Статья 11.7 Земельного кодекса. Перераспределение земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 11.7 Земельного кодекса. Перераспределение земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.

Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков

Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.

Разновидности совершаемых перераспределений: классификация

Законодательством определяются следующие разновидности возможного изменения земельных границ, различаемые в зависимости от категории собственника:

  1. Перераспределение наделов, пребывающих в собственности граждан и юридических лиц (организаций). В этом случае изменение территориальных пределов земельных участков осуществляется путем заключения особого соглашения между заинтересованными землевладельцами. Государственные органы составляют разрешительную документацию.
  2. Перераспределение исключительно тех землевладений, которые пребывают в муниципальной собственности. Реализуется при передаче государственных земель между конкретными ведомствами.
  3. Изменение границ двух смежных наделов, один из которых пребывает в законной собственности частного лица, а другой – принадлежит государству.

Возможна ли прирезка одного и того же участка в несколько этапов

Допустим, есть смежный с находящимся в вашей собственности участком, государственный участок, который не стоит на кадастровом учете. Можно ли осуществить прирезку к государственному участку в пределах 10%, а далее повторить процедуру до полного «исчерпания» государственного земельного участка?

Лично я не вижу ничего в этом ничего противозаконного. Однако, решать этот вопрос лучше предметно на месте и с кадастровым инженером. Собственник ЗУ может любым не запрещенным законом способом определять судьбу данного земельного участка, а именно: увеличивать, уменьшать, делить, выделять, дарить, продавать и т.д. Единственное следует учитывать, чтобы формируемый участок не превышал допустимых пределов по площади (см. ПЗЗ Вашего муниципального образования), а также соответствовал виду его разрешенного использования.

Как добавить «ничейных» соток

В соответствии с новым законом, владелец сможет увеличить участок за счёт государственной или муниципальной земли, заключив соглашения с уполномоченными органами (ЗК РФ, ст. 39.28, п. 2).

Размер платы за перераспределение земель будут устанавливать власти субъектов РФ (в отношении земли в региональной и неразграниченной собственности) и администрации муниципальных образований (для муниципальной земли) (ЗК РФ, ст. 39.28, п. 5).

Проще всего, если «ничейная» земля по соседству с участком окажется муниципальной (с большой вероятностью так и окажется). Тогда для «прирезки» собственнику достаточно обратиться в местную администрацию.

Дальнейшие действия будут зависеть от того, утвержден ли местными властями проект межевания территории, в которую попадает участок. Поэтому обратиться к чиновникам стоит как можно раньше.

Если проект межевания не утверждён, к заявлению о перераспределении владельцу участка достаточно приложить так называемую Схему расположения будущего земельного участка на кадастровом плане территории (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 3). А так же копии правоустанавливающих документов на исходный участок, если данных о нём нет в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).

В данном случае подготовить схему расположения участка закон обязывает самого владельца (ЗК РФ, ст. 11.10, п. 8). На схеме необходимо будет отобразить границы будущих владений, включая «прирезанный» кусок.

Требования к подготовке такого документа своим постановлением определит Правительство РФ. На практике владельцу участка, скорее всего, придётся обратиться к кадастровому инженеру.

в) Перераспределение земельных участков и земель на территории с утвержденным проектом межевания.

Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.

Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков. Эти участки приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.

Перераспределение земельных участков по проекту межевания допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.

Читайте также:  Правила тонировки авто в 2023: разрешенная и по ГОСТу

Иными словами. Перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвердили проект межевания.

Если участок приобрели до утверждения проекта межевания, то можно перераспределить землю. Перераспределенный участок будет соответствовать упорядоченным участкам.

В любом случае, площадь нового земельного участка не может превышать максимальный размер. Предельный размер земельного участка устанавливают в Правилах землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки — сокращенно ПЗЗ. Правила землепользования и застройки принимают и утверждают в муниципальном образовании.

Заключение соглашения о перераспределении земель.

В течение 30 дней с передачи документов в администрацию получите Соглашение о перераспределении земельного участка.

Как только получили Соглашение, у вас есть 30 дней на подписание и направление в администрацию.

Направлять Соглашение целесообразно с сопроводительным письмом. На 2-ом экземпляре администрация должна поставить входящий штамп с датой.

Обратите внимание. Администрация может отказать в заключении соглашения.

Отказ в заключении соглашения возможен, если площадь участка в кадастровом паспорте окажется больше площади на Схеме.

Для отказа необходимо расхождение площади более чем на 10%. Менее десяти процентов допускается.

Чтобы избежать данной проблемы необходимо проконтролировать кадастрового инженера. Он должен соблюдать предельный лимит расхождения площади.

Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.

По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.

Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.

Однако, учитывая, как исполняются законы, опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.

Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему. Либо направить официальный запрос в администрацию.

Существуют ситуации, которые препятствуют процессу перераспределения земельного надела:

  • Если смежные участки земли находятся во владении муниципалитета или органов федеральной власти.
  • Смежные земли принадлежат органам власти.
  • Если после перераспределения будут нарушены законодательные нормы, например, будет закрыт доступ к проезжей части для заново образовавшихся участков.

