Ставка налога имеет 4 разновидности. Формы и виды ставок налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка налога имеет 4 разновидности. Формы и виды ставок налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов с физических и юридических лиц, закрепленный на законодательном уровне. Налоги подлежат обязательной уплате, это распространяется не только на тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, но и на обычных граждан, получающих лишь заработную плату.

Основные виды налоговых ставок

По способу начисления налоговые ставки бывают четырех видов: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы (например, транспортный налог). Такую ставку еще называют реальным налогом.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

Также пример пропорциональной налоговой ставки является налоговая ставка налога на доходы физических лиц, которая составляет 13 процентов.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Прогрессивная налоговая ставка возрастает по мере увеличения роста налоговой базы.

Есть два типа прогрессивной ставки: простая и сложная.

При простой прогрессии величина ставки растет при увеличении налоговой базы для всей суммы дохода.

При сложной прогрессии налогооблагаемая база делится на части, на каждую из которых начисляется налог по собственной ставке. При этом ставка повышается не для всего дохода, а лишь его части, которая увеличилась относительно предыдущего налогового периода.

Регрессивная налоговая ставка уменьшается по мере увеличения роста налоговой базы. Регрессивные налоговые ставки необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост.

Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу плательщика, называется налоговой квотой.

Чтобы правильно определиться с системой налогообложения, надо учитывать следующие моменты:

  • вид деятельности в соответствии с определенными кодами ОКВЭД;
  • форма ведения предпринимательской деятельности с организационно-правовой точки зрения, например, это может быть ООО или ИП;
  • количество сотрудников, числящихся в штате;
  • стоимость имущества, находящегося на балансе предприятия и используемого для достижения целей компании;
  • величина прибыли;
  • системы налогообложения, применяемые покупателями и ключевыми поставщиками;
  • деятельность, связанная с операциями экспорта и импорта;
  • нюансы налоговых режимов на уровне региона и др.

Заявление о переходе на УСН

Пошаговая инструкция по заполнению заявления на УСН. В какую ФНС подать уведомление на УСН…

Читать статью Что лучше выбрать ИП или ООО

Что лучше выбрать ИП или ООО. Ппреимущества и недостатки, особенности регистрации.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

Читайте также:  Почетный донор — сколько раз надо сдать кровь, сколько платят в 2023 году

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


Порядок уплаты налогов в разных режимах налогообложения

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, платящие налог на профессиональный доход, имеют разный порядок уплаты налогов в зависимости от выбранного налогового режима.

Общий режим налогообложения предполагает следующий порядок уплаты основных налогов:

  • Налог на прибыль. Платежи вносятся авансом раз в месяц или квартал, а затем платится сумма по итогам года.
  • НДС. Уплачивается не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом.
  • Налог на имущество организаций. Платежи вносятся авансом, а сроки уплаты налогов зависят от законодательства конкретного субъекта РФ.
  • Налог на имущество (ИП). Уплачивается не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным.

Итак, мы рассмотрели понятие и виды налоговых ставок. Какие выводы мы можем сделать, изучив специфику соответствующих показателей? Прежде всего, можно отметить разнообразие подходов к определению ставок.

Что может быть фактором выбора государством конкретных показателей для эффективной организации налогообложения? Применение тех или иных ставок чаще всего предопределяются следующими основными факторами:

  • уровнем развития частной предпринимательской инициативы в государстве;
  • степенью централизации экономической модели;
  • политическими факторами — коррелирующими, к примеру, с договоренностями с другими государствами о применении единых подходов к налогообложению;
  • уровнем экономического развития национального хозяйства в целом.

Применение тех или иных ставок налогообложения может предопределяться спецификой конкретной отрасли экономики, характеристиками хозяйственных активностей тех или иных субъектов бизнеса.

УСН и сборы в государственные фонды для ИП

Полезно будет изучить корреляцию между УСН и сборами в государственные фонды — ПФР и ФФОМС, которые уплачивают за себя индивидуальные предприниматели. Данные платежи ИП осуществляют вне зависимости от того, есть у них прибыль или нет. Поэтому соответствующий тип налогов вполне можно отнести к категории абсолютных, так как их величина фиксированная (определяется на год). Например, в 2015 году соответствующая сумма составляет порядка 22 тыс. руб. Особенность законодательного регулирования уплаты сборов в государственные фонды в том, что данные платежи могут быть полностью зачтены в счет уплаты ИП налогов по УСН. Фактически, образуется 0 налоговая ставка для УСН. Данная полезнейшая особенность находит весьма положительную оценку в среде российских предпринимателей.

Имущественный налог для организаций

Налог на имущество предприятий относится к категории региональных. Что это значит? Прежде всего то, что налоговая ставка на имущество фиксируется на уровне законов субъектов РФ. Однако в Налоговом Кодексе определен предельный ее показатель — 2,2%. Имущественный сбор уплачивают: российские организации (если у них в собственности есть движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе), иностранные компании (при владении недвижимостью).

Если соотнести рассматриваемый сбор и виды налоговых ставок, определенные нами в начале статьи, то мы можем классифицировать соответствующий показатель как относительный и базовый.

В качестве примеров применения твердых налоговых ставок могут быть приведены следующие виды налогов:

  • Транспортный — ставка устанавливается в твердой сумме (в рублях) в зависимости от мощности двигателя (в расчете на 1 лошадиную силу), регистровой тонны или единицы транспортного средства. Сумма определяется произведением налоговой базы и налоговой ставки (например, 100 л.с. х 5 руб.).
  • Сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов — налоговая ставка устанавливается в рублях за одну животную единицу, или за одну тонну.
  • На игорный бизнес — налоговая ставка устанавливается также в твердой сумме за один игровой стол, или игровой автомат, одну кассу тотализатора или букмекерской конторы.

Ставки налога на имущество физических лиц

С помощью ставки вычисляют сумму налога на имущество. Налоговая ставка — это процент от налоговой базы. А налоговая база — это стоимость объекта налогообложения. Для расчета берут не всю стоимость — и не ту, что указана в договоре купли-продажи. Стоимость объекта определяют государственные органы, и она бывает двух видов: инвентаризационная или кадастровая. Но разбираться в видах стоимости и вычетах необязательно: все данные указаны в налоговом уведомлении. Главное — проверить их перед оплатой.

Закон задает базовые ставки налогообложения для физических лиц. Они зависят от вида объекта и его стоимости. Если это жилой дом, квартира, комната или гараж — 0,1% от стоимости, все остальное — 0,5%, но за объекты дороже 300 млн рублей — 2%.

На основе базовых ставок каждый регион имеет право установить свои территориальные. Указанную базовую ставку налога на имущество можно уменьшить до нуля или увеличить, но не более чем в три раза. Например, ставка налогообложения 0,1% для жилых объектов в разных регионах меняется от 0 до 0,3%.

Узнать ставки налога на имущество в своем регионе можно на сайте ФНС. Например, в 2020 году в Москве региональные ставки налогообложения совпали с базовыми: за квартиру стоимостью до 10 млн рублей платят 0,1% от стоимости, а за дорогое имущество — от 300 млн рублей — 2%.

Виды налоговых ставок

Принципов классификации ставок налога может быть несколь­ко. Мы постараемся остановиться на наиболее важных:

А. ПО УСТАНОВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО ДАВЛЕНИЯ (бре­мени) на плательщика:

Базовая (основная) ставка — ставка, не учитывающая особен­ностей плательщика или вида деятельности, облегчающих или утя­желяющих налоговое бремя и, соответственно, увеличивающих или уменьшающих налоговую ставку (например, по налогу на доходы предприятий и организаций она равнялась 22 % по налогу на при­быль составляет 30 %). Надо учесть, что по некоторым налоговым платежам о понятии базовой налоговой ставки мы можем упоми­нать весьма условно, в силу множественности ставок в целом поданному налогу (акцизный сбор).

Пониженная ставка — предполагающая определенные осо­бенности плательщика и сокращающая налоговое бремя на него(чаще всего ее применение можно рассматривать как налоговую льготу).

Повышенная ставка — учитывающая специфическую форму деятельности или получения доходов и превышающая основную,базовую ставку.

Б. ПО МЕТОДУ УСТАНОВЛЕНИЯ СТАВКИ НАЛОГА:

1. Абсолютные (твердые) ставки — ставки налога, при которых размер налога в твердой фиксированной величине определяется на каждую единицу налогообложения.

Подобные ставки применяются в Украине и Российской Федерации довольно редко, так как инфляционные процес­сы в экономике делают этот механизм изначально запаздыва­ющим за целью сбора налогов и платежей. В тех случаях, когда они используются, пересмотр ставок практикуется до­вольно часто, минимум один раз в год (например, плата за землю в Украине).

2. Относительные — ставки налога, при которых размер налога устанавливается в определенном соотношении к единице обложе­ния. Характер соотношения ставки налога и единицы обложения позволяет выделить несколько подвидов относительных ставок:

Читайте также:  Сколько налогов нужно заплатить ИП в 2022 году?

а) относительно-процентные — ставка налога устанавливается в процентах от единицы налогообложения;

б) относительно-кратные — соотношение размера налога и еди­ницы налогообложения устанавливается в величинах, кратных оп­ределенному показателю (например, законодательно установлен­ным на данный момент минимальной плате либо необлагаемому минимуму доходов):

в) относительно-денежные — ставка налога, устанавливающая определенную денежную сумму на часть налогооблагаемого объек­та (например, налог на операции с ценными бумагами в Россий­ской Федерации).

Виды налоговых ставок

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

  • а) субъект налога или налогоплательщик — лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и
  • б) носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог;
  • в) объект налога — доход или имуществ, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);
  • г) источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог;
  • д) Ставка налога — важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки:

  • 1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
  • 2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .
  • 3. Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
  • 4. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.

Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Сущность и функции налогов

Простыми словами, налоги являются доходом государства, которые собираются на регулярной основе – это безвозмездные и безвозвратные платежи, которые взыскиваются с юридических и физических лиц для удовлетворения финансовых потребностей страны.

К основным их функциям относят:

  • Фискальную, то есть обеспечение государства финансовыми ресурсами для осуществления деятельности.
  • Регулирующую, когда налоги сдерживают либо стимулируют какую-либо хоздеятельность.

В Российской Федерации установлены такие виды сборов и налогов:

  • Косвенного и прямого характера.
  • Регионального, местного, федерального и муниципального значения.
  • Только для физлиц.
  • Толька для юрлиц.
  • В отношении товаров, услуг, доходов, прибыли и т.д.

Главной целью общих налоговых платежей является пополнение бюджета в зависимости от вида расходов. Если речь идет о специальных налогах, то их взимают для обеспечения определенной области, например, для пополнения дорожного фонда, оплата транспортного налога и т.д.

Налог – это обязательная, безвозмездная выплата, взимаемая с граждан и организаций в пользу государства с целью обеспечения его деятельности.

Сбор – обязательный взнос, который взимается с физических лиц и организаций в качестве условия совершения государством юридически-значимых действий, например, предоставление прав или передачу разрешений/лицензий.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть «операции по реализации товаров/работ/услуг, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров/работ/услуг либо иной объект».

Налоги – главный источник финансирования деятельности государства, однако они выполняют и ряд других, не менее значимых функций:

  1. Фискальная заключается в том, что из налогов формируется государственный бюджет.
  2. Регулирующая заключается в том, что с помощью налогов государство может стимулировать или тормозить производство тех или иных товаров.
  3. Контролирующая заключается в том, что государство через налоги наблюдает за деятельностью экономических субъектов.
  4. Социальная или перераспределительная заключается в том, что с помощью налогов государство может уменьшить финансовое неравенство между гражданами.
  5. Экономическая состоит в том, что с помощью понижения налогов государство может стимулировать экономическую деятельность предпринимателей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *