Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тюменской области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Инструкции по охране труда должны разрабатываться руководителями структурных подразделений и согласовываться со службой охраны труда. Как правило, специалист по охране труда оказывает методическую помощь руководителям в разработке инструкций: он может разработать раздел с общими требованиями для всех работников или для отдельных видов работ общего характера. Также при необходимости привлекаются специалисты из других подразделений, эксплуатирующие производственное оборудование и организующие выполнение отдельных видов работ.
Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций
Документы, которые используются при разработке инструкций по охране труда:
- штатное расписание;
- перечни применяемого оборудования, инструментов и приспособлений;
- перечень используемых веществ и материалов;
- должностные инструкции;
- перечни видов выполняемых работ;
- осуществляемые технологические процессы;
- применяемые на данный момент инструкции по охране труда;
- имеющийся в компании общий перечень инструкций по охране труда.
Охрана труда «с нуля», с чего начать?
Охрана труда организуется действующим законодательством РФ и локальными документами организации в соответствии с требованиями ст. 209 ТК РФ.
Пошаговая инструкция как начать охрану труда в 2020 году
Шаг 1. Организация работы по охране труда
В начале необходимо изучить штатную расстановку организации.
Если численность работников в организации не превышает 50 человек, то функции специалиста по охране труда осуществляет руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник на основании Приказа о возложении обязанностей специалиста по охране труда.
Если численность работников в организации превышает 50 человек, то создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Обязательным условием для выполнения должностных обязанностей специалиста по охране труда, является высшее профессиональное образование по соответствующему направлению подготовки или наличие дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки.
Кто разрабатывает и утверждает ИОТ
После приостановки Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 г. № 772н до 1 января 2023 года работодатели смогли продолжить работу по старым инструкциями. Больше полугода требования об изменении инструкций по охране труда оставались замороженными, однако это не могло продолжаться вечно.
Не стоит забывать, что разработка ЛНПА по ОТ, в том числе инструкций по ОТ, является обязанностью работодателя, продиктованной 214 статьей Трудового кодекса РФ. Таким образом составление инструкций обязательно для каждого работодателя, как и учет мнения профсоюзов или иных представительных органов работников при их разработке (ст. 372 ТК РФ).
Создание самих инструкций довольно часто поручают специалисту по охране труда. Хоть данное решение и не лишено здравого смысла, все же оно не совсем корректно. Не каждый СОТ может запомнить все тонкости и опасности выполнения всех видов работ, проводимых на предприятии. Лучший фундамент для обеспечения безопасности — опыт непосредственного руководителя. В связи с тем, что руководители структурных подразделений контролируют своих работников на протяжении всего рабочего дня, их привлечение к разработке инструкций по ОТ будет наилучшим вариантом.
Минтруд установил новые требования к документам по охране труда
О чем речь. В правилах и инструкциях по охране труда работодатель описывает, что и как делает он и его сотрудники для безопасной работы. Например, как поступать в аварийной ситуации или как устроены рабочие места на предприятии.
Что произошло. 29 октября 2021 года Минтруд издал приказ, в котором установил требования к внутренним правилам и инструкциям по охране труда. Они будут действовать с 1 марта 2022 по 1 марта 2028 года.
Требования к правилам охраны труда. Правила, или еще их называют стандарты, необходимо закрепить в локальном нормативном акте работодателя. Можно оформить документ на бумаге или в электронном виде.
Правила должны включать пять обязательных глав:
- Общие требования — вредные и опасные производственные факторы, профессиональные риски и опасности.
- Требования охраны труда работников при организации и проведении работ. Например, меры по защите работников при аварийной ситуации.
- Требования к производственным помещениям и производственным площадкам. Например, наличие вентиляции на рабочих местах или освещения в ночное время.
- Требования к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест. Например, описание средств индивидуальной защиты, которые должны быть у работников на этом предприятии.
- Требования к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства.
К правилам нужно прикрепить лист согласований с подписями тех, кто разработал документ и несет за него ответственность, — например, специалиста службы охраны труда или руководителя компании.
Требования к инструкциям по охране труда. Инструкции разрабатывают индивидуально для каждой должности в компании. В каждой из них должны быть следующие разделы:
- Общие требования охраны труда. Например, описание профессиональных рисков и опасностей, характерных для конкретной компании.
- Требования перед началом работы. Например, как подготовить рабочее место или проверить исправность оборудования.
- Требования во время работы. Например, как правильно применять средство индивидуальной защиты.
- Требования в аварийных ситуациях: как оповестить руководителя и службы помощи, действия работника, первая помощь пострадавшим.
- Требования по окончании работы. Например, описание последовательности остановки оборудования.
С обновленными правилами и инструкциями по охране труда работодатель должен ознакомить всех работников — они должны расписаться в листе или журнале ознакомления.
Что это значит для бизнеса. Требования вступают в силу с 1 марта 2022 года. До этого времени компании и ИП должны привести локальные нормативные акты по охране труда в соответствие с ними.
Если после 1 марта правила и инструкции будут с нарушениями, трудовая инспекция при проверке может назначить Штраф до 5000 ₽ для ИП, до 80 000 ₽ — для компаний.
Правовое регулирование
Локальные документы в сфере охраны труда, которые разрабатываются и утверждаются на предприятии, опираются на требования правовых актов, устанавливающих стандарты безопасных условий труда, правила по обеспечению соблюдения их. Все эти нормы в совокупности составляют законодательную базу по охране труда, содержащую законы, постановления и иные нормативные документы.
Государственные требования являются обязательными к исполнению всеми субъектами, осуществляющими любой вид деятельности. Это касается не только организации труда и производства, но и проведении проектных работ, конструирования оборудования и т.д. Такие нормативные акты можно разделить на несколько видов:
- государственные нормативы и санитарно-эпидемиологические правила;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции в сфере охраны труда.
Основные положения приказа 772н
Работодатель, согласно ст. 212 ТК РФ (с 1 марта 2022 г. — ст. 214), обязан обеспечить безопасные условия труда и соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого он, в числе прочих мероприятий, разрабатывает:
- Правила (стандарты) по охране труда. Локальные нормативные акты определяют требования к безопасности эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, организации и проведения работ, транспортировки, хранения материалов и др. Правила содержат те мероприятия, которые выполняет работодатель.
- Инструкции по охране труда. Локальные нормативные акты содержат требования по безопасному выполнению работ работниками.
Итак, с чего следует начать охрану труда на предприятии?
Каждое предприятие должно определиться с перечнем мероприятий по охране труда, которые необходимо проводить в соответствии с законодательными актами в зависимости от отрасли и специфики осуществляемой деятельности.
После этого руководству предприятия следует задуматься о создании системы по охране труда на предприятии и управлении ею. Во главе системы находится руководитель, который может приказом делегировать ряд своих обязанностей службе (отделу) по охране труда или соответствующему специалисту. На этот выбор влияют масштаб и специфика деятельности компании.
На предприятии также должна быть разработана и утверждена вся необходимая документация по охране труда (документальная база).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Актуальность инструкций по охране труда
Работодатель обязан поддерживать инструкции по охране труда в актуальном состоянии. За этим следит специалист по охране труда на предприятии. В случае необходимости он составляет перечень инструкций, которые нужно переработать. Этот перечень утверждает директор, и в организации издают приказ о пересмотре инструкций. В документе указывают ответственных работников, перечень инструкций, которые нужно переработать, и сроки выполнения.
Актуализируйте инструкции по охране труда, когда:
- изменили условия труда работников;
- внедрили новую технику и технологии;
- выявили недоработки инструкции при расследовании несчастного случая или профзаболевания;
- поступило требование от представителей ГИТ или региональных органов исполнительной власти в области ОТ.
Осмотрите территорию предприятия, выявите недочеты. Например, работники не используют СИЗ, места проведения опасных работ не ограждены, отсутствуют разметка и предупредительные знаки, территория плохо освещена. Все, что вы заметите при визуальном осмотре, — потенциальный несчастный случай, поэтому постарайтесь устранить подобные нарушения как можно скорее.
Пример. Специалист по охране труда заметил, что при выходе из цеха № 13 три дня подряд скользкие ступеньки. Чтобы предотвратить потенциальный несчастный случай в организации, постелили резиновый коврик и поставили предупреждающий знак «Осторожно: скользкая поверхность!»
В организации нужно проводить оценку профессиональных рисков (ст. 209, 212 ТК). На данный момент нет четких требований, как именно работодатель должен организовать управление профрисками, поэтому порядок процедуры и методы определяют на локальном уровне. Оценка рисков входит в компетенции специалиста по охране труда на основании профстандарта (профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утв. приказом Минтруда от 04.08.2014 № 524н).
Оценку рисков проводит оценочная группа, в ее состав входит не только служба охраны труда, но и представители других отделов. Это комплексная процедура, объясните работодателю, что участвовать в ней должны линейные руководители, работники производственно-технического отдела и представители трудового коллектива.
Качественная оценка профессиональных рисков и корректирующие мероприятия после нее помогут снизить затраты организации за счет улучшения условий труда. Кроме того, важно научиться оценивать риски, так как это основная процедура, вокруг которой законодатели планируют выстроить охрану труда будущего.
После того как вы оцените весь масштаб своей работы, составьте поэтапный план. Распределите свою работу на четыре квартала. Если придет инспектор ГИТ, он увидит ваш план и поймет, что работа по охране труда уже началась. Штраф будет, но правонарушение не будет признано длящимся и вы не понесете ни дисциплинарную, ни административную ответственность.
Организация обучения персонала
Все работающие в организации физлица обязаны периодически сдавать экзамен по охране труда. С этой целью:
- проводятся общие инструктажи для всех работников, которые только что устроились в компанию (один раз);
- специальные инструктажи (1 раз в год) для отдельных категорий работников (регулярно).
Всего нужно пройти 5 видов инструктажей:
- вводный (при устройстве на работу);
- первичный (проводит руководитель структурного подразделения);
- повторный (1 раз в 3 месяца);
- целевой (если технику нужно выполнить конкретную работу);
- внеплановый (если этого требует проверяющее лицо).
Если это необходимо, сотрудников организации направляют на обучение ОТ. После проведения инструктажа и сдачи экзамена на знание техники безопасности (ТБ) работники расписываются в журнале регистрации проведенного инструктажа.
План мероприятий по организации охраны труда
План мероприятий по организации ОТ обычно состоит из следующих пунктов:
- номера мероприятия;
- наименования;
- сроков реализации;
- графы для указания ответственного лица;
- строки для указания стоимости проведенной работы.
План может являться частью заключенного между работодателем и сотрудником трудового договора или самостоятельным документом. Перечень необходимых для улучшения качества ОТ мер содержится в Приказе Минтруда № 181н. Для его реализации потребуется:
- Создать систему управления ОТ на предприятии.
- Назначить лицо, ответственное за ОТ.
- Издать Приказ по ОТ.
- Принять Приказ о назначении ответственных за ОТ лиц.
- Утвердить инструкции по ОТ.
Важно! Реализовать мероприятия в соответствии с планом обязаны ответственные лица.