Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Колонии для несовершеннолетних. Как сидят на малолетке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исправление и воспитание несовершеннолетних преступников происходит на протяжении всего времени нахождения в колонии. В школе им дают необходимую базу знаний, формируют в каждом из них индивидуальную личность. Очень часто приходят психологи для бесед с подростками. Они находят личный подход к каждому из них, пытаются вникнуть во все проблемы, которые происходили, про их семейную обстановку, почему они совершили преступление и т.д.
Направленность работы сотрудников
Воспитательная работа — комплекс специальных мер, применяемых к осужденным несовершеннолетним для того, чтобы отношение подростка к внешнему миру, самому себе, а также положительно повлиять на его будущую судьбу.
Работа направлена на получение подростком эстетических, нравственных, трудовых навыков, а также получение физического воспитания.
Колония предоставляет возможность несовершеннолетним заключенным получить определенную профессию в своих стенах, которая поможет освоиться и прокормить себя после освобождения.
Среди оступившихся подростков есть представители из семей, именуемых неблагополучными, в которых никогда прививались семейные и моральные ценности. Поэтому, проведение с несовершеннолетними нарушителями персональных бесед на такие темы помогает показать подростку другую сторону жизни.
Что такое воспитательная колония для несовершеннолетних?
По сути, детская воспитательная колония является вариантом исправительной колонии, с режимом, схожим с таковым в учреждениях для взрослых преступников. Но учитывается возраст заключённых и необходимость применения к ним особого подхода, связанного с процессом формирования личности ребёнка. Конкретно, такой подход должен преследовать следующие цели:
- привить привычку сосуществовать с другими людьми мирно;
- научить оценивать себя в сравнении с другими заключёнными;
- дать образование в рамках базовых стандартов и дополнительных занятий по интересам;
- обучить навыкам, с помощью которых можно зарабатывать на жизнь, не нарушая закон;
- приобщить к общественной жизни с помощью творчества и самодеятельности.
Нравы в колонии для девочек
В детской колонии для девочек царят жесткие порядки, намного отличающиеся от тех, которые соблюдаются в женской колонии. Стоит отметить, что разговаривают многие малолетние зечки, исключительно матом. Те, кто взрослее и сильнее, всегда стоят выше других в тюремной иерархии. Как бы это было не удивительно, но именно в колониях для девочек происходят частые и порой жестокие драки.
Еще более суровее для девочек-преступниц, чем отбывание наказания в колонии, это этап в тюрьму. Их этапируют также, как и взрослых арестантов — привозят в автозаке на вокзал, где уже преступниц ожидает вагон «Столыпин». С тяжелыми сумками малолеткам приходится бежать из автозака в вагон. В это время нельзя смотреть по сторонам. Во время пути на нескольких станциях происходит обыск, как правило в сырых камерах. Перед тем как окончательно направить заключенных в детскую тюрьму, девочек могут содержать в местном СИЗО со взрослыми преступницами.
Со сколько лет туда можно попасть по законодательству?
В детскую колонию могут отправить подростка, начиная с 14 лет. Но сделать это суд может лишь в исключительных случаях. Учитывается преступление (его тяжесть), условия совершения, наличие рецидивов и в целом личность преступника. Главным фактором, на основании которого назначается наказание в виде лишения свободы, является общественная опасность содеянного и самого преступника.
Никогда заключение в колонию не применяется к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести.
За преступления небольшой и средней тяжести, совершённые подростком в возрасте до 16 лет, наказание не может быть больше 6 лет лишения свободы, а за тяжкие преступления – больше 10.
Для колоний, изначально предназначенных для подростков, достаточно остро стоит вопрос, связанный с наступлением совершеннолетия до конца срока. Данная проблема решается одним из двух методов:
- Пребывание в воспитательном учреждении и после наступления 18 лет.
- Перевод преступника из колонии воспитательной в более строгую — исправительную.
Решение принимает непосредственный начальник колонии и ведущий дело прокурор. Они опираются на следующие правила:
- Осужденного подростка оставляют в колонии на один год, пока ему не исполнится 19 лет;
- После наступления 18 лет нарушитель может быть переведен в ИК, если он постоянно преступает установленные правила.
Подобный перевод осуществляется только на основании судебного постановления. В стандартном режиме преступники, достигшие 19-летнего возраста, направляются по распоряжению начальника во взрослые исправительные колонии.
Сколько в России тюрем и какие там режимы?
В настоящее время по данным ФСИН в России содержится 35 женских исправительных колоний. В этих учреждениях отбывают срок около 60 000 женщин и девушек, что составляет 5 % от общего числа осужденных в России. Около тринадцати тысяч из них несовершеннолетние (подробнее о том, как живется воспитанницам женских колоний для несовершеннолетних, читайте тут).
В колонии общего режима осужденные отбывают срок за тяжкие преступные деяния, совершенные впервые, а также за преступления небольшой и средней тяжести, если судебный орган посчитает, что исправление таких лиц невозможно в условиях поселения. Строгий режим применяется лишь в отношении рецидивисток и особо жестоких убийц.
Помимо исправительных колоний существуют такие учреждения, как СИЗО, в которых осужденные находятся в процессе следствия и ожидают дальнейшего распределения. На территории России действует три женских СИЗО (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург).
Подробнее об основных отличиях колонии строгого режима от общего и других читайте тут, а о том, как живут в колонии строгого режима, что это вообще такое и почему туда лучше не попадать, узнайте в этом материале.
Со скольки лет туда можно попасть?
В соответствии с действующим законодательством (ст.20 УК) уголовная ответственность в России наступает, начиная с 16-летнего возраста. При этом лицо признается несовершеннолетним, если на момент совершения преступления ему не исполнилось 18 лет. В этом случае для исполнения наказания девушка направляется в исправительную колонию для несовершеннолетних девушек.
За тяжелые преступления уголовное наказание подростка может назначаться по достижению 14 лет. Перечень таких злодеяний оговаривается ст.20 УК (часть 2). В колонию направляются:
- лица, совершившие убийство (ст. 105);
- причинение тяжкого (ст. 111) или среднего (ст.112) вреда здоровью;
- похищение человека (с. 126);
- кражу (ст. 158);
- грабеж или разбой (ст. 161, 162);
- вымогательство (статья 163);
- похищение автомобиля (ст. 166);
- уничтожение имущества (ч.2 ст. 167);
- теракт, захват заложника или ложное сообщение об теракте (ст. 205-207);
- злостное хулиганство (ч.2 ст. 213);
- вандализм (ст. 214);
- хищение оружия и взрывных устройств (ст. 226);
- хищение наркотических или психотропных веществ (ст. 229);
- повреждение транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).
Уголовная ответственность детей
По российскому законодательству, уголовная ответственность за большинство преступлений наступает с 16 лет. С этого возраста за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также повторное преступление небольшой степени тяжести несовершеннолетнего могут поместить в ВК (воспитательную колонию).
В редких случаях лишением свободы караются подростки с 14 лет. Отбывать наказание они направляются в воспитательную колонию и только за особо тяжкие преступления:
При этом в соответствии со статьей 88 УК РФ, подростку 14-16 лет не могут дать срок свыше 6 лет, а 16-18-летнему молодому человеку – свыше 10 лет. И это вне зависимости от тяжести статьи и количества преступлений. Минимальный срок, положенный в подобных случаях для взрослых, сокращается наполовину.
Как устроен быт воспитательных колоний?
Прибыв в колонию, осужденный отправляется на 15-дневный карантин. Это нужно для того, чтобы убедиться: новичок не болен инфекционными заболеваниями. За это время сотрудники ВК изучают личность, характер, образовательный уровень заключенного, разъясняют правила колонии. Потом решают вопрос, в какой из отрядов его отправить. Каждый отряд живет в общежитии, где есть, помимо спален, комната для приема пищи в свободное время, а также помещение, где подростки могут проводить досуг.
Каждый воспитанник носит форменную одежду с нашивкой, где указано его имя, год рождения и статья, по которой он осужден. Воспитанники могут передвигаться по территории колонии без конвоя, но только строем. Так, поотрядно, они ходят на учебу – в школу или профессиональное училище, на работу, в столовую, в клуб. Как правило, на территории колонии есть спортзал и спортплощадки на открытом воздухе, а также магазин. В некоторых колониях построены православные храмы.
Однообразный быт ВК скрашивают свидания с родственниками, просмотр кинофильмов в клубе (раз в неделю и по праздникам), спортивные соревнования и поездки на волю ― в музеи, на каток, на футбол.
За плохое поведение можно попасть в ДИЗО – дисциплинарный изолятор: фактически, запираемые камеры.
В исправительную колонию, как правило, попадают те несовершеннолетние преступники, которые будучи осуждены, совершили ещё одно намеренное преступление. Также эта мера исправительного наказания применяется и к переведённым с лёгкого или, наоборот, строго режима.
Важно понимать, что дети часто не до конца понимают последствия своих действий, идя по пути проб и ошибок. В случае отсутствия родительского контроля, это часто приводит к плачевным последствиям – несовершеннолетние становятся преступниками и попадают в колонию.
В этом случае необходимо не только наказание, но работа по исправлению поведения ребёнка. Это и есть главная цель воспитательных колоний.
В каждой детской колонии есть своя школа. Учёба организована в течение пяти дней в неделю, каждый урок длится 40 минут.
Учитывается статистика, согласно которой только третья часть несовершеннолетних заключённых училась в школе до посадки. Образование в колонии делится на три стадии (ступени):
- Начальное (ускоренный курс за 4 года);
- Общее в течение пяти лет. Оно является базой для получения полного среднего образования;
- Среднее полное получают на протяжении двух лет. Это завершающий этап, который закрепляет весь пройденный курс.
Дополнительно можно участвовать в творческих кружках и различных видах самодеятельности.
О словах «просто так» и «так получилось»
Как-то с одним специалистом мы ездили по детским колониям, и она сказала: «Ну, мой-то ребенок никогда такого не сделает». Я ей тогда ответил, что ей нечего здесь делать, что она не имеет права ходить к этим детям, потому что ей нечего им дать.
Каждый раз я допускаю мысль, что я мог бы оказаться на месте этих людей. Иначе кто я такой?
Подросток Петр (имя изменено) попал в воспитательную колонию по статье 111, часть 4 («Нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших за собой смерть потерпевшего»). Я общался с ним и его мамой. Колония была недалеко от Москвы, мы там часто бывали, помогали. Освободился он условно-досрочно. Мы ездили к нему домой, подарили компьютер. Парень поступил в техникум, сейчас учится в Москве, в институте на бюджетном отделении. Ему трудно, но он справляется.
Мы время от времени встречаемся за чашкой кофе в кафе, болтаем. Я как-то спросил его о преступлении. «Вы не поверите, — сказал он, — это была первая в жизни рюмка водки». Вышел на улицу, там компания друзей, у одного из них день рождения. Разумеется, была и вторая, и третья рюмка. Мимо шел человек, сделал группе подростков замечание, ну и так далее. Потерпевший скончался в больнице, а Петр ничего не помнит. Но это, конечно, случай нетипичный. Таких, как этот парень, называют «пассажирами».
Еще один короткий эпизод — встретил в одной воспитательной колонии парня, который, еще находясь в СИЗО, сделал себе маленькую наколку, совсем маленькую, сделал «просто так». Проблема в том, что кололи всех одной иглой и у парня теперь ВИЧ.
К сожалению, подростки оперируют этим страшным словом «просто так», не думая о последствиях. Другое слово, еще более печальное — «так получилось». Между этими двумя «просто так» и «так получилось» — яма, в которую они проваливаются.
Когда я вышел из «спецов», на свободе пробыл недолго. Был пьян и порезал ножом своего ровесника. Меня забрали в отделение, и прямо там я избил сотрудника милиции. Мне не было и 15. Следствие прошло быстро, меня судили и дали полтора года лишения свободы. Так я попал в колонию для несовершеннолетних в Бобруйске.
Там разрешали курить, уже не нужно было прятать бычки. Заставляли выходить на работу. На промзоне, среди опилок я мог избить сверстника — за цвет кожи, за «кривое» лицо, за то, что нахамил в разговоре. В первый же день я разбил стул о лицо человека. Было разное…
Парни «в авторитете» забирали передачи у остальных детей. Это называлось «сказка за дачку». Подходишь к мальчику, которому пришла посылка, и говоришь: «Хочешь, я расскажу тебе сказку-задачку?» Он такой: «Конечно!» Сияет от гордости, что на него обратили внимание парни «в авторитете». Выдумываешь любую дичь, которая начинается словами «Жили-были дед с бабкой», и в конце говоришь: «А теперь передачу давай сюда». Ребенок не понимает: «С чего это?» — «Давай разберем слова. Сказка за дачку (дачка — передача на тюремном жаргоне). Я тебе сказку рассказал, так что передачу отдавай мне». Своего рода беспредел.
Человеку нужен человек
Прошло уже почти два года с тех пор, как я вышел из колонии. Помню себя прежнего: агрессия, злость, зуб за зуб, кровь за кровь, ничто не могло остановить меня. Но случился переворот. Два года езжу по церквям и свидетельствую — рассказываю, в каких обстоятельствах я рос, к чему это привело и как Бог помог мне измениться.
На следующий же день после освобождения я вышел на работу электрогазосварщиком третьего разряда. Профессию получил еще в колонии, в последний год мне разрешили учиться в промзоне. Конечно, многие компании не хотели брать человека с судимостью. Я ходил на тракторный завод, еще куда-то, не врал, честно говорил: «У меня есть штрафы, судимости, недавно освободился», — и везде слышал: «До свидания!» Мне помогли верующие, устраивали к себе в ИП. Я не боялся тяжелой работы, тягал мешки с цементом, собирал теннисные столы, был сантехником. Сейчас открываю собственное ИП, хочу работать на себя, оказывать сантехнические услуги.