Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие страховки в 2023 году: чем грозит езда без страхового полиса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?
Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.
При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.
Штраф за невписанного в страховку водителя
По закону управлять автомобилем могут только те лица, которые указаны в страховке. Если за рулем находится человек, чье имя не вписано в страховой полис, в соответствии с частью 1 статьи 12.37 КоАП водитель получит штраф за езду без страховки на чужой машине. При этом не имеет значения находится хозяин авто, указанный в ОСАГО, рядом или управление авто осуществляется в отсутствии владельца.
Штраф за невписанного водителя в страховку ОСАГО составляет 500 рублей.
Исключение – вождение только приобретенного автомобиля без страховки. В таком случае закон разрешает управлять автомобилем человеку, который не вписан в полис ОСАГО, в течение 10 дней с момента оформления сделки. Но только если при нем есть документ, подтверждающий факт купли-продажи или дарения.
Разъяснение Верховного Суда РФ
Еще одним «пруфом» в пользу езды на машине без ОСАГО в 10-дневный срок с момента заключения ДКП является мнение Верховного Суда. Речь идёт о решении ВС РФ № АКПИ12-205, от 17.04.2012 года, в котором рассматривался вопрос о признании части пунктов ПДД недействующими.
Вот выдержка из данного решения:
Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.
Как видно, Высшая инстанция подтверждает законную возможность ездить на автомобиле без полиса ОСАГО, если с момента заключения ДКП еще не прошло десяти дней. Следовательно, в этот период к новому владельцу машины не могут применяться меры наказания за отсутствие страховки.
Остановка сотрудником ГИБДД для проверки
Страховой полис должен быть всегда с собой в машине. Каждый автовладелец должен знать, что если нет страховки на машину, предусмотрено наказание. Любая остановка на дорогах грозит проверкой документов с последующим наложением санкций, а размер штрафа за управление автомобилем без страховки зависит от конкретной ситуации.
Водитель после остановки должен предъявить сотруднику дорожной службы оригинал полиса. В случае оформления страхового полиса Е-ОСАГО через интернет, его необходимо распечатать и возить с собой, согласно статье 32 № 40-ФЗ.
Подлинность электронной и бумажной страховки проверяется при необходимости через базу РСА или в сети ИМТС МВД России. Однако, при отсутствии технической возможности проверить полис Е-ОСАГО, или за неимением его распечатки в бумажном виде у водителя, инспектор вправе выписать протокол о правонарушении, согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ.
Какой штраф за езду без страховки в 2021 на чужой машине
Возникают ситуации, когда необходимо воспользоваться автомобилем родственника, поскольку свой, к примеру, в ремонте. Еще один вариант — владелец выпил и попросил «трезвого» водителя довезти их домой. В этих случаях размер штрафа и его правомерность определяет не присутствие владельца транспортного средства, едет ли человек с хозяином или без.
Вопрос состоит в страховке. Стоит понимать, что действие полиса распространяется на конкретное транспортное средство. Если он неограниченный, штрафные санкции не применяют. Но когда водитель не вписан в автогражданку, владельцу остановленного авто предстоит заплатить 500 руб. Если же страховку предоставить невозможно в силу ее отсутствия, суммы взысканий отличаются:
Использование фальшивого полиса влечет более серьезное наказание. При попытке получить по нему компенсацию в страховой компании обладатель поддельного документа согласно ст. 327 УК РФ может быть лишен свободы сроком до 2 лет.
Полис автогражданки — документ, который должен быть у каждого водителя. И не важно, едет ли он на своей или чужой машине. В последнем случае водитель должен еще и проверить, вписан ли он в документ как лицо, имеющее право на управление застрахованным транспортным средством.
Когда разрешено ездить без страховки
При управлении автомобилем не во время действия полиса, штраф составит 500 руб. Это касается сезонного использования транспортных средств.
Регламент не предусматривает вынесение документа в отношении физических лиц. Кроме того, отсутствие ОСАГО не является длящимся правонарушением.
Как видите, за просроченную страховку и отсутствующий полис наказывают одинаково.## Каким будет повторный штраф за езду без действующего полиса ОСАГО?В 2021 году повторный штраф за отсутствие ОСАГО равен первичному, то есть отдельное наказание не применяется.
Один из депутатов ЛДПР усомнился в законности новой практики арестов за езду без ОСАГО. Чтобы прояснить ситуацию он обратился к главе Госавтоинспекции. Ответ не заставил себя долго ждать – в ГИБДД подтвердили возможность применения полицейскими ч. 1 ст. 19.3 КоАП за управление автомобилем без страховки.
Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.
Однако в вышеупомянутой расшифровке есть ещё одно важное слово — «обязательное». В России необходимость страхования гражданской ответственности водителями закреплена законом.
Но некоторые водители пренебрегают полисом, не желая тратиться на страховку, и надеются, что не попадут в ДТП. Штрафы за отсутствие ОСАГО их не пугают, так как они не слишком большие. ## Наказание за езду без полиса ОСАГО, если забыл страховку домаПри наличии действующей страховки водитель, забывший полис дома, будет оштрафован на 500 рублей либо предупрежден по ч. 2 ст. 12.3 КоАП.
Не защитит страховка водителя и от уголовного преследования — например, когда в аварии погиб человек. Если же у спровоцировавшего аварию водителя не будет страховки, то ему придётся компенсировать весь нанесённый ущерб из своего кармана. Поэтому страхование гражданской ответственности призвано защитить не только пострадавших при ДТП, но и самих виновников аварии.
Но некоторые водители пренебрегают полисом, не желая тратиться на страховку, и надеются, что не попадут в ДТП. Штрафы за отсутствие ОСАГО их не пугают, так как они не слишком большие. ## Наказание за езду без полиса ОСАГО, если забыл страховку домаПри наличии действующей страховки водитель, забывший полис дома, будет оштрафован на 500 рублей либо предупрежден по ч. 2 ст. 12.3 КоАП.
Не вписаны в страховкуЕсли человек, который находится за рулем, не указан в полисе, — это еще один повод для штрафа. Подобная ситуация считается правонарушением независимо от того, сидит рядом владелец авто или нет.Другие случаиНапример, использование транспорта в период, не предусмотренный страховкой ОСАГО, или того хуже — поддельного документа.
Езда на чужой машине без страховки: разбираемся в нормах законодательства
Но передача руля водителю, не вписанному в страховку ОСАГО, не влечёт в 2021 году никакого наказания для хозяина автомобиля, даже если он сидит рядом и допускает такое нарушение.
Кстати, ранее административное наказание выносилось до «устранения причины запрета эксплуатировать транспортное средство», а правонарушителю давались сутки для приобретения полиса. В 2020 году такие положения утратили силу, а значит, — начало движения каждый раз образует новый состав правонарушения.
Это может быть родственник, знакомый, арендатор, а также водитель, который садится за руль, имея на руках доверенность на управление.
До 2013 года за аналогичное правонарушение автоинспекторы имели право снимать с машины регистрационные знаки, сейчас положение не имеет юридической силы.
Штраф за отсутствие ОСАГО
Чем грозит просроченный полис и какие штрафы предусмотрены за его отсутствие? Что может повлиять на размер штрафа за езду без ОСАГО?
Согласно текущему законодательству, езда без полиса обязательного страхования в 2022 году запрещена и, при обнаружении его отсутствия во время остановки инспектором, водителю придется платить штраф.
Любая авария при этом обернется полной выплатой всего нанесенного ущерба пострадавшей стороне. В результате поездки без страховки чаще всего заканчиваются серьезными проблемами.
Мнимая экономия, даже за 9 лет, не покроет всего ущерба, нанесенного любому дорогому автомобилю.
Сейчас в законе прописаны следующие нарушения, за которые полагаются штрафы:
- просроченный полис;
- езда без полиса обязательного страхования;
- водитель не вписан в действующий полис.
Оштрафовать за эти нарушения могут при любой остановке, когда инспектор будет проверять наличие страховки.
В 2023 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
При оформлении полиса с минимальным коэффициентом ограничения (1) необходимо помнить, что в документ должны быть вписаны все лица, имеющие право ездить на указанном транспортном средстве, так как действие полиса распространяется только на фиксированный круг лиц, которые могут находиться за рулем.
Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, а не пассажире, поэтому в 2023 году, если сотрудники ГИБДД проверят документы, а за рулем окажется человек, не вписанный в полис водителю выпишут штраф за езду без ОСАГО, даже если рядом как пассажир сидит застрахованный хозяин.
Если вы точно знаете, что за рулем может оказаться кто-то, не указанный в перечне разрешенных лиц, лучше изначально не экономить, а оформлять полис без указания конкретного водителя, что поднимет коэффициент ограничения до значения 2,32, но избавит от многих проблем в будущем.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
Почему нужны изменения
По словам председателя комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петерубрга и Северо-Запада Александра Баклушина, в России давно существует проблема низких выплат по полису ОСАГО.
— Например, если человек погибнет в самолете, выплаты составят несколько миллионов рублей, а если в автомобильной аварии — выплата будет равна 500 тысячам рублей. Конечно, заметен характерный перекос, — обратил внимание Баклушин.
Он обратил внимание на то, что система выплат по жизни и здоровью однажды уже изменялась. Тогда изменения были позитивными, потому что конкретные телесные повреждения привязали к процентам страховых выплат (в зависимости от того, какую часть тела повредил человек — прим. «ВМ»).
— Я считаю, что главное изменение, которое надо реализовать в ОСАГО, — это лимит выплат по жизни и здоровью, который необходимо поднять до двух миллионов, — сказал эксперт.
В свою очередь, автоюрист Лев Воропаев заметил, что страхование ОСАГО в большинстве своем не относится к здоровью, а касается возмещения вреда, причиненного имуществу:
— Закон предусматривал возмещение последствий в натуральной форме, то есть путем ремонта авто. Но эта система работает неэффективно.
Страховые компании понимают, что для них экономически выгоднее выплатить денежные средства, а не отправить машину на ремонт. Поэтому более 80 процентов компаний склоняют клиентов к получению денежного возмещения, а не к ремонту.
— Эти выплаты производятся с учетом износа автомобиля, а для страховых компаний это гораздо выгоднее, чем произвести ремонт, — пояснил Воропаев.
Он обратил внимание, что за 2022 год уже несколько раз поднимались тарифы по ОСАГО (покупка самого страхового документа — прим «ВМ»), а сами страховые выплаты не повышались:
— В принципе, я считаю, что можно поднять планку выплат по здоровью до двух миллионов рублей, но тогда и стоимость самого ОСАГО увеличится в разы.
- Повышение лимитов и отмена учета износа
Как только автомобиль забирают из салона, он начинает стареть, рассказал Воропаев. Если человек через условное время попал в ДТП, то этот амортизационный износ рассчитывается как стоимость выплаты за аварию, если вы выбираете деньги. Отмена износа важна в том случае, когда гражданин в качестве компенсации выбирает денежную выплату.
— В этом случае нужно считать выплату без учета износа. То есть ту же стоимость, которую компания должна была бы выплатить деньги за ремонт в салоне, — объяснил он.
Автоюрист обратил внимание, что стоимость компенсации по ОСАГО не может превышать 50 процентов от износа машины.
— Кроме того, пострадавший получает сумму за повреждения автомобиля, которая рассчитывается по единой методике. Она предполагает выплаты в два-три раза меньше, чем ему необходимо для ремонта, — уверен Воропаев.
- Штрафы с камер и ДТП без справок
Александр Баклушин рассказал, что особенность этого нововведения в том, что часть водителей не защищены от ситуации, когда в них врезается водитель без полиса ОСАГО.
— В этом случае потерпевшему приходится обратиться в суд. А учитывая то, что у виновного не было средств для оплаты ОСАГО, скорее всего, компенсация, назначенная судом, будет невысокой, — предположил Баклушин.
Кто может выписать штраф за страховку в России?
На данный момент фиксацией нарушения, составлением постановления, а значит и оформлением штрафа занимается ГИБДД. В порядке эксперимента проводилось внедрение электронных систем фиксации (камеры), пока не предполагающее действительных штрафов, но на момент публикации этого материала сведения о результатах эксперимента, о датах и возможностях окончательного запуска отсутствовали.
От официальных лиц, в виде комментариев и заявлений, нередко поступает информация о скором внедрении системы автоматической проверки, но, повторимся, пока конкретных данных нет (хоть порой и звучат самые ближайшие даты).
Соответственно, ответить на расхожий вопрос — штрафуют ли камеры, если ездить без страхового полиса? – можно фразой «пока нет».
Штраф с камеры наблюдения
Этот вопрос является незакрытым. Водители должны знать, что камеры считывают сведения о наличии страховки, но “письма счастья” по этому вопросу никому не приходят. На самом деле, в скором времени планируют перевести камеры в режим считывания данных о транспорте на дорогах России. В таких обстоятельствах можно будет определять и страховку у автомобиля. Для слаженной работы фиксации видеокамерами нарушений нужно объединение трех структур:
- базы государственной автоинспекции,
- центра организации движения,
- российского Союза автостраховщиков.
А пока что эти три силы не сконцентрированы в одном месте. Услуги страховых компаний дорожают. Из года в год поднимается в цене и стоимость страхового полиса. Водители, желая сэкономить на этом, не покупают свидетельство о страховании машины. Если попасться на проверку при остановке сотрудником ДПС, водителю всё же с большой долей вероятности будет выписан штраф. Однако какими бы фактами не оперировал сотрудник полиции, у него нет права отнимать у вас транспортное средство, ставить его на штрафплощадке, снимать номера или же отбирать права.
Будучи юридически грамотным, изучая законы, вы сможете избежать массы неприятностей. В условиях настоящего времени видеофиксация автомобилей на трассах не позволяет выписывать штрафы дистанционно. Эксперты в области автомобильного транспорта настоятельно рекомендуют не пропускать срок продления своего страхового полиса ОСАГО — так вы будете застрахованы от неприятностей в случае непредвиденных обстоятельств, в первую очередь, не понесете серьёзные убытки. В случае ДТП водитель может оказаться в невыгодном положении, а при наличии полиса страхования ответственность возьмет на себя страховщик.
Автострахованием в Российской Федерации предусмотрены два типа договоров — КАСКО и ОСАГО. Если первый тип является добровольным, то второй является обязательным. Будучи ответственным водителем, необходимо заранее посмотреть документы, определить срок истечения полиса, вовремя продлевать его в страховой компании и, конечно же, аккуратно ездить по дорогам, чтобы полис не пригодился.