Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Описание персонажа литературным языком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Метод словесного портрета используется в криминалистическом описание внешнего облика людей. Он включает описание признаком (анатомия, функциональные и сопутствующие признаки). Также в этом процессе происходит определение пола, возраста, национальности, рассматривается в целом фигура и голова.
Порядок описания и характеристики отдельных признаков внешности
Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:
- описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному, от организма в целом к отдельным деталям
- описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью.
- максимально подробно описывается голова (голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент по возможности описывается в анфас и профиль), отдельно — лицо. Сначала описываются анатомические признаки, затем функциональные, отдельно — особые приметы, последними — дополнительные.
- при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур)
- внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.
Описание внешнего облика и его составляющие
Описание плеч происходит по следующим признакам: размер (узкие, средние, широкие), горизонтальное положение (приподнятое, горизонтальное, опущенное), особенности строения (выше или ниже по отношению друг к другу, очень широкие или узкие).
Грудь в соответствии с размером может быть широкая, средней ширины или узкая, по форме выпуклая или вогнутая. Другими признаками считается положение (выступающее, впалое), аспекты (наличие горба, «птичья грудь» и др.).
Спина по размеру может быть широкой, средней ширины или узкой, по контуру выпуклой, прямой или вогнутой. Также отмечаются ее особенности (наличие горба, сильно выступают лопатки и др.).
Размер рук описывается в целом, они могут быть короткими, средней длины, длинными, а также тонкими, средней толщины, толстыми. Кисти руки могут быть длинными, короткими; узкими или широкими. Также происходит описание пальцев, которые могут быть длинными, средней длины, короткими, включая форму и размер ногтей, их поверхность (ребристая, выпуклая, плоская). Ногти могут быть длинными и короткими. Для рук присущи свои особенности, в том числе мозоли, отсутствующие пальцы или суставы, обильное оволосение внешней части кистей и др.
При описании ног они рассматриваются в целом по размеру (тонкие, средней толщины, толстые; длинные, средней длины, короткие). В соответствии с формой они могут быть прямыми, «О»-образными, «Х»-образными. Для величины стопы характерен свой размер (длинные, средней длины, короткие; узкие, средней ширины, широкие). Среди особенностей можно выделить отсутствующие элементы (ногти, пальцы), утолщение суставов и срастание пальцев и др.
Описание тела человека в словесном портрете
В последующем словесный портрет включает описания функций организма, включая сопутствующие признаки и элементы, а также описывает функциональные признаки внешности человека.
Плечи: узкие, средние, широкие, горизонтальный, приподнятый, опущенный.
Спинка: тонкая, средняя, широкая, вогнута, выпуклая.
Грудь: узкая и средняя по ширине.
Руки: короткие, средние, тонкие, толстые.
Ноги:
- По размеру – короткие, средние, длинные, тонкие.
- Они имеют форму прямых, овальных, а также О –образных, Х -образных.
Правила словесного описания внешнего облика человека
Методика систематизированного описания признаков внешности и функциональных особенностей человека в целях его идентификации, получившая название «словесный портрет», широко применяется в современной практике работы правоохранительных органов.
В основе названной методики лежат положения об относительной неизменности, индивидуальности сочетания многих признаков, характеризующих особенности строения тела человека и его функциональные характеристики, а также их достоверное отображение. Невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Хотя внешний облик человека постоянно меняется, в каждый определенный период жизни совокупность признаков его внешности неповторима.
История развития методов фиксации признаков внешности человека и его розыска по описаниям уходит в глубокую древность. Описания признаков внешности человека встречаются в папирусах судебных материалов птолемейского (305-30 гг. до н.э.) и римского периодов Египта, возраст которых более 2000 лет. В описаниях соблюдена подробная градация частей тела и элементов лица.
Словесный портрет как метод описания внешних признаков человека для целей розыска и отождествления был разработан и систематизирован в конце XIX в. Альфонсом Бертильоном (Франция). Этот период был отмечен ростом преступности во всех странах мира, что и предопределило совершенствование системы регистрации и поиска преступников.
В России в XX в. разработкой метода словесного портрета занимались Н.С. Бокариус, С.М. Потапов, З.И. Кирсанов, П.Г. Орлов, В.А. Снетков, А.М. Зинин и др.
Человека индивидуализируют не только особенности строения отдельных частей тела, но и функциональные особенности (походка, мимика, жестикуляция и т.п.), устойчивые привычки, выработанные им в процессе определенной деятельности, а также предметы одежды, обуви, украшений и других вещей, которые он использует. Иными словами, под личностью как объектом идентификации понимают всю совокупность признаков, присущих определенному человеку и отличающих его от всех прочих людей.
Криминалистическое учение о внешнем облике человека (габитоскопия) рассматривает закономерности и основанные на них средства и методы собирания, изучения и использования данных о внешнем облике человека в целях раскрытия и расследования преступлений.
Многочисленные и разнообразные признаки внешнего облика человека делятся на две основные группы: собственные и сопутствующие.
Собственные признаки внешности неотъемлемо принадлежат конкретному человеку, а сопутствующие только дополнительно характеризуют его внешний облик. По ним судят о поле, возрасте, походке, осанке, привычках и, ориентировочно, о социальном положении человека.
Собственные признаки внешности человека, в свою очередь, подразделяются на:
- общефизические (возраст, рост);
- демографические и антропологические (пол, раса, национальность, народность, этническая группа);
- анатомические (морфологические) признаки наружного строения тела человека и его частей;
- функциональные признаки, обусловленные спецификой проявления жизненно важных функций человеческого организма (осанка, походка, артикуляция, жестикуляция, мимика, голос, речь, привычки).
Сопутствующие признаки характеризуют части внешнего оформления личности. Они выражаются в одежде, обуви, головном уборе, предметах личного обихода и украшениях.
Признаки внешности условно подразделяются на группы, что способствует конкретизации восприятия облика человека и более точному и всестороннему описанию внешности.
К ним относятся:
- общие — наиболее крупные, заметные;
- частные — детали общих признаков;
- постоянные — присущие человеку со дня рождения и в течение всей его жизни;
- временные — могущие возникать и исчезать (волосяной покров, бородавки, зубы и пр.);
- необходимые — обязательно присущие людям определенной группы (волосяной покров на лице у мужчин);
- случайные (родимые пятна, бугорки на коже).
Выделяются также:
- естественные — присущие человеку от рождения или появляющиеся с возрастом (морщины и пр.);
- искусственные — появляющиеся в результате сознательного или непроизвольного изменения человеком своей внешности;
- патологические — вызванные нарушением нормального строения элементов внешности вследствие заболевания.
При описании внешности по методу словесного портрета должны выполняться следующие основные правила:
- оптимальная полнота описания;
- употребление единой специальной терминологии;
- последовательность описания.
Оптимально полное описание должно удовлетворять его назначению, то есть использованию для розыска и отождествления конкретного человека. Например, описание внешности без вести пропавшего, производимое в регистрационной карте, должно содержать максимум известных признаков, что в случае обнаружения трупа неизвестного лица даст возможность детально сравнить все приметы погибшего с приметами без вести пропавшего.
Детальное описание составляется при экспертном исследовании фотопортретов, осмотре трупа неизвестного лица и регистрации без вести пропавших, задержанных и арестованных лиц.
Применение прилагательных в описании человека по картине
На первый взгляд может показаться, что сделать описание внешности человека по картине не так-то уж и сложно. Но это не составит труда, если мы знаем хорошо человека, а если же нет, то придется приложить некоторые усилия. Первое, что нужно, – это хорошо знать прилагательные, с помощью которых можно сделать описание.
Например, смотря на картину, можно описать голову человека, применяя прилагательные, которые говорят о её размере: маленькая, средняя или большая. Охарактеризовать волосы человека по картине можно с помощью таких критериев: обилие, длина, тип, цвет или лобная линия. Волосы могут быть густыми, средними или редкими. Длина – короткие, средней длины или длинные. Тип волос может быть прямым, волнистым и кудрявым. Цвет – светло-русый, русый, темно-русый, черный и рыжий. А лобная линия бывает прямой, дугообразной, волнистой и ломаной.
