Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требование прокурора. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такие указания в пределах своей компетенции прокурор может давать по любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания, и по любому следственному действию, в частности, об избрании, изменении или отмене мер процессуального принуждения, о проведении судебных экспертиз, о составлении и вручении письменного уведомления о подозрении в совершении преступления в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, о розыске преступников, о направлении дела в суд.
Формы (средства) прокурорского надзора
В этой части работы мы рассмотрим только те полномочия прокурора, применение которых вызывает значительные сложности на практике, а также наиболее существенные с точки зрения функции уголовного преследования.
Для обозначения перечисленных в ст. 37 УПК РФ полномочий прокурора в теории уголовного процесса используются такие понятия, как правовые средства прокурорского надзора, формы (способы осуществления) прокурорского надзора, формы прокурорского реагирования, методы прокурорского надзора. В то же время отсутствует какой-либо единый критерий отнесения тех или иных полномочий к формам, средствам или методам деятельности, хотя, очевидно, что эти понятия не тождественны. Согласившись с тем, что все полномочия прокурора есть правовые средства (формы, способы – не суть важно) осуществления прокурором его процессуальной функции, выделим среди них формы (способы) выявления нарушений уголовно-процессуального закона и формы (способы) прокурорского реагирования на эти нарушения.
3aкoнoдaтeль нe yкaзывaeт, кoмy имeннo — cлeдoвaтeлю или pyкoвoдитeлю cлeдcтвeннoгo opгaнa — дoлжнo быть aдpecoвaнo тpeбoвaниe пpoкypopa. Cooтвeтcтвeннo, вoзникaeт вoпpoc o poли pyкoвoдитeля cлeдcтвeннoгo opгaнa в oцeнкe и пpинятии peшeния пo пocтyпившeмy тpeбoвaнию.
C oднoй cтopoны, пpeдвapитeльнoe cлeдcтвиe вeдeт нe cлeдcтвeннoe пoдpaздeлeниe в цeлoм и нe eгo pyкoвoдитeль, a имeннo cлeдoвaтeль. Oн жe являeтcя cyбъeктoм тex нapyшeний, нa ycтpaнeнии кoтopыx нacтaивaeт пpoкypop.
C дpyгoй cтopoны, pyкoвoдитeль cлeдcтвeннoгo opгaнa нe в мeньшeй cтeпeни нeceт oтвeтcтвeннocть зa зaкoннocть и пoлнoтy пpeдвapитeльнoгo cлeдcтвия. Кpoмe тoгo, oн пpoцeccyaльнo и opгaнизaциoннo бoлee нeзaвиcим oт вoздeйcтвия мeжвeдoмcтвeнныx cтpyктyp (в paccмaтpивaeмoм cлyчae — oт opгaнoв пpoкypaтypы), чeм cлeдoвaтeль и мoжeт бoлee oбъeктивнo oцeнить cyть тpeбoвaний пpoкypopa, пpи нeoбxoдимocти — пpaвильнo opиeнтиpoвaть cлeдoвaтeля, пoддepжaть eгo или, нaпpoтив, блoкиpoвaть (нeoбocнoвaннoe) oбжaлoвaниe cлeдoвaтeлeм тpeбoвaний пpoкypopa.
Cлeдyeт yчитывaть тaкжe, чтo в cooтвeтcтвии c пpaвилaми yпpaвлeнчecкoй вepтикaли пpoкypopы и cлeдoвaтeли oбязaны coглacoвывaть cвoи aкты c вeдoмcтвeнными pyкoвoдитeлями cooтвeтcтвyющeгo ypoвня. Дaннoe ycлoвиe нe мoжeт игнopиpoвaтьcя и пpимeнитeльнo к иccлeдyeмым oтнoшeниям.
Нaзвaнныe пoлoжeния, кaк выяcнилocь, нe cтoль oднoзнaчнo пoнимaютcя нa пpaктикe. B oдниx cлyчaяx тpeбoвaния пpoкypopoв aдpecyютcя нeпocpeдcтвeннo cлeдoвaтeлям, в дpyгиx — cpaзy pyкoвoдитeлю вышecтoящeгo cлeдcтвeннoгo opгaнa (бeз coглacoвaния c пpoкypopoм cooтвeтcтвyющeгo ypoвня), в-тpeтьиx — c oбязaтeльным coглacoвaниeм вынeceнныx пpoцeccyaльныx aктoв (тpeбoвaний или пocтaнoвлeний) c cooтвeтcтвyющим пpoкypopoм или pyкoвoдитeлeм вышecтoящeгo cлeдcтвeннoгo opгaнa.
Пpичeм eдинcтвa в peaлизaции пpeдocтaвлeнныx пoлнoмoчий нe нaблюдaeтcя дaжe в paмкax oднoгo yгoлoвнoгo дeлa.
И3 ПPAКTИКИ. Пo yгoлoвнoмy дeлy №36339, нaxoдящeмycя в пpoизвoдcтвe Cлeдcтвeннoй чacти (дaлee — CЧ) ГCУ, тpeбoвaниe зaмecтитeля пpoкypopa Нижeгopoдcкoй oблacти Б. oт 10.02.2009 oб ycтpaнeнии нapyшeний фeдepaльнoгo зaкoнoдaтeльcтвa в дeятeльнocти cлeдoвaтeля CЧ ГCУ былo aдpecoвaнo имeннo нaчaльникy ГCУ. B тo жe вpeмя тpeбoвaния пpoкypopa Нижeгopoдcкoгo paйoнa oт 30.06.2009 и oт10.02.2009 oб ycтpaнeнии нapyшeний зaкoнoдaтeльcтвa, дoпyщeнныx тeм жe cлeдoвaтeлeм, былo aдpecoвaнo нaпpямyю нaчaльникy CЧ ГCУ.
Кaк видим, в пepвoм cлyчae pyкoвoдитeли пpoкypaтypы Нижeгopoдcкoй oблacти пpи фopмyлиpoвaнии cвoиx тpeбoвaний пo дeлaм, нaxoдящимcя в пpoизвoдcтвe CЧ ГCУ, cчитaют нeoбxoдимым coблюдaть пpaвилo cyбopдинaции пpи взaимoдeйcтвии co cлeдcтвиeм. Pyкoвoдитeли нижecтoящиx (paйoнныx) пpoкypaтyp, нaпpoтив, cчитaют ceбя впpaвe aдpecoвaть тpeбoвaния в CЧ ГCУ «нaпpямyю», бeз coглacoвaния c вышecтoящим pyкoвoдcтвoм.
Как правильно написать ответ, в какие сроки, образец
Чтобы сообщение прокурору о принятых мерах по представлению было принято к рассмотрению, оно должно быть правильно составлено. Так, его следует оформлять на бланке органа. В данном акте должны быть:
- название прокуратуры, куда направляется;
- должность и Ф. И. О. уполномоченного прокурорского работника;
- Ф. И. О. и должность должностного лица (с указанием места работы) или наименование органа, допустивших нарушения законодательства РФ;
- тип правонарушений;
- дата внесения прокуратурой и номер представления;
- название и реквизиты закона или акта НПА, который был нарушен;
- перечень конкретных нарушений российского законодательства и их негативные возможные последствия;
- меры, принятые должностным лицом или органом для устранения выявленных прокуратурой правонарушений;
- должность, Ф. И. О., вид применённого дисциплинарного взыскания;
- приложения документов, удостоверяющих наказание виновного сотрудника (количество экземпляров и листов);
- дата оформления;
- подпись руководителя ведомства, где работает должностное лицо (с расшифровкой);
- печать.
Деятельность прокуратуры
Раскрывая основные особенности обязательности исполнения требований прокурора, нельзя не дать характеристику основным направлениям работы органов данной структуры. Здесь следует выделить целый ряд направлений.
Первое — это исполнение законодательства федеральными органами исполнительной власти. Сюда включены государственные комитеты, министерства, службы и прочие инстанции. Помимо исполнительных, здесь есть также законодательные органы, а также различные региональные инстанции. Сферы военного управления, местного руководства, а также многие другие инстанции могут находиться под общим надзором органов прокуратуры. Невыполнение требований прокурора, которые являются частью надзорной процедуры, может повлечь за собой определенные санкции.
Обязанности прокурора
Рассмотрим основные обязанности прокурора. Согласно Закону, он должен принимать участие в судебном разбирательстве уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения. Также прокурор обязан подчиняться законным распоряжениям председательствующего лица в судебном заседании. Он отказывается от обвинения, но при этом излагает суду свои мотивы. Также он опровергает доводы, которые представляются стороной защиты.
Прокурор поддерживает предъявленный потерпевшим иск гражданского типа, если того требует охрана свобод и прав человека, а также государственных или общественных интересов. Член надзирательского органа выполняет и иные обязанности, которые предусмотрены нормами отечественного законодательства.
Прокурор оценивает имеющиеся доказательства по внутреннему, субъективному убеждению. Основывается оно на совокупности имеющихся в наличии аргументов. Руководствоваться при этом следует совестью и законом. Также в перечне обязанностей есть возможность отстранения от участия в уголовном производстве, если есть достаточное количество оснований для отвода. Наконец, вынесение легальных, обоснованных и мотивированных постановлений также являет собой довольно важное обязательство любого работника прокуратуры.
Если член исполнительного органа выступает от имени лица, права которого были ограничены, нарушены или ущемлены, то на это должны быть действительно веские причины. В число закрепленных Законом аргументов входят состояние здоровья, недееспособность и преклонный возраст потерпевшей личности.
В обязанности помощника прокурора входят: подготовка исковых заявлений для последующей подачи их в суд, проверка дел на коррупционные проявления, оказание помощи гражданам, обратившимся с жалобой, а также формирование пакета документов для направления его в арбитражный суд. Получается, что такой вид деятельности, в основном, носит бюрократический характер.
Любые действия сотрудника прокуратуры могут обжаловать другие субъекты. Пример: незаконное требование прокурора. Если представитель Следственного Комитета уверен, что высланное субъектом надзора уведомление не соответствует реальному положению дел, то вполне допускается оспорить подобного рода документ.
Признание судом незаконным представления прокурора
Представление прокурора может быть обжаловано в суд.
Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом…, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.
Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).
Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7 КоАП РФ. Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления лежит на прокуроре, то есть законность и обоснованность своего представления должен доказывать в суде прокурор.
Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 13.03.2013г.
Иные виды ответственности
После проведения анализа полученного на вынесенное представление ответа прокурор может принять решение о передаче информации о допущенных нарушениях в иные надзорные или правоохранительные органы. Так, например, при выявлении фактов нарушения законодательства в сфере государственных закупок, сведения передаются в территориальную антимонопольную службу, которая в соответствии со своей компетенцией может принять решение о наложении административного штрафа.
Уголовная ответственность наступает только по решению суда. Поэтому материалы с выявленными нарушениями передаются прокуратурой в следственный комитет или органы внутренних дел для дальнейшей реализации. Именно эти структуры будут принимать решение о возбуждении уголовного дела или отказе. Если дело возбуждено, то после окончания следственных действий все материалы будут переданы в суд.
Поэтому, с одной стороны, не надо бояться готовить самостоятельно ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений. С другой стороны, формулируя фразы, надо не забывать о возможных последствиях.
Если должностное лицо проверяющей организации (санитарный надзор, пожарная инспекция и многие другие) обнаружило нарушения в работе предприятия, руководитель или другое уполномоченное лицо должны составить исчерпывающий ответ в письменном виде в сроки, указанные в самом предписании. Образец ответа на предписание об устранении нарушений, готовые примеры и рекомендации по его составлению можно найти ниже.
Меры для устранения нарушения
При поступлении предписания необходимо внимательно изучить его и наметить план действий по исправлению нарушения. Сам ответ необходимо предоставить только после того, как соответствующие меры будут фактически проведены (не позднее срока, указанного в административном документе). К этим мерам относятся:
- Разработка различной документации – приказы, контракты, договоры, инструктажи по технике безопасности, методические пособия для работников и многие другие.
- Проведение обучающих мероприятий – например, по технике безопасности.
- Переоборудование помещений, транспортных средств, инженерных систем – например, установка средства контроля за нахождением автомобиля на линии. Предоставляются финансовые документы, подтверждающие факт покупки оборудования, мебели и т.п.
- Направление разъяснений в связи с устранением нарушения во все подразделения компании, филиалы и представительства (подтверждается соответствующими письмами, приказами и другими документами).
- Дисциплинарные взыскания в отношении сотрудников – это может быть замечание, выговор и даже увольнение по соответствующему основанию.
Комментарии к статье 37 УПК
Прокуратура — надзорная организация, а организация следствия — поднадзорная.
Концентрация работы прокурора на дознании, то есть на процедурах, рассматривающих противоправные деяния незначительной и средней тяжести, — очень спорная инициатива, учитывая, что за работой дознавателя ведут наблюдение и начальник, и руководитель организаций дознания.
Прокурор всё также оказывает значительное влияние на результат и качественность досудебного следствия, подавая дело наиболее перспективному и проверенному следователю (с разрешения руководителя организации следствия).
Прокурор обязан незамедлительно отстранить любое должностное лицо при попустительстве законов в отношении подвергнутого аресту или заключению.
Осуществляя надзорную деятельность за соблюдением законодательства при приёме, регистрации и проверке поступивших данных о правонарушениях, прокурор контролирует соблюдение требований ведомственных актов. Законные требования должны обязательно исполняться в утверждённый период. Целенаправленное неисполнение данных предписаний означает наложение штрафа.
Прокурор уполномочен принять решение об объединении дел, подследственных нескольким организациям дознания. Так же они должны не менее 1 раза в год проверять состояние и порядок хранения улик, верность составления документации по приёмке и учёту доказательств.
Работа уполномоченного сотрудника направлена на:
- изъятие у организации досудебного расследования материалов и отправка их в СК России;
- признание недействительным решения следователя о производстве дела;
- признание ничтожными замечаний прокурора нижнего уровня;
- увеличение времени дознания;
- возобновление дознания;
- в прописанных в ч.2 ст. 75 УПК ситуациях прокурор может признать доказательство ничтожным.
Основная новизна проявилась в том, что прокурор перестал быть ответственным за возглавление досудебного следствия и, следовательно, произошло очищение его задач по надзору от чужеродных интересов.
Срок подготовки ответа на представление прокурора
Рассмотрение представления прокурора должно быть произведено незамедлительно после его получения.
С момента получения представления начинается отсчет срока который составляет 1 месяц. До его истечения орган или должностное лицо, которому адресовано представление, обязаны принять конкретные меры по устранению обнаруженных нарушений и письменно уведомить прокуратуру о выполнении таких мероприятий (абз. 2 ст. 24 закона № 2202-1).
Риски! Сознательное игнорирование требований прокурора, в т. ч. невыполнение предписаний, содержащихся в прокурорском представлении, может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом оценивается, кто конкретно выступает должностным лицом, ответственным за подготовку ответа.
Так, суд счел, что уполномоченное лицо не проконтролировало надлежащим образом своих подчиненных, которым была поручена подготовка ответа, в связи с чем является лицом, ответственным за нарушение установленных сроков (см. решение Самарского облсуда от 29.08.2018 по делу №12-446/2018).
Ответ на представление об устранении нарушений законодательства
Ответ на представление прокуратуры оформляется на фирменном бланке организации. В нем должна содержаться следующая информация:
- название органа прокуратуры и имя прокурора, внесшего представление;
- название документа («Ответ на представление о…»);
- указание, кем конкретно и когда было рассмотрено такое представление;
- перечень принятых реальных мер, направленных на устранение обнаруженных органами прокуратуры нарушений законодательства, и их результаты;
Обратите внимание! Если в ходе рассмотрения представления были применены меры дисциплинарного взыскания, к ответу на представление должны быть приложены заверенные копии приказов о таких наказаниях. При этом должны быть соблюдены все правила и сроки привлечения работников к дисциплинарной ответственности (см. ст. «Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности»).
Следующий комментарий к статье 37 УПК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 37 УПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. В комментируемой статье выражено предназначение прокурора в уголовном процессе, изложены его наиболее общие полномочия (прежде всего, в досудебном производстве). Содержащиеся здесь предписания с разной степенью детализации конкретизированы также в иных положениях УПК.
2. Осуществление уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия являются взаимосвязанными составляющими деятельности прокурора. Надзорные полномочия в досудебном производстве предоставлены ему с тем, чтобы обеспечить эффективность предварительного расследования, его всесторонность, полноту и объективность и, соответственно, в последующем — успешное поддержание государственного обвинения в суде (в соответствии с изменениями в УПК представлять уголовное преследование в суде вправе только прокурор). В связи с этим в досудебных стадиях уголовного процесса он координирует деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих возбуждение уголовных дел и предварительное расследование.
Указанные цели деятельности прокурора в досудебном производстве во многом также объясняют обязанность прокурора защищать права и законные интересы лиц, участвующих в деле. Правозащитное направление деятельности прокурора неразрывно связано с уголовным преследованием. Оно органически соответствует функциональной роли прокурора в уголовном процессе. Более того — обусловлено им. Известно, что уголовное преследование может достичь цели лишь при условии точного исполнения уголовно-процессуального закона органами предварительного расследования. В частности, допустимость обвинительных доказательств во многом зависит от того, насколько при их собирании были обеспечены права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других лиц. Поэтому, предупреждая и пресекая нарушения уголовно-процессуального закона в досудебном производстве, прокурор тем самым создает условия для предстоящего поддержания государственного обвинения в суде.
В уголовном процессе прокурор представляет государственную обвинительную власть. Поэтому его деятельность как представителя государственного органа в уголовном процессе определяется также конституционно-правовой обязанностью охраны прав и свобод личности государством.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П, разделение уголовно-процессуальных функций согласно принципу состязательности (ч. 2 ст. 15 УПК) не освобождает должностных лиц государственных органов — участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения — от выполнения при расследовании преступлений и судебном разбирательстве уголовных дел от конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, иного ограничения прав и свобод. В этом проявляется государственный интерес, и обеспечить его реализацию обязан прежде всего прокурор.
В указанном Постановлении Конституционного Суда отмечено: «Осуществляя от имени государства уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, прокурор, а также следователь, дознаватель и иные должностные лица, выступающие на стороне обвинения, должны подчиняться предусмотренному Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядку уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1), следуя назначению и принципам уголовного судопроизводства, закрепленным данным Кодексом: они обязаны всеми имеющимися в их распоряжении средствами обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11), исходить в своей профессиональной деятельности из презумпции невиновности (ст. 14), обеспечивать подозреваемому и обвиняемому право на защиту (ст. 16), принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности и мотивированности (ст. 7), в силу которых обвинение может быть признано обоснованным только при условии, что все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты стороной обвинения. Каких-либо положений, допускающих освобождение прокурора, следователя, дознавателя от выполнения этих обязанностей, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в том числе ч. 2 ст. 15, согласно которой функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо, не содержит. По своему конституционно-правовому смыслу в системе норм положения ч. 2 ст. 15 УПК РФ не исключают необходимость использования прокурором, следователем, дознавателем в процессе уголовного преследования всего комплекса предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по охране прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Осуществление указанными лицами своей процессуальной функции именно в таком объеме обеспечивает в рамках уголовного судопроизводства выполнение государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, их обеспечению правосудием (ст. ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации)».
3. Прокурор является должностным лицом прокуратуры, выступает в уголовно-процессуальных отношениях от ее имени и обязан при применении закона руководствоваться нормативными и иными правовыми актами Генерального прокурора. Вышестоящие должностные лица прокуратуры вправе отменить или изменить решения прокурора (осуществляющего надзор за возбуждением и предварительным расследованием конкретного уголовного дела), принятые им в пределах своих полномочий, только в случаях и в порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Такое возможно, в частности, при обжаловании соответствующих решений прокурора. Уголовно-процессуальные полномочия стороны в судебных стадиях, связанных с проверкой законности и обоснованности приговора, предоставляются не только прокурору — государственному обвинителю, но и не принимавшему участия в судебном разбирательстве вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 354 УПК). Вышестоящий прокурор вправе по своей инициативе обжаловать судебное решение.
4. Изменения, внесенные в УПК 5 июня 2007 г., свидетельствуют о трансформации сфер ответственности прокурора в досудебном производстве и существенном сокращении его юридического инструментария при осуществлении надзора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Из новых предписаний УПК следует, что прокурор на указанных этапах процесса по существу лишен прежних возможностей оперативно управлять как дознанием, так и предварительным следствием и, соответственно, употреблять власть для немедленного устранения нарушений законодательства.
В досудебном производстве решаемые прокурором задачи и его надзорные полномочия существенно различаются в зависимости от формы предварительного расследования. Надзор за дознанием сопряжен с использованием более широкого круга властных возможностей, нежели надзор за предварительным следствием. Видимо, законодатель полагает, что в современных условиях именно при дознании следует допустить прокурорское (внешнее) влияние посредством указаний о направлении расследования и производстве процессуальных действий, отмен решений дознавателя, отстранения его от расследования, передачи уголовного дела другому субъекту процессуальной деятельности. Во время же предварительного следствия подобные меры обеспечения законности и устранения нарушений уголовно-процессуального законодательства должны применяться самим следственным органом или по собственной инициативе, или по обращению заинтересованных лиц (в том числе прокурора).
Существенное новшество заключается также в лишении прокурора права «участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях. лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия» (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК в прежней редакции).
Участие прокурора в судах первой и второй инстанций
В суде первой инстанции:
- обвинение может смягчить наказание;
- особенностью прений является обязательное присутствие прокурора;
- допускается его участие в репликах;
- после участия в прениях, до удаления судьи для вынесения вердикта, представитель прокуратуры кратко либо в развёрнутом виде письменно предоставляет материал с проектом решений по делу;
- обвинителем в трёхдневный срок после последнего заседания может возбуждаться ходатайство, делаться запрос с требованием предоставить возможность изучить протокол суда;
- закон позволяет судье установить особый порядок для вынесения решения в случае согласия виновного с позицией прокурора.
Сторона обвинения, оценив свои доказательства уже во время судебного рассмотрения в первой инстанции, имеет право выразить аргументированный полный или частичный отказ от вынесенных подсудимому обвинений. Эти действия имеют значение для закрытия дела и преследования, а при частичном отказе – к прекращению разбирательства в этой части.
В суде второй инстанции обвинитель подаёт представление на решения мировых судей до вступления их в силу.
В этом случае приговор приостанавливается.
Исключением является, когда вынесенный приговор:
- оправдывает обвиняемого;
- не предусматривает наказания;
- с наказанием, но без его отбывания, без тюремного заключения либо условного срока.
В судебном заседании участие прокурорского работника необходимо. Суд применяет порядок ведения слушаний тот же, что и для первой инстанции.
Прокурор в судебных стадиях производства
Участие прокурора в рассмотрении российскими судами уголовных дел предусмотрено процессуальным законодательством. Статьёй 37 УПК ему предоставлено право выдерживать линию гособвинения. Этой же статьёй предоставлена возможность отказа в преследовании виновного, но с обязательным предоставлением изложенных в письменном виде причин такого решения.
В соответствии с законодательством судебными стадиями считаются:
- предварительное рассмотрение;
- разбирательство в судебной инстанции.
Участвуя в судебных заседаниях, прокурор реализует полномочия, необходимые для объективного вывода о виновности привлекаемого к ответственности.
На предварительном этапе в соответствии с предусмотренными уголовным процессом требованиями:
- излагается позиция обвинения относительно достоверности доказательств;
- рассматривается возможность возврата дела в прокуратуру;
- решается вопрос прекращения дела либо преследования.
Поэтому присутствие прокурора на стадии начального судебного производства является обязательным. В соответствии с 235 статьёй УПК аргументы, приводимые адвокатами пострадавшей стороны, могут быть опровергнуты только представителями прокуратуры.
Право выступать с подачей жалобы на решение суда о прекращении дела либо по избранию меры пресечения регламентируется положениями 236 статьи. На неаргументированное решение судебных органов может быть заявлено представление в апелляционном или кассационном порядке.
На стадии разбирательства в судебной инстанции гособвинитель использует права, предусмотренные 246 статьёй:
- предъявляет доказательства;
- изучает имеющие отношение к делу доказательства;
- высказывает позицию стороны обвинения;
- предлагает применить конкретное наказание;
- использует механизм гражданского судопроизводства.
Указанный общий перечень позволяет стороне обвинения входить в состав участников судебного разбирательства и использовать все возможности, предоставленные законом.
До принятия окончательного решения судебной инстанцией у представителя прокуратуры есть право внести изменение с целью уменьшить наказание.
Это делается:
- исключением квалификационного признака, ужесточающего приговор;
- применением другой нормы УК, отличной от той, что применялась обвинением изначально;
- иной квалификацией с менее жёстким наказанием.
Сторона обвинения, согласно 314 статье, может не возражать, но имеет право не соглашаться на проведение суда в особом режиме. Реализация права на возражение предусматривает рассмотрение дела в общем порядке.
Образец письма-ответа на представление прокурора
Прокурору Энского района
старшему советнику юстиции
Сидорову В.А.
ООО «Умка» рассмотрено представление прокуратуры от 02.04.2019 с участием помощника прокурора Илькина С.П. Доводы представления подтвердились.
В целях устранения выявленных нарушений закона приняты дополнительные меры (например, проведена учеба, усилены меры контроля и т.д.).
Начальник отдела закупок Петров И.М. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Приложение: приказ о наложении дисциплинарной ответственности.
Генеральный директор Трифонов М.А.
Срок рассмотрения представления прокурора
» Представление прокурора— один из возможных актов прокурорского реагирования.
Такое представление может быть вынесено только прокурором или его заместителем и является обязательным для исполнения органами и их должностными лицами, которым предназначен данный документ (п. 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1).
Рассмотрение представления прокурора должно быть произведено незамедлительно после его получения. С момента получения представления начинается отсчет срока, равного 1 месяцу.
До его истечения орган или должностное лицо, которому адресовано представление, обязаны принять конкретные меры по устранению обнаруженных нарушений и письменно уведомить прокуратуру о выполнении таких мероприятий (абз.
Какой срок для исполнения представления прокурора
/ / 19.04.2018 905 Views В описательной части представления обычно перечисляются выявленные прокурором и специалистами нарушения закона, обстоятельства, способствующие этим нарушениям; называются должностные и иные лица, виновные в их совершении или потворствующие этому.
Представление является универсальным актом прокурорского реагирования, позволяющим ставить самые различные вопросы, по преимуществу правового характера, направленные как на устранение и предупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственности виновных лиц.
Требования к представлению об устранении нарушений закона: юридическая обоснованность; достоверность; грамотность; краткость; полнота изложения обстоятельств.
Все данные, приводимые в представлениях, должны быть тщательно проверенными. Внимание Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствии с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа — на ближайшей сессии.
Федеральный закон — О прокуратуре Российской Федерации — (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г, 2 января, 27 декабря 2000 г, 29, 30 декабря 2001 г, 28 июня, 25 июля 2002 г 1. В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 2.3 настоящей статьи, орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования
Рекомендуем прочесть: Расчет платы за одн г екатенринбург 2021 год