Госдума приняла закон о продлении лицензий управляющим компаниям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума приняла закон о продлении лицензий управляющим компаниям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Список требований к управляющей компании для получения лицензии

Требования, которые представлены к управляющей организации, для получения лицензии на управление многоквартирными домами:

  1. регистрация юридического лица или ИП на территории РФ;
  2. наличие у должностного лица соискателя лицензии (руководителя организации) квалификационного аттестата, который подтверждал бы знания законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  3. отсутствие у руководителя неснятой или непогашенной судимости за преступления в области экономики, преступления средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие;
  4. отсутствие в сводном реестре лицензий на осуществление такой деятельности информации об отзыве ранее выданной лицензии;
  5. руководитель организации, индивидуальный предприниматель не должны быть дисквалифицированы;
  6. информация от управляющей организации должна быть предоставлена в полном объёме (согласно постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»).

Требования и условия получения

Получить лицензию могут:

  1. Коммерческие организации или ИП, деятельность которых не находится под угрозой ликвидации или банкротства.
  2. Компании, на момент выдачи лицензии имеющие государственную регистрацию.
  3. ТСЖ, обслуживающие несколько домов без общих инженерных сетей (если здания не находятся на одном участке).
  4. Организации, выполняющие лицензионные условия.
  5. Компании, ранее не лишившиеся в принудительном порядке лицензии.
  6. Фирмы, открыто ведущие финансово-хозяйственную деятельность.
  7. УК, имеющие инструменты управления.

К руководителям также предъявляются требования:

  • Руководящее лицо должно иметь квалифицированный аттестат.
  • Управляющий компанией трудоустроен на постоянной основе.
  • Отсутствие судимости.

Лицензирование деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ не устанавливает ограничения по числу набора сотрудников с образованием и опытом.

Управление многоквартирными домами должно происходить в соответствии с установленными требованиями. За их несоблюдение предусмотрены штрафные санкции.

Если УК обслуживает жилое здание без лицензии, она заплатит штраф в большом размере. Его сумма составляет от 50 до 100 тысяч рублей. Для ИП размер еще больше — от 150 до 250 тысяч рублей. Аналогичная сумма предусмотрена и для юридических лиц.

ВАЖНО! Если лицензия была выдана безосновательно, то наказание по КоАП понесет и Лицензионная комиссия. Будет назначен штраф в размере 50-100 тысяч рублей.

Основная цель введения лицензии на управление жилыми зданиями — сохранение в коммунальной сфере только профессиональных и ответственных организаций, имеющих соответствующую квалификацию. Лицензирование направлено на улучшение управленческой деятельности и качества предоставляемых услуг.

Основная ответственность возложена на органы Жилищного надзора, в прямые обязанности которого входит выдача и изъятие такого документа, как лицензия.

Продолжительное время работа УК осуществлялась только на основании регистрационного свидетельства, лицензировать работу УК не нужно было. Однако в 2014 году правительством было введено новое правило – каждая управляющая компания обязана до 2015 года пройти процедуру лицензирования.

Правила и требования по лицензированию прописаны в Федеральном законе № 255–ФЗ, Постановлении Правительства № 1110, в Жилищном кодексе (глава 19).

Процедура лицензирования происходит с учетом следующих положений:

  1. Действие лицензии распространяется только на 1 субъект Российской Федерации и выдается документ со строго ограниченным территориальным признаком.
  2. Срок действия лицензии составляет 5 лет, впоследствии его можно продлить.
  3. Есть определенные условия для применения лицензии, при несоблюдении которых УК грозят санкции: вынесение предписания надзорным органом, отзыв разрешения.

Прекращение деятельности по управлению МКД

Порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра, прекращением действия лицензии или ее аннулированием устанавливается Правительством РФ (ч. 2 ст. 200 ЖК РФ). Полагаем, что правовым основанием для прекращения обязательств УК по договору управления является невозможность исполнения таких обязательств (ст. 416 ГК РФ). Причем если основанием для прекращения действия лицензии явились виновные действия лицензиата, то контрагент (собственники помещений в МКД) по договору вправе требовать компенсации убытков, вызванных тем, что исполнение в натуре не последовало (см. п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104).

В течение 15 дней со дня получения от органа государственного жилищного надзора уведомления о прекращении действия лицензии, ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа управления домом (ч. 4 ст. 200 ЖК РФ). Если собрание не проведено (не имело кворума) либо решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения собрания или по истечении 15 дней со дня получения уведомления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору УК и провести этот конкурс в течение одного месяца со дня объявления (ч. 5 ст. 200 ЖК РФ). Если конкурс признан несостоявшимся, допускается заключение договора управления МКД без проведения конкурса. Обратим особое внимание, что в ч. 4 и 5 ст. 200 ЖК РФ говорится о последствиях аннулирования и прекращения действия лицензии, но не о последствиях исключения конкретного МКД из реестра лицензий субъекта РФ. Можно ли предположить, что в случае исключения дома из реестра орган местного самоуправления не будет участвовать в его судьбе? Или данный пробел будет в скором времени устранен? Надеемся, поставленные вопросы найдут ответы до начала работы УК по новым правилам.