Глядя на картину, можно любыми прилагательными описать лицо человека в целом, его лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ухо и шею. Так же характеризуют плечи, грудь, спину, руки и ноги.
Запишите описание внешности персонажа
И это, в самом деле так, так как лучшего футболиста на всей параллели нет. У него круглое лицо, густо усеянное веснушками. Катя, вашу просьбу я конечно исполню, но это сочинение есть на сайте, и я его искал с помощью поиска. Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Описание внешности человека в криминалистике может осуществляться произвольно или по специальной методике с использованием специальных терминов.
Скорее всего, у вас плохая память на лица. Не бойтесь, у вас есть шанс все исправить. Если вы будете следовать нашим советам, вы сможете улучшить память, и никто не прочитает ваших мыслей! Быстро взгляните на картинку, а затем опишите, что вы видите. Вам нужно только лишь первое впечатление. Описание прически может оказаться более трудной задачей, чем задание с силуэтом, так как в последнем случае встречается большее количество нюансов.
Сегодня я хочу помочь вам справиться с заданием написать сочинение-описание внешности человека. Посмотрите на лицо человека. Опишите нос вашего персонажа. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, «Внешность человека, которого я видел однажды…»).
Крутяк! 10
В этом сочинении я хочу описать внешность моего папы. Выбор пал именно на него, потому что для меня он является эталоном мужественности, и я всегда хотел быть на него похожим.
У папы глубокие голубые глаза с длинными и густыми ресницами. Когда он смотрит на меня, мне кажется, что он видит меня насквозь. Отличительной чертой его внешности являются надбровные дуги. Я часто обращаю внимание на внешность людей и крайне редко встречаю выраженные надбровные дуги. Эта особенность придает ему, на мой взгляд, мудрый вид. Вечером или в пасмурную погоду его глаза скорее серого цвета, но утром и при ярком дневном свете они ярко-голубые.
Папин нос достаточно крупный, чуть курносый. Его губы довольно отчетливой формы. Когда он чуть худеет, скулы становятся гораздо более выразительными, но из-за бороды их не так сильно заметно. Вообще папа бреется редко, ему больше нравится ходить с щетиной. Лишь изредка перед каким-то торжественным мероприятием он может побриться. Лично мне кажется, что с бородой папа выглядит гораздо более зрелым и мужественным.
У папы жесткие волосы каштанового цвета. Пострижен он коротко и такую стрижку носит, сколько его помню. Никогда не видел его ни лысым, ни с длинными волосами, даже на фотографиях, на которых они с мамой еще совсем юные. Когда на улице влажная погода, его волосы вьются больше обычного, и я считаю это забавным. В детстве мне всегда казалось, что у меня слишком большие уши. Оказывается, это в папу. Не могу сказать, что они у него огромные, но, во всяком случае, если сравнивать с людьми из моего окружения, то папины уши больше среднего размера.
Рост отца 180 см. Телосложение у него спортивное: широкие плечи, сильные руки. Он часто ходит в спортзал и старается следить за своим питанием. Вообще у нас вся семья придерживается принципов здорового питания, и большую роль в этом направлении сыграл отец. Летом он много времени проводит на даче и его кожа приобретает ровный красивый загар.
Мне всегда нравилось его чувство стиля. Папина одежда аккуратно выглаженная и чистая, а его обувь всегда начищена до блеска. Ему нравится следить за своим внешним видом и с детства эта черта прививалась и мне. В повседневной жизни он носит джинсы и свитер. Свитеров у него огромное количество, всяких разных цветов. На разнообразные торжественные мероприятия и в театры он надевает костюм. У папы целая коллекция галстуков, и я даже не представляю, как среди всего этого многообразия можно сделать выбор. Рубашки у него есть любых оттенков, в его шкафу они аккуратно весят в ряд. Когда он ходит в спортзал или мы выезжаем с семьей на природу, папа обычно надевает спортивный костюм. Он очень любит кроссовки и часто себе их покупает. Эта любовь передалась и мне. На каждый праздник в подарок у родителей я прошу новую пару кроссовок. Хорошо, что папа разделяет со мной эту страсть, поэтому всегда с удовольствием помогает мне с выбором.
Мне нравится папина внешность и, как я уже писал выше, он является для меня эталоном мужественности. Я рад, что мне есть на кого равняться.
Описание внешности бабушки
Моя бабушка очень веселый человек. Мы с ней хорошо находим общий язык и разговариваем на абсолютно разные темы. Поэтому, я с радостью хочу описать её внешность.
Моя бабушка – невысокая женщина среднего роста. Хотя, раньше она была чуть выше. С возрастом она становится все худее и ниже. Так, что в скором времени я буду намного выше своей бабушки. Ее плечи не совсем широкие, но очень красивой формы. Она всегда ходит с прямой осанкой, и выглядит намного моложе. У нее худые, но в то же время очень сильные руки, на которых четко видны много вен. К тому же, руки моей бабушки всегда бледные и холодные. Раньше она много работала, и сейчас у нее очень ловкие движения. Даже в таком возрасте она имеет такое здоровое тело. Слышала от родственников, что бабушка хорошо бегала раньше. Но и сейчас она нисколько не потеряла хватку, и также легка на подъем.
Лицо ее выглядит очень даже свежим, морщин на ней не много. Может из-за того, что она всегда улыбается, и глаза закрываются до полумесяца – вокруг глаз давно появилось несколько глубоких морщин. Мне нравится как она мило улыбается, и дарит улыбку окружающим. Если приглядеться – можно увидеть пару родинок на шее. У нее проколенные уши, но она редко носит серьги. Она всегда поправляет свои седые волосы, которые когда-то были более темного цвета. Цвет потеряли и губы небрежной формы. Зато нос вполне аккуратный и прямой. У нее красивые длинные ресницы и бесцветные брови.
Если долго просматривать ее внешность, то можно заметить, что она довольно часто моргает. У бабушки красивый разрез глаз и карие глаза. Так как у нее спокойное и доброе выражение лица, я чувствую себя хорошо, когда она рядом. Бабушка носит небольшие очки. Она использует их только тогда, когда идет смотреть телевизор или же читает книгу. При разговоре она часто кивает головой, показывая, что она хорошо понимает и поддерживает меня. Ходит быстро, но спокойно. Всегда говорит громко и отчетливо.
Пример и образец написания: как составить психологический портрет личности
Исторические издания, брошюры, учебники, художественная литература наполнены массой сведений о жизни известных персон. Конечно, особое внимание заслуживают их психопортреты. Каждый хочет узнать тонкости натуры и наклонности характера Гитлера, Пушкина, Сталина, Жанны Дарк и других выдающихся людей. Характеристики выявляют причины их поведения, образа жизни, формирования мотивации. Анализ проведен на основе личных дневников, письменных свидетельств очевидцев, расшифрованных архивов. Иногда для детализации данных используют сохранившиеся фото, видеофрагменты. В качестве примера, как писать психологический портрет личности, я опишу персону Наполеона Бонапарта:
- Это мужчина маленького роста. Страдал от эпилепсии.
- Согласно плану составлены персональные сведения об исследуемом: император Франции, активный государственный деятель. Два раза вступал в брак.
- Присутствует любовь к литературе и военному делу. Некоммуникабельный, чрезмерно страдал от издевательств сверстников.
- Активная и работоспособная личность, целеустремленная, пунктуальная, дисциплинированная, но в меру эгоистичная. Отличный стратег, молниеносно воспринимающий, перерабатывающий новую информацию и также быстро принимающий решения. Антисоциальная персона, испытывающая отвращение к окружающим. Держал себя в руках, даже при наличии внутренних смятений и неприятностей.
- Основная мотивация – жажда власти.
- Высокое положение в обществе, занимаемая должность и социальный статус существенно усугубили проблемы, зародившиеся в самом детстве, и породили гнев и презрение к людям.
Это удачный пример из психологии грамотного составления психологического портрета нестандартной личности. Проанализировав юность и условия обитания полководца, становится понятна его агрессия, раздражительность и непринятие общества в будущем.
Сочинение Моя бабушка (описание внешности)
Зинаида Павловна молча стояла у окна и гладила через приоткрытую створку старого рыжего кота, который грелся на ласковом, последнем в этом году, осеннем солнышке.
Эта женщина, невзирая на свой далеко не юный возраст, выглядела прекрасно. На ее смуглой и грубой коже лица ютились коричневатые веснушки, а морщинки были похожи на усы котенка. Когда она улыбалась, ее глаза практически прятались среди морщин, но все равно они сияли. Все видели сияние и блеск ее глаз. А глаза ведь у нее были зелено-желтые, красивые и яркие, словно спелый крыжовник, а еще — большие и добрые.
Руки ее были «уставшие»: эти руки не намазывались ароматными кремами каждый день, но именно этими руками были приготовлены самые вкусные в мире пироги с капустой и грибами. Кожа на ее руках была слегка потрескавшаяся и грубая от работы. Ведь Зинаида Павловна никогда не боялась тяжелой работы в доме, в поле или на огороде, не боится и сейчас, хотя, наверное, уже стоило бы.
Женщина эта очень миниатюрная, невысокая и худенькая. Если бы не возрастная сутулость, со спины ее можно было бы принять за девчонку. Но ведь эта хрупкая женщина родила и вырастила 3-х детей и воспитала 5-ть внуков. Шестого ждет и обязательно дождется. А как задорно она смеется! Любой позавидует.
Сиреневый в мелкий цветочек платок с бахромой скрывает под собой ее короткие пепельные волосы, которые когда-то были черными, как смола, и кудрявыми. Я так люблю наблюдать, как она снимает платок, включает радио на стене и расчесывает свои гладкие волосы большим деревянным гребнем перед зеркалом. В такие минуты она как будто снова становится молодой. Ей еще ведь жить и жить. А как иначе?
Зинаида Павловна поворачивается ко мне и говорит своим тихим и таким невероятно добрым и спокойным голосом. Говорит о сегодняшней хорошей погоде, о том, что кот, наверное, прихворал и о том, что пироги в печи уже давно остывают. А я искренне улыбаюсь и крепко-крепко ее обнимаю. Потому что эта милая женщина — самая лучшая и самая красивая во всем мире. Зинаида Павлова – моя любимая бабушка.
Другие сочинения: ← Что делает человека человеком↑ ЧеловекВсегда ли любовь делает человека счастливым →
В основной части должна фигурировать красочная и полная характеристика человека. Сочинение (8 класс) подразумевает, что вы будете использовать различные литературные тропы и стилистические приемы. Сочинение «Характеристика человека» не должно содержать голые и сухие факты о вашем друге. Необходимо, чтобы вся личная информация гармонично вписывалась в текст.
«Олесе 16 лет. С самого первого класса мы вместе занимаемся танцами. Олеся всегда была выше меня, и даже сейчас, с ее ростом 170 сантиметров, я все же чуть-чуть ниже. Моя подруга – очень эмоциональный человек, но все чувства она не выражает бурно, с мимикой и жестами, ее эмоции проявляются в ее ярко-голубых глазах, как вспышки».
Таким образом, с помощью различных эпитетов и стилистики вы сможете описать своего друга не скучными фактами, а очень красочно и интересно.
Кроме описания внешности, вы не должны забывать рассказать об увлечениях, характере, темпераменте этого человека. Вспомнить, какие истории связывают вас, рассказать какие-либо ключевые моменты, которые выделяли описываемого вами человек из толпы.
«У Маши всегда был тихий, спокойный характер. Она никогда не говорила лишнего и обычно лишь улыбалась и молчала. Но когда мы находились вдвоем или в компании близких людей, Маша значительно менялась. Она веселилась, смеялась до слез и рассказывала смешные истории».
Правила описания человека по методу словесного портрета
Упорядоченное описание проводится по разработанным криминалистикой правилам описания внешности человека. Они основаны на таких принципиальных положениях, как системность отражения признаков, т.е. последовательное описание всех разработанных криминалистикой групп признаков внешности человека (общефизических, признаков строения отдельных элементов внешности, функциональных и т.д.), полнота их описания (отражение по возможности наибольшего количества признаков внешности человека), использование единой терминологии, и заключаются в следующем.
1. В ходе составления упорядоченного описания последовательно отражаются:
- анатомические признаки внешности человека: пол, возраст, национальность, рост, телосложение, а также признаки строения отдельных элементов внешности человека, например: при описании головы описываются её высота (средняя, большая или малая), форма (округлая, куполообразная, килевидная и т.д.), отмечаются особенности и т.д.;
- функциональные признаки, такие, как осанка, походка, жестикуляция и т.д.,
- сопутствующие признаки, например: одежда, аксессуары и т.д.;
- особые приметы, например: наличие горба, постоянное ношение парика и т.д.
2. Любой из элементов внешности описывается по следующей схеме: от общего — к частному и сверху вниз, например: при описании лица сначала приводится характеристика лица в целом (общая конфигурация, полнота, черты лица в целом), далее отмечаются признаки волосяного покрова головы (длина волос, линия роста волос, густота, вид и т.д.), затем последовательно описываются признаки, характеризующие лоб, брови, глаза и т.д.
3. В описании при необходимости используются названия геометрических линий (прямая, выгнутая и т.д.) и фигур (овальная, прямоугольная и т. д.).
4. Размеры описываемых элементов должны рассматриваться и описываться относительно других элементов внешности и характеризоваться по ширине, длине, высоте, глубине, количеству и т.д.
5. Взаиморасположение элементов внешности, их положение определяются относительно вертикальных или горизонтальных плоскостей тела (вертикальное, наклонное, горизонтальное и т.д.).
6. При описании цвета глаз, волос и других анатомических особенностей внешности человека (пигментных и родимых пятен, родинок, прыщей и т.д.), а также сопутствующих признаков используют колористическую (цветовую) терминологию, например: красные прыщи, черные брови, рыжие волосы, черные брюки и т.д.
7. При описании применяют единые общепринятые в методе словесного портрета понятия и термины. Существенную помощь в этом может оказать классификация анатомических и общефизических элементов признаков внешности человека с унифицированной терминологией словесного портрета, разработанная специалистами ВНИИ МВД СССР.
8. Элементы внешности отражаются в ракурсах вид спереди (анфас) и вид сбоку (правый профиль), в положении стоящего во весь рост человека, со спокойными чертами лица, взглядом, устремлённым вперёд.
В соответствии с указанными правилами и с учетом, особенностей описания выявленных признаков составляется словесный портрет человека.
Пол: мужской, женский.
Возраст. Определяется по документам, если их подлинность не вызывает сомнений; при их отсутствии или недоступности — «на вид», что обязательно отражается в описании либо по результатам проведённого освидетельствования.
Национальность. Указывается «на вид», например, похож на узбека, азербайджанца и т.д., либо на основании документов, отражающих гражданство данного, лица (паспорт и т.п.). Может быть указана и принадлежность к той или иной расе, которая также определяется «на вид» (негроидная, монголоидная и т.д.).
Рост. По возможности указывается в абсолютных числах, например, при описании трупа, в других случаях — в относительных, например: примерно метр семьдесят. Рост человека измеряется от самой высокой точки темени до подошв босых ног. При описании могут использоваться следующие термины: очень низкий (менее 150 см), очень высокий (более 190 см).
Телосложение. Определяется по степени развитости костно-мышечной системы человека с учётом жирового слоя и характеризуется как худощавое, плотное, коренастое, атлетическое и т.д.
Осанка. При описании этого признака необходимо отразить привычное положение головы и тела человека. При этом голова может быть отклонена вправо или влево либо откинута назад, втянута в плечи. Осанка может быть охарактеризована как сутулая, прямая, сгорбленная и т.д.
Походка. Описывается по размеру шага (длинный, короткий), ширине шага (широкая или узкая расстановка ступней, их постановка при ходьбе — носами внутрь, параллельно или наружу), темпу (медленный, быстрый), виду (мягкая, тяжёлая, семенящая, вразвалочку и т.д.). Особенности походки (хромота, приволакивание ноги, шарканье ног и пр.), положение рук (размахивание рук и т.д.) при ходьбе также отражаются в описании.
Жестикуляция. Отмечаются особенности движения рук (перебирание четок, края одежды, носовою платка) или ног (притопывания пяткой ноги или постукивание носком ноги и т.п.), сопровождающие речь человека или выражение им каких-либо чувств.
Мимика. При ее описании отражается наиболее привычный и наиболее яркий способ выражения тех или иных чувств мимическими мышцами лица (ухмылка, поджимание губ, прищуривание глаз и т.п.), а также проявления мимики, вызванные некоторыми болезнями (например, тик).
Голос. Может быть охарактеризован с точки зрения его громкости, чистоты (звонкий, глухой и т.п.), особенностей звучания (сиплый, хриплый, басовитый и т.п.).
Речь. При ее описании отмечают словарный запас, стиль, дикцию, физические недостатки говорящего (гнусавость, шепелявость, картавость, заикание и т.п.), диалект (оканье или аканье т.п.), владение иностранными языками, музыкальные способности, употребление жаргонных слов и т.д.
Существенное идентификационное значение могут иметь и другие выявленные функциональные признаки внешнего облика человека, например, артикуляция, привычки и пр.
Одежда. При описании одежды необходимо указать признаки, которые возникли при ее изготовлении, а также в процессе использования. Признаками изготовления являются, например: вид, фасон, назначение одежды, размер, цвет, качество материала, вид застежек, дополнительная отделка и пр. При ношении одежды возникают признаки, характеризующие степень ее изношенности: потертости, разрывы, изменения первоначального цвета, следы ремонта и переделки, а также грязевые пятна, устойчивые складки, заломы, метки и т.п.
Обувь. Схожие с одеждой признаки имеет обувь и описывается по тем же критериям.
Аксессуары. Прежде всего — это предметы, которые носятся их владельцами не постоянно, а с той или иной степенью периодичности — зонты, сумки, мобильные телефоны, ремни, украшения, часы, четки и пр. Тем не менее, идентификационная значимость этих признаков существенна, т.к. позволяет порой, помимо дополнения внешнего облика их владельца, выявления индивидуальных особенностей личности, устанавливать по ним и другие обстоятельства события преступления либо условия исчезновения разыскиваемого лица и т.д.
- Габитоскопия
- Субъективный портрет
- Словесный портрет — пример составления
Существуют науки, которые занимаются изучением внешности людей, например психология, филология, криминалистика и некоторые другие. С элементами описания внешности сталкиваются и врачи, когда изучают анамнез болезни или психотип больного. Без этого процесса не обойтись в бизнесе, особенно шоу-бизнесе. В модельных агентствах внешность девушки или парня играет ключевую роль, поэтому при заочном знакомстве с желаемой моделью инвестор или директор сначала знакомится со словесным портретом субъекта.
Систематизированным называют описание по методу словесного портрета. Основы систематизации в конце XIX века заложил Альфонс Бертильон. Такое описание помогает единообразно охарактеризовать элементы внешности людей, их приметы и одинаково воспринимать результат описания. Есть также основные принципы описания внешности, за счет которых достигается единообразие. Это такие принципы:
- о применении стандартизированной терминологии;
- о соблюдении последовательности в описании;
- о максимальной полноте;
- об описании в анфас и в правый профиль;
- описание, которое осуществляется применительно к стандартному положению головы и состоянию внешности;
- об описании, при котором выделяются особые приметы.
На первый взгляд может показаться, что сделать описание внешности человека по картине не так-то уж и сложно. Но это не составит труда, если мы знаем хорошо человека, а если же нет, то придется приложить некоторые усилия. Первое, что нужно, – это хорошо знать прилагательные, с помощью которых можно сделать описание.
Например, смотря на картину, можно описать голову человека, применяя прилагательные, которые говорят о её размере: маленькая, средняя или большая. Охарактеризовать волосы человека по картине можно с помощью таких критериев: обилие, длина, тип, цвет или лобная линия. Волосы могут быть густыми, средними или редкими. Длина – короткие, средней длины или длинные. Тип волос может быть прямым, волнистым и кудрявым. Цвет – светло-русый, русый, темно-русый, черный и рыжий. А лобная линия бывает прямой, дугообразной, волнистой и ломаной.
Глядя на картину, можно любыми прилагательными описать лицо человека в целом, его лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, зубы, подбородок, ухо и шею. Так же характеризуют плечи, грудь, спину, руки и ноги.
