ГОТОВЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ БЛОКИРОВКЕ СЧЕТОВ НАЛОГОВИКАМИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГОТОВЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРИ БЛОКИРОВКЕ СЧЕТОВ НАЛОГОВИКАМИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Цель обеспечительных мер со стороны налоговой — гарантировать будущие платежи, а не лишить налогоплательщика возможности вести свою профессиональную деятельность. Иногда налоговикам приходится об этом напоминать.

Что делать, если счет заморожен

Если счет заморожен, то следует обратиться в налоговые органы, чтобы узнать причину блокировки.

Затем:

  • Если организация не выполняла предписания, то надо выслать все квитанции, которые подтвердят что все штрафы и платежи были осуществлены вовремя и в полном объеме;

  • Если организация нарушала документооборот, то необходимо явиться в налоговую инспекцию лично и дать налоговым инспекторам необходимые пояснения;

  • Если заморозка расчетного счета произошла из-за несвоевременной подачи документации, то надо предоставьте отчетность в налоговые органы.

Распоряжения контрагентов имеют приоритет перед платежами компании государству?

Все выплаты, предшествующие исполнению обязательств по перечислению налоговых сборов – платежи по исполнительной документации первой и второй очереди, перечисленные в п.2 ст. 855 ГК.

Это взносы, которые идут перед исполнением распоряжений выданными ИФНС на перечисление и списание долгов по налогам.

В старой редакции п. 2 ст. 855 ГК, списание денежных средств по расчетной документации, предусматривающей погашение задолженности перед государственными органами, относились к одной очередности.

Но впоследствии очередность вывода средств со счета компании-должника была изменена. Платежи, очередность которых на основании ГК РФ предшествуют выполнению требований по уплате сборов и налогов – взносы, отнесенные к 4-5 очереди.

Случается, что решение о блокировке расчётного счёта принимается без реальных на то оснований. Технические сбои или ошибки сотрудников ИФНС могут привести к тому, что организация или ИП, чей счёт был заблокирован, не выполнили свои обязательства. Например, не вовремя перечислен платёж по кредиту или сорваны сроки оплаты поставщику.

Если в результате незаконной блокировки расчётного счёта налогоплательщик понёс убытки, то он вправе взыскать их с ИФНС на основании статьи 103 НК РФ. Причём можно требовать возмещения не только прямых потерь, но и упущенной выгоды.

Например, в деле N А60-46155/2018, который рассматривал Арбитражный суд Свердловской области от 25.01.2019, расчётный счёт организации был заблокирован из-за недоимки в размере 1 копейки! При этом задолженность образовалась по вине самой инспекции, которая отнесла платёж на другой КБК. Организация же планировала перевести с расчётного счёта на депозит 77 млн рублей, что невозможно сделать при блокировке. Недополученные проценты с этой суммы за 7 дней составили 73 835 рублей, которые суд и взыскал с ИФНС.

Кроме того, статья 76 НК РФ обязывает налоговый орган заплатить организации или ИП проценты по ставке рефинансирования ЦБ, если окажется, что решение о блокировке принято незаконно или нарушен срок снятия ареста счёта.

Сроки блокировки счета налоговой

Ограничение по счету налоговая снимает после устранения причины блокировки. Продолжительность периода, на который будет заблокирован счет, зависит от того, насколько быстро компания примет меры по устранению причин блокировки.

Срок разблокировки составляет:

  • После оплаты налога, других обязательных платежей и штрафов срок разблокировки не должен превышать 3-х рабочих дней. Исчисляется со дня, когда ИФНС получила информацию из банка или от налогоплательщика.
  • После сдачи отчетности. Не позднее следующего дня ИФНС должна принять решение об отмене ареста счета и направить его в банк. Срок снятия блокировки – не более трех рабочих дней.
  • При устранении нарушений, связанных с электронным документооборотом, срок разблокировки – от одного до трех рабочих дней. Начинается исчисляться в день представления в ИФНС квитанции о получении документов либо дата представления документов, затребованных инспекцией.

Арбитражная практика по блокировке счетов

ФНС в последнее время очень строго следит за тем, чтобы инспекции поумерили свой пыл в вопросах блокировки (т.к. в случае незаконной блокировки страдает бюджет). Между тем до сих пор встречаются достаточно интересные споры, связанные с блокировкой.

Подписание декларации неуполномоченным лицом. Инспекция опрашивала руководителя компания — однодневки, который говорил, что не подписывал декларации фирмы. Отсюда ИФНС сделала вывод: декларации подписаны неуполномоченным лицом, то есть не подписаны, то есть не сданы. И на основании п. 3 ст. 76 НК РФ заблокировала счет. Суд решения инспекции отменил, поскольку руководитель внесен в ЕГРЮЛ, опрошенный не указал конкретную декларацию, компания признает отчетность и т. п. (см. постановление ФАС Уральского округа от 21.03.14 № Ф09-1036/14).

Блокировка за несдачу несуществующей декларации. ИФНС может потребовать стандартные декларации (НДС, прибыль) от налогоплательщика, работающего только на ЕНВД, или декларацию по налогу на имущество от того, у кого нет облагаемых активов. Если декларация не сдана, то инспекция блокирует счет, но проигрывает суд (см. постановление АС Московского округа от 27.04.2018 № Ф05-4834/2018, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.13 № А17-2944/2012).

Блокировка при наличии имущества. Если налогоплательщик предоставляет гарантии уплаты налогов или имеет имущество, нужное для погашения, инспекция блокировать счет не вправе. Типовой пример: инспекция блокирует счет, хотя налоговый долг меньше общей стоимости имущества, которое может быть направлено на уплату налогов – суд на стороне компании (см. постановление ФАС Московского округа от 04.05.12 № А40-102291/11-20-428).

Бюрократические ошибки ИФНС. Случается, что инспекторы блокируют счет, хотя не отправили требования об уплате налогов, то есть пропустили один из этапов взыскания. Суд признает такую блокировку незаконной. Пример – постановление АС Уральского округа от 28.01.15 № Ф09-9313/14.

***

Ограничение операций по расчетному счету налоговыми органами наши клиентам не грозит. Специалисты 1C-WiseAdvice исполняют свою работу четко и в срок, а значит не возникает оснований для блокировки. Тем не менее ограничения по счету налоговыми органами зачастую вводятся незаконно или по ошибке. Вот тогда подключаются наши налоговые юристы – благодаря многолетнему опыту решения спорных вопросов с инспекцией, они знают, как ускорить разблокировку и наказать за незаконное ограничение по счету ИФНС.

  1. Если ваш счёт заблокировали, сразу обратитесь в банк и узнайте, почему и по чьей инициативе это произошло.
  2. Если счёт заблокировали по 115-ФЗ — соберите документы, подтверждающие легальность денег, и сдайте их в указанный банком срок.
  3. Если счёт заблокировала налоговая — выполните её требования и уведомите налоговую.
  4. Использование обходных путей для вывода денег с заблокированного счёта — это риск для бизнеса. Лучше сосредоточиться на снятии блокировки: выполнить требование инициатора блокировки, а если не поможет — обращаться в суд.

Как оспорить решение о блокировке счета

Решение ИФНС о приостановлении операций по счету можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган, то есть в управление ФНС по субъекту РФ. Для этого надо подготовить письменную жалобу с изложением всех мотивов, которые, по мнению налогоплательщика, свидетельствуют о незаконности решения. В жалобе нужно указать данные о налогоплательщике (ФИО и место жительства — для ИП, наименование и адрес — для организации), и сообщить сведения об обжалуемом решении (дата, номер, данные об ИФНС и лице, подписавшем решение). Также необходимо отметить, что вы требуете признать решение о блокировке незаконным и отменить его. Помимо этого, нужно обозначить, в каком виде вы хотите получить решение по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет.

Жалоба подписывается руководителем организации (лично ИП) или другим уполномоченным лицом (по доверенности). Жалоба вместе со всеми прилагаемыми к ней документами (включая доверенность) сдается в инспекцию, которая приняла решение (п. 1 ст. 139 НК РФ). Сделать это можно в том числе в электронном виде через ТКС (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС от 20.12.19 № ММВ-7-9/645@).

Если решение УФНС не устроит налогоплательщика, можно подать повторную жалобу уже в центральный аппарат ФНС России, либо обратиться с заявлением в арбитражный суд. При этом надо учитывать, что досудебное обжалование не приостанавливает действие решения о блокировке счета (п. 5 ст. 138 НК РФ). А вот при судебном обжаловании налогоплательщик уже вправе просить о приостановлении решения и временной «разморозке» счета (п. 4 ст. 138 НК РФ).

Блокировка счета в 2021 году может причинить бизнесу значительные убытки. Не допустить этого поможет знание случаев, когда налоговая вправе «заморозить» счет, а также правил, которых надо придерживаться для скорейшего снятия ареста и получения доступа к денежным средствам. А чтобы оперативно узнать, было ли вынесено решение о приостановлении операций, можно проверить состояние счета на сайте ФНС.

Основания для приостановления операций по счетам

Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога. Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.

Читайте также:  Как получить декретные, если вы работаете по ГПХ или самозанятая — 3 варианта

В том случае, когда налоговая инспекция принимает решение о приостановлении операций по счетам организации в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда:

В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта:

Приостановление операций и переводов в связи с неподачей налоговой декларации лицом, не являющимся плательщиком налога, в настоящее время также признается неправомерным. Однако с 1 января 2015 года приостановление операций по этой причине будет применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ). Например, это могут быть организации, применяющие УСН, которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Отметим, что начиная с января 2014 года такие организации, наряду с плательщиками НДС (в т. ч. являющимися налоговыми агентами), должны будут представлять в инспекцию декларации по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

Новое основание для приостановления операций по счетам

Для организаций и ИП, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, с 1 января 2015 года вводится новая обязанность. Они должны обеспечить получение по телекоммуникационным каналам связи документов от налоговиков (речь идет, в частности, о требовании об уплате налога и (или) уведомлении о вызове в налоговые органы), а также сообщить в инспекцию о приеме этих документов опять же через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ). По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию квитанцию (в электронном виде) о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией.

В качестве обеспечительной меры этой новой обязанности предусмотрено приостановление операций по счетам организации в банке. Таким образом, с 1 января 2015 года налоговики получат еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда не будет исполнена обязанность по передаче в инспекцию квитанции о приеме:

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Блокировка за неуплату налогов

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 3 и 4 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6.

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Блокировка за нарушение правил электронного документооборота

С 2015 года организации и предприниматели, которые должны сдавать отчетность в электронном виде, обязаны обеспечить прием и подтверждение приема электронных документов, направленных налоговыми инспекциями. К таким документам относятся требования о представлении документов (пояснений), а также уведомления о вызове в инспекцию. Подтверждение приема документов сводится к отправке в инспекцию электронных квитанций о получении таких требований и уведомлений. Отправить квитанцию о приеме документов нужно в течение шести рабочих дней с даты получения. Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Если в шестидневный срок организация (предприниматель) не подтвердила прием документов, то в течение следующих 10 рабочих дней инспекция вправе заблокировать расчетный счет налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Ситуация: как отказаться от приема электронного требования из налоговой инспекции

Отправьте в инспекцию электронное уведомление об отказе.

Отказаться от приема электронного требования из налоговой инспекции можно в трех случаях:
– требование адресовано другому налогоплательщику и поступило в организацию ошибочно;
– требование не соответствует утвержденному формату;
– в требовании отсутствует квалифицированная электронная подпись должностного лица налоговой инспекции.

Такие основания для отказа предусмотрены пунктом 14 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. Правда, на практике возможен лишь первый случай – ошибка с адресатом. Поскольку электронные требования формируются автоматически и несоответствия в формате самого документа или электронной подписи практически исключены.

Итак, если вы получили электронное требование ошибочно, то нужно направить в налоговую инспекцию уведомление об отказе (п. 17 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Уведомление сформируйте автоматически в электронном виде с помощью программы, обеспечивающей электронный документооборот. В текстовом формате электронное уведомление будет выглядеть так.

Главбух советует: быстро отправить уведомление можно в Системе Главбух Отчеты. Для этого достаточно выполнить несколько несложных действий.

Важно: уведомление нужно отправить не позднее следующего рабочего дня после отправки документа налоговой инспекцией (п. 16 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168). Правда, за нарушение этого срока санкций не предусмотрено. Но вот если в течение шести рабочих дней инспекция не получит ни квитанцию о приеме, ни уведомление об отказе, она может заблокировать ваш расчетный счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Форма решения о приостановлении операций на счетах в банке утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Принимает такое решение руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции (п. 2, 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о блокировке счета передается в банк в электронной форме. Копия решения вручается представителю организации под расписку или способом, который позволяет установить дату получения копии организацией. Об этом сказано в пункте 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция может вынести несколько решений о приостановлении операций по банковскому счету организации. В этом случае банк обязан заблокировать счет на общую сумму, указанную в этих решениях (письмо Минфина России от 24 июля 2009 г. № 03-02-07/1-384).

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).

Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Такой порядок установлен пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ. В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738.

Читайте также:  Подача уведомлений по иностранцам через МФЦ

Обеспечение решения о взыскании налога

Обязанность по уплате налога и (или) сбора налогоплательщик должен исполнить самостоятельно и своевременно, то есть в срок, который установлен налоговым законодательством для каждого налога (п. п. 1 и 8 ст. 45 НК РФ). В противном случае в течение трех месяцев со дня выявления недоимки налоговый орган вправе направить ему требование об уплате налога (п. 1 ст. 70 НК РФ). Данное требование должно быть исполнено в течение восьми рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Если налогоплательщик не погасит задолженность, то фискалы в течение двух месяцев после окончания срока, установленного в требовании, вправе принять решение о взыскании налога. Это решение доводится до сведения налогоплательщика не позднее шести рабочих дней (п. 3 ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Одновременно налоговый орган вправе направить в банк, где открыт счет налогоплательщика, поручение на перечисление налога в бюджетную систему. Оно подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Налоговикам при взыскании налога также предоставлено право осуществлять приостановление операций по счетам налогоплательщика либо приостановление переводов электронных денежных средств в порядке, установленном ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ). Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (его заместителем) того налогового органа, который направил требование об уплате налога, не исполненное налогоплательщиком. Такое решение может быть принято не ранее решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Но такое приостановление не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Напомним, что п. 2 ст. 855 ГК РФ установлена очередность списания денежных средств со счета организации для удовлетворения всех предъявленных к счету требований при их недостаточности. Согласно этой норме списание денежных средств осуществляется в очередности по шести категориям.

Списание по платежным документам, предусматривающим:

  • перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляется в третью очередь;
  • платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди, производится в четвертую очередь.

Как видим, платежи в бюджет списываются в четвертую очередь, то есть им предшествуют платежи, которые списываются в первую, вторую и третью очередь. Однако Конституционный Суд РФ в свое время признал положение абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ (списание денежных средств в третью очередь) не соответствующим Конституции РФ исходя из того, что установленное в абз. 5 этого пункта (четвертая очередь списания) обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации»).

В связи с чем ежегодно в федеральный закон о федеральном бюджете вносится специальная норма, согласно которой впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с упомянутым Постановлением КС РФ N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Поэтому банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика, принятое в соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ, с учетом установленной календарной очередности списания денежных средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджетную систему РФ, и перечисления или выдачи денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Если поручение налогового органа на перечисление сумм налогов (сборов, пеней, штрафов) отсутствует либо передано банку после получения им расчетных документов на перечисление иных платежей в бюджетную систему РФ или денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, исполнение указанных расчетных документов производится в порядке исполнения требований, относящихся к одной очереди (Письма Минфина России от 08.02.2013 N 03-02-07/1/3082, от 01.02.2013 N 03-02-07/1/2020).

Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

Возможны приостановление операций налогоплательщика по его валютному счету в банке и приостановление переводов электронных денежных средств в иностранной валюте.

Приостановление в первом случае означает прекращение банком расходных операций по валютному счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по данному валютному счету.

Приостановление же во втором случае означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной в решении налогового органа сумме в рублях по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления перевода электронных денежных средств в иностранной валюте указанного налогоплательщика (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Выше приводилось, что решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее решения о взыскании налога. Попытки налоговых органов осуществить обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика до вынесения требования об уплате налогов и решения о взыскании налога (либо если решение о взыскании было принято после истечения установленного срока) не находят должной поддержки у судей. Ведь в этих случаях фискалами не соблюден порядок вынесения решения о принятии обеспечительных мер в отношении налогоплательщика, установленный рассматриваемой ст. 76 НК РФ. И этим они нарушают права и законные интересы налогоплательщика (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2011 N Ф03-1940/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2011 N А69-367/2009, от 31.03.2010 N А19-17587/09, ФАС Поволжского округа от 25.10.2010 N А55-39867/2009).

Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ (Приложение N 7 к Приказу). В решении о приостановлении операций указывается сумма, подлежащая взысканию в соответствии с решением о взыскании. Банк в этом случае должен приостановить расходные операции по расчетному счету (кроме указанных выше, на которые подобная мера не распространяется) лишь в пределах данной суммы (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Пример 1. В вынесенном налоговым органом требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (Приложение N 2 к Приказу ФНС России N ММВ-7-8/662@) указаны: недоимка по налогу — 57 489 руб., пени — 5683 руб., штраф — 11 498 руб. В обеспечение перечисления общей их суммы — 74 670 руб. (57 489 + 5683 + 11 498) — руководителем ИФНС принято решение о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика, в котором фигурирует эта сумма.
На сумму 74 670 руб. действует ограничение на расходование средств с расчетного счета налогоплательщика, приведенного в упомянутом решении.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ). Банком России же утверждено Положение о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде (от 29.12.2010 N 365-П).

Правила электронного обмена информацией, установленные Положением N 365-П, предусматривают следующий порядок отправки решения. Налоговый орган направляет решение в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных. Данная межрегиональная инспекция пересылает его в подразделение Банка России, на которое распорядительным документом Банка России возложены полномочия по приему от МИ ФНС России по ЦОД поручений и решений налогового органа в электронном виде. Данное подразделение, в свою очередь, передает его в территориальное учреждение Банка России, после чего решение поступает непосредственно в банк, обслуживающий налогоплательщика (п. п. 1.4, 3.1, 3.4 Положения).

Читайте также:  Высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС: пояснения

Датой и временем получения банком (филиалом банка) решения в электронном виде, начиная с которого выполняются последующие действия банка (филиала банка) по его исполнению, считаются дата и время завершения проверки кодом аутентификации (КА) решения в электронном виде при положительных результатах проверки данного КА, если банк получил соответствующий зашифрованный пакет согласно графику, установленному в Приложении к Положению.

Банк (филиал банка), учреждение Банка России после завершения проверки формата сообщения, содержащего поручение или решение налогового органа, направляют в ТУ Банка России для последующей передачи уполномоченным подразделением Банка России в МИ ФНС России по ЦОД сообщение, содержащее подтверждение.

Если упомянутая Межрегиональная инспекция ФНС России не получает подтверждения по истечении четырех дней после направления зашифрованного пакета в уполномоченное подразделение Банка России, то она вправе направить запрос для выяснения причин задержки (п. п. 3.7, 3.8, 3.10 Положения).

Копию решения о приостановлении операций по счетам налоговикам надлежит передать налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения им этой копии, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.

Банку надлежит сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения рассматриваемого решения (п. 5 ст. 76 НК РФ). Законодателем установлена ответственность в виде штрафа за несообщение банком налоговому органу информации об остатках:

  • денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в размере 20 000 руб. (ст. 135.1 НК РФ);
  • электронных денежных средств, переводы которых приостановлены, а также за представление справок с нарушением установленного срока — 10 000 руб. (п. 6 ст. 135.2 НК РФ).

Решение по результатам налоговой проверки

Еще одна ситуация, когда налоговый орган может реализовать право приостановить операции по счетам налогоплательщика, предусмотрена ст. 101 НК РФ. Если налоговиками проводилась налоговая проверка в отношении налогоплательщика (выездная или камеральная, при которой установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах), то по результатам рассмотрения ее материалов руководитель налогового органа вправе вынести решение:

  • о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

Задолженность перед бюджетом

Наиболее часто встречающийся вариант — это приостановление операций с целью обеспечения исполнения обязанности уплатить налоги. Схема проста: налоговики выявляют задолженность (по налогам, сборам, пеням, штрафам) и фиксируют дату ее выявления в специальном документе, составляемом по форме, утвержденной в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@. Затем в течение трех месяцев налогоплательщику направляется требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа). Требование должно отвечать всем условиям, перечисленным в ст. 69 НК РФ. На его исполнение по общему правилу отводится 10 дней с даты получения (сроки, определяемые днями, исчисляются в рабочих днях согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Иной срок может быть указан в самом требовании. После истечения срока добровольной уплаты налога в случае непогашения задолженности инспекторы имеют в своем распоряжении два месяца, чтобы вынести решение о взыскании налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). О принятии такого решения налогоплательщик должен быть уведомлен в течение шести рабочих дней.

Пункт 2 ст. 76 НК РФ гласит, что решение о приостановлении операций может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога. Очевидно, что «не ранее» означает «одновременно либо позднее». Данное судьбоносное для налогоплательщика решение налоговый орган передает в банки, где открыты расчетные счета, в электронном виде или на бумажном носителе. Момент его получения банком фиксируется в уведомлении о вручении или в соответствующей отметке на самом решении. Именно с этого момента банк должен приостановить все расходные операции по расчетным счетам налогоплательщика. Данное правило не распространяется на платежи, имеющие первую и вторую очередь списания согласно п. 2 ст. 855 ГК РФ. В эту «льготную» категорию попадают такие значимые направления расходования денег, как платежи по исполнительным документам, правда, не по всем, а только предусматривающим перечисление алиментов, возмещение вреда жизни и здоровью, выплату выходных пособий работникам и авторам. Получается, что погашение задолженности перед контрагентами, а также выплата зарплаты становятся невозможными, что, естественно, не просто затрудняет работу любой организации, но и может ее парализовать. В связи с этим налогоплательщик должен выяснить, нет ли оснований для обжалования решения о приостановлении операций по счетам.

Порядок разблокировки

Пунктом 8 ст. 76 НК РФ установлено: приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога. Заметим, сроки получения информации о взыскании налога никак не регламентированы и не фиксируются, поэтому из такого, казалось бы, четкого правила мы получаем размытую норму, которая на практике может стать удобной для конкретного правоприменителя, поскольку позволяет затянуть отмену решения о приостановлении операций на неопределенный срок. Для налогоплательщика единственный выход — обжаловать бездействие налогового органа в суде. Так, например, в Постановлении от 23.05.2008 N КА-А40/4404-08 арбитры ФАС МО признали, что налоговому органу вполне достаточно двух месяцев, чтобы получить информацию о перечислении налога (в данном случае налог был уплачен добровольно). Однако решения об отмене приостановления операций были приняты спустя более года, в связи с чем суд признал незаконным бездействие налоговиков.

Другой, не менее важный момент — задержки в доставке исполнителю уже вынесенного решения об отмене приостановления операций. Так, порядок направления в банк решений налогового органа на бумажном носителе (см. Приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@) предусматривает два варианта — заказным почтовым отправлением и лично представителю банка под расписку. Ни для кого не секрет, что четко спрогнозировать срок доставки конкретного почтового отправления очень сложно. Поэтому налогоплательщику лучше повлиять на ситуацию — взять в банке доверенность на получение решения об отмене приостановления операций, обратиться в инспекцию и взять «банковский» экземпляр решения об отмене приостановления. Такой порядок разрешил применять Минфин в Письме от 16.01.2008 N 03-02-07/1-16.

По результатам налоговой проверки составляется акт и выносится решение. В решении о привлечении к ответственности указываются суммы недоимки, пени и подлежащий уплате штраф за совершение налогового правонарушения. В решении об отказе в привлечении к ответственности может быть указана сумма недоимки (если недоимка была выявлена при проверке) и пеней (п. 8 ст. 101 НК РФ). Данные решения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней после вручения налогоплательщику.

В течение 10 дней с даты вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности инспекторы направляют организации требование об уплате налога (п. 2 ст. 70 НК РФ). Дальнейшая процедура известна: при неуплате недоимки в добровольном порядке в течение двух месяцев будет вынесено решение о взыскании, и не ранее него — решение о приостановлении операций. Бороться с этим «видом» приостановления можно так же, как описано выше. В первую очередь — обжаловать решение, вынесенное по результатам проверки (естественно, если есть основания), и другие акты, «предваряющие» блокировку счетов. Если решение о привлечении к ответственности будет признано незаконным, то и приостановление операций окажется неправомерным (Постановление ФАС МО от 02.06.2008 N КА-А41/8126-06). Заметим, что согласно п. 14 ст. 101 НК РФ решение, принятое по результатам налоговой проверки, может быть отменено и по процессуальным основаниям (в частности, ввиду нарушения налоговым органом порядка рассмотрения материалов проверки, а именно неуведомления налогоплательщика о проведении такого мероприятия, что лишает его возможности лично участвовать в последнем и нарушает права). Именно по этой причине были отменены как решение о привлечении к ответственности, так и решения о взыскании налога и приостановлении операций в споре, рассмотренном ФАС УО в Постановлении от 29.05.2008 N Ф09-3774/08-С3.

Камеральные проверки также подразумевают определенную процедуру. В частности, п. 3 ст. 88 НК РФ предписывает инспекторам сообщить налогоплательщику о выявлении в декларации ошибок или противоречий и потребовать внести в нее исправления. Арбитры ФАС МО, принимая Постановление от 28.04.2008 N КА-А40/3190-08, установили, что общество допустило техническую ошибку и не показало часть расходов. Однако у налоговиков никаких сомнений не возникло — они выявили недоимку, вынесли решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, что в итоге привело к приостановлению операций. Между тем налогоплательщик представил уточненную декларацию, согласно которой недоимки не было. Ее инспекция приняла без замечаний. Действия инспекции по взысканию с организации задолженности признаны неправомерными ввиду отсутствия самой задолженности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *