Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия в Эстонии в 2024 году минимальная». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Традиционно, индексация пособий для пожилых граждан в этой стране производится в апреле месяце. Правительство утверждает так называемый пенсионный индекс и в соответствии с ним увеличиваются и пенсии. В зависимости от поступлений средств за счет пенсионного страхования пособие может и не измениться, хотя подобное бывает редко. С учетом всех коэффициентов и индексов на более существенный рост пенсий могут рассчитывать граждане с большим трудовым стажем. Это логично и правильно. Кстати, в этом году рост пособий был очень существенным – более 13%. Точных сведений о том, насколько в 2024 году вырастут пенсии эстонцев, пока нет. Зато уже известно, что работающих граждан ожидает рост налогов с оборота с нынешних 20% до 22%, а также другие неприятные изменения, из-за чего стоимость жизни вырастет. Например, право на вычет из облагаемого налогом дохода останется лишь в части пожертвований на благотворительность и учебу.
Будет ли повышение пенсии в 2024 в Эстонии?
Пенсия по старости на льготных основаниях
Пенсия по старости на льготных основаниях
Вы можете выйти на пенсию раньше на льготных условиях, если являетесь матерью, отцом, супругом родителя, опекуном или попечителем и растили в течение не менее восьми лет: |
Получение пенсии по старости возможно: |
ребенка в возрасте до 18 лет со средним, тяжелым или глубоким недугом |
за 5 лет до достижения возраста пенсии по старости |
пятерых или более детей |
за 5 лет до достижения возраста пенсии по старости |
четверых детей |
за 3 года до достижения возраста пенсии по старости |
троих детей |
за 1 год до достижения возраста пенсии по старости |
Виды выплат для пенсионеров
Граждане могут получать различные виды пенсий:
- Государственные — по старости (обязательно стаж 15 лет), получение инвалидности, потеря источника дохода, досрочная, поддержка (для имеющих только минимальную пенсию — через 5 лет после назначения).
- Народная — если не хватает стажа: достижение установленного возраста и потеря кормильца.
- Льготная— зависит от сферы профессиональной деятельности: вредные специальности из перечней №1 и 2, работа в полиции, судьей, прокурором и другие.
Важная информация от BBQcash: каждый год такой работы дает увеличение на €5,7.
- За выслугу лет — доступна при работе в полиции, спасательной службе, тюрьме, гражданской авиации, горной или текстильной промышленности, на флоте и др.
- По случаю потери кормильца — выплачивают членам семьи при определенном стаже умершего. Претенденты: дети 18-24 года, супруг или родители, если они пенсионеры или имеют ограниченную трудоспособность.
- По нетрудоспособности — есть заключение о невозможности работать. Бывает полная и частичная — выплаты назначают при потере 40-100 %.
Эстонские пенсионеры станут немного богаче
ТАЛЛИН, 23 фев – Sputnik Meedia. Базовая часть пенсии в этом году после индексации увеличится на 1,6 процента. Кроме того, благодаря решению Рийгикогу о внеочередном повышении пенсий, принятому в декабре прошлого года, к базовой пенсии добавятся еще 16 евро, а доплаты пенсионерам за воспитание детей увеличатся на 3,55 евро на каждого ребенка, сообщает ERR.
Повышение пенсии коснется 320 908 пенсионеров. В прошлом году доплату к основной пенсии за воспитание детей получали чуть более 200 000 пенсионеров. Индексация пенсии в 2023 году обойдется государству в 23,7 млн евро. С учетом внеочередного повышения пенсии на 16 евро, повышения народной пенсии на 30 евро и дополнительных денег, выплачиваемых на детей, общая сумма составит 83,8 млн евро.
Напомним, что пенсии в Эстонии являются одними из самых маленьких в странах Евросоюза, а многие люди пожилого возраста, особенно одинокие, живут на грани или за чертой бедности. При этом эстонские власти ежегодно выделяют сотни миллионов евро для защиты от мифического врага на востоке.
Для того чтобы узнать какая пенсия в Эстонии, рассчитываются и размеры страховых паев. На этот процесс влияют несколько факторов: период обучения на очной форме в университете, стаж трудовой деятельности, продолжительность отпуска по уходу за детьми, срок военной службы.
- Государственную – по старости (рабочий стаж более 15 лет), инвалидность, безработица, поддержка (для тех, кто получает минимальную пенсию, назначается спустя 5 лет).
- Народную – назначается при отсутствии положенных 15 лет рабочего стажа.
- Льготную получают люди, занятые в определенных сферах деятельности: полиция, социальная работа, образование и другие.
- За выслугу лет – получают работники полиции, спасательных служб, флота, горной промышленности и прочие;
- Потеря кормильца – получают члены семьи (супруг/супруга, дети в возрасте 18-24 года, родители-пенсионеры), при условии, что у погибшего был определенный стаж работы.
- По нетрудоспособности – при наличии у претендента заключения о невозможности работать.
- Основную (или базовую часть) – является фиксированной для всех категорий и с 1-го апреля 2023 года составляет 191.649 евро в месяц.
- Пропорциональную – зависит от общего трудового стажа претендента до 31 декабря 1998 года, умноженного на стоимость трудового года: количество отработанных лет до 1999 года нужно умножить на ставку годовой оценки (с 1-го апреля 2023 года она составляет 6,627 евро за каждый год работы).
- Страховую – число лет оплаты социального налога умножают на текущую годовую оценку, которая в 2023 году составляет 6,627 евро.
Эстонское государство предусмотрело наличие возможности выхода на пенсию досрочно. Есть определенный критерий, который позволяет начать получать помощь на три года раньше: наличие 15 лет трудового стажа, но в данный момент официальное трудоустройство отсутствует.
Размер ежемесячного денежного пособия
Число пенсионеров в Эстонской Республике составляет в настоящее время примерно 415 тысяч человек.
Достигшим пенсионного возраста выплачивается пенсия по возрасту или народная пенсия. Право на получение государственной пенсии наступает у граждан страны и иностранцев, имеющие в ней ПМЖ при наличии у них трудового стажа, заработанного на территории Эстонии. Он должен быть не меньше 15 лет. Тому, кто не имеет такой стаж государство выплачивает народную пенсию.
Размер народной пенсии в 2016 году составляет 158,37 евро. Сумма трудовой пенсии граждан имеющих стаж 15 лет – 222,93 евро, 30 лет — 301,61 лет, 40 лет — 354,06 евро, свыше 44 лет — 375,04 евро. В 2017 году ожидается повышение пенсии на 5,7%.
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(Таллин, 14 июля 2011 года)
Российская Федерация и Эстонская Республика, в дальнейшем именуемые Договаривающимися Сторонами,
стремясь развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,
договорились о нижеследующем:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящем Договоре используются следующие понятия:
1) «законодательство» — законы и другие нормативные правовые акты Договаривающихся Сторон, регулирующие правоотношения, указанные в статье 2 настоящего Договора;
2) «уполномоченный орган власти»:
в Российской Федерации — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
в Эстонской Республике — Министерство социальных дел Эстонской Республики;
3) «компетентное учреждение» — учреждение (организация), на которое возложено применение законодательства Договаривающихся Сторон;
4) «пенсионный стаж»:
в Российской Федерации — период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации;
в Эстонской Республике — период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров;
в Российской Федерации — денежные выплаты, включая все их составные части и все повышения, надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением накопительной части трудовой пенсии по старости;
в Эстонской Республике — периодические денежные выплаты, предусмотренные законодательством Эстонской Республики в случае старости, стойкой нетрудоспособности или потери кормильца, за исключением накопительной пенсии и пенсионных льгот для репрессированных лиц;
в Российской Федерации — постоянное или временное проживание (место жительства) на законных основаниях на территории Российской Федерации;
в Эстонской Республике — проживание на территории Эстонской Республики в качестве постоянного жителя, или на основании срочного вида на жительство, или права на проживание.
2. Другие понятия, используемые в настоящем Договоре, имеют значения, которые им придаются законодательством и иными соответствующими нормативными правовыми актами каждой Договаривающейся Стороны.
Сфера применения (предмет) Договора
Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:
1) в Российской Федерации к:
трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
2) в Эстонской Республике — к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию.
Настоящий Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.
Лица, определенные в статье 3 настоящего Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в статье 2 настоящего Договора.
1. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
2. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
3. Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
4. В случае если общая продолжительность пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот стаж не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.
5. Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны. При этом лицо, получающее пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности), по своему выбору имеет право ходатайствовать о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца. В случае выплаты лицу пенсии по случаю потери кормильца одной из Договаривающихся Сторон не назначается пенсия иного вида другой Договаривающейся Стороной. Выплата назначенной одной Договаривающейся Стороной пенсии по случаю потери кормильца прекращается, если другая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности).
6. Социальная пенсия в Российской Федерации назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В случае перемены места проживания в связи с переездом лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии, в том числе назначенной по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, продолжает Договаривающаяся Сторона, назначившая пенсию, кроме социальной пенсии в Российской Федерации и народной пенсии в Эстонской Республике.
1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
2. Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин — на 300 месяцев, для женщин — на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.
Размер ежемесячного денежного пособия
Численность пенсионеров в Эстонской Республике в настоящее время составляет около 415 тысяч человек.
Лицам, достигшим пенсионного возраста, выплачивается пенсия по старости или государственная пенсия. Право на получение государственной пенсии имеют граждане страны и иностранцы, имеющие в ней постоянное место жительства, при наличии у них трудового стажа, полученного на территории Эстонии. Ему должно быть не менее 15 лет. Тем, у кого нет такого стажа, государство выплачивает народную пенсию.
Размер народной пенсии в 2016 году составляет 158,37 евро. Размер трудовой пенсии граждан со стажем 15 лет – 222,93 евро, 30 лет – 301,61 года, 40 лет – 354,06 евро, старше 44 лет – 375,04 евро. В 2017 году ожидается повышение пенсий на 5,7%.
Формула расчета эстонской пенсии
Есть несколько основных моментов, которые необходимо знать при расчете пенсии. Единая государственная пенсия по старости в Эстонии составляет 191,6496 евро в месяц. Эта сумма одинакова для всех. К этому нужно добавить долю стажа. Для его расчета умножьте стаж (до 31 декабря 1998 года) на годовой коэффициент. Это 7 104 евро.
Затем необходимо узнать страховую долю. Сумма зависит от суммы, уплачиваемой пенсионером в качестве социального налога. Его нужно считать с 1 января 1999 года. В основу расчета также положен годовой коэффициент в размере 7,104 евро. Необходимо умножить страховую часть на годовой коэффициент. А затем сложить три числа (базовая пенсия + (годовой коэффициент × пенсионный стаж) + (годовой коэффициент × размер страховой доли).
Преждевременная и отложенная пенсия
Одной из особенностей эстонской пенсионной системы является возможность получения досрочной или, наоборот, отсроченной пенсии. Первый вариант предполагает, что гражданин имеет право уйти на заслуженный отдых за 3 года до достижения необходимого возраста. При этом он должен представить документы, подтверждающие наличие 15-летнего стажа работы.
Важно учитывать, что досрочный выход на пенсию связан с определенным сокращением будущих пособий. Так за каждый ранний месяц гражданин будет получать 0,4%. Если резидент Эстонии решит получать выплаты на 3 года раньше, он потеряет примерно 14,4% от общей суммы выплат.
Следует помнить, что после подачи заявления на досрочное получение пособия отказаться от него будет нельзя.
Второй вариант – отсроченная пенсия, предназначенная для увеличения суммы будущих выплат гражданам за счет каждого дополнительного месяца. Надбавка составляет 0,9% ежемесячно, а условия вывода с этой опцией ничем не ограничены. Это означает, что в течение следующих трех лет резидент сможет увеличить размер своей пенсии на 27%.
Разновидности государственных пособий
Предполагается, что пенсия в Эстонии в 2020 году насчитывают в нескольких вариациях:
- Государственной – по старости (опыт работы более 15 лет), степени инвалидности, безработице, поддержка (тем, кому выплачивают минимальную пенсию, назначается спустя 5 лет).
- Народной – назначается в условиях отсутствия положенных 15 лет рабочего опыта.
- Льготной – получают люди, занятые в определенных сферах деятельности: полиция, социальная работа, образование и другие.
- За выслугой лет – получают работники полиции, спасательных служб, флота, горной промышленности и прочие;
- За потерей кормильца – получают члены семейства (супруг/супруга, дети в возрасте 18-24, родители-пенсионеры), с условием того, что у погибшего был определенный стаж работы.
- По нетрудоспособности – присутствие у претендента заключения о невозможности работать.
Разновидности государственных пособий
Предполагается, что пенсия в Эстонии в 2021 году может быть нескольких видов:
- Государственную – по старости (рабочий стаж более 15 лет), инвалидность, безработица, поддержка (для тех, кто получает минимальную пенсию, назначается спустя 5 лет).
- Народную – назначается при отсутствии положенных 15 лет рабочего стажа.
- Льготную получают люди, занятые в определенных сферах деятельности: полиция, социальная работа, образование и другие.
- За выслугу лет – получают работники полиции, спасательных служб, флота, горной промышленности и прочие;
- Потеря кормильца – получают члены семьи (супруг/супруга, дети в возрасте 18-24 года, родители-пенсионеры), при условии, что у погибшего был определенный стаж работы.
- По нетрудоспособности – при наличии у претендента заключения о невозможности работать.
Для поддержания социальной стабильности государство должно обеспечивать пенсиями нетрудоспособную часть населения, не достигшую пенсионного возраста и физически не способную уплачивать страховые взносы.
Виды пособий, в зависимости от обстоятельств их назначения, подразделяются на несколько категорий.
Тип пенсий | Администрирующая организация | Вид выплат |
Государственная (1 ступень) | · пенсия по возрасту, в том числе досрочная, отсроченная и льготная; | |
· по потере кормильца; | ||
· по нетрудоспособности (инвалидности); | ||
· народная пенсия (если человек прожил в стране не менее 5 лет, но страховой стаж у него отсутствует); | ||
· родительская надбавка за воспитание детей (за каждого ребенка, родившегося с 31 декабря 1980 года) | ||
Накопительная (2 ступень) | (обязательные в Эстонии) | 6 % начисленной заработной платы ежемесячно накапливаются на счете будущего пенсионера, открытом в одном из негосударственных пенсионных фондов. |
Деньги можно получать только после получения права на пенсию по возрасту | ||
Дополнительная накопительная часть (3 ступень) | Страховые компании и банки по выбору работающего | Накопленные взносы и заработанная страховая премия могут выплачиваться в любой момент начиная с 55 лет. Выплата может быть ежемесячной или выдаваться разово (по желанию клиента). |
Пенсия в Эстонии для русских
Сумма пенсии для русского населения в Эстонии установлена на 2016 год в размере 312 евро. Население страны стремительно стареет. По прогнозам демографов в самое ближайшее время эстонские пенсионеры будут составлять 47-50% от общей численности населения. Ситуация усугубляется большим оттоком населения, стремящегося уехать из государства на заработки в другие страны Европы.
В стране очень высокий уровень безработицы. Почти 24% населения живет за чертой бедности. Такое положение дел породило разговоры о том, что пенсионный возраст для русских пенсионеров в Эстонии может быть повышен до 74 лет, а трудовой стаж до 44. Сумма пенсии должна будет увеличиться после такого реформирования до 396 евро.
Схемы пенсионных выплат
Выплаты в Эстонии начисляются по нескольким схемам:
- Пенсия по выбытии
Выплата производится из имеющихся средств на счете или из капитала «сегодняшних» налогоплательщиков. Схема не слишком актуальна, так как население убывает и создает отрицательный прирост.
- Пенсия с оговоренным взносом
Подразумевает назначение точной суммы регулярного взноса в пенсионный фонд (процент от дохода), которая не имеет гарантийный характер и зависит от продолжительности схемы.
- Схема с назначенным размером выплат
Основана на заданном размере суммы выплат при выходе на пенсию. Взносы зависят напрямую от желаемого результата, стажа и размера заработной платы в допенсионный период.
- Выплаты
Зависят от суммы накоплений на момент достижения пенсионного возраста.
Пенсионный возраст в Эстонии и минимальный трудовой стаж
Согласно нормам современного законодательства, пенсия по старости в Эстонии выплачивается всем, кто достиг возраста в 63 года. Точного срока выхода на отдых для женщин – не установлен. Это зависит от года рождения потенциальной пенсионерки и стажа ее работы.
Право на выплату предоставляется всем, имеющим трудовой стаж в 15 лет. Работа в Эстонии – хорошо оплачивается, однако для получения высокой пенсии нужно долго работать и хорошо зарабатывать, также как в Украине и в других странах.
В стране проводится пенсионная реформа, связанная с постепенным повышением пенсионного возраста. Так, для рожденных в период с 1954 по 1960 года пенсионный возраст начинается в 65 лет. Для рожденных позже выход на отдых произойдет еще позже.
Преждевременная и отложенная пенсия
Эстонское государство предусмотрело наличие возможности выхода на пенсию досрочно. Есть определенный критерий, который позволяет начать получать помощь на три года раньше: наличие 15 лет трудового стажа, но в данный момент официальное трудоустройство отсутствует.
Следует учитывать тот факт, что и сумма ежемесячной выплаты при преждевременной пенсии будет меньше обычной. Размер пенсии сокращается на 0.4% за каждый пропущенный месяц. То есть за 3 года эстонец потеряет 14.4% от положенной суммы.
Также право на досрочное назначение пенсии имеют и лица, занятые определенным родом деятельности:
- работа в полиции, тюрьме и в охранной организации;
- горнодобывающая отрасль;
- морская служба;
- преподавательская деятельность;
- социальные работники;
- ВИЧ-инфицированные медицинские работники.
Сколько человек должен отработать и возраст выхода на пенсию каждой из вышеперечисленных категорий установлен Законом «О пенсиях по выслуге лет». Согласно этому же закону, некоторые категории получают дополнительную надбавку.
Особенности расчета пенсии
Закон «О государственных пенсиях» предусматривает три основные составляющие, влияющие на сумму начисления:
- Основную (или базовую часть) – является фиксированной для всех категорий и с 1-го апреля 2021 года составляет 191.649 евро в месяц.
- Пропорциональную – зависит от общего трудового стажа претендента до 31 декабря 1998 года, умноженного на стоимость трудового года: количество отработанных лет до 1999 года нужно умножить на ставку годовой оценки (с 1-го апреля 2021 года она составляет 6,627 евро за каждый год работы).
- Страховую – число лет оплаты социального налога умножают на текущую годовую оценку, которая в 2021 году составляет 6,627 евро.
Для того чтобы узнать какая пенсия в Эстонии, рассчитываются и размеры страховых паев. На этот процесс влияют несколько факторов: период обучения на очной форме в университете, стаж трудовой деятельности, продолжительность отпуска по уходу за детьми, срок военной службы.