Средство художественной характеристики
Литература — это словесное искусство, в ней портрет употребляется наряду с другими художественными средствами. Писатель также использует развертывание действий в сюжете, описывает мысли, настроение героев, использует диалоги действующих лиц, показывает обстановку. Еще в школьной программе вводится понятие художественного образа, одной из сторон которого выступает описание внешности.
У художественного портрета в литературе присутствует особая зрительная наглядность. Объединяясь с бытовыми описаниями и пейзажами, он вносит в произведение особую силу изобразительности. В описании могут встречаться типичные черты и индивидуальные. Литературного героя чаще всего изображают как социального, исторического человека, представителя определенной общественной эпохи. Он относится к определенному классу, группе. С помощью наружности, движений, манер характеризуется та социальная среда, которую обобщает и оценивает писатель.
Описания внешности у Гоголя, Тургенева
В творчество последователей Пушкина и Лермонтова пришли не развернутые характеристики внешности, а только некие важные смысловые детали. Тургенев в рассказе «Бежин луг» рисует пять мальчиков: Федю, Павлушу, Ильюшу, Костю, Ваню. Читатель подробно знакомится с внешностью и одеждой каждого из них.
Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армянок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.
Читатель узнает, что мальчикам было от 7 до 14 лет. По Феде видно, что он из богатой крестьянской семьи. Павлуша был бедным ребенком:
…Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…
Ваня — самый младший с тонким детским голоском. Это тихий и незаметный ребенок. Автор подчеркивает это так:
…русую кудрявую голову…
… свежее личико…
…большие тихие глаза…
Охотник наблюдает за мальчиками и дает им детальную характеристику, выделяет в них природную даровитость.
Очень подробное описание портрета в литературе мы видим в повести Тургенева «Ася». Автор нарисовал поэтический образ спутницы русского героя. Читатель видит, как расцветает женская душа в момент ожидания избранника. Тургенев предстает перед нами тонким психологом и знатоком женского сердца. Он удивительно нежно описывает возвышенную, доверчивую, стыдливую женскую любовь. Автор рисует трогательный образ любящей «тургеневской» девушки:
…Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши…
…мы увидали темную головку Аси…
…кудри ей на глаза упали…
…Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…
…опустила свои длинные ресницы…
…ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение…
…Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, – шептал я…
…пожал ее холодные пальчики…
Особую галерею литературных типов создал Николай Васильевич Гоголь. Особое внимание он уделяет деталям. Этим Гоголь воссоздавал не столько характер героя, сколько социальную среду. Чичикова из «Мертвых душ» он описывает так:
…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так, чтобы слишком молод…
Гоголь показывает типичного персонажа. Чичиков очень часто переодевается. На нем то рубашка, то фрак, то шотландский костюм. Такое описание одежды дает читателю понятие о том, что персонаж непостоянен. Он все время меняет места, обстоятельства, внешний облик. Это человек-загадка.
Положительная характеристика на ученика начальной школы
Характеристика на ученика 3-В класса «МОУ Школа № 35» г. Архангельска
Колхозникова Даниила Васильевича, проживающего по адресу: ул. Московская, д. 28, кв. 112.
Даниил Колхозников обучается в школе № 35 с первого класса. Воспитывается в полноценной семье вместе с младшим братом. Родители активно интересуются школьной жизнью сына, регулярно посещают родительские собрания и контролируют учебный процесс. Материальное положение семьи стабильное, ребенок никогда ни в чем не нуждался.
Ученик обладает высокими интеллектуальными способностями, тягой к новым знаниям в различных областях. Особенно заметно стремление и способности к точным наукам, к математике. Обладает навыками самостоятельной и коллективной работы в классе, логически мыслит, анализирует, делает выводы, четко выражает свою мысль или позицию.
Поведение у Даниила примерное: дисциплины в классе и порядка в школе не нарушает, уроки не прогуливает.
К положительным чертам характера относятся: трудолюбие, упорство, доброта, честность, готовность прийти на помощь одноклассникам, ответственность и коммуникабельность. Вредные привычки отсутствуют. Среди негативных особенностей характера отмечаются чрезмерное любопытство, упрямство и слегка завышенная самооценка.
17 стр., 8489 слов