карачаево-Черкесской Республике от 16.12.2022. | с 01.01.2023 |
Карелия респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Кемеровская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Кировская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Коми респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Костромская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Краснодарский край |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Красноярский край |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Крым респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Курганская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Курская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Ленинградская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Липецкая обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Магаданская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Марий Эл респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Мордовия респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Москва г. |
|
Постановление Правительства Москвы от 20.12.2022 № 2909-ПП. | с 01.01.2023 |
Московская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Мурманская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Ненецкий АО |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Нижегородская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Новгородская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Новосибирская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Омская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Оренбургская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Орловская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Пензенская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Пермский край |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Приморский край |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Псковская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Ростовская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Ростовской области, Союзом Организаций Профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2023 — 2025 годы от 23.11.2022 № 14. | с 01.01.2023 |
Рязанская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Самарская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Санкт-Петербург г. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Саратовская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Соглашение о минимальной заработной плате в Саратовской области от 14.11.2022. | с 01.01.2023 |
Саха (Якутия) респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Сахалинская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Свердловская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Севастополь г. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Северная Осетия — Алания респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Смоленская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Ставропольский край |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Тамбовская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Татарстан респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Тверская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Томская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Тульская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Тыва респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Тюменская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Удмуртская респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Ульяновская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. Региональное соглашение о минимальной заработной плате от 03.11.2022 N 102-ДП. | с 01.01.2023 |
Хабаровский край |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Хакасия респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Ханты-Мансийский АО — Югра |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Челябинская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Чеченская респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Чувашская респ. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Чукотский АО |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Ямало-Ненецкий АО |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Ярославская обл. |
|
Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ о МРОТ. | с 01.01.2023 |
Чтобы безошибочно сделать расчет часовой тарифной ставки в 2023 году, необходимо учесть:
- месячный оклад работника;
- тип рабочей недели (5-дневная или 6-дневная, 40-, 36- или 24-ч.);
- количество трудовых часов в 2023 г.
Для справки: часовые тарифные ставки рабочих на 2023 год рассчитываются, исходя из типа трудовой недели. Например, 5 дней, 8 часов в день. 6 дней трудятся преподаватели, работники сферы обслуживания, некоторые другие категории, но суммарно время их труда в неделю будет составлять 40 ч. (обычно график их работы в часах следующий: 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 5 = 40).
Что касается продолжительности 5-дневной трудонедели:
- не более 24 ч. должны работать подростки до 16 лет и сотрудники производств, выпускающих химическое оружие;
- не более 36 ч. — педагоги, работники производств с вредными и опасными условиями труда и др.
Медицинские работники в зависимости от должности и специальности имеют и 24-, и 30-, и 33-, и 36-часовую трудонеделю.
МРОТ-2023: ТАБЛИЦА ПО РЕГИОНАМ
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.) |
Белгородская область | 31 | 16 242 |
Брянская область | 32 | 16 242 |
Владимирская область | 33 | 16 242 |
Воронежская область | 36 | 16 242 |
Ивановская область | 37 | 16 242 |
Калужская область | 40 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц в Калужской области, но не ниже федерального МРОТ |
Костромская область | 44 | 16 242 |
Курская область | 46 | 16 242 |
Липецкая область | 48 | 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Липецкой области, но не ниже федерального МРОТ16 242 |
Москва | 77 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы (24 801) |
Московская область | 50 | 17 93016 242 |
Орловская область | 57 | 16 242 |
Рязанская область | 62 | 16 242 |
Смоленская область | 67 | 16 242 |
Тамбовская область | 68 | 16 242 |
Тверская область | 69 | 16 242 |
Тульская область | 71 | 17 00016 242 |
Ярославская область | 76 | 16 242 |
Архангельская область | 29 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах области |
Вологодская область | 35 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Калининградская область | 39 | 17 000 |
Ленинградская область | 47 | 16 242 |
Мурманская область | 51 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Ненецкий автономный округ | 83 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Новгородская область | 53 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Новгородской области в месяц, но не ниже федерального МРОТВеличина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, но не ниже федерального МРОТ |
Псковская область | 60 | 16 242 |
Республика Карелия | 10 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, которые действуют на территории Республики |
Республика Коми | 11 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Санкт-Петербург | 78 | 23 500 |
Астраханская область | 30 | 16 242 |
Волгоградская область | 34 | 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в области, установленной на текущий год, но не ниже федерального МРОТ16 242 |
Краснодарский край | 23 | В размере 1,05 МРОТ, установленного на федеральном уровне, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (17 054,1)16 242 |
Республика Адыгея | 01 | 16 242 |
Республика Калмыкия | 08 | 16 242 |
Ростовская область | 61 | 16 2421,2 величины МРОТ в организациях внебюджетной сферы (за исключением организаций, оказывающих охранные услуги (19 490,4) |
Республика Крым | 91 | 16 242 |
Севастополь | 92 | 16 242 |
Кабардино-Балкарская Республика | 07 | 16 242Для внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Карачаево-Черкесская Республика | 09 | 16 24216 242 |
Республика Дагестан | 05 | 16 242 |
Республика Ингушетия | 06 | 16 242 |
Республика Северная Осетия — Алания | 15 | 16 242 |
Ставропольский край | 26 | 1,42 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Чеченская Республика | 20 | 16 242 |
Кировская область | 43 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Нижегородская область | 52 | 16 242 |
Оренбургская область | 56 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Пензенская область | 58 | 16 242 |
Республика Башкортостан | 02 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент, который действует в Республике |
Республика Марий Эл | 12 | 16 242 |
Республика Мордовия | 13 | 16 242 |
Республика Татарстан | 16 | 16 70016 242 |
Самарская область | 63 | 16 242 |
Саратовская область | 64 | 17 00016 242 |
Пермский край | 59 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Удмуртская Республика | 18 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Республике16 242 |
Ульяновская область | 73 | 17 27016 242 |
Чувашская Республика | 21 | 16 242 |
Курганская область | 45 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Свердловская область | 66 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Тюменская область | 72 | 16 242На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 86 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Челябинская область | 74 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Челябинской области |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 89 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе установленного на текущий год
16 242 |
Алтайский край | 22 | 17 78616 242 |
Иркутская область | 38 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Кемеровская область — Кузбасс | 42 | Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области на текущий год16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,3 |
Красноярский край | 24 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах края |
Новосибирская область | 54 | 16 242На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,25 |
Омская область | 55 | 16 50016 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15 |
Республика Алтай | 04 | 16 242 |
Республика Тыва | 17 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Республика Хакасия | 19 | 16 242 На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Томская область | 70 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Амурская область | 28 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Еврейская автономная область | 79 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Забайкальский край | 75 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Камчатский край | 41 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории края |
Приморский край | 25 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Магаданская область | 49 | 16 242На эту сумму начисляются районный коэффициент – 1,7 и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории области |
Республика Бурятия | 03 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории Республики |
Республика Саха (Якутия) | 14 | 16 242С применением сверх МРОТ компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике на текущий год |
Сахалинская область | 65 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Хабаровский край | 27 | 16 242На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Чукотский автономный округ | 87 | 16 242На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории округа |
Донецкая Народная Республика | 80 | 16 242 |
Луганская народная республика | 81 | 16 242 |
Запорожская область | 85 | 16 242 |
Херсонская область | 84 | 16 242 |
Какие системы оплаты труда бывают и когда они применяются
Для каждой группы работников на предприятии и даже для каждого конкретного человека система оплаты за выполнение трудовых функций может различаться. Выделим следующие виды таких систем:
- Повременная — оплата работника находится в прямой зависимости от отработанного им времени. При этом сотруднику устанавливается часовая или тарифная ставка, оклад.
- Сдельная — величина заработка зависит от объема выполненной работы. Тут должны быть утверждены сдельные расценки.
- Комиссионная — при ее установлении работник получает комиссию (проценты) от определенного показателя, например 5% от дневной выручки магазина.
- Система плавающих окладов — оклад сотрудника подлежит периодическому пересмотру, например один раз в квартал или в месяц. Повлиять на подобный пересмотр может такой показатель, как выполнение запланированного объема работ.
- Аккордная — предполагает установление зависимости между величиной зарплаты работника и выполняемого им комплекса работ согласно аккордному заданию за конкретный период.
Система оплаты утверждается либо в локальном нормативном акте на предприятии, например в положении об оплате труда, либо в договоре — коллективном или трудовом.
Какие особенности нужно учесть в трудовом договоре при почасовой оплате труда — образец
При трудоустройстве работника между ним и работодателем обычно обговариваются все моменты, касающиеся начисления и выплаты заработной платы, которые затем должны быть закреплены в письменной форме — путем подписания трудового договора. В нем (или дополнительном соглашении к нему) Трудовой кодекс обязывает прописывать условия почасовой оплаты труда, если таковая устанавливается для работника.
В трудовом договоре желательно прописать:
- величину почасовой ставки оплаты труда (оклад);
- тарифный разряд;
- порядок расчета заработной платы за месяц;
- условия премирования;
- условия оплаты праздничных, выходных и ночных часов;
- сроки выдачи заработной платы;
- прочие условия, к которым можно отнести испытательный срок, социальные гарантии и т. д.
Образец выдержки из трудового договора, касающейся установления почасовой системы оплаты труда и часовой ставки, скачайте по приведенной ниже ссылке.
Профессиональная пенсия
С 1 января 2023 г. в новой редакции будет применяться Инструкция о порядке назначения и выплаты профессиональных пенсий, утв. постановлением ФСЗН от 22.06.2011 № 9.
С этой даты обратиться за назначением профессиональной пенсии нужно не позднее чем за 2 месяца до достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста (сейчас – не позднее чем за месяц).
Также определено, что не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена последняя выплата профессиональной пенсии либо в котором застрахованное лицо, которому выплата досрочной профессиональной пенсии была приостановлена, достигает общеустановленного пенсионного возраста, отдел ФСЗН формирует баланс средств на профессиональной части лицевого счета застрахованного лица и уведомление о завершении выплаты профессиональной пенсии. Такое уведомление в течение 2 рабочих дней направляется застрахованному лицу.
Введение нового понятия вызывает много вопросов: допустим, как именно считать отработанные часы, как определить справедливый минимум за час, отметила заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР Елена Косаковская. Если вычислить минимальную часовую зарплату пропорционально месячному МРОТу, сумма получится очень скромной, меньше 100 рублей. С другой стороны, если в качестве минимума за час работы установить, допустим, 200 рублей, возникнет дискриминация работающих за месячный МРОТ, рассуждает Елена Косаковская. Кроме того, неясно, останутся ли при введении почасового минимума доплаты за труд в ночное время или тяжелые условия, добавила она.
Уточним: сегодня на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда составляет 12,1 тыс. рублей. По Трудовому кодексу, человек, отработавший полное рабочее время, должен получить зарплату не меньше этой суммы. Например, в сентябре этого года 22 рабочих дня, или 176 трудовых часов (при полной рабочей неделе). Получается, что пропорциональный МРОТу минимум в час — 69 рублей. Однако в другие месяцы сумма будет другой из-за того, что количество выходных не всегда одинаковое. Например, в декабре будет 183 рабочих часа, а в январе-2021 — 120.
На рассмотрение Госдумы поступил законопроект об установлении в России минимальной почасовой оплаты труда (МПОТ) в размере 150 рублей в час с 1 января 2021 года. Сейчас в России часовая ставка исчисляется исходя из МРОТ — 12 130 рублей. Получается, что в мае 2020 года она составляла 89,85 рубля, а в июле — 65,92 рубля.
Это нововведение коснется не всех работников, а только тех, кто работает по срочным договорам или трудится неполный рабочий день. МПОТ предлагают закрепить в Трудовом кодексе РФ и установить правила ежегодной индексации.
Авторами законопроекта выступили глава Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко, глава Комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов, зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев и сенатор Сергей Леонов.
В 2014 году депутаты уже вносили на рассмотрение Госдумы такой законопроект, предлагая ввести почасовую оплату труда не ниже 100 рублей, но Минтруд его не поддержал.
Авторы инициативы считают, что законопроект позволит повысить доходы россиян в условиях распространения коронавируса.
Доцент УрГЭУ Светлана Орехова отмечает: гарантий, что эта мера приведет к росту оплаты труда в целом и, следовательно, к повышению благосостояния и потребления граждан, нет.
«Там, где требуется высококвалифицированный труд, работодатели и так выплачивают работникам повышенное вознаграждение. В иных случаях работодатели могут просто перейти к сдельным формам оплаты труда», — полагает эксперт.
К преимуществам почасовой оплаты труда Светлана Орехова отнесла удобство для работодателя (предприятию не надо переплачивать за лишнее время), гибкий график для работника, возможность точно измерить производительность его труда. К тому же, при полной занятости заработная плата будет больше прожиточного минимума в несколько раз, что существенно для российских регионов.
Проректор РЭШ Максим Буев отметил, что введение МПОТ сделает рынок труда более гибким и увеличит перспективы трудоустройства для россиян, как это произошло на Западе.
«Введение МПОТ сыграет большую роль для вывода из тени низкооплачиваемых работ, которые зачастую не занимают полный рабочий день. Здесь и государству хорошо — работодатель платит налоги, и работнику — поскольку занятость в белом секторе более стабильная и дает возможность защищать свои права. Теоретически введение МПОТ может подстегнуть работодателей создавать рабочие места в формальном секторе для «непродолжительных» работ, что сделает рынок труда лучше», — рассказал эксперт корреспонденту Полит.ру.
В США минимальная почасовая оплата труда была введена после длительных дебатов в 1938 году с принятием Закона о справедливых трудовых стандартах. За период 1938–2020 гг. она возросла с 25 центов до 7,25 доллара в час. Каждое повышение уровня МПОТ сопровождалось политическими дебатами, которые далеко не всегда заканчивались в пользу инициаторов повышения. Например, озвученное в октябре 2014 году президентом Бараком Обамой предложение о повышении МПОТ до 10,1 доллара в час вызвало серьезные возражения республиканцев. Они ссылались, в частности, на то, что эксперты не нашли существенной взаимосвязи между повышением МПОТ и сокращением бедности.
Руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов также убежден, что цель введения МПОТ — не увеличение доходов населения, а поиск баланса между длительностью труда и его оплатой.