Лицензиат, действие лицензии которого прекращено или лицензия которого аннулирована, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД в соответствии с требованиями законодательства до реализации нового способа управления МКД, а именно:

  • до возникновения обязательств по управлению домом у новой УК (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ);
  • до возникновения обязательств по договору управления, заключенному новой УК с ТСЖ, ЖК, иным кооперативом;
  • до возникновения обязательств по договорам в рамках непосредственного управления (ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ);
  • до государственной регистрации ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива.

О контроле и обжаловании действий органов лицензирования

Лицензионная комиссия имеет широкий круг полномочий, в который входит не только принятие решения о выдаче УК разрешения на осуществление хозяйственной деятельности, но и обращение в суд для его аннулирования.

Кроме того, комиссия проводит лицензионный контроль. За нарушения предусмотрены разные виды административных наказаний.

Нарушитель Сумма штрафа, тыс. рублей Дисквалификация, лет
Должностное лицо От 50 до 100 До 3
Индивидуальный предприниматель От 250 до 300 До 3
Юридическое лицо От 250 до 300

Процесс получения лицензии можно условно разбить на три этапа:

  1. Подготовка документов, которые прилагаются к заявлению в Госжилнадзор.

    В их число входят:

    • справка о регистрации на территории РФ, в качестве ИП или юрлица;
    • справки о судимости руководителей УК или об отсутствии оной;
    • выписка из реестра дисквалифицированных руководителей о наличии либо отсутствии в его списках руководителей УК;
    • справка о ранее аннулированных лицензиях — есть таковые или нет;
    • справка о лицензиях, которые ранее выдавались данной компании;
    • перечень печатных изданий или интернет-сайтов, где размещается информация о деятельности УК;
    • квитанция об уплате госпошлины, размер которой составляет 30000 рублей.

    Дополнительно придется подготовить еще копии квалификационных аттестатов и список управляемых домов.

  2. Сдача квалификационного экзамена. Эту процедуру необходимо пройти руководителю, а лучше всему руководящему составу — директору, заместителю, главному инженеру. Тем более что сдача экзамена является бесплатной.

    Это нужно для того, чтобы компания не осталась без руководителя, если действующего директора дисквалифицируют. Без квалифицированного руководителя УК работать не имеет права. В противном случае на нее налагается штраф в пределах 500000 рублей.

  3. Подача заявления и лицензирование. Заявление подается вместе со всеми документами в ближайшее отделение Госжилнадзора.

Мнения о том, что в конечном итоге изменит лицензирование в данной сфере, достаточно серьезно расходятся между собой. Так, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства А. Чибис считает, что это приведет в порядок сферу ЖКХ: уберутся недобросовестные управляющие компании, перестанет существовать «серый рынок» управления жильем, любой собственник теперь сможет увидеть достоверную информацию о своей управляющей компании в специальном федеральном реестре на сайте Минстроя России, а к 2016 г. планируется разработать целый портал государственной информационной системы в сфере ЖКХ (ГИС ЖКХ), в котором в личном кабинете жильцы смогут контролировать порядок исполнения управляющими компаниями своих обязанностей, подавать жалобы, проверять корректность начисления платежей, оплачивать услуги ЖКХ. Однако председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Г. Хованская заявляет, что лицензирование рассматриваемых организаций недопустимо с учетом текущего уровня коррупции и негативно скажется на конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, к тому же имеются существенные недоработки и противоречия в самом документе.

Каковы будут итоги лицензирования, пока точно сказать нельзя. Многие эксперты считают, что возможности государства контролировать деятельность управляющих компаний достаточно ограничены. Государственный жилищный надзор может контролировать деятельность управляющих компаний только в рамках соблюдения лицензионных требований. Но даже в этом вопросе ситуация такова, что перечень крайне мал и является закрытым. Минстрой России попытался решить данную проблему на уровне постановления Правительства РФ, предложив проект Положения, в котором расширится перечень требований. Но, к сожалению, Минэкономразвития России не поддержало данный проект, поэтому на данный момент остается только одно решение этой проблемы – выносить ее на федеральный уровень.

Гжи вправе лишать лицензии управляющую компанию мкд? 2020 год

Суд может лишить УО лицензии на управление МКД, если сведения о домах, которыми управляет организация, исключат из реестра лицензий субъекта РФ.

Избежать процесса прекращения лицензии на управление можно, если вовремя принять меры по устранению нарушений. Чтобы понять, как действовать УО, рассмотрим поэтапно процедуру аннулирования лицензии.

Так, орган ГЖН сначала выдает предписание в отношении МКД, а затем проводит проверку исполнения.

Если УО не исполнила предписание, орган ГЖН:

  • обращается в суд о назначении административного наказания;
  • исключает из реестра лицензий субъекта РФ сведения о МКД;
  • по решению лицензионной комиссии подает в суд заявление об аннулировании лицензии УО.
  • Эти действия должны произойти в течение календарного года, предшествующего дате, когда лицензионная комиссия приняла решение об обращении в суд.
  • Такой порядок предусматривают части 1, 2 статьи 199 и часть 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ.
  • Аннулировать лицензию вправе только суд, но действие лицензии можно прекратить добровольно.

Если УО решит отказаться от деятельности по управлению МКД на основании договора управления, она вправе подать соответствующее заявление в лицензирующий орган. Это предусматривает пункт 1 части 13 статьи 20 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Заявление о прекращении лицензии на деятельность по управлению МКД направьте за 15 календарных дней до дня фактического прекращения деятельности одним из двух способов (ч. 14, 15 ст. 20 Закона № 99-ФЗ):

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • электронным документом, подписанным электронной подписью.

Если в ходе проверки деятельности УО орган ГЖН выявил нарушения законодательства в отношении МКД, он выдает предписание об их устранении. Это предусматривает пункт 1 части 1 статьи 17 Закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Предписание госжилинспекция может выдать в отношении одного или нескольких МКД, которыми управляет УО.

Как получить разрешительный документ

Пошаговый алгоритм получения данного вида лицензии выглядит следующим образом (как действовать на практике):

  1. Подобрать подходящий жилой массив или дом, нуждающийся в услугах.
  2. Поговорить с жильцами (активом) на предмет достижения предварительной договоренности.
  3. Оформить юридическое лицо или предпринимательство.
  4. Пройти квалификационный тест.
  5. Собрать необходимый пакет документов.
  6. Подать его в орган местного самоуправления, к чьей подведомственности относится выбранное строение.
  7. Получить лицензию.
  8. Начать деятельность.
Читайте также:  Материальная помощь студентам вузов и колледжей

Внимание: в теории первые два шага отсутствуют. Их можно пропустить и на практике. Однако лицензированный ИП или ООО могут оказаться в таком случае без поля деятельности.

Как данный вопрос регламентируется законом?

В сентябре 2014 года начал свое действие Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №255-ФЗ, который внес некоторые дополнения в положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частности он направлен на ужесточение требований к компаниям, осуществляющим управление и обслуживание многоквартирных домов.

Принятый закон внес изменения не только в жилищное законодательство, но и в некоторые другие правовые акты.

Так, с 1 января 2020 года управляющие организации несут административную ответственность за какие-либо нарушения правил ведения предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. С 1 мая 2020 года они могут функционировать только при условии получения лицензии.

Лицензии, выдаваемые управляющим компаниям в сфере ЖКХ, по сроку действия никак не ограничены. Но действуют они исключительно на территории того субъекта, где были оформлены.

К 2020 году никаких нововведений в федеральном законодательстве о деятельности УК не произошло. Со 2 июня 2020 года участниками УК не могут являться субъекты РФ и муниципальные образования.

Плюсы и минусы непосредственного управления многоквартирным домом

Жильцы многоквартирного дома самостоятельно выбирают одну из форм на открытом общем голосовании. На основании результатов оглашается решение. Если через какое-то время жильцы хотят изменить решение и выбрать другой способ управления, то требуется аналогично провести собрание и решить вопрос голосованием. Сегодня мы расскажем вам о плюсах и минусах непосредственного управления собственниками многоквартирным домом.

  • С момента принятия такого решения каждая квартира должна самостоятельно и от себя лично перезаключать все договора на оплату всех коммунальных платежей. Это выгодный момент для жильцов, поскольку теперь они отвечают только за себя и не будут страдать по вине своих управляющих компаний из-за их задолженностей. Оплату жильцы будут проводить напрямую, в соответствующей организации.
  • Устранение посредников дает еще один положительный момент: никто больше не припишет придуманной суммы и не опечатается в минус жильцу. Такие ситуации знакомы каждому, когда в полученной квитанции на оплату появляются странные приписки, начисления за не проживающих жильцов, «ошибки» в перерасчетах и т.д. При непосредственном управлении все эти недочеты исчезнут.
  • Если возникает задолженность, например, одна квартира не платит за воду, спрос будет только с этих жильцов. Их соседи по дому никак не пострадают. Все оплаты становятся прозрачными, дополнительные услуги и стоимость за них делится на все квартиры в доме или в подъезде. Все решения по благоустройству, переоборудованию и прочим бытовым вопросам обсуждаются коллегиально.
  • Технические работы по поддержанию хорошего состояния дома могут выполняться за счет самих жильцов или же придется нанять фирму. Только при найме организации необходимо заключить правильный договор, где будет указано, что именно должна делать фирма и в какие сроки.

Аналитическая записка — Лицензирование деятельности по управлению многоквартирным домом

С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (далее — Закон)». Данным законом, в частности, вводится новый раздел в Жилищный Кодекс РФ (далее – ЖК РФ) – «Раздел Х. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами» – и отдельные положения в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *