Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Использование страхового абандона в страховании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заключая договор страхования транспортного средства, клиент страховой компании должен изучить его правила. Кроме страховой суммы, размера страхового платежа необходимо детально ознакомиться с условиями выплаты страхового возмещения, рисками и исключениями. Абандон в страховании автомобиля по КАСКО – это право страхователя на получение полной страховой суммы за поврежденный автомобиль.
Выбор страхователя: транспорт или абандон
Бывают ситуации, когда после аварийного транспортного события, автомобиль поврежден больше чем на 70%. В страховании такое событие считают конструктивной гибелью транспортного средства, или тотальным ущербом. Если имеет место такой факт, в большинстве страховых компаний, согласно действующим правилам страхования, проводят выплату страховой суммы. Однако ее уменьшают на стоимость остатков авто, которые страхователь еще может реализовать. В таком положении клиент предстает перед выбором: искать покупателей на пригодные для продажи остатки автомобиля или воспользоваться абандоном в страховании, процедура которого менее утомительна.
Принцип свободы договора
Если страховщики при полной гибели застрахованного имущества отказывают в выплате страхового возмещения в размере полной страховой суммы, обычно они ссылаются на свои стандартные правила страхования, где в качестве безальтернативного варианта закрепляется выплата в подобной ситуации страховой суммы за вычетом стоимости годных остатков. Точно так же в судебных актах, о которых упоминает читатель, суды указали на предусмотренную правилами страхования обязанность страховщика выплатить страховое возмещение за минусом стоимости годных остатков поврежденного имущества.
В правовом смысле это означает, что суды поставили принцип свободы договора выше нормы Закона об абандоне. Действительно, в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) в него могут включаться любые условия, которые не противоречат закону. Учитывая, что в п. 5 ст. 10 Закона говорится о праве страхователя (выгодоприобретателя), последний может отказаться от своего права на абандон. Об этом, собственно, и свидетельствует подписание страхователем договора, в котором закреплено положение о выплате страховщиком в случае гибели автомашины страхового возмещения в размере страховой суммы за минусом стоимости годных остатков. Тем более что согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Между тем все эти аргументы не соответствуют закону. Во-первых, на основании п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен отвечать обязательным для сторон правилам, установленным законом, действующим в момент его заключения. Исходя из ст. 168 и 180 ГК РФ, условия договора, противоречащие императивным нормам закона, ничтожны. Кроме того, в п. 2 ст. 9 ГК РФ закреплено, что отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, определенных законом. Данная норма является специальной, посвящена регулированию только последствий отказа от прав и потому (в силу общепризнанного правила юридической техники о приоритете специальной нормы над общей) отменяет в отношении ситуаций такого отказа действие общей нормы, приведенной в п. 1 названной статьи.
Закона, в силу которого в случае отказа страхователя или выгодоприобретателя от своего права на абандон предусматривалось бы прекращение такого права, нет. Следовательно, право отказаться от погибшего или утраченного застрахованного имущества в пользу страховщика с целью получения страхового возмещения в размере страховой суммы у них остается всегда.
Хорошо известно, что с любым правом корреспондирует соответствующая обязанность контрагента, и поэтому страховщик не может отказаться от принятия имущества, от которого в его пользу отказался страхователь или выгодоприобретатель, заявив абандон.
Однако не все бывает просто и с подачей документов. Либо страховщик не согласен с мнением владельца, либо владельца не устраивают некоторые пункты соглашения (к примеру, встречаются случаи, когда компании проще признать «тотал», хотя машина на ходу и в целом при желании может быть успешно восстановлена).
Тогда можно воспользоваться правилом абандона. Абандон по КАСКО – это право владельца передать автомобиль в собственность страховой компании, а взамен получить компенсацию, положенную по договору. Нередко это самый простой и быстрый способ получить деньги и забыть о проблеме.
Несомненным плюсом абандона в страховании автомобиля по КАСКО является то, что по закону автовладельцу достаточно просто передать соответствующее заявление страховщику, после чего запускается процесс. Но и минус тоже имеется: страховые компании зачастую все случаи абандона стараются решать через судебное разбирательство, а это требует много времени и сил.
Правовое обоснование получения имущества в порядке абандона
В соответствии со ст. 278 КТМ РФ, если имущество застраховано от гибели, страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в случае:
- пропажи судна без вести;
- уничтожения судна и (или) груза (полной фактической гибели);
- экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна);
- экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
- захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.
В указанных случаях к страховщику переходят:
- все права на застрахованное имущество при страховании имущества в полной стоимости;
- права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.
Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента наступления страхового случая. По истечении этого срока страхователь (или выгодоприобретатель) утрачивает право на абандон и может требовать возмещения убытков только на общих основаниях. Заявление об абандоне является безусловным, то есть не может быть взято страхователем (или выгодоприобретателем) обратно (ст. 279 КТМ РФ).
В случае если по получении страхового возмещения судно окажется непогибшим, страховщик может требовать, чтобы страхователь или выгодоприобретатель, оставив за собой имущество, возвратил страховое возмещение за вычетом той части страхового возмещения, которая соответствует реальному ущербу, причиненному страхователю или выгодоприобретателю (ст. 280 КТМ РФ).
Учитывая безвозмездный характер получения страховой компанией имущества или отдельных его частей, данная сделка практически всегда будет прибыльной (конечно, если не учитывать выплаченное страховое возмещение). Убыток в данной ситуации возможен при максимальных дополнительных расходах страховой компании на ремонт и восстановление имущества (годных остатков) и низкой цене реализации.
При получении страховой организацией безвозмездного имущества имеет место внереализационный доход (п. 8 ст. 250 НК РФ).
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 271 НК РФ датой признания внереализационных доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг).
Таким образом, если в бухгалтерском учете страховая компания отражает получение имущества в порядке абандона как доходы будущих периодов, то в соответствии с п. 8 ПБУ 18/02 возникает временная разница. Если быть точнее, то возникает вычитаемая временная разница, которая при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводит к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (отложенный налоговый актив).
Виды морского страхования
Комплекс современного МС состоит из 3 базовых видов страхования:
- Страхование КАСКО (судов);
- Страхование КАРГО (грузов);
- Страхование ответственности судовладельцев.
Объектом МС может стать любой имущественный интерес, связанный с транспортировкой грузов по морю:
- судно (готовое и строящееся);
- груз;
- фрахт;
- плата за проезд пассажира;
- плата за пользование судном;
- потенциальная прибыль от перевозимого груза;
- заработная плата и иные доходы от мореплавания;
- расходы на репатриацию;
- ответственность судовладельца;
- перестрахование и т.д.
КАСКО (страхование морских судов)
КАСКО подразумевает страхование только самого морского транспорта. По согласованию сторон такое страхование заключается обычно на базе одного из следующих условий:
- страхование с ответственностью за повреждение и гибель;
- страхование с ответственностью только за гибель судна;
- только за повреждение судна;
- за гибель судна, включая затраты на спасение.
Договор заключается на определённый временной срок либо только на один рейс.
В полисе обычно присутствует условие, которое обязывает страхователя или выгодоприобретателя сообщать страховщику о любом значимом изменении, которое произошло с транспортным средством. Любое изменение, повышающие риски, даёт право страховщику пересмотреть условия договора МС или потребовать доплату страховой премии. Отказ страхователя выполнять данное условие ведёт к прекращению договора страхования.
Страхователь обязан тотчас же уведомить страховщика о наступлении страховой ситуации и выполнять указания страховщика.
Страховщик не покроет убытки, возникшие по причине умышленного причинения вреда судну, а также в случае, если обладатель полиса МС не предпринял меры по снижению или предотвращению убытков.
Страховщик несёт ответственность за убытки в рамках страховой суммы; взносы по общей аварии компенсируются страховщиком, даже если они превышают страховую сумму.
В случае пропажи морского судна страховщик несёт ответственность в размере всей страховой суммы. Согласно договору МС, страховщик отвечает за пропажу транспортного средства без вести, если последние сведения о судне получены до завершения срока действия договора МС и если страховщик не сможет доказать, что судно погибло после указанного в договоре срока.
Если морское судно застраховано от гибели, выгодоприобретатель/страхователь может отказаться от своих прав на объект страхования (абандон) и получить страховую сумму в полном объёме в случае:
- пропажи транспортного средства без вести;
- уничтожения судна;
- полной фактической гибели судна;
- полной конструктивной гибели судна;
- экономической нецелесообразности ликвидации судна или доставки груза на место назначения;
- захвата морского судна или груза, продолжающегося более полугода.
Заявление об абандоне необходимо подать страховщику в течение полугода с момента наступления вышеперечисленных обстоятельств. По завершении шестимесячного срока страхователь или выгодоприобретатель теряет право на абандон и может потребовать возмещения на общих основаниях.
В случае абандона к страховщику переходят:
- абсолютные права на застрахованное судно (при страховании его полной стоимости);
- только на долю страхового объекта.
В соответствии с законодательством РФ, существует две возможности оформления абандона в страховании. Это возможно в таких ситуациях:
- Действующий договор между страховщиком и страхователем включает пункты, раскрывающие процесс выплаты, включая абандон. Согласно положениям этого документа, клиент страховщика имеет право (не обязанность) воспользоваться абандоном, то есть передать свое имущество компании в обмен на компенсацию, равную страховой сумме. При этом согласие страховщика не требуется. То есть в одностороннем порядке.
- Оформляется двусторонний документ, по которому страхователь — владелец транспортного средства в добровольном порядке передает право собственности СК. Страховщик станет полноправным собственником застрахованного имущества только после возмещения причиненного ущерба.
Следовательно, в любом из вариантов страхователь имеет право использовать абандон. Образец документа о передаче прав должен содержать сведения о подписавших его сторонах, реквизиты отчуждаемого объекта.
Подводные камни абандона в страховании
Следует помнить, что все условия, прописанные в договоре страхования, необходимо внимательно изучить. Бывают ситуации, когда застрахованный решает воспользоваться своим правом отказа. Он рассчитывает, что после передачи автомобиля в страховую компанию получит компенсацию в размере полной страховой суммы. Как показывает практика, страховщикам выгодно определить конструктивную гибель транспортного средства и посоветовать клиентам воспользоваться процедурой отказа.
Во многих договорах КАСКО с целью уменьшения страховых выплат клиентам предлагается заключить договор страхования, который учитывает износ автомобиля. Если у клиента есть договор с этим условием, то при определении размера страхового возмещения страховая сумма автоматически уменьшается на сумму амортизации. Кроме того, необходимо учитывать размер франшизы, который указан в документе на страхование. Таким образом, используя свое право отказаться от собственности, страхователь может получить значительно меньшую сумму компенсации, чем ожидалось. Такие случаи не редкость.
Как подать заявление об абандоне
Перед использованием абандона выгодоприобретатель должен написать соответствующее заявление. Составление такого документа осуществляется не позднее получения компенсации по страховому случаю (либо, в крайнем случае, после получения первой части положенного страхового возмещения). Точные условия могут определяться разновидностью страхования. Например, морское страхование предоставляет право оформления абандона в течение 6 месяцев после наступления страхового случая.
Отправленное заявление невозможно отозвать, поскольку такой документ обладает безусловным характером. Согласно заключаемому договору, клиент в случае обнаружения потерянного имущества должен возвратить страховой компании сумму компенсации, за исключением стоимости реального ущерба, нанесенного материальному имуществу.
Учитывается ли износ имущества
Именно из-за отказа исключить износ автомобиля мой знакомый и был вынужден подать в суд. Не буду проводить антирекламу, но СК предложила либо выплатить страховую сумму минус размер износа, либо выплатить размер износа при отказе от абандона.
Что самое плохое, большинство городских судов не удовлетворяют аналогичные иски. Хотя в законе о страховом деле явственно сказано, что владелец имеет право получить всю страховую сумму.
Так что практика учета износа имущества в нашей стране сугубо индивидуальна. Возможно, в будущем это и изменится. А сейчас я советую вооружиться как можно большим количеством документов, подавать иск в попытках заставить СК не вычитать сумму износа из страховой выплаты.
В прочем, имеются и выигранные дела против СК: суд настоял на возврате удержанного износа владельцу (не считая остальных выплат).
Тарифы по страховым взносам «на травматизм»
Страховые взносы «на травматизм» рассчитываются по тарифам (от 0,2 до 8,5%), которые зависят от класса профессионального риска (ст. 21 Закона № 125-ФЗ).
При этом порядок определения основного вида деятельности для целей установления тарифов по взносам «по травматизму» определен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 (далее – Порядок определения вида деятельности).
В связи с созданием Социального фонда России (далее – СФР) в данный документ Минтрудом будут внесены соответствующие поправки (сейчас они на стадии утверждения). В частности, планируется, что страхователи для подтверждения основного вида деятельности в 2023 году не позднее 17 апреля 2023 года должны подать в СФР соответствующее заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (п. 3 Порядка определения вида деятельности). Основным видом деятельности, как и раньше, будет признаваться тот вид деятельности, по которому получена большая выручка за прошлый год (п. 9 Порядка определения вида деятельности).
В каком страховании часто применяется абандон
В соответствии с законодательством Российской Федерации существует две возможности оформить процедуру абандона в страховании. Это возможно в таких ситуациях:
- Действующий договор между страховщиком и страхователем имеет пункты, которые раскрывают процедуру выплаты, в том числе абандона. Согласно положениям этого документа, за клиентом страховой организации закреплено право (не обязанность) воспользоваться абандоном, то есть передать свой автомобиль компании в обмен на возмещение в размере страховой суммы. Согласие для этого страховщика не требуется.
- Оформляется двухсторонний документ, по которому страхователь – собственник транспортного средства передает право владения страховой организации. Полноправным владельцем страховщик станет только после компенсации полученного ущерба.
Таким образом, в любом из вариантов страхователь имеет право воспользоваться процедурой абандона в страховании. Образец документа о передаче прав должен включать в себя информацию о сторонах, которые его подписывают, данные объекта отчуждения.
Следует помнить, что все условия, прописанные в договоре страхования, необходимо тщательно изучить. Бывают ситуации, когда страхователь решает воспользоваться положенным ему правом на абандон. Он рассчитывает, что после передачи автомобиля страховой компании ему перечислят компенсацию в размере полной страховой суммы. Как показывает практика, страховщикам прибыльно определять конструктивную гибель транспортного средства и рекомендовать клиентам воспользоваться процедурой абандона.
Во многих договорах КАСКО с целью уменьшения страховых платежей клиентам предлагают заключать договор страхования с учетом изношенности авто. Если у клиента договор с таким условием, то при определении суммы страховой компенсации страховая сумма автоматически уменьшится на сумму амортизационного износа. К тому же необходимо учесть сумму франшизы, которая указана в документе на страхование. Поэтому, воспользовавшись своим правом на отказ от имущества, страхователь может получить значительно меньшую сумму компенсации, чем он предполагал. Такие случаи бывают нередко.
Если условия заключенного договора подразумевают наличие абандона, страхователь может отказаться от прав на застрахованное имущество для получения наибольшей материальной компенсации. Наглядным примером является пропажа объекта страхования. Права законного владельца переходят на сторону страховщика, который выплачивает компенсацию максимально возможного размера для покрытия понесенного финансового ущерба. После обнаружения потерянного имущества оно будет полностью принадлежать страховой компании. Абандон невозможно охарактеризовать в качестве безапелляционной нормы – иногда клиенты получают отказ.
Несмотря на простые условия, между двумя сторонами заключенного договора иногда возникают недопонимания, касающиеся выплаты и величины материальной компенсации. Нередки судебные разбирательства по поводу использования абандона. При этом победителем обычно выходит клиент страховой компании, который получает положенную компенсацию. По причине таких судебных исходов страховщики тщательно изучают судебную практику, касающуюся абандона.
Перед использованием абандона выгодоприобретатель должен написать соответствующее заявление. Составление такого документа осуществляется не позднее получения компенсации по страховому случаю (либо, в крайнем случае, после получения первой части положенного страхового возмещения). Точные условия могут определяться разновидностью страхования. Например, морское страхование предоставляет право оформления абандона в течение 6 месяцев после наступления страхового случая.
Отправленное заявление невозможно отозвать, поскольку такой документ обладает безусловным характером. Согласно заключаемому договору, клиент в случае обнаружения потерянного имущества должен возвратить страховой компании сумму компенсации, за исключением стоимости реального ущерба, нанесенного материальному имуществу.
В сфере автомобильного страхования можно писать абандон после фиксации полной гибели транспортного средства. То есть – когда ориентировочная стоимость ремонта составит более 30% реальной рыночной цены автомобиля. Соответствующие расчеты осуществляются страховой компанией. Выгодоприобретатель не может самостоятельно выполнить необходимые вычисления вследствие различных факторов.
В целом, абандон представляет небольшую выгоду для отечественных страховщиков ввиду широкого распространения КАСКО. Страховой компании значительно проще выплатить меньшую сумму денежной компенсации для частичного покрытия стоимости ремонта транспортного средства. Такая ситуация не исключена вследствие юридической безграмотности многих владельцев автомобилей. Поэтому после конструктивной гибели транспортного средства желательно заручиться помощью высококвалифицированного юриста.
В современном обществе далеко не каждый может себе позволить покупку авто за наличные, поэтому большинство страхователей КАСКО являются заемщиками по программе автокредитования, причем КАСКО как раз является одним из условий оформления займа. В таком случае выгодоприобретателем по страховому полису по факту является банк (кредитная организация). Естественно, разбив достаточно новую машину, имея на руках страховку, никто не хочет продолжать платить по кредиту.
Но банк не будет бороться за увеличение вашей страховой суммы, и в итоге расчет будет явно не в вашу пользу. При таком раскладе, рекомендуется заменить выгодоприобретателя страховки еще до оформления заявления об аварии с требованием выплаты страхового возмещения, но для замены выгодоприобретателя вы должны иметь возможность сделать полное досрочное погашение.
Следует учесть, что банк вправе в данном случае сам истребовать досрочного погашения кредита из-за гибели залога. Если весь процесс пройдет быстро, то деньги могут и не понадобиться заранее, но если суд затянется, то будьте готовы найти довольно крупную сумму в короткий срок. Без суда выплаты поступят приблизительно через 4 недели, с судом в самом лучