Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эвакуировали машину: что делать, если автомобиль увезли на штрафстоянку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Санкт-Петербурге задержанный автомобиль возвращается сразу после обращения за ним. Работа по выдачи производится круглосуточно. При возврате фиксируется дата и время, срок хранения исчисляется в часах.
По какой причине могут эвакуировать автомобиль?
Автомобиль эвакуируют в том случае, если владелец припарковался с нарушением ПДД. Причем в данном случае значение имеют даже, казалось бы, совсем незначительные «прегрешения» – например, если колесо попало на тротуар. Более того, даже не нужно именно неправильно парковаться, причина может быть в состоянии автомобиля или водителя. Полный перечень содержится в КоАП РФ (ст. 27.13).
В каких случаях эвакуируют автомобиль? Вот лишь некоторые причины, по которым авто может быть эвакуировано:
- Парковка с нарушением требований знаков, запрещающих остановку или стоянку транспортных средств.
- Автомобиль неисправен и не может использоваться так, чтобы не представлять опасность для водителя и других участников дорожного движения.
- Водитель не имеет или лишен права управления транспортным средством.
- Водитель управляет автомобилем в состоянии алкогольного или иного опьянения.
- Остановка или стоянка на пешеходном переходе или ближе чем за 5 метров до него.
- Остановка или стоянка на остановке городского транспорта.
- Остановка или стоянка на проезжей части, если при этом автомобиль мешает другим участникам дорожного движения.
В этих и других (перечисленных в КоАП) случаях машина может быть либо заблокирована (если нет возможности ее перемещать), либо эвакуирована.
В каких случаях автомобиль не должны эвакуировать (если это происходит, ваши права нарушают):
- Не оплачена стоянка. Но в этом случае выпишут штраф.
- Внутри автомобиля находятся пассажиры.
В каких случаях эвакуируют автомобиль
Основная проблема, из-за которой машины забирают – парковка не по правилам. Например, водитель поставил машину под запрещающие знаки. Также накажут, если автомобиль стоит на полукруглой разметке, пешеходном переходе, газоне, тротуаре или пешеходной дорожке.
Также нарушением ПДД считается остановка машины в следующих местах:
- на железнодорожном переезде или вблизи него;
- на 2-й или 3-й полосе проезжей части;
- на путях, по которым ездят трамваи;
- на мосту, эстакаде, в туннеле;
- на перекрестке или вблизи него;
- на остановках автобусов, троллейбусов и маршруток.
Все же, несмотря на массу негатива, практика эвакуации автомобилей в России постепенно приучает водителей не нарушать ПДД и думать о других участниках дорожного движения (хоть параллельно водители отдают достаточно много денег сомнительным фирмам по эвакуации).
В западной практике это тоже есть, но кроме эвакуации, есть и некоторые другие варианты санкций, говорит Денис Голосюк:
В мировой практике карательная эвакуация применяется не так широко, как у нас. Основной метод наказания нарушителей парковки – это штрафы, хотя порой и довольно высокие. В некоторых случаях используются блокираторы колес – чаще всего в качестве обеспечительной меры для уплаты штрафа.
Среди не самых распространенных методов – трудноудаляемые наклейки на стекла. Их, в частности, применяют в Нью-Йорке, маркируя автомобили, мешающие уборке улиц (там она производится по расписанию и к этому моменту запаркованные машины необходимо на некоторое время переставлять, освобождая место уборочной технике). С такими стикерами на окнах нарушитель становится объектом осуждения окружающих, то есть получает своего рода моральное наказание в дополнение к неизбежному штрафу.
Денис Голосюк, технический директор федерального агрегатора по эвакуации и техпомощи «МЭТР».
Но эти меры не всегда приводят к нужному результату – водители продолжают игнорировать правила и мешают дорожному движению. По этой причине, говорит Михаил Якимов, от некоторых мер пришлось даже отказаться:
Еще буквально 15-20 лет назад во многих европейских странах в качестве борьбы с нарушителями правил остановки и стоянки применялось так называемое задержание транспортного средства, при котором колеса автомобиля блокировались специально-удерживающими устройствами, капканами или замками. В частности, широко распространено было в Германии, Голландии и Бельгии. Однако потом от этого способа пришлось отказаться именно из-за тех причин, что заблокированный автомобиль продолжает препятствовать движению транспорта и пешеходов, хотя при этом гарантировано позволяет донести наказание до владельца транспортного средства и уравнивает всех собственников транспортных средств перед законом.
Сейчас и в европейских странах, и во всем мире применяется эвакуация как способ прекращения длящегося правонарушения, и также серьезное увеличение штрафов за нарушение в области остановки и стоянки. А удерживающиеся устройства, капканы и блокираторы сменились возможностями информационных устройств по оперативному поиску правонарушителей и реализации принципов неотвратимости наказания.
Михаил Якимов, профессор МАДИ.
Отдельный вопрос – перечень нарушений, за которые в разных странах могут забрать автомобиль на штрафстоянку. Как правило, это лишь те случаи, когда автомобиль действительно мешает, говорит Александр Разин и противопоставляет этой практике то, как проводится эвакуация в России:
К примеру, в Германии, штраф за парковку в неположенном месте сопоставим с московским, однако эвакуация применяется, только если транспортное средство мешает проезду экстренных служб и городского транспорта.
У нас же эвакуаторы работают по жесткому плану и скорее заберут авто из подмосковного двора или пустынной улицы, нежели там, где это действительно необходимо.
В большинстве стран Европы эвакуация не предусмотрена и для поддержания порядка на улицах вполне достаточно крупных штрафов. Аналогичная практика и в США.
Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК».
Кстати, в некоторых странах автомобиль могут отправить на специальную стоянку и за такое нарушение, которое в России карается только штрафом. Например, это не соответствующая требованиям или нанесенная самостоятельно тонировка стекол, отмечают в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр:
В западных странах эвакуация автомобиля также довольно популярная мера наказания за правонарушение: например, авто могут эвакуировать за трещину на лобовом стекле, или чрезмерное затемнение стекла (пропускает менее 75% света), за самостоятельную тонировку, разбитую фару или повреждённые габариты.
Парковка в неположенном месте в западных странах, обычно, оборачивается только штрафом, а на спецстоянку авто эвакуируют только в том случае, если оно мешает движению других транспортных средств или пешеходов. Самая лояльная система борьбы с неправильной парковкой в США – там за неоплаченную парковку выписывают штраф, в то время, когда в Канаде за это авто эвакуируют.
Пресс-служба ГК АвтоСпецЦентр.
И, конечно, отдельная история – это стоимость эвакуации в других странах. Тарифы могут быть совсем разными:
- в США – от 90 до 185 долларов в зависимости от штата нужно отдать за эвакуацию, плюс от 15 до 20 долларов за каждый день пребывания на штрафной стоянке. Кстати, если на колеса поставили блокираторы, снять их можно за ту же сумму, что и стоимость эвакуации;
- в Великобритании стоимость эвакуации включается в штраф (200 фунтов стерлингов), плюс за каждый день на штрафстоянке надо заплатить внушительные 40 фунтов – это около 3300 рублей в пересчете;
- в Испании за эвакуацию нужно заплатить 175 евро, а за стоянку – 2,4 евров в час, или 19,6 евро в сутки (1300 рублей – чуть больше, чем в Москве);
- в Канаде эвакуация будет стоить 70 канадских долларов, а дополнительно нужно оплатить топливо по 20 центов за километр плюс 6 долларов за первые 6 километров;
- дорогая эвакуация в Австралии – более 300 долларов, плюс по 15 долларов в сутки хранения (правда, не более 105 долларов за все дни пребывания автомобиля на штрафстоянке).
Как видно, проблему неправильной парковки решают во многих странах мира, и чем более серьезна проблема – тем дороже обходится нарушение ПДД.
Единого закона, который был бы принят отдельно (наподобие закона «Об ОСАГО») касательно эвакуации автомобилей, грузовиков и прочих автотранспортных средств – не существует.
Законодательные акты, регулирующие задержание автотранспортного средства, представлены в правовом поле в виде статей КОАП, различными приказами МВД и основным Регламентом МВД.
Это если рассуждать об уровне законов, которые сформированы в государстве федеративными образованиями.
Законодательные акты, действующие на уровне всей Российской Федерации в отношении правильной эвакуации автотранспортных средств после выявленных нарушений ПДД, можно представить в специальной таблице.
Законы об эвакуации авто за правонарушения, предназначенные для выполнения всеми административными образованиями государства:
Законодательный источник | Когда принят (последнее принятие) |
Кем принят | Пояснение |
Статьи КоАП РФ, которые находятся в Главе 12 Кодекса. | 30 декабря 2001 г., редактировавшийся 29.07.2017г. и измененный 10.08.2017г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №195-ФЗ. | Это основания, по которым в обязательном порядке у водителя-нарушителя изымается авто с постановкой его на штрафную стоянку с ГИБДД платным посуточным хранением. |
Статья 27.13 КоАП РФ со всеми пунктами и подпунктами, которая называется «Задержание автотранспортного средства» | 21 апреля 2011 г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №69-ФЗ. | Указываются основания, когда происходит задержание автотранспорта, а также порядок, в каком следует осуществлять арест машин. |
14 октября 2014 г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №307-ФЗ. | ||
7 июня 2022 г. | ГосДумой РФ – Федеральный закон №205-ФЗ. | ||
Приказ № 185 – Часть III «Административные процедуры», пункт «Задержание автотранспортного средства». | 2 марта 2009 года, отредактированный последним числом – 22.12.14г. | МВД России | Регламент для выявления оснований и правила проведения самой процедуры. |
Но существуют также еще и местного значения приказы МВД, либо постановления администраций, Департаментов транспорта города и так далее.
Эти законы призваны уточнять, расширять, либо изменять условия в уже существующих правилах парковки, стоянки и самой процедуры эвакуации.
Чтобы забрать свое авто со штрафплощадки, водителю необходимо уплатить за эвакуацию и хранение своего имущества. Стоимость эвакуации будет напрямую зависеть от категории транспортного средства и объема двигателя. К примеру, за легковое авто категории «В» с объемом двигателя до 80 литров ему придется уплатить 3 000 рублей. Категория «А» стоит так же. Когда объем двигателя составляет до 250 литров, то сумма оплаты значительно возрастет. Водителю придется расстаться уже с 5 000 рублей. Забрать грузовое авто будет стоить тоже 5 000 рублей. Негабаритные транспортные средства обойдутся владельцу в 29 000 рублей, а машины категории «Д» – 27 000 рублей.
Сумма посуточного хранения тоже зависит от многих показателей. При этом, чем ниже категория или меньше объем двигателя, тем показатель стоимости будет меньше.
Когда возможна эвакуация автомобиля
Эвакуация машины — распространенное явление, а особенно в крупных городах, где имеется острый дефицит парковочных мест. Несмотря на это, не все водители знают нормы законодательства и требования ПДД. Сегодня уполномоченные структуры могут эвакуировать машину, если нет знака «Работает эвакуатор». В теории такие действия нарушают права водителя, но об этом мало кто тревожится.
В КоАП РФ, статье 27.13 указано, что транспортировка авто на штрафстоянку возможна в следующих ситуациях:
- Водитель автомобиля не имеет необходимой документации на ТС.
- У человека за рулем отсутствует право вождения машины.
- Транспортное средство имеет поломки тормозной системы.
- Водитель находится в состоянии опьянения (наркотического, алкогольного).
- Машина припаркована с нарушением правил разметки или находится в местах запрета стоянки (остановки).
- Игнорируются требования, касающиеся перевозки крупногабаритных грузов.
Выше приведен полный перечень условий, позволяющий по закону эвакуировать ТС на штрафлощадку. В остальных случаях такие действия являются нарушением законодательства. Но власти многих городов (в том числе Москвы) часто идут на этот шаг для наведения порядка.
Имеют ли право эвакуировать машину без знака Работает эвакуатор
В 2015 году была введена норма, благодаря которой эвакуация автомобилей с улиц стала возможной только за нарушение требования разметки и знаков запрета стоянки или остановки, а также исключительно в случае наличия знака “Работает эвакуатор”.
Но водители должны знать, что в некоторых случаях возможна и эвакуация при отсутствии такого значка. Так, забрать автомобиль без таблички могут, если машина остановлена:
- на остановках общественного транспорта или такси (либо в зоне 15 метров от них);
- в зоне пешеходного перехода либо непосредственно на тротуаре;
- на трамвайных путях или во втором ряду;
- на парковочных местах, предназначенных для инвалидов;
- с созданием помех для движения других машин, либо же в тоннеле.
Поэтому при допущении подобного нарушения инспектор вполне может вызвать эвакуатор и переместить автомобиль на штрафстоянку.
Незаконный дорожный знак
Кого из водителей не штрафовали? Наверное, таких нет. Ну, как минимум предупреждением некоторые отделывались. И справедливости ради следует признать, что в основном сотрудники ГИБДД при этом правы. Но бывает и совсем наоборот, когда дорожные знаки используются ими в качестве инструмента для провокации нарушений.
В таком случае, деньги — это цель! И достигается она всеми средствами, даже негодными. В том числе, установкой дорожных знаков в провокационном месте и использование знаков, не соответствующих Правилам дорожного движения РФ.
Так, например, устанавливаются знаки ограничивающие скорость на скоростных участках дороги или знаки в зоне недостаточной видимости, за препятствиями. А есть еще знаки заведомо испорченные или заведомо изготовленные в нарушение действующих стандартов.
Особое положение по эффективности отъема денег у водителей принадлежит знаку 8.24. (Работает эвакуатор) ПДД РФ, который применяется в зоне действия дорожных знаков3.27 — 3.30 ПДД РФ.
Под него специально создаются бизнес-проекты с участием муниципалитетов, ГИБДД и коммерческих структур в виде специализированных стоянок.
Работает такой бизнес-проект очень просто и и эффективно, недаром вы сможете найти его во многих населенных пунктах по всему миру. Не российское это изобретение — импортное, успешно законодательно интегрированное в российское административное управление.
Основания для изъятия авто
За что эвакуируют автомобиль на штрафстоянку? В ряде ситуаций к нарушителю правил дорожного движения применяются не только административные меры наказания, но и используются более жесткие процедуры. Транспортное средство подлежит задержанию и изъятию в следующих случаях:
- при нарушении правил парковки;
- у водителя отсутствуют документы на автомобиль, водительское удостоверение и пр.;
- автомобилист находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или отказывается пройти медосвидетельствование;
- нарушены правила перевозки крупногабаритных или опасных грузов и др.
Не являются основаниями для эвакуации автомобиля на штрафстоянку случаи, если парковка осуществлена:
- под запрещающими дорзнаками при отсутствии таблички о работающем эвакуаторе;
- на велосипедной зоне;
- когда ТС загородило светофор и/или дорожные указатели;
- вблизи перекрестка, опасного поворота, ж/д переезда или непосредственно на этих участках дороги;
- на обочине проезжей части;
- поперек автодороги;
- слева от проезжей части.
Таким образом, оставляя машину на месте для инвалидов, пешеходном переходе, тротуарах или остановках для транспорта, а также на трамвайных путях, нужно быть готовым к эвакуации ТС. При этом наличие знака «Работает эвакуатор» не обязательно. Руководитель Федерации автовладельцев РФ утверждает, что за эту норму пришлось биться почти два года, пока ГИБДД поддержало идею.
В Интернете проводился опрос по поводу того, что может остановить водителя от нарушения правил ПДД при парковке машины. Большинство отметило риск эвакуации транспортного средства и только 3% опрошенных ничего не боятся.
Автовладельцы болезненно реагирует на активную эвакуацию транспорта в черте города. Появились обвинения, что работники уполномоченных служб специально соревнуются, кто сможет больше машин эвакуировать на штрафплощадку.
В столице ведется большая работа по регламентированию процесса эвакуации транспорта. В руководстве департамента транспорта отмечают, что в скором времени в городе не останется эвакуирующей техники, работающей на подряде. Транспорт в полном объеме перейдет в собственность мэрии Москвы. Это значит, что целью эвакуации будет наведение порядка, а не выполнение планов по числу эвакуированных авто.
Сколько берёт эвакуатор?
Цены на эвакуатор
Эвакуация автотранспортного средства весом до 3500 кг |
17.5 руб. — за 1 км. |
---|---|
Погрузка и разгрузка автотранспортного средства весом свыше 3500 кг но не более 4000 кг |
1000 руб. |
Перевозка мото техники |
17.5 руб. — за 1 км. |
Погрузка и разгрузка мото техники |
500 руб. |
Грузовая эвакуация более 4000 кг |
Индивидуальнно |
Возможность забрать автомобиль прямо с эвакуатора
Зачастую предметом острых дискуссий является вопрос момента начала эвакуации, после которого автовладелец уже не может вернуть себе автомобиль прямо на месте нарушения.
Причиной неясности во многом являлась расплывчатость формулировки в законе, для устранения которой в 2015 году законодателем были внесены соответствующие поправки.
Так, согласно принятым изменениям теперь эвакуация транспортного средства прекращается в случае, если водитель успеет устранить допущенное им нарушение до начала движения автомобиля-эвакуатора.
То есть до тех пор, пока эвакуатор стоит на месте, у водителя есть возможность самостоятельно отогнать автомобиль с места незаконной парковки, оплатив штраф.
За нарушение требований дорожных знаков, запрещающих остановку и (или) стоянку транспортного средства законом предусмотрено наложение административного штрафа в размере 1500 рублей (ч.4 с. 12.16 КоАП РФ). Если же нарушение было совершено в Москве или Санкт-Петербурге, то раскошелиться придется и вовсе на 3000 рублей (ч.5 с. 12.16 КоАП РФ).
Законна ли эвакуация из парковочного кармана?
В первую очередь рассмотрим табличку 8.24:
8.24 «Работает эвакуатор». Указывает, что в зоне действия дорожных знаков 3.27 — 3.30 осуществляется задержание транспортного средства.
Суть таблички работает эвакуатор сводится к тому, что она предупреждает водителя о возможной эвакуации. При этом зона её действия полностью совпадает с зоной действия знака 3.27.
3.27 «Остановка запрещена». Запрещаются остановка и стоянка транспортных средств.
Действие знаков 3.10, 3.27 — 3.30 распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.
То есть знак 3.27 в рассматриваемом примере распространяется на правую сторону дороги и действует до тех пор, пока не будет отменен.
Таким образом, независимо от того, какую форму имеет правый край проезжей части, знак 3.27 продолжает действовать. В том числе действует он и внутри парковочного кармана. То есть автомобиль в указанном месте может быть эвакуирован.
Нормы установки стендов с дополнительными знаками
Знак, оповещающий о работе эвакуатора, расположен рядом со стендами 3.27-3.30, которые содержат информацию о запрете паркинга в этом месте, участки, где нанесены вышеописанные линии, также информируют о запрете парковки.
Сведения о невозможности парковки могут быть дополнены знаками, которые определяют условия невозможности стоянки. Ниже можно увидеть эти обозначения:
- Временной период, в течение которого парковка запрещена. К примеру, если есть знак «19.00-21.00», это значит, что парковка невозможна в указанные часы, а в остальное время вы можете оставлять свое авто.
- Место, на котором парковка запрещена. Зачастую под знаком запрета можно разглядеть стрелку, информирующую о том, что парковка невозможна начиная от места, куда указывает стрелка, и до прерывания этой самой стрелки.
Всегда обращайте внимание на то, расположены ли запрещающие обозначения на месте, которое вы выбрали для парковки. Если есть стенд, информирующий о работающем эвакуаторе, стоит подобрать другое место.
Автовладельцам стоит понимать, что забор машины со штрафстоянки возможен лишь после полного устранения причин задержания, в частности внесения оплаты за работу эвакуатора и услуги штрафстоянки. В случае заборы машины не ее собственником придётся дополнительно предъявить нотариально заверенную доверенность, иначе забрать автомобиль не получится. Что советуют опытные автовладельцы и юристы:
- оставляйте сотрудникам ГИБДД сои контактные данные, чтобы могли перезвонить на всякий случай;
- проведите собственное расследование, выясните все обстоятельства дела, если имеются веские доказательства того, что эвакуация без вашего присутствия была произведена незаконно;
- действуйте оперативно, пока оплата за штрафстоянку в первые сутки не производится, если видите беспредел со стороны сотрудников ГАИ;
- попробуйте избежать ситуации и договориться, даже если машина уже погружена в эвакуатор;
- запрыгните в салон автомобиля, поскольку транспортировка с вами запрещена;
- не выходите из машины, если видно, что сотрудник явно превышает свои полномочия и вымогает деньги;
- оформите доверенность на родственника, если вам предстоит длительная поездка в командировку, а машину кроме как возле дома поставить негде;
- найдите доверенное лицо и составьте нотариальную доверенность для надзора за вашим авто, если долго отлучаетесь от места его парковки;
- не нарушайте правил ПДД, паркуйте машину только в отведенных для этого местах;
- не забывайте документы на управление авто и перевозку грузов и всегда держите их при себе;
- своевременно проходите техосмотр;
- не передвигайтесь на машине при наличии неисправностей;
- напишите по возможности ходатайство, чтобы машину всё-таки оставили на месте. Причем сотрудники ГИБДД со своей стороны просто обязаны его рассмотреть;
- постарайтесь избежать эвакуации, ведь все-же это — дорогостоящая процедура;
- попробуйте обеспечить самостоятельный приезд эвакуатора, который доставит машину к дому;
- попытайтесь быстро устранить неполадки до приезда эвакуатора.
- Куда обращаться, в случае эвакуации: московская ГИБДД; «Моспаркинг», который является главным администратором парковочного пространства в городе; МАДИ, которая представляет собой дорожную инспекцию столичной администрации. К сожалению, нередко возникают проблемы и двусмысленные ситуации. Особенно это касается структуры «Моспаркинг». Организация отслеживает своевременную оплату парковочных мест.