Данные правила можно нарушать, если происходит изменение кадастрового плана всей общей площади земли, как принадлежащей государству, так и находящейся в частной собственности. Например, когда составляется план общей застройки земель населенного пункта.

ВНИМАНИЕ! Процесс перераспределения происходит только после предоставления согласия всех собственников и арендаторов участков, пользователей, а также граждан, которые отдали свои земли в залог.

Достигнутое согласие оформляется в письменном виде и должно содержать следующие сведения:

  1. ФИО всех владельцев, а также адрес места регистрации.
  2. Информацию о земельных участках, а именно, общий размер площади, кадастровый номер, вид земли, сведения о регистрации права собственности, а также правоустанавливающие документы.
  3. Если у одного из владельцев в перераспределении участвуют несколько участков, то необходимо указать данные о всех землях.

Оформленное по всем правилам соглашение вместе с заявлением передается кадастровому инженеру, который должен провести геодезическую съемку. Один экземпляр соглашения понадобится для регистрации прав на вновь сформированный участок, изготовления кадастровых паспортов, а также для органов местной власти.

Перераспределение земель проводят, опираясь на нормы действующего российского законодательства. Перечень конкретных действий, которые нужно произвести, напрямую зависит от того, кто является собственником участка. Если один объект принадлежит частнику, а второй – муниципалитету, то можно опираться на следующую общепринятую инструкцию:

  • собираем документы;
  • подаем заявку в местную администрацию;
  • ожидаем решения, если оно положительное, заключаем с администрацией соглашение;
  • ставим новый земельный участок н кадастровый учет и регистрируем права собственности на него в Росреестре.

Определяется предельный размер участка несколькими законодательными нормативами, среди них – статья 11.9 (п.1) ЗК и статья 30 (ч.6) ГК. Есть и законодательные положения, по которым устанавливаются предельные размеры земельных участков.

  • На федеральном уровне определяется размер земли, которая находится в собственности государства, РФ.
  • Если земля – собственность субъектов Федерации, используются при определении площади законами региона.
  • Законы местной власти говорят о предельных размерах участков, выделяемых из муниципальных земель.

Формы перераспределения средств

Модель межбюджетных отношений включает регулирование в форме го­ризонтального и вертикального бюджетного выравнивания. В процессе вертикального бюджетного выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровней и их доходными возможностями, т. е. достигается сбалансированность всех звеньев бюд­жетной системы по вертикали. Горизонтальное выравнивание предпола­гает территориальное перераспределение бюджетных средств, которое направлено на сближение уровней экономических потенциалов субъек­тов РФ, достигаемого в результате передачи части финансовых ресурсов «дотационным» регионам. На практике имеет место определенное комби­нирование методов вертикального и горизонтального выравнивания. Ме­тоды и задачи такого выравнивания определяются нормативно-правовы­ми документами, ежегодными бюджетными посланиями Президента РФ и др.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в 2023 году — условия ипотеки

В практике взаимоотношений между бюджетами разных уровней осуществляются также взаимные расчеты, являющиеся методом опе­ративного межбюджетного регулирования.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ перечисления средств одного бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ осущест­вляются в форме межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предостав­ляются в следующих формах:

финансовая помощь бюджетам субъектов РФ, в том числе дота­ции из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и иные дотации и субсидии;

субвенции бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда ком­пенсаций и иных субвенций;

финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных обра­зований, предоставляемая в случаях и в порядке, установленном федеральными законами;

иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;

бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исклю­чением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предостав­ляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах. Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предо­ставляются при условии отсутствия просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъек­тов РФ и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии подписания и соблюде­ния условий соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и уве­личению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ образу­ется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджет­ной обеспеченности субъектов РФ. Объем Федерального фонда фи­нансовой поддержки субъектов РФ определяется путем умножения объема указанного Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен). Объем Федераль­ного фонда финансовой поддержки субъектов РФ на очередной фи­нансовый год утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во вто­ром чтении.

Распределение дотаций из Федерального фонда финансовой под­держки субъектов РФ между субъектами РФ утверждается при рас­смотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.

В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для до­левого финансирования инвестиционных программ (проектов) разви­тия общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития, в составе федерального бюджета может быть образован Фе­деральный фонд регионального развития.

Способы увеличения участка

Желание увеличить имеющийся участок может быть вызвано многими причинами. Например, собственник планирует построить дом, разместить хозяйственные постройки или разбить сад, что порой невозможно сделать на маленькой площади.

В связи с чем, землевладелец может изменить границы надела за счет прилегающих пустующих территорий. Делается это посредством перераспределения земель либо в процессе уточнения границ.

Рассмотри названные способы подробнее.

  • ✅Перераспределение земельного участка для увеличения площади фактически подразумевает изменение границ смежных наделов. Посредством этой процедуры, согласно ст. 11 .7 ЗК РФ образуются новые участки. При этом их количество может отличаться от числа исходных.
  • ✅Увеличение участка за счет уточнения границ. Обычно к этой процедуре прибегают в том случае, если фактически земли у собственника меньше, чем значится по документам.

Самым частым вариантом перераспределения земельных участков является перераспределение границ внутри границ землепользования, находящегося в частной собственности. При переоформлении земельных участков, которые находятся в частной собственности, у их владельцев образуется право собственности на соответственные новообразовавшиеся участки в соответствии с соглашениями между этими собственниками об новых земельных участках.

Требования к площадкам:

  • участки должны стоить на гос.учете;
  • участки должны располагаться по соседству;
  • участки должны принадлежать к одному административному округу;
  • участки должны находиться в одной категории и использоваться по оному назначению.

Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ переоформлении земельных площадок, которые находятся в государственном или муниципальном владении, между их владельцами и (или) между владельцам земельных участков — физ. или юр. лицами не допускается, за исключением случаев:

  • переоформление таких земельных площадок в границах занятой территории, по отношению к которым, согласно градостроительному кодексу РФ принято решение о ее развитии и оформлен договор развития для застроенной площади;
  • образования земельных площадок для размещения объектов капитального назначения, которые предусмотрены п. 1 ст. 49 ЗК РФ.

В вышеназванных случаях перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, органами исполнительной власти и органами территориального автономного самоуправления, описанных в ст. 29 ЗК РФ.

Перераспределение возможно при наличии письменного соглашения владельцев исходных земельных участков. Этот документ не нужен, если перераспределение происходит с решения суда.

  1. При перераспределении двух или более соседних земельных площадок образуются несколько других соседних площадок, и существование таких участков прекращается.
  2. При переоформлении земельных участков из частной собственности, у владельцев возникает права собственности на соответственные земельные участки по соглашению между собственниками.
Читайте также:  Последние новости про повышение пенсионного возраста в МВД в России

Случаи, когда перераспределение не разрешается:

  • участки с договором развития;
  • образования земельных участков для размещения объектов кап.строительства, которые предусмотрены пунктом 1 ст. 49 настоящего Кодекса.
  • В случаях, которые указанны в пункте 3 статьи 49 ЗК РФ, перераспределение земельных участков проводится на основании согласия между владельцами земельных участков, органами исполнительной и государственной власти или органами локального самоуправления, которые предусмотрены в статье 29 ЗК РФ.

Когда нужно проводить перераспределение земельных участков

Необходимость перераспределения земель возникает при некоторых обстоятельствах:

  • При проведении коммуникационных систем по территории прилегающего владения;
  • Чтобы соблюсти между границами и возведенным на территории участка сооружением минимальное расстояние, закрепленное в законодательстве;
  • В случае, если в ходе судебного разбирательства было принято решение о перенесении граничных точек;
  • Если нужно произвести разделение территории между несколькими владельцами;
  • Для увеличения размеров землевладения за счет площади соседнего;
  • Чтобы избавиться от чересполосицы или исправить геометрически неправильные границы;
  • При планировании возведения здания на границе землевладений.

В случае, когда необходимые коммуникации, такие как водопровод или линии электропередач нужно вести через территорию прилегающего землевладения, лучше всего воспользоваться правом на перераспределение и произвести выкуп необходимой для проведения работ части земель у собственника участка, находящегося по-соседству.

Заявление о перераспределении земельных участков

Ходатайство является документом, который выступает основой проведения запланированной процедуры. Оно заполняется по соответствующему образцу, который можно получить в органах власти.

Заявление содержит в себе следующую информацию:

  • Название органа власти, уполномоченного принимать решения по данным вопросам, куда подается прошение и прилагаемые к нему бумаги;
  • Информация о гражданине, подавшем запрос, и об основаниях, которые дают ему право принимать решения по поводу проведения запланированного мероприятие – о праве собственности;
  • Сведения о землевладении, участвующем в перераспределении;
  • Основания, по которым возникла необходимость в проведении перераспределения. При необходимости нужно также предоставить расшифровку причин;
  • Перечень бумаг, подаваемых вместе с прошением (документы кадастрового учета, свидетельства, на основании которых владелец обладает правом собственности, бумаги, которые помогут удостовериться в необходимости проведения подобной процедуры);
  • Подпись лица, оставившего ходатайство и дата его написания. Если подача документа производится доверенным лицом владельца, то он обязан предоставить данные документа, подтверждающий его полномочия в решении подобных вопросов, которыми наделил его собственник.

Что делать после получения схемы перераспределения земельных участков

После формирования нового плана землевладений и регистрации всех изменений в органах кадастра, зарегистрируйте получившийся участок в собственность. Данную процедуру проводит Росреестр, который принимает ответствующие заявления от граждан, проводящих перераспределение земель. К ходатайству прикрепляются в виде приложения документы, которые отображают внесенные изменения, а также бумаги, удостоверяющие в наличии права собственности на землю, соглашение участников процедуры перераспределения и заключение должностного лица, проводящего землеустроительные работы.

Цель перераспределения – формирования удобного для использования владения, и иногда для этого требуется произвести присоединение смежных территорий.

Но все требования к проведению процедуры четко определены законами РФ, и возможность получения отказа в ее реализации крайне мала. Однако если все же получен неудовлетворительный ответ, устраните нарушения, которые послужили основанием для отказа и подавайте ходатайство снова.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *