Контролируемые сделки в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контролируемые сделки в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Раздел 1А заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке или группе однородных сделок, в т.ч. если такая сделка (группа однородных сделок) совершена комиссионером от своего имени, но по поручению и за счет комитента по договору комиссии.

Формирование уведомления

ООО «ГРАЦИЯ» (плательщик налога на прибыль) в 2022 году совершило сделки с ООО «АГРОКОМ» (применяет ЕСХН) на сумму 1,1 млрд руб. У ООО «ГРАЦИЯ» и ООО «АГРОКОМ» общий учредитель.

Сделки являются контролируемыми на основании пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ — применение одной из сторон ЕСХН.

Отчет о контролируемых сделках в 1С 8.3 сформируйте через раздел Отчеты — Помощник подготовки уведомления .

Последовательно переходите по ссылкам и заполняйте необходимую информацию.

Шаг 1. По ссылке Взаимозависимые лица создайте перечень таких лиц и укажите их данные.

По нашему примеру:

  • Тип взаимозависимости — Взаимозависимы по Кодексу (п.2 ст.105.1 НК РФ);
  • Является плательщиком ЕСХН — флажок установлен.

Предмет сделки для комиссии — заполняют комитенты.

По кнопке Сформировать список сделок будут отобраны сделки:

  • с контрагентами, указанными в списке Взаимозависимые лица ;
  • с контрагентами из списка офшоров (определяются по стране регистрации);
  • с товаром из перечня Минпромторга (определяются по кодам в карточках).

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

Определение взаимозависимых лиц в общем виде содержится в ст. 20 НК РФ. Взаимозависимыми лицами признаются физлица и организации, отношения между которыми могут влиять на условия и результаты их бизнес-деятельности. Но это определение неприменимо для ситуации контролируемой сделки.

Но, говоря о взаимозависимости применительно к контролируемым сделкам, необходимо руководствоваться специальной нормой ст. 105.1 НК РФ, которая устанавливает, что для признания лиц аффилированными помимо особенностей взаимоотношений, способных влиять на их деятельность, необходимо руководствоваться и иными критериями. Указанный в данной статьей перечень лиц, однозначно признаваемых взаимозависимыми, значительно расширен по сравнению со ст. 20 НК РФ и является условно исчерпывающим, так как суду предоставлено право признавать субъекты взаимозависимыми и по иным основаниям.

Контролируемые сделки для целей налогообложения. Критерии для признания сделки контролируемой. Отчетность и ответственность за неуплату налога

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним. Согласно Статья 105.14. Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:
1. Сделки с российским взаимозависимым лицом, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд. руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
2. Сделки со взаимозависимым лицом на УСН, по которым годовая сумма доходов превышает 60 млн. руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
3. Сделки со взаимозависимым лицом — плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по ним больше 100 млн. руб. (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
4. Сделки с оффшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн руб. (пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
5. Сделки со взаимозависимым лицом — иностранной организацией, в т.ч. оффшорной компанией, или нерезидентом РФ независимо от доходов (Письма Минфина от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, от 17.04.2014 № 03-01-18/17551 (п. 1)).
6. Сделки по импорту и экспорту нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 1, п. п. 5 — 7 ст. 105.14 НК РФ, Письма Минфина от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 27.01.2015 № 03-01-18/2657).
Сделки, по которым обе стороны применяют спецрежимы, не контролируются (пп. 3, 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ).

Цель введения понятия «контролируемые сделки» — контроль трансфертных цен, т.е. стоимости товаров и услуг, переходящих от одной взаимозависимой стороны к другой.
К таким операциям применяются особые правила налогообложения. Независимо от цен, прописанных в соглашениях, за основу берутся рыночные цены. Это означает, что фискальная база рассчитывается исходя из условий рыночной конъюнктуры, а не договоренностей между сторонами конкретной сделки. Таким образом исключается возможность вывода средств из-под налогообложения посредством манипуляций между компаниями одной группы и дальнейшего направления денег в оффшорные страны и льготные регионы (свободные экономические зоны и другие).
Пример:
Фирма «Астра» производит товары, себестоимость которых равна 1000 рублей. Рыночная цена продукта – 2000 рублей. Чистая прибыль организации от реализации единицы изделия составит (2000 — 1000) = 1000 рублей. Это фискальная база по налогу на прибыль.
Для снижения налоговой нагрузки Фирма «Астра» может реализовать подконтрольной структуре «Прима» в оффшорном государстве товар по 1001 рублю, которая в дальнейшем продаст его по рыночной стоимости. При такой схеме фискальная база сократится до 1 рубля с единицы изделия, и налоговые поступления российского бюджета упадут.
Критерии контролируемых сделок разработаны специально для того, чтобы сделать ситуацию вывода прибыли в офшоры невозможной. Теперь В соответствии с НК РФ за цену сделки будет взята рыночная стоимость каждого изделия – 2000 рублей. Прибыль от продажи, рассчитанная на основе рыночной конъюнктуры, составит 1000 руб., а не 1 руб., задекларированный «хитрым» налогоплательщиком. Таким образом государство не позволит урезать бюджетные поступления нечестными схемами.
Для целей налогообложения сделки признаются контролируемыми, если соответствуют следующим критериям:

№ п/п

Контролируемые сделки

Условия (обстоятельства), при наличии которых сделка признается контролируемой

Сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год, при превышении которой сделка признается контролируемой

1

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация

При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает определенный размер;

1 млрд рублей.

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

60 млн рублей

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

100 млн. руб.

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам;

60 млн рублей

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны

60 млн рублей

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

60 млн рублей

7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 и 284.3-1 НК РФ

60 млн рублей

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.145.1 части второй НК РФ

60 млн рублей

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

  1. по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

    • сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

    • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    • одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

  2. по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

  3. по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

  • организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

Кому необходимо его предоставить

Каждая компания, зарегистрированная в РФ, а также представительство иностранной компании, доход которых подлежит налогообложению в Российской Федерации и имеющие в 2017 году контролируемые сделки, обязаны в срок до 20 мая 2023 подать в налоговые органы одно уведомление о всех контролируемых сделках, совершенных в 2017 году. Уведомление должна представить каждая сторона контролируемой сделки, зарегистрированная в РФ и уплачивающая налоги в бюджет РФ и субъектов РФ.

В случае подачи уведомления позже установленного срока либо с ошибками/неполными сведениями, возникают следующие негативные последствия для налогоплательщика, в том числе:

  • неподача уведомления – один из индикаторов для налоговых органов о включении компании в список проверок по трансфертному ценообразованию;
  • вред репутации директора/ответственного лица и компании в целом;
  • в случае, если директор/ответственное лицо является резидентом иностранного государством, такие штрафы могут стать причиной трудностей, связанных с оформлением/продлением российской визы.

Контролируемая сделка — выводы

Контролируемая сделка – это определенная операция, которая соответствуют ряду условий и критериев, утвержденных на уровне законодательства.

Конечно, налогоплательщик самостоятельно должен знать такие сведения. И если он понимает, что является участником таких взаимоотношений, вовремя подать уведомление.

Некоторые организации полагают, что только одна сторона контракта подает документ. Но это не так. Обязанность есть у всех участников. И только небольшое количество субъектов от такой обязанности освобождены.

С одной стороны, штраф за несвоевременно поданное или неправильно поданное уведомление всего 5000 рублей. И для крупных налогоплательщиков — это несущественная сумма. Но суть контроля не в том, чтобы выписать штраф за неподачу уведомления.

Читайте также:  Стандартные детские вычеты по НДФЛ в 2023 году

Задача ИФНС – это выявить такие сделки, определить законность и точность. Особое внимание уделяется вопросу ценообразования. Если обнаружат занижение цены, то обязательно доначислят налог на прибыль. А это не только недоимка, но и штраф до 40% от ее размера.

С какого момента сделки подлежат контролю?

В соответствии с общей нормой (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ) новые правила о трансфертном ценообразовании, в том числе в части определения контролируемых сделок, вступили в силу с 1 января 2012 г., однако для отдельных положений Закона предусмотрен переходный период.

Так, только с 2014 г. начнут контролироваться сделки:

  • с участием независимых посредников, применяющих ЕСХН и ЕНВД (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ);
  • если одна из сторон сделки — резидент особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ);
  • между российскими взаимозависимыми компаниями, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за календарный год превышает 1 млрд. руб.; для 2012 г. контролируемый ценовой лимит установлен на уровне 3 млрд. руб., для 2013 г. — 2 млрд. руб. (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ);
  • с иностранным взаимозависимым лицом без ограничения минимального лимита сделки, так как в 2012 — 2013 гг. эти сделки будут подлежать контролю только при превышении суммы доходов по ним за календарный год 100 и 80 млн. руб. соответственно.

Уведомление и счета-фактуры

Налогоплательщик задал вопрос: каким образом в разд. 1Б уведомления необходимо отражать информацию об исправительном и корректировочном счете-фактуре — отдельной страницей каждую операцию или при помощи группировки сумм в разрезе первоначального счета-фактуры?

Не ломайте голову! Счета-фактуры вообще не имеют никакого отношения к заполнению уведомления. Вот чем это объясняется.

Согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету, то есть счет-фактура является специальным документом, применяемым для исчисления НДС, но не является первичным документом, на основании которого ведется бухгалтерский учет доходов, расходов и активов.

Исправления в уведомления вносятся в том случае, если изменяются первичные документы, которыми были оформлены доходы или расходы. Это может произойти, например, при выявлении ошибок в заполнении документов, предоставлении скидки, при которой изменяется цена товара, работы или услуги, и в тому подобных случаях.

Особенности уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках представляет собой важный налоговый и правовой документ, содержащиеся сведения в котором направлены на обеспечение максимального контроля процедур налогообложения юридических лиц.

Установленная форма заполнения документа и обязательные сведения, которые должны содержаться в нем, являются важнейшими нюансами и не допускают каких-либо нарушений.

Любая проверка поданного документа сможет выявить даже мельчайшие нарушения, именно поэтому подготовка уведомления в допустимый срок играет большую роль.

К основным особенностям уведомления и заполнения данного документа можно отнести часто возникающие вопросы по поводу группировки однородных контролируемых сделок. Контролируемые сделки представляют собой отдельные операции, к примеру, поставку определенных товаров покупателю.

Следовательно, крупная компания может заключить достаточно большое количество подобных сделок за один календарный год. Именно для этого предусмотрена возможность объединения и группировки однородных сделок, для более простого и быстрого заполнения необходимой документации, а также для верного заполнения уведомления.

Форма заполнения уведомления предусматривает, что в однородные могут быть объединены те сделки, предметом которых являются идентичные товары, работы, либо услуги. При этом действующее требование предусматривает, что данные сделки должны быть проведены в примерно идентичных или близких по значению финансовых, либо коммерческих условиях.

Обстоятельства для признания сделки контролируемой

Положения действующего налогового законодательства РФ устанавливают определенные условия, ответственность и обстоятельства, при которых конкретная правовая сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой.

Основным обстоятельством, при соблюдении которого признание сделки контролируемой становится возможным, является критерий о том, что полученные результаты и методы хотя бы одной стороны данных правоотношений должны оказать влияние и определенные последствия на общую систему налогообложения. То есть, хотя бы одна из сторон, либо сразу обе, должны учесть доходы или расходы. Результатом данного действия становится увеличение, либо уменьшение текущей налоговой базы.

Помимо этого, важный критерий также заключается и в самих лицах, принимающих участие в данной сделке, которые являются взаимозависимыми. Данные лица должны полностью отвечать и соответствовать требованиям, установленным ст.105 НК РФ.

Помимо взаимозависимых лиц, существует и иные обстоятельства для того, чтобы признание тех или иных сделок контролируемыми было правомерным. Сюда относятся и обстоятельства самой сделки, особенности и предмета и стоимости, в также выполнение иных требований, которые были предусмотрены для данной процедуры.

Этапы подготовки информации

  1. Аналитические работы по расходам на контролируемые сделки. Кто сдает, тот должен организовать заполнение бумаг о проведении анализов, составление графиков.
  2. Планирование и расчет необходимого объема всей документации, которая необходима для предоставления отчетов в налоговую инспекцию. Заранее определяется нужное время на подготовку всех бумаг, чтобы сдать отчет по контролируемым сделкам вовремя, распределить время на их неспешную подготовку, проверку.
  3. Описание всех сфер деятельности лица, который является одним из сторон при заключении сделки.
  4. Проверка и сопоставление финансовых условий сделки, проведение анализа всех аспектов деятельности участников соглашения.
  5. Составление полных описаний всех взаимозависимых лиц, которые принимают участие в сделке. Также нужно выбрать тестируемую сторону, если сделка официально признана контролируемой или подходит под стандарты для присваивания данного статуса.
  6. Заранее выбираются методы и основные принципы ценообразования.
  7. Производится полный экономический анализ с учетом всех аспектов сделки, понимания ее выгоды и рентабельности для конкретного участника.
  8. Создается документальная база, которая проверяется несколькими специалистами и укомплектовывается для составления документа с названием «отчет по контролируемым сделкам».

В документации могут указываться только те сведения, которые подтверждены данными, находящимися у фирмы. По требованию ФНС организация должна предоставить все официальные подтверждения предъявленной информации. Такой запрос сотрудники данной службы могут направить для подтверждения полноты информации и проверки выплаты налогов.

Необходимые пункты в документах

Прописываются полные сведения о всех лицах, имеющих отношение к контролируемой сделке. Указывается личный ИНН, а также полное название организации или имя ИП. Разрешается добавлять любую другую информацию, которая поможет, по мнению налогоплательщика, быстрее урегулировать ситуацию с оплатой и облегчить работу сотрудников налоговой инспекции.

Чтобы внести любые изменения в налоговую базу НДС, необходимо предъявить все декларации, которые были оплачены за истекший период. При корректировке любых данных требуется обязательное внесение значимой информации в книгу продаж. Основанием для формирования записи служит документ, в котором указана точная сумма корректировки. Представленная информация должна в точности соответствовать сумме взятого налога с продажи товаров.

Какая информация предоставляется налоговым органам?

Чтобы понять, причисляется ли сделка к контролируемым, нужно проверить ее концепцию и обстоятельства, при которых она проводится, на соответствие статье 105 НК РФ. Также следует просмотреть уведомления по контролируемым сделкам. Если их можно легко причислить к таковым, то при формировании налоговой отчетности особое внимание нужно уделить цене договора.

Читайте также:  Губернаторские выплаты на третьего ребенка в 2023 году по областям РФ

Особенно важны отличия стоимости, по сравнению с договорами с другими контрагентами, а также степень соответствия общепринятой рыночной цене за конкретный период, о которых повествуют документы на конкретные контролируемые сделки. Заполнение бумаг обязательно проходит тщательно, учитываются все детали.

Компании, которые осуществляют проведение сделок со взаимозависимыми лицами, то есть при соответствии суммового критерия автоматически подпадают под понятие, отвечающее определению того, какие сделки контролируемые, обязаны отправить в налоговый орган, к которому причислены по местонахождению, специальные уведомления о контролируемых сделках. Кто сдает документацию, тот и должен всегда прикреплять данную бумагу к общей папке. О необходимости придерживаться этого правила свидетельствует приказ ФНС России. Нужно всегда помнить о концепции, которой обладает уведомление о контролируемых сделках, что это общий отчет о проведенной работе.

Если сотрудники ФНС захотят проверить дополнительные детали сделки, то по их требованию организации обязаны предоставить всю необходимую документацию. Статья 105 НК РФ регулирует данный аспект и называет необходимость предоставления по запросу конкретного перечная документов, который должен содержать основные сведения по сделке.

Комментарий к ст. 105.16 НК РФ

Комментируемая статья посвящена подаче уведомления и представлению информации о контролируемых сделках.

Статья 105.16 НК РФ содержит основные положения об уведомлении о контролируемых сделках.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

В случае, если налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обнаружил факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 статьи 105.16 НК РФ, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках.

В свою очередь, о направлении извещения и соответствующих сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения.

Исходя из совокупности норм НК РФ уведомление иной (иных) стороны (сторон) сделки о направлении извещения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не предусмотрено.

В письме от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198 Минфин России указал следующее.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В письме ФНС России от 25.12.2015 N ЕД-4-13/22850@ обращено внимание на то, что в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона N 227-ФЗ от 18.07.2011 решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в порядке, установленном главой 14.5 НК РФ, принимается с учетом следующих особенностей:

в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2012 году, указанное решение может быть принято не позднее 30 июня 2014 года;

в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2013 году, указанное решение может быть принято не позднее 31 декабря 2015 года.

Начиная с 1 января 2016 года извещения о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2012 и 2013 годах, в ФНС России не направляются.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (приложение N 3 к Приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, Порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и Порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме») (далее — Порядок) уведомление о контролируемых сделках включает в себя титульный лист, разделы: 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)», 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)», 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)», 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка в разд. 1А уведомления о контролируемых сделках налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если уведомление о контролируемых сделках представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то раздел 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

Таким образом, налогоплательщиком представляется одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в календарном году контролируемые сделки, указанные в статье 105.14 НК РФ.

Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, установлена статьей 129.4 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.

Исходя из изложенного положения статьи 129.4 НК РФ применяются в отношении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, не представленного налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок или представленного с недостоверными сведениями.

При этом необходимо учитывать следующее.

Сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию. Таким образом, по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами, являющимися участниками сделки.

Налоговый орган о факте выявления контролируемой сделки, в отношении которой не было представлено уведомление, может направить информационное сообщение в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, являющегося иной стороной сделки. Указанное извещение будет служить основанием для установления факта представления (непредставления) уведомления иной (иными) стороной (сторонами) сделки и при необходимости инициирования в отношении налогоплательщика, не представившего уведомление о контролируемых сделках или представившего уведомление с недостоверными сведениями, производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.

Минфин России в письме от 06.09.2012 N 03-01-18/7-127 пришел к аналогичным выводам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *