Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство об изменении территориальной подсудности по административному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подсудность административных споров определяется положениями Кодекса об Административных правонарушениях. В частности, нас будет интересовать первая часть статьи 29.5 нормативного правового акта, которая гласит, что дела об административном правонарушении рассматриваются по месту его совершения. Это общее правило, которое предусматривает для себя несколько исключений. Например, экономические правонарушения, связанные с финансовыми махинациями, должны рассматриваться по месту нахождения органов, возбудивших административное судопроизводство, проводивших следствий.
Административный процесс по праву можно назвать самым сложным среди всех остальных (гражданский, уголовный, арбитражный). Здесь одной из сторон по делу всегда выступает государство в лице отдельных его органов: прокуратура, правительство, ГИБДД, УМВД и так далее.
Комментарии к статье 29.5 КоАП РФ, судебная практика применения
В пп. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:
Что является местом совершения административного правонарушения?
.. При определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Определение подсудности дел о правонарушениях в форме бездействия (неисполнения установленной правовым актом обязанности)
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Изменением подсудности по ходатайству лица. Важны ли причины?
Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).
Разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, необходимо иметь в виду, что КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин.
Основания для отказа в удовлетворении ходатайства о передаче дела для рассмотрения по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности
Судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.
Перенос дела и КоАП РФ
Согласно требованиям Кодекса, административные правонарушения должны рассматриваться там, где имело место нарушение закона. Есть, согласно ст. 29.5 КоАП, и еще одно требование — если по делу велось расследование, разбор должен проходить там, где располагается орган, проводивший следственные мероприятия.
Отдельно стоит обратить внимание на противоправные деяния, совершенные за пределами Российской Федерации. В этом случае граждане также не освобождаются от ответственности, вот только предстать перед законом им предстоит там, где находится орган, инициировавший разбирательство.
Однако той же статьей фиксируется право гражданина, обвиняемого в нарушении закона, обратиться к суду с ходатайством о переносе дела по месту жительства. При этом составить подобное заявление достаточно просто: Кодекс не требует даже обосновывать подобную просьбу.
Рассмотрение дела в отсутствии сторон: ходатайство, помощь адвоката
Случается, что при рассмотрении дела истец или ответчик не желает или не имеет возможности появляться в зале суда лично.
Процессуальное законодательство предусматривает подобные ситуации и суд может рассмотреть иск без заинтересованной стороны.
Для этого достаточно в определенный срок определиться с тем, будет ли участие стороны, направит ли она представителя в суд или составит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии стороны.
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по гражданским делам составит и подаст ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца: профессионально, на выгодных условиях и в срок 24 часа. Звоните уже сегодня!
Просто так пропустить заседание нельзя, так как последствия этого могут быть самыми неприятными. Чаще всего слушания переносятся, а значит, и производство затягивается, в чём истец точно не заинтересован.
Самым неприятным решением для Истца может стать игнорирование иска судом — оставление искового заявления без рассмотрения при двойной неявке без уведомления суда о причинах пропуска судебных заседании…
Ни один из перечисленных вариантов не решает тех задач, которые ставит истец, а потому гораздо проще изначально составить и подать ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца. Подать его можно как для конкретного судебного заседания, так и на период всего разбирательства в целом.
Как правильно составить ходатайство?
Прошение подается в свободной письменной форме, итогом рассмотрения станет определение суда об удовлетворении или отказе. Шансы на удовлетворение просьбы зависят от весомости обоснований для суда, от подтверждения адреса места пребывания (проживания), а также от правильно составленного документа.
Структура ходатайства:
- адресная часть. Вверху справа указывается адрес, название судебного органа, ФИО судьи, ФИО просителя, адрес и телефон.
- название «Ходатайство о передаче дела по месту жительства», номер дела. Располагается посередине.
- описательная часть. Здесь следует изложить суть, мотивированно объяснить причины просьбы, не забыв упомянуть право на объективное всестороннее рассмотрение дела и право подавать ходатайства.
- просительная часть (В связи с вышеизложенными обстоятельствами, учитывая адрес проживания, прошу перенести..).
- дата, подписи, которые следует ставить непосредственно после текста основной части во избежание «дописок».
Ходатайство составляется в письменной произвольной форме.
Какие общие правила о месте рассмотрения дела?
Есть в КоАП РФ специальная статья под номером 29.5, которая гласит, что производство дела ведётся по месту его совершения. Это вполне справедливо, так как именно там, где вы нарушили Правила дорожного движения, смогут всесторонне и наиболее объективно учесть все обстоятельства и факты.
Но эта же статья Кодекса предписывает, что вы имеете право подать ходатайство о переносе административного дела по месту вашего жительства.
1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Есть в этих правилах и исключения. Например, нельзя перенаправлять дело, кроме как с района нарушения в случаях:
- если вы привлекаетесь по статьям 19.3 (за невыполнение требования сотрудника полиции), 20.2 и 20.2.2 – об этом говорит часть 1.2 этой же нормы закона,
- если речь идёт о камерах автофиксации – причём, вне зависимости, камеры ГИБДД это или же фиксация нарушения на региональном уровне (парковки в запрещённых местах, неуплата на платной стоянке, остановка на зелёной зоне и другие) – часть 5,
- если судебный орган или инспектор ГИБДД сочтёт, что рассмотрение по месту жительства дела помешает объективности этой процедуры.
Вот как раз последний пункт и есть самый интересный в нашем случае. Увы, но именно он даёт власть имущим отказывать в удовлетворении ходатайства о переносе слушания по адресу привлекаемого водителя или иного лица.
Такое правило установил Верховный суд (Постановление №5 от 24.03.2005, подпункт «з» пункта 3).
Но есть важная тонкость!
И кроется она в недоработке законодательства 2022 года, что ставит привлекаемое лицо в заведомо не очень выгодное положение и по сути сильно мешает практике применения презумпции невиновности.
До недавнего времени одно из правил составления протокола об административном правонарушении гласило, что если вы не согласны с вменяемым нарушением, то инспектор не должен выносить постановление, а обязан составить протокол. Многие автолюбители до сих пор уверены, что так это и должно работать.
И здесь нужно понимать отличие этих двух документов:
- протоколом дело возбуждается и далее подлежит рассмотрению,
- постановление – это завершение дела, назначенный штраф, лишение прав или другое наказание.
Но всё несколько изменилось несколько лет назад. Часть 2 статьи 28.6 КоАП, действующая на 2022 год, предписывает, что постановление может быть вынесено в любом случае – даже если водитель оспаривает нарушение. Но в этом случае протокол всё равно должен составляться уже после постановления.
Тонкость заключается в том, что ходатайство о переносе дела по месту жительства по букве КоАП подаётся именно в ходе рассмотрения административного дела. То есть ваша задача успеть написать такую «ходу» после того, как сотрудник ГИБДД начала вменять вам нарушение и до того, как он напишет постановление. Такая вот загвоздка! И успеть это сделать достаточно сложно.
Комментарий к ст. 29.5 КоАП
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Общая территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. Исключение составляют дела, перечисленные в частях 2 и 3 статьи 29.5 КоАП РФ, для которых установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных данными нормами критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).
Для дел о правонарушениях, за совершение которых предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, частью 4 статьи 29.5 комментируемого Кодекса установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (должностное лицо), составивший протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета транспортного средства.
Что делать, если мне отказали в рассмотрении дела по месту жительства?
Если вам отказано в рассмотрении дела по месту жительства, значит, придется приходить на рассмотрение дела по указанному месту, а в случае, если для вас не представляется это возможным (работаете в другом регионе, не имеете средств для столь длительного пребывания в регионе, болезнь и т.п.), то стоит обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности в суде апелляционной инстанции.
Исходя из написанного выше, можно сделать простой вывод: ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по административному правонарушению, не обязательно будет удовлетворено. Если постановление о привлечении к ответственности вас не устраивает, остается одно: обжаловать его. Кстати, обжалование даже постановления суда не будет происходить в апелляционном порядке. Жалоба не будет апелляционной, а будет обычной, т.к. она подается не в соответствии с ГПК РФ, а в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Ну а если вы хотите, чтобы вас не лишали прав либо чтобы вы имели больше шансов на успех по делам об административных правонарушениях, лучше всего обратитесь к профессионалам. Юристы по административным делам (автоюристы) готовы помочь и отстоять ваши права в любых административных и судебных инстанциях.
Что если на работе авансовая зарплата?
Этот вопрос вызывают путаницу у многих рабочих. Как правильно посчитать, если, например, нам несколько дней назад выдали аванс, а мы уволились сейчас. На самом деле сложности здесь тоже никакой нет, но нужно смотреть трудовой договор. Как правило, в договоре пишется, что работник имеют определенную заработную плату, которая оплачивается в виде аванса и зарплаты.
Например, в договоре пишется, что ваша заработная плата 60 тысяч рублей. 20 тысяч рублей платится авансом 1 числа, а 40 тысяч платится 15 числа. Таким образом, получается, что нам все равно нужно взять нашу месячную зарплату, которая составляет 60 тысяч рублей. Предположим, что датой увольнения считается 12 число месяца. Берем месячную зарплату и опять делим на количество дней. Получается 60 разделить на 30 дней – получается, что в день вы зарабатываете 2 тысячи рублей. 2 тысячи умножаем на количество проработанных дней. Зарплату мы получали 15 числа прошлого месяца, получается, что, если мы проработали с 15 числа прошлого месяца по 12 число этого месяца, получается, что мы отработали 27 дней. За 27 дней, нам должны 54 тысячи рублей. От 54 тысяч мы должны отбавить 20 тысяч аванса, и получается, что нам должны 34 тысячи рублей.
Здесь стоит быть внимательным, часто бывает так, что и работник, и работодатель путаются в этом вопросе. Некоторые работодатели вовсе специально делают так, рассчитывая на невнимательность работника. Бывает так, что дни начинают считать с 1 числа месяца. Например, при тех же условиях получается, что мы отработали 12 дней, из которых заработали 24 тысячи рублей, и получается, что нам уже дали аванс 20 тысяч и работодатель должен на всего 4 тысячи рублей. С одной стороны, это выглядит логично, но с другой стороны, куда пропали на 15 дней работы.
Заработная плата всегда задумывается как отработанный месяц, то есть мы отработали месяц – получили свою зарплату. Аванс же – это платеж, который мы получили заранее до выполненной работы. Конечно, бывают исключения. Например, если вы пришли на работу, и вам платили не за отработанный месяц, а сразу стали платить в определенный числа, то тут может быть немного другая ситуация, но как правило, все работает именно так.
Нюансы переноса дела в уголовном, гражданском, административном процессе
Уголовное судопроизводство проходит там, где совершено преступление, независимо от места регистрации лица (ст.32 УПК РФ). Преступление, возникшее на одной территории, а завершенное на другой, рассматривается по месту окончания. Лица, которые участвуют в деле, вправе заявлять просьбы о переносе дела по МЖ в вышестоящий орган (ст. 125 УПК РФ).
Случаи, когда может быть изменена территориальная подсудность по ходатайству( ст. 35 УПК РФ):
- при удовлетворении ходатайства об отводе состава суда;
- если не все участники процесса проживают на территории судопроизводства и все обвиняемые согласны на перенос;
- если есть мотивированные сомнения в беспристрастности и объективности суда;
- при прошении Генпрокурора или его заместителя, если есть угроза безопасности участникам дела или их родственникам.
Прошение может быть подано до начала судебного процесса и рассматривается вышестоящим судом в течение 10 суток (ст. 35 ч. 3 УПК РФ).
Комментарий к Статье 35 Уголовно-процессуального кодекса
1. Правила территориальной подсудности могут быть изменены в случае возникновения конкретных обстоятельств, указанных в ч. 1 данной статьи. Это обусловлено необходимостью обеспечения доступа граждан к правосудию и направлено на оптимизацию процесса судебного разбирательства уголовного дела. Специфика построения судебной системы России, где существует большое количество районных судов с небольшим количеством судей, также обусловила необходимость законодательной регламентации случаев, когда изменение территориальной подсудности является необходимой и вынужденной мерой, обеспечивающей реализацию основных принципов осуществления правосудия.
2. Закон четко определяет момент, до которого возможно изменение подсудности, — до начала судебного разбирательства. Вместе с тем если отвод всему составу суда в порядке, установленном ст. 65 УПК РФ, будет заявлен и удовлетворен после этого, уголовное дело также должно быть передано для рассмотрения в другой суд того же уровня.
Как правильно составить ходатайство?
Прошение подается в свободной письменной форме, итогом рассмотрения станет определение суда об удовлетворении или отказе. Шансы на удовлетворение просьбы зависят от весомости обоснований для суда, от подтверждения адреса места пребывания (проживания), а также от правильно составленного документа.
Структура ходатайства:
- адресная часть. Вверху справа указывается адрес, название судебного органа, ФИО судьи, ФИО просителя, адрес и телефон.
- название «Ходатайство о передаче дела по месту жительства», номер дела. Располагается посередине.
- описательная часть. Здесь следует изложить суть, мотивированно объяснить причины просьбы, не забыв упомянуть право на объективное всестороннее рассмотрение дела и право подавать ходатайства.
- просительная часть (В связи с вышеизложенными обстоятельствами, учитывая адрес проживания, прошу перенести..).
- дата, подписи, которые следует ставить непосредственно после текста основной части во избежание «дописок».
Ходатайство составляется в письменной произвольной форме.
Нарушение правил территориальной подсудности рассмотрения дел об административных правонарушениях как основание для отмены судебных решений
Часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гласит: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».
Данный принцип в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) раскрыт в главе 23.
Говоря о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, стоит учитывать правила, также изложенные в ст. 29.5 КоАП РФ.
Согласно общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения.
Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Специальное правило при определении территориальной подсудности по делам об административных правонарушениях действует и распространяется на правонарушения, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей, либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Также, в случае определения территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, необходимо учитывать положение части 2 статьи 29.5 КоАП РФ, согласно которому дела, по которым проводились административные расследования, подлежат рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.
Иных исключений из правил о территориальной подсудности данных дел законом не предусмотрено, однако общая территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).
Верховный Суд Российской Федерации в п. 3 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечает, что по делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.
5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных частями 1.1, 2, 3 и 6 статьи 29.
5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).
Несмотря на непростую градацию в правилах о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, с соблюдением правил территориальной подсудности при первоначальном направлении протоколов и материалов к ним в суды, ошибок практически не возникает.
Одновременно с этим, вопрос о территориальной подсудности жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами административных органов, до сих пор вызывает сложности на практике.
Из смысла п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов
Проверить статью 35 Уголовно-процессуального кодекса РФ судей КС попросили фигуранты крупного коррупционного скандала во Владивостоке.
Как следует из материалов суда, экс-глава Владивостока Игорь Пушкарев, его брат, ранее возглавлявший компанию «Востокцемент» Андрей Пушкарев и бывший директор МУПВ «Дороги Владивостока» Андрей Лушников проходили сразу по нескольким уголовным делам — от взятки в особо крупном размере до коммерческого подкупа.
«Учитывая высокое положение обвиняемых в регионе и их потенциальную возможность влиять на правосудие, их дело было направлено на рассмотрение в Тверской районный суд Москвы. С соответствующим ходатайством выступил Генеральный прокурор РФ, который усомнился в возможности объективного и беспристрастного разбирательства дела в Приморье», — рассказывает адвокат по уголовным делам Максим Плешков
По мнению заявителей, поскольку в законе отсутствуют точно сформулированные основания для изменения территориальной подсудности, решение вопроса ставится в зависимость не от выраженной в законе воли законодателя, а от усмотрения правоприменительного органа.
Тем самым нарушаются конституционные гарантии судебной защиты, а кроме того, не выполняются положения статьи 47 Конституции РФ: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».
«Судьи изучили материалы дела и обосновали свое решение ранее обнародованными правовыми позициями КС, поэтому решение вынесено без проведения публичных слушаний.
Положения статьи 35 УПК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку законодатель должен принять во внимание тот факт, что «сохраняющееся фактическое влияние обвиняемого, в том числе обусловленное его положением до начала производства по данному уголовному делу, создает угрозу гарантиям объективного и беспристрастного правосудия», — поясняет адвокат по уголовным делам Максим Плешков
При наличии указанных обстоятельств вопрос об изменении территориальной подсудности данного уголовного дела рассматривается по обращению Генерального прокурора РФ или его заместителя судьей Верховного Суда РФ в рамках состязательного судебного разбирательства при обеспечении его участникам гарантий справедливого правосудия, — указал КС, — что предполагает при выборе суда учет мнения сторон о наличии каких-либо препятствий к передаче дела в определенный суд и соблюдение принципа доступности правосудия (территориальная и транспортная доступность, технические возможности видеоконференцсвязи).
«КС также указал, что решение об изменении территориальной подсудности уголовного дела может быть обжаловано или на него может быть принесено представление прокурора в установленном порядке.
При этом за законодателем остается право совершенствовать правила изменения территориальной подсудности уголовных дел, принятые в целях обеспечения беспристрастного разбирательства.
Например, возможно допустить рассмотрение дела на той же территории, но судом другого региона или субъекта федерации, или же наоборот, судом по территориальной подсудности — но в другом регионе», — резюмирует адвокат по уголовным делам Максим Плешков