«Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чубайс обещал по две «Волги» за каждый ваучер. И некоторые россияне действительно получили примерно такую сумму – если грамотно вложили свои чеки. Грамотно – в предприятия, которые не разорились в сложные 90-е и существуют до сих пор. Акции «Роснефти», которые можно было купить на ваучер, сейчас стоят примерно 700 тысяч рублей, акции «Газпрома» – примерно миллион рублей. Но стоит понимать, что многие владельцы уже продали эти бумаги раньше (что в случае с «Роснефтью» – не так уж и плохо).

Чего стоит ваучер сейчас?

С тех пор выжили и некоторые другие предприятия, но за купленные в 90-е годы акции сейчас можно выручить совсем небольшую сумму денег. Многие предприятия успели разориться – а акционеры получают выплаты самыми последними в очереди (и очередь до них попросту не доходит – имущество предприятия заканчивается).

А может выгоднее было не использовать ваучер тогда, чтобы продать его сейчас? Обменять приватизационный чек на акции можно было до 30 июня 1994 года, то есть, в 2021-м поучаствовать в приватизации уже никак не получится. Но его можно продать.

Цена самой бумаги зависит от того, успели «погасить» чек тогда или нет. «Негашеные» ваучеры стоят чуть дороже, а на гашеных пробиты отверстия, стоят какие-то отметки, или отрезана часть.

Кто может приватизировать квартиру

Все, кто проживает в квартире по договору соцнайма, в том числе несовершеннолетние дети, могут стать собственниками этого жилья.

Несовершеннолетние дети. Если ребенок проживает в квартире и зарегистрирован в ней, он в обязательном порядке участвует в приватизации. Детей до 18 лет можно исключить из участников приватизации только по разрешению органов опеки и попечительства.

Если ребенок проживает отдельно от кого-то из родителей, он сохраняет право пользоваться приватизируемой квартирой.

Например, отец приватизирует свою квартиру, а ребенок проживает вместе с матерью, но зарегистрирован в квартире отца. В этом случае у ребенка есть право на долю в этой квартире при приватизации.

Совершеннолетние жильцы могут отказаться от доли в праве собственности на квартиру — написать отказ от приватизации. В этом случае человек сохраняет свое право на бесплатную приватизацию — по закону это разрешено только один раз. Но есть исключение — если человек участвовал в приватизации до совершеннолетия, он может еще раз приватизировать бесплатно какое-либо жилье уже после совершеннолетия.

Приватизация 90-х. Катастрофа национального масштаба.

Одна только Великая Отечественная война, разрушившая города и села европейской части России, нанесшая удар по экономике и унесшая порядка 20 миллионов жизней наших сограждан-была тяжким испытанием для нашей Родины, но наше Отечество смогло за короткий срок восстановить предприятия и целые отрасли, создать новые, достичь немыслимых успехов в освоении космического пространства и выйти из всех испытаний с высоко поднятой головой победителя.

Однако окончание прошлого века таило новую беду под названием: развал страны и передел ее собственности, причиной чего явились не только структурный кризис планово-командной экономики, но и в большей степени внутренняя враждебная деятельность партийно-номенклатурного аппарата по отношению к собственной стране.

Необходимость приватизации.

После событий 1991 года, которые некоторые историки истолковывают в качестве государственного переворота, совершенного либерал-демократами во главе с Б. Ельциным,

привлекательная, но не очень понятная для простых людей идея реформаторов «народной приватизации» уже не вызывала большого энтузиазма в обществе.

Все были свидетелями первых акций реформаторов 1992 года — либерализации цен и обесценения вкладов граждан в Сбербанке, а поэтому правительство реформаторов Е. Гайдара не пользовалось особым доверием у народа.

Необходимость приватизации предприятий на территории созданной Российской Федерации власть объясняла необходимостью преодоления застоя в промышленности и в сельском хозяйстве.

Мнением народа по этому поводу, то есть нашим с вами мнением, не интересовались, но, начиная приватизацию, россиянам объяснили, что приватизированные предприятия будут работать гораздо лучше, ведь на них должны прийти настоящие хозяева, которые все увеличат, поднимут, усовершенствуют, достигнут.

Следовательно, реформы должны были неминуемо привести к серьезному росту во всех отраслях народного хозяйства, и это произойдет именно после приватизации предприятий и перехода их в частную собственность.

Кроме того, будет создан класс «хозяев» — опора власти.

Продекларированные «равные возможности» оказались у некоторых чиновников верхних эшелонов власти и приближенных к «борцу с привилегиями» первому президенту РФ наиболее равными.

В порядке ст.4 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»

То есть руководило приватизацией Госкомимущество РФ., которое возглавил не к ночи будет упомянутый А.Б.Чубайс,

но свое деятельное руководство он осуществлял при помощи и с непосредственным участием группы иностранных специалистов, консультантов и советников, которые совершенно не знали специфики России, и судьба ее была им безразлична.

Как указывает Л.Н.Шереметьева, канд. Филос. Наук в статье «Народная приватизация по-российски: оценки и выводы.»

Данная экспертная комиссия состояла из 11 человек, большая часть членов которой оказались иностранцами.

Заместителем председателя был назначен Д.Хэй. И как это часто бывало в истории нашей страны, иностранные специалисты оказались нечисты на руки, так как консультируя младореформаторов, они параллельно торговали ценными бумагами российских предприятий. И в отношении некоторых этих персонажей в США в дальнейшем возбудили уголовные дела.

Одной из основных дилемм концепции приватизации является выбор между централизованным подходом (приватизация «сверху») и децентрализованным подходом (приватизация «снизу»).

Первый подход означает, что государство приватизирует компании без их согласия.

Второй подход заключается в том, что правительство только устанавливает необходимые правила, а приватизацию проводят сами компании. Большинство правительств выступают за приватизацию «сверху», потому что считают, что именно так можно обеспечить быструю и эффективную приватизацию. Идея приватизации «снизу» поддерживается в основном трудовыми коллективами компаний.

Во многих странах процесс приватизации не распространяется на отрасли, характеризующиеся естественной монополией (железная дорога, коммунальное хозяйство и т.д.). В этих отраслях, даже если они приватизированы, невозможно создать конкретную среду и тем самым повысить эффективность.

Было ли в ваучерной приватизации что-то хорошее?

На старте чековой приватизации идеолог кампании Анатолий Чубайс говорил, что каждый ваучер будет стоить как две «Волги». Спустя какое-то время после начала приватизации «Волга» подорожала до 3-4 миллионов рублей, а чеки, наоборот, резко обесценились. Авторы реформы хотели, чтобы приватизация прошла по относительно рыночным условиям – так и случилось, но только с самими ваучерами.

Читайте также:  Онлайн-касса для ИП на патенте в 2023 году

Из почти 150 миллионов россиян, получивших ваучеры, осталось примерно 40 миллионов акционеров – тех, кто реально вложился в какое-то предприятие. Чаще всего такие вложения были не лучшим выбором, и дивидендов владельцы не увидели. Из 646 чековых инвестиционных фондов выжили только 136, которые смогли начислить дивиденды своим акционерам.

Конечно, если кто-то в начале 90-х обменял свой ваучер на акции «Роснефти» или «Газпрома» и за все эти годы не продал их, сейчас эквивалентное количество акций может стоить около миллиона рублей. Но большинство просто обменяли свои ваучеры на деньги или товары народного потребления.

Приватизация: 30 лет спустя

Неоднозначный процесс, стартовавший в 90-х, до сих пор вызывает отторжение у большинства граждан страны, а у экспертов — желание разобраться в причинах его малой эффективности. Пожалуй, ни один элемент гайдаровских реформ не обеспечил такую массу противоречивых оценок в обществе как приватизация госсобственности. Либералы считали и считают, что именно она позволила зародиться в стране классу собственников. Противники указывают на ряд фатальных ошибок, допущенных в ходе раздела национального достояния, из-за которых так и не удалось достичь желаемого результата — бурного экономического роста за счет поступивших в казну средств. Порты и корабли уходили по стоимости иномарки, госпредприятия, попавшие в частные руки, становились неэффективными…

Спустя 30 лет наше издание попросило парламентариев и экспертов оценить последствия чувствительного для страны процесса, толчок которому дал президент СССР Михаил Горбачев, подписавший 1 июля 1991 года закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».

Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.

Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.

Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.

При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.

Законодательством Российской Федерации установлены чёткие требования к гражданам, которым предоставлено право получить муниципальную жилплощадь. Поэтому положительное решение принимается только при условии, что заявитель относится к группе льготников. Каждая поданная заявка тщательно проверяется на соответствие всем критериям, таким как:

  • есть ли у гражданина какая-либо недвижимая собственность для проживания – преимущество для тех, у кого нет никакого жилья;
  • в каких условиях проживает заявитель на момент обращения – преимущества тем, кто живёт в аварийном помещении;
  • проживает ли с заявителем кто-либо, имеющий опасное хроническое заболевание – если да, полагается отселение;
  • сколько жилой площади приходится на одного проживающего человека в квартире или доме заявителя – если менее десяти метров квадратных, это также повлияет на положительное решение.

Другими словами, органы социальной защиты и государство при рассмотрении отдаёт предпочтение именно малообеспеченным гражданам. Получение статуса малообеспеченного в каждом регионе России происходит по разным требованиям и зависит от среднего уровня дохода в регионе. При расчёте ежемесячного дохода семьи будут учитываться доходы каждого её члена, независимо от того, проживают ли все они в одной квартире или частном доме.

Для военнослужащих, например, существует правило о том, что претендовать на муниципальное жилье они могут лишь после двадцати лет службы или по истечению десяти лет для льготников.

Ваучерная приватизация: история в деталях

Идея ваучерной приватизации была взята не из воздуха. К тому моменту, как необходимость приватизировать госимущество в России стало насущной необходимостью, подобный опыт уже испытали на себе многие страны бывшего соцлагеря. Особенно воодушевлял руководителей нашей страны опыт чековой приватизации в Чехии. Именно после его успешного завершения Комитетом по собственности Верховного Совета РСФСР было предложено использовать в России для разгосударствления специальные платежные средства. Специально под программу бесплатной массовой приватизации был создан Закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», предлагающий открытие в Сберегательном банке для каждого совершеннолетнего гражданина РФ специального приватизационного счета. Средства с этого счета могли использоваться только на приобретение акций предприятий.

К июню 1990 года были приняты уже все необходимые для этого законы, однако активный этап приватизации начался только спустя два года. «Раздумья» правительства, возможно, длились бы дальше, но свою роль сыграла памятная речь Б.Н. Ельцина, в которой он сказал легендарную фразу: «Мы слишком долго обсуждали, необходима ли частная собственность. Тем временем партийно-государственная элита активно занималась личной приватизацией. Их размах, предприимчивость и лицемерие поразительны. Приватизация в России идет уже длительное время, но неупорядоченно, спонтанно, часто на криминальной основе. Сегодня нужно перехватить инициативу, и мы намерены это сделать».

К сожалению, все пошло не совсем по плану. Вместо приватизационных счетов, летом 1992 года были введены приватизационные чеки (ваучеры), а модель массовой приватизации по типу «все взять и поделить» на практике оказалась далеко не лучшим вариантом для нашей страны. Однако, как утверждают и российские и зарубежные эксперты истории приватизации 90-х, форсированное разгосударствление собственности стало для России единственной возможностью быстро, хотя и довольно болезненно, перейти к рыночной экономике.

В 1994 году в Москве на один ваучер можно было получить порядка 700 акций «Газпром».

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).


Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.

Читайте также:  За нехватку мест в детсадах готовы платить

Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.


Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.


Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.


Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

Выгодно ли быть собственником жилья в наше время

Приватизация в России в 90-е годы представляла собой процесс перевода государственной собственности в частную, осуществлявшийся в период после распада СССР.

Приватизация была инициирована занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве Е. Т. Гайдаром и А. Б. Чубайсом.

Результатом приватизации стала передача значительной части государственного имущества страны в руки частных собственников. До сих пор большинство граждан Российской Федерации воспринимает процесс и итоги приватизации 90-х годов как преступные и аморальные.

С одной стороны, активная критика приватизации связана с широко распространенным мнением о недостойности новых обладателей государственной собственности и ее получении исключительно за счет личных и семейных связей с управляющей верхушкой.

Однако с другой стороны, период проведения приватизации был весьма сложен с экономической, финансовой и политической точки зрения, ведь:

  • противостояние Президента и Верховного совета РФ значительно затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ;
  • на Правительство оказывалось сильное давление со стороны Верховного совета;
  • на момент начала приватизации у государства отсутствовала способность эффективно контролировать свою собственность, из-за чего нередки были случаи спонтанной приватизации (то есть захвата контроля над предприятиями их директорами с целью быстрого получения прибылей).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Этапы экономического развития мирового сообщества во многом определяют действующие хозяйствующие модели на национальном уровне. Командно – административная форма экономики существовала в той или иной степени в различных странах мира. Она предполагала государственную монополию практически на все сферы хозяйственной жизни, либо высокую долю государственного сектора в экономике. Политические, экономические, социальные изменения в обществе привели к устареванию данной модели хозяйственных отношений. Многие страны произвели переход от государственных форм собственности к частной. Такой шаг повышал уровень конкуренции среди различных сфер народного хозяйства, что в конечном итоге способствовало экономическому росту всей национальной хозяйственной системы в целом.
Приватизация представляет собой процесс передачи или продажи государственной собственности в частные руки. То есть, часть государственного имущества различного уровня собственности передается негосударственным организациям или частным лицам.

Стоит отметить, что понятие разгосударствления несколько отличается от приватизации. Разгосударствление является более глобальным процессом, включающим в себя:

  • ликвидацию государственной монополии;
  • переход к смешанной модели экономических отношений;
  • децентрализацию национального хозяйства;
  • минимизация роли государства в управлении экономикой.

Получается, что приватизация представляет собой лишь элемент явления разгосударствления. При этом последнее может иметь различные формы, методы и меры реализации основной цели. Существует реприватизация, которая ведет к возвращению собственности частным владельцам. Ранее эта собственность была национализирована.

Бурный этап приватизации начался после распада социалистического лагеря. Здесь практически сто процентов экономики страны находилось в руках государства. Новые требования мирового хозяйства требовали мер по адаптации национальных экономик. В странах, где существовал капитализм, так же наблюдались процессы по передаче государственной собственности или ее части в частные руки.

Курсовая работа Плюсы и минусы приватизации 400 ₽ Реферат Плюсы и минусы приватизации 230 ₽ Контрольная работа Плюсы и минусы приватизации 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • межстрановая занимается вопросами взаимодействия с иностранными контрагентами;
  • федеральная рассматривает процессы на макроэкономическом уровне в рамках государства;
  • региональная устанавливает взаимосвязи между отдельными областями;
  • внутрирегиональная рассматривает экономику внутри субъекта.

Хотя структура национальной экономики достаточно сложна, основные данные о ее состоянии формируются на макроэкономическом уровне. Обычно, они сопоставляются с аналогичными показателями других стран, в целях выявления закономерностей и определенных тенденций в системе.

Теоретические основы национальной экономки решают следующие задачи:

  • установление взаимосвязей и повторяющихся событий на основе экономических законов;
  • определение темпов и объемов воспроизводства;
  • исследование типа устройства национальной экономики и ее сопоставление с мировым и международным опытом;
  • разработка необходимы мер и мероприятий по улучшению общего состояния системы, преодоления кризисов и негативного воздействия факторов;
  • реализация макроэкономического подхода к изучению процессов в системе;
  • изучение социально – экономических процессов, их сопоставление с прошлыми периодами;
  • определение факторов и степени их воздействия на систему;
  • проведение анализа и оценки текущего состояния экономики.

Альфред Кох: ваучеры придумал не Чубайс, а Советский Союз развалил украинский народ

Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ Замглавы Госкомимущества в 1993–1995 годах, курировавший проведение приватизации, Альфред Кох в четверг, 17 ноября, прочитал лекцию в лектории Политехнического музея, в которой попытался развенчать некоторые устойчивые мифы о правительстве Гайдара и его реформах. Это вторая лекция из цикла, организованного фондом Егора Гайдара и посвященного мифам о реформах 90-х, который открыл экс-министр экономики правительства Гайдара Андрей Нечаев (его выступление можно прочитать здесь). Кох говорил в общем-то о тех же самых мифах: угрозе голода, ваучерной приватизации и разграблении вкладов населения, но говорил о своем понимании этих событий. Свою лекцию Кох начал с заявления, что он не является публичным политиком, а следовательно, голоса избирателей ему не нужны: «У меня нет задачи понравиться, есть задача рассказать то, что я думаю». В течение всего выступления он несколько раз повторял, что не дает моральных оценок и что ему можно либо верить, либо нет. Некоторые выдержки из лекции здесь:

Миф о разграблении вкладов граждан Андрей Нечаев рассмотрел в своей первой лекции. Это достаточно устойчивое заблуждение, что либерализация цен уничтожила накопления населения. Это одно из главных обвинений, которое ему предъявляет общественность. Поскольку в апреле 1991 года была проведена павловская денежная реформа, еще за полгода до прихода Гайдара в правительство, и в соответствии с ней все вклады населения были изъяты и направлены на погашение дефицита бюджета Советского Союза. К ноябрю 1991 года этих денег просто не существовало в природе, они уже были потрачены и, соответственно, обесценивать было нечего.

Миф о том, что Ельцин и Гайдар развалили Советский Союз. На этот вопрос есть простой ответ: никто из правительственной команды Советский Союз не разваливал. Можно привести аргумент, что его развалил ГКЧПисты, или что он сам собой развалился. Но я приведу один аргумент, который поставит все точки на «i». Дело в том, что 1 декабря 1991 года – а так называемые Беловежские соглашения, которые зафиксировали распад Советского Союза, были подписаны 4 декабря – на Украине прошел референдум, на котором большинство граждан проголосовало за то, что Украина выходит из СССР. Этот референдум приходил одновременно с президентскими выборами, на которых победил Кравчук. Очень многие сейчас пишут, что Кучма развалил СССР, – это неправда. Кравчук одновременно получил мандат президента и мандат на выход Украины из Советского Союза. Поэтому когда они собрались в Беловежской пуще, Кравчук отказывался обсуждать любые формы сохранения Советского Союза. А без Украины обсуждать Советский Союз бессмысленно. Де-юре в этом виноват украинский народ, потому что он однозначно ответил на этот вопрос на своем референдуме. Когда собралось Беловежское совещание, у Советского Союза уже не было никаких шансов.

Читайте также:  Жалоба на следователя. Как пожаловаться на сотрудника СК РФ?

Миф о том, что ваучеры придумал Чубайс, чтобы обмануть русский народ и провести грабительскую приватизацию. Это не так, ваучеры придумал не Чубайс. На самом деле, идея висела в воздухе. На первом этапе идея ваучеров не обсуждалась, мы планировали проводить банальную денежную приватизацию. Я был против ваучеров, и особых сторонников ваучерной приватизации в 1991 году в правительстве Чубайса я не знал. Эта идея начала рассматривать позднее, с апреля–мая 1992 года, когда в хасбулатовском Верховном совете начался интенсивный процесс прохождения закона об именных приватизационных вкладах. Мне было непонятно, как технически реализовывать этот закон. Когда этот закон появился – а правительство не было инициатором этого закона и вообще было против – возникла проблема, что его невозможно реализовывать. Он предполагал открытие в Сбербанке 150 млн счетов, плюс те деньги, которые клались на эти счета, брались ниоткуда – это были условные деньги, по которым надо было наладить отдельный учет. Короче, административно это была нерешаемая задача. У меня складывается впечатление, что консервативные круги в Верховном совете именно поэтому этот закон и поддержали – они поняли, что это способ остановить приватизацию. Ваучер был компромиссом. Больше половины всех акций было распределено бесплатно. Один из главных упреков – вы не выполнили закон об именных приватизационных вкладах, и поэтому ваучеры скупали специальные жулики, и народ не получил то, что он мог бы получить. Такого рода упрек не может быть принят. Я делал анализ и могу сказать, что значительная часть ваучеров была продана за небольшие деньги. Но дело в том, что скорость перехода акций, которые были розданы бесплатно трудовым коллективам, в руки предпринимателей – а это и есть фактически реализация закона о приватизационных вкладах, – почти не отличалась от скорости избавления от ваучеров. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Ваучерная приватизация была той редкой, если не единственной, мерой, которая народу что-то давала, а не отбирала.

Миф о голоде. Сейчас набирает популярность точка зрения, что никакого голода не было, а значит, заслуга в его предотвращении не может быть приписана Гайдару.

Главная мера, которая предотвратила голод, была либерализация цен. Одна из содержательных претензий к Гайдару состоит в том, что либерализацию цен сделали в январе, хотя ее можно было отложить, сначала снять денежный навес и тогда бы не было всплеска инфляции.

Далее Альфред Кох углубился в историю СССР с 1917 до 1940 года, подробно описав причины голода в разные годы. К рассматриваемой теме, как выяснилось, имел отношение только один факт – голод в Поволжье 1921–1922 годов. Этот пример Кох использовал, чтобы объяснить, почему правительство Гайдара собиралось провести либерализацию закупочных цен на зерно летом 1992 года, а провело в январе.

Декларируемые цели приватизации имели очень малое отношение к действительности. В Законе говорилось о создании слоя эффективных владельцев компаний и о том, что частная собственность полезнее, чем государственная.

Действительные же цели были совершенно другие. Это была масштабная афера по перераспределению собственности в пользу нового привилегированного слоя. Как признался сам Анатолий Чубайс на семинаре в МГУ, главная задача была достичь точки невозврата, т.е. развалить старую систему и создать ситуацию, в которой возникнет слой людей, которые мертвой хваткой вцепятся в свою новую собственность и не позволят вернуться прежним порядкам. Он говорил также: «Каждый проданный завод – это гвоздь в гроб коммунизма. Дорого берут – хорошо, дешево берут – тоже хорошо. Мы и приплачивать готовы, лишь бы коммунисты не вернулись к власти».

Справка! К моменту выборов 1996 г. рейтинг Зюганова составлял более 35%, что обеспечило бы ему легкую победу.

Прежде всего важно было отстранить от приватизации народ. Специально перед началом процесса провели денежную реформу и все накопления граждан обнулили. Потом раздали ваучеры. Вроде бы людям что-то дали и они могут участвовать, а на практике собственность перешла исключительно в руки «своих».

По мнению Абрамова Михаила Давыдовича, президента аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики, ваучеры – это лишь прикрытие с целью легализации уже произошедшей приватизации, т.е. активы разобрали, но это надо было как-то узаконить. На самом деле никто не пытался создавать класс грамотных управленцев.

Василий Симчера, вице-президент российской академии экономических наук, считает, что требовалось каким-то самым дешевым способом получить активы Советского Союза. Простым путем такого сделать было нельзя, поэтому действовали по рецепту великого русского писателя Салтыкова-Щедрина, говорившего: «Если хочешь дело выиграть – запутай его».

Каким образом проводилась приватизация в России?

Программу приватизации на 1992 год утвердили в июне этого же года. В программе были прописаны этапы и возможные способы приватизации. Возможные способы полностью зависели от размера компаний. Исходя из этого принципа, приватизация классифицировалась на малую и большую. «Малая» приватизация подразумевала продажу небольших компаний на торгах. Также малые компании часто продавались лицам, которые на них работали. Крупная приватизация предполагала продажу крупных предприятий в акционерные общества. Можно было продать не компанию целиком, а только ее часть. Далее акции компании продавались. Правда, существовали некоторые нюансы приватизации крупных компаний. Не менее 29 процентов уставного капитала нужно было продать через публичные аукционы. В то время было приватизировано огромное количество оптовых и розничных предприятий, строительных компаний, производств пищевой и легкой промышленности.

Приватизировать квартиру или нет: советы юристов

Когда бесплатная приватизация только началась, она была срочной (до 2004 года). Многие люди приватизировали квартиры «на всякий случай», опасаясь, что позднее будет возможен только их выкуп по рыночной стоимости. Но срок бесплатной приватизации продлевался несколько раз, и, наконец, в 2017 году его отменили совсем (ФЗ № 14).

Это означает, что, прожив определенное количество лет в муниципальном жилье, наниматели могут переоформить его в свою собственность бесплатно, и выкупать квартиры не придется. На сегодняшний день приватизировано почти 80% муниципального жилья в России. Это подавляющее большинство, но все же 20% жильцов, которые еще не приняли решение – это миллионы людей. Для них и предназначены нижеследующие советы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *