Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это такой способ закупки, когда заказчик приглашает участвовать в ней определенный круг поставщиков и выдает документацию по их запросам. В аукционе побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену.
Что такое закрытый аукцион по 44-ФЗ
По статистике Минфина за три квартала 2020 года провели 10 330 закупок в форме закрытого аукциона. Это 1 % от всех закупок за этот период и 97 % — от закупок, которые провели закрытым способом. 3 % из них составляют закрытые конкурсы.
Закрытым способом проводят:
- закупки, сведения о которых составляют гостайну;
- торги по страхованию, перевозке и охране драгметаллов и камней, музейных предметов, которые имеют историческую и культурную ценность;
- закупки клининга и услуг водителей для судей и приставов;
- закупки органов власти, которые обеспечивают оборону и безопасность России.
Сроки электронного аукциона по 44-ФЗ
Срок публикации извещения на аукцион в электронной форме по 44-ФЗ составляет не менее 15 дней при начальной максимальной цене от 3 миллионов рублей.
Однако при начальной цене лота до 3 миллионов рублей у вас есть 7 календарных дней, то есть лишь 1 неделя. Новому поставщику этого времени не хватит для получения ЭЦП и аккредитации на торговой площадке и единственным способом попасть на торги остается ускоренная аккредитация.
После размещения извещения начинается этап подачи заявок. Заказчик может внести изменения в извещение без изменения объекта закупки и суммы обеспечения в срок не менее 2 дней до окончания подачи. Тогда исчисление сроков начинается заново. Однако у заказчика есть еще один день на размещение изменений. Отказ от проведения электронного аукциона по 44-ФЗ заказчиком возможен за пять дней до окончания подачи заявок.
Порядок участия в электронном аукционе поставщиков
Принять участие в закупке может любое лицо, отвечающее требованиям закупки.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ участником электронного аукциона вправе стать любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физлицо или индивидуальный предприниматель. Общие требования к участникам закупок приведены в ст. 31 44-ФЗ.
Главным критерием выбора победителя аукциона в электронной форме выступает ценовое предложение. В этом случае заявка на аукцион передается дистанционно посредством функционала ЭТП.
Для того чтобы принять участие в электронном аукционе, у участника должна быть квалифицированная электронная подпись. До 2020 года участники могут подавать заявки на участие в закупке, обладая только аккредитацией на ЭТП (на основании утратившей силу ст. 61 44-ФЗ). С 2020 года участвовать в закупках смогут только те участники, которые прошли регистрацию в ЕИС. Такая регистрация открывает для поставщиков возможность участвовать во всех закупках в электронном формате.
Операторы ЭТП не позднее следующего рабочего дня после регистрации участника в ЕИС должны аккредитовать его на площадке. Аккредитация происходит путем информационного обмена ЭТП и ЕИС (то есть непосредственного участия поставщика в этой процедуре не требуется).
Для того чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе, участнику стоит предварительно открыть специальный счет для внесения обеспечения по заявкам. Также данный счет будет использоваться при списании платы с ЭТП, если участник будет признан победителем закупки.
После того как подготовительный этап завершен, дальнейшее участие поставщика в закупке будет таким:
- Осуществляется поиск сведений о проводимом электронном аукционе в ЕИС.
- Анализируется закупочная документация , и принимается решение о дальнейшем участии в закупке.
- На спецсчет в банке вносится необходимая сумма обеспечения, либо оформляется банковская гарантия(право на использование банковской гарантии для обеспечения заявок появилось у участников в июле 2019 года). Сумма обеспечения исполнения контракта зависит от НМЦК: если последняя не превышает 20 млн р., то величина обеспечения составляет 0,5-1% НМЦК; при НМЦК более 20 млн р. размер обеспечения заявки составляет 0,5-5%. Если закупка проводится среди учреждений или предприятий УИС, а также организаций инвалидов, то величина обеспечения находится в пределах 0,5-2%.
- Готовится и направляется заявка на участие в электронном аукционе. Заявка на участие состоит из двух частей, обе они подписываются и передаются оператору ЭТП (заявка подается сразу в двух частях, а доступ к ней заказчику предоставляется постепенно).
- Участие в электронном аукционе, если первая часть заявки была признана соответствующей установленным требованиям.
- Заключается контракт с заказчиком, если участник был признан победителем.
Новый порядок согласования с 01.07.2020 года
17.06.2020 г. на портале правовой информации опубликовали приказ о новом порядке согласования проведения закрытых процедур. Он вступил в силу с 01.07.2020 года. С этой же даты утратил силу приказ Минэкономразвития №189 от 31.03.2015.
Новый порядок применяется для согласования конкурентных процедур, таких как: закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, аукцион, в том числе и процедуры в электронной форме.
Вот пошаговая инструкция, как согласовать процедуру для ограниченного числа участников по новым правилам:
Шаг 1. Сформируйте обращение по форме, которая утверждена новым приказом.
Шаг 2. Подготовьте приложения к обращению. В п. 7 проекта приказа указано, что к обращению прилагаются такие документы:
- обоснование отнесения закупки к случаю, по п. 1 или 2 ч. 2 ст. 84 44-ФЗ (если закупка проводится по п. 1 или 2 ч. 2 ст. 84 44-ФЗ);
- описание объекта закупки по правилам ст. 33 44 ФЗ;
- обоснование НМЦК, начальных цен единиц товара (в случае, который предусмотрен ч. 24 ст. 22 44-ФЗ) с указанием информации о валюте, которую использовали для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком, о порядке применения официального курса иностранной валюты к рублю, который используется для оплаты контракта (если закупка проводится в рамках гособоронзаказа по нормам Федерального закона №275-ФЗ от 29.12.2012);
- требования к участникам закупки по п. 1 ч. 1, ч. 2, 2.1 ст. 31 44-ФЗ (если есть такие требования) и исчерпывающий список документов, которые подтвердят, что участник закупки соответствует таким требованиям, и требование, которое предъявляется к участникам закупки в рамках ч. 11 ст. 31 44 ФЗ (если предъявили такое требование);
- информация о соответствии участников закупки, которые указаны в обращении по п. 6 проекта приказа, требованиям, которые предъявил заказчик.
Шаг 3. Отправьте обращение. В п. 8 проекта приказа изложена инструкция, как передать обращение на согласование закрытой закупки в ФАС:
- Передают этот документ на бумажном носителе в 1 экземпляре и, если есть техническая возможность — на съемном машинном носителе информации.
- Обеспечивают идентичность информации и документов на бумажном и съемном машинном носителях информации.
- Направляют с соблюдением требований законодательства о защите гостайны, если в обращении есть сведения о такой тайне.
ГОЗ следует отличать от госзакупок
Госзакупки по 44-ФЗ предусматривают конкурентную форму размещения контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. А заказчиками являются коммерческие организации.
В гособоронзаказе закрываются федеральные нужды на товары и услуги, в целях обеспечения гособороны. Заказчиком здесь выступает Правительство РФ. Проводить закупки в рамках ГОЗ могут Минобороны РФ, «Роскосмос» и «Росатом». Средства на исполнение контрактов по гособоронзаказу выделяются из федерального бюджета и контролируются Правительством и Министерство обороны.
При проведении закупок по ГОЗ заказчики должны руководствоваться Федеральным законом 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2021 г., гражданским кодексом, нормативными правовыми актами федерального уровня, приказами Минобороны, Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития, Центробанка, Федерального казначейства, МЧС, ФАС.
Процесс организации торгов закрытого формата заказчиком
Организатор не имеет права самостоятельно проводить закупку закрытого типа. Для этого предусмотрен определенный порядок действий, указанный в 44-ФЗ. Необходимо пройти ряд этапов:
- Согласование. Заказчик обязан уведомить ФАС о предстоящей процедуре; обязательное требование — доказать необходимость организации закупки закрытым способом. В обращении следует указать причину, по которой процедура представляет собой гостайну, описать предмет торгов и предоставить список потенциальных исполнителей. ФАС рассматривает заявление в десятидневный срок. Ведомство принимает отрицательное решение в случае, если закупка не имеет грамотного обоснования либо заказчик предоставил недостаточно аргументов для организации закрытого формата торгов. При положительном ответе ФАС организатору дается 90 дней для проведения процедуры.
- Подготовка. Решаются различные организационные вопросы по проведению аукциона, выбирается состав комиссионной группы, разрабатывается регламент ее работы.
- Формирование пакета документов для конкурса. Организатор подготавливает и утверждает необходимые документы для участников, включая образцы шаблонов, техническое задание, проект контракта. Также заказчик вправе потребовать дополнительные документы от исполнителей, если это не выходит за рамки 44-ФЗ.
- Публикация сообщения о торгах в ЕИС и рассылка приглашений. Организатор торгов вправе официально размещать в системе только извещение о предстоящей процедуре. Сделать это необходимо минимум за 1 месяц до наступления дня вскрытия конвертов. Также на данном этапе рассылаются приглашения потенциальным кандидатам, содержащие информацию о заказчике, данные о предмете закупки и пр.
- Отправление конкурсной документации потенциальным поставщикам. Кандидаты вправе запросить данные о закупке, а организаторы обязаны предоставить их в трехдневный срок, если поставщик полностью отвечает предусмотренным законом требованиям.
- Передача отчетов в ФАС. Организатор предоставляет в ведомство список всех потенциальных исполнителей, получивших конкурсную документацию, а также дубликаты их предложений. На направление документов определенного срока не установлено, но не позже пяти суток до вскрытия конвертов.
- Рассмотрение заявлений. Все поступившие предложения регистрируются согласно внутренним правилам. В подтверждение кандидатам может быть предоставлена письменная расписка от организатора торгов. В предварительно установленный период проводится процедура вскрытия конвертов. Она длится не более десяти суток с момента завершения приема предложений исполнителей. По итогам рассмотрения заявок комиссионная группа решает вопрос о допуске кандидатов к торгам. Решение фиксируется в итоговом протоколе, который визируется каждым членом комиссии.
- Рассылка уведомлений. Согласно ст. 89 44 ФЗ организатор торгов обязан направить дубликат протокола в ФАС в течение двух суток. Также заказчик должен уведомить всех кандидатов о принятом решении.
- Проведение процедуры. Каждый из допущенных участников до начала аукциона регистрируется комиссионной группой; в протоколе фиксируется весь процесс. Заказчик отражает в акте подробные сведения об исполнителях, от которых поступило предложение с наименьшей ценой. В конце процедуры протокол визируется всем составом комиссии, а в ФАС направляется его копия.
- Подписание договора с победившим кандидатом. Чтобы заключить контракт с исполнителем, закон предусматривает 10 дней после составления и заверения протокола.
Новые требования к участникам
Одно из важных нововведений — универсальная предквалификация.
При цене закупки выше 20 млн рублей к участию будут допускать только участников, которые подтвердили опыт исполнения контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ с ценой не меньше 20 % НМЦК за 3 предшествующих года. Если по такому контракту были начислены штрафы, то они должны быть полностью оплачены поставщиком.
Также, теперь единственный поставщик, заключающий контракт по основаниям 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54, 59 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, должен соответствовать Единым требованиям для участников закупок (не проводится ликвидация, не офшорная компания, нет задолженности по налогам и т.д.).
Обеспечение заявки по 44-ФЗ
Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.
При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.
С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки. Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование. При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.
Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.
Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.
Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений. Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.
Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.
Минимум документов, высокий процент одобрения
Разумеется, Вы всегда можете обеспечить свои заявки на участие в закупочных процедурах собственными денежными средствами, если они у Вас имеются в достаточном количестве, и Вы не можете найти им лучшего применения. Решение всегда за Вами.
И последнее о чем мы хотим рассказать в этой статье – как получить банковскую гарантию или тендерный заем.
Да очень просто! Если Вам требуется банковская гарантия для обеспечения тендерной заявки надо просто заглянуть в соответствующий перечень банков и начинать подавать заявки. Система выбора банков может быть любой, на Ваше усмотрение. Рано или поздно Вы обязательно найдете «свой» банк, который предоставить Вам банковскую гарантию. Иначе и быть не может, поскольку по состоянию на апрель 2019 года в перечне присутствуют 206 банков. Так же следует поступать с тендерными кредитами или займами.
Конечно же, это шутка! Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют для получения банковской гарантии обращаться в первую очередь в свой обслуживающий банк. Банки всегда знают своих клиентов, контролируют их деятельность в части, устанавливаемой действующим законодательством, и достаточно легко могут проверить подлинность представленной финансовой отчетности. Кроме того, обращение за получением кредитных продуктов в свой банк существенно экономит время на подготовку документов, т.к. все юридические документы Вашей компании уже имеются в банковском досье.
Если же по какой-то причине обслуживающий банк отказывает Вашей компании в предоставлении банковской гарантии или сам банк не отвечает требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, мы советуем Вам обратиться к специалистам, работающим на рынке госзакупок. Вам всегда помогут подобрать банки, предоставляющие банковские гарантии на наиболее выгодных условиях. Сейчас на рынке работает большое число банков, предоставляющих банковские гарантии для участников госзакупок без обеспечения и открытия расчетного счета, используя электронный документооборот.
Эксперты Кредитно-Страхового агентства смогут подобрать для Вас банки с учетом финансового состояния Вашей компании, ее места нахождения и сферы деятельности, кредитной истории, имеющегося опыта участия в госзакупках и других факторов, учитываемых банками при принятии решения. Одновременно мы сразу прорабатываем возможность получения банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта на случай возможной победы Вашей компании в проводимой закупочной процедуре. В целях исключения возможных проблем с получением гарантии, по согласованию с клиентом заявки направляются сразу в несколько банков. При этом большую часть работы по подготовке кредитных заявок возьмут на себя наши эксперты.
В случае необходимости обеспечения заявки денежными средствами, мы всегда сможем подобрать для Вас банк или микрофинансовую организацию.
Отдельно обращаем Ваше внимание, что услуги специалистов Кредитно-Страхового агентства по организации тендерного обеспечения являются для наших клиентов бесплатными.
Удачных Вам торгов!
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
При размещении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, используются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Правила к проведению таких закупок установлены в ст. 84 – 92 Закона о контрактной системе.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189 (далее – Порядок № 189). Из положений этого документа следует, что заказчиком подается в Федеральную антимонопольную службу обращение о проведении закупки закрытым способом. К обращению прилагаются документы и информация, поименованные в п. 2 Порядка № 189. В случае если заявителем не будет выполнено или выполнено ненадлежащим образом требование вышеназванного пункта, Федеральная антимонопольная служба не рассматривает обращение и возвращает его заявителю с указанием причин такого возврата в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления обращения (п. 4 Порядка № 189).
Работники Федеральной антимонопольной службы рассматривают обращение вместе с приложенными к нему документами и информацией и принимают одно из следующих решений (п. 5 Порядка № 189):
- о согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе с указанием на выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и на необходимость их устранения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- об отказе в согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае признания закупки необоснованной в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом о контрактной системе, и (или) отсутствия оснований применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и (или) необоснованного сокращения количества участников, приглашаемых к участию в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Признание закрытого конкурса, аукциона несостоявшимся
В случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся заказчик вправе внести изменения в документацию о закупке и объявить о проведении нового определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо по согласованию с уполномоченным Правительством РФ на осуществление данной функции федеральным органом исполнительной власти осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (ст. 92 Закона о контрактной системе).
Если заказчиком согласовано заключение контракта с единственным поставщиком, он выбирает наиболее подходящего поставщика (подрядчика, исполнителя), направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральную антимонопольную службы), или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, уведомление о заключении контракта. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
* * *
Кратко сформулируем выводы:
- Заключение контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, имеет свои особенности, обусловленные положениями Закона о контрактной системе и другими нормативными актами РФ.
- Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
- При размещении заявок на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, используются закрытый аукцион, закрытый конкурс.
- Контрольным органов в отношении закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, является Федеральная антимонопольная служба.
Понятие об электронном аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 59 44 ФЗ, электронный аукцион или аукцион в электронной форме, это закупочная процедура, в которой информацию о закупке Заказчик сообщает неограниченному числу лиц, с помощью размещения её в единой информационной системе, размещая извещение о проведении открытого аукциона, документацию о нем, при этом требования к потенциальным участникам закупки, должны быть едиными. Само проведение электронного аукциона должна обеспечить электронная площадка, её оператор. Процесс открытого электронного аукциона жестко регламентирован статьями 59, 62-69, 71, 83.2 Закона о контрактной системе.
Участие в открытых электронных аукционах ( электронных торгах ), проводимых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 ( Электронный аукцион ПП 102 )
Постановление правительства от 05.02.2015 г. № 102 (далее ПП 102) утвердило 2 ограничительных перечня при проведении электронных закупок:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, подушки противопролежневые ортопедические, марля, салфетки, наборы реагентов, маски, контейнеры для биопроб, операционные светильники, томографы, иглы корневые, амплификаторы, кресла-коляски, глюкометры, трости опорные и пр. (далее — перечень № 1 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме ) );
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, контейнеры для хранения донорской крови, Расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких, расходные материалы для аппаратов экстракорпорального кровообращения, венозные канюли, мочеприемники и калоприемники (далее — перечень № 2 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме )).
Для целей осуществления электронных закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки поданные на электронные торги (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, электронном аукционе которые одновременно:
для заявок на электронный аукцион (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 ПП 102:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены ЕЭАС;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2 ПП 102:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».
В случае если заявка на открытый электронный аукцион (окончательное предложение в электронных закупках ), которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2016 № 337; от 30.05.2017 № 663; от 14.08.2017 № 968; от 19.12.2018 № 1590)
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него;
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 2 и не включенные в него.
Особенности гособоронзаказа
В рамках гособоронзаказа государство может приобретать не только высокотехнологичную, военную и секретную продукцию. Такие процедуры проводятся также для приобретения канцелярских товаров, оргтехники и расходных материалов.
Требования к участникам предъявляются вполне обычные:
- не иметь задолженности по налогам и сборам;
- не относиться к оффшорным компаниям;
- не находиться в реестре недобросовестных поставщиков.
Наряду с этим ГОЗ имеет некоторые отличия от привычных нам процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ:
- финансовая прозрачность и открытость между заказчиком, банком, головным исполнителем и исполнителями второго и третьего порядка. Вся цепочка должна прослеживаться;
- строгое обоснование цены контракта;
- отчетность по первому требованию заказчика или контролирующих ведомств.
Остановимся подробнее на каждом из требований:
Финансовая прозрачность
У головного исполнителя и у каждого исполнителя второго и третьего порядка должны быть открыты счета в уполномоченном банке. Раньше необходимо было выбирать банк из перечня банков, опубликованного на сайте Центрального банка. Но теперь эта информация скрыта, и уполномоченным банком в оборонно-промышленной сфере является ПАО Промсвязьбанк (п.4.3 ст.3 275-ФЗ). Открывать счет надлежит для каждого контракта. Исполнителям четвертого уровня счет не требуется, об этом в законодательстве ничего не говорится.
- Целью такого ужесточения мер является контроль за целевым расходованием выделенных средств. Деньги, полученные от госзаказчика, называются целевыми. Их нужно использовать только на выполнение конкретного гособоронзаказа, иное распоряжение деньгами будет считаться нарушением. После исполнения контрактных обязательств счет закрывается.
Открытость доходов и расходов
В рамках исполнения обязательств по ГОЗ всей цепочке исполнителей (включая и головного исполнителя) нужно будет предоставлять следующую информацию:
- сумма дохода, заработанного на исполнении контракта;
- сумма собственных затрат (без этой цифры затраты вам не возместят).
Обеспечение исполнения контракта
44-ФЗ утвердил общие требования по ОИК. Особенности его предоставления для ГОЗ может определять Закон о гособоронзаказе (ч.10 ст.96).
275-ФЗ установил такие особенности. Если процедура проводится на конкурентной основе по заказу на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, то организатор вправе не устанавливать требования к ОИК. Однако таким правом госзаказчик может воспользоваться только в случае предъявления требований к потенциальным поставщикам о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств (ч.2 ст.6 275-ФЗ).
Как известно, к конкурентным способам определения поставщика относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (ч.2 ст.24 44-ФЗ). Следовательно, если закупка относится к конкурентным, например, на поставку военной техники, но при этом не предъявляются указанные в ч.2 ст.6 требования к участникам, то ОИК должно быть установлено обязательно.
Устанавливается ОИК согласно следующему порядку. П.1 ч.1 ст.12 275-ФЗ предполагает, что Правительство РФ вправе определять условия госконтрактов по ГОЗ. Исходя из этого, Правительство издало Постановление № 1275 от 26.12.2013 г. В п. 28 регламента говорится, что если заказчик установил требование о предоставлении ОИК головным исполнителем согласно 44-ФЗ, то в госконтракте необходимо указать способ обеспечения, который выбрал головной исполнитель, размер и сроки возврата, если ОИК предоставляется деньгами.
Говоря простыми словами, требование об ОИК вносится в контракт не всегда, а лишь при определенных условиях. Такое же требование высказало Минэкономразвития в Письме № Д28и-1005 от 06.04.2015 г.
Шаг 5. Изучите условия госконтракта
Проверять контракт на стадии подписания — плохая практика. После того, как тендер уже выигран, поздно вносить изменения в условия поставки, а исполнитель может лишиться выгоды и даже сработать в минус.
Представьте, что вы выиграли тендер на поставку детского питания в детские сады. Но проморгали, что по контракту обязаны поставить госзаказ не в один район республики, а в 35. Вы не учли логистику в себестоимости контракта и не смогли его исполнить, за что вас внесли в реестр недобросовестных поставщиков, подали на вас в суд и взыскали неустойку.
Поэтому изучайте условия госконтракта до того, как вы решили участвовать в торгах.
Проверять проектную документацию лучше с профессиональным юристом или специалистом по госзакупкам. Он укажет на риски, которые могут привести к убыткам.
Семён Сивцев, маркетолог-консультант, занимался госзакупкамиОбычно документация к тендеру — это стопка бумаг формата А4, в которых сухим канцелярским языком и мелким шрифтом без интервалов написано, какие обязательства берёт на себя исполнитель, когда он должен выполнить условия контракта и что ему будет, если он нарушит договор. Но прочитать эти документы придётся, потому что на каждой странице могут прятаться нюансы и обычные опечатки, которые усложнят будущую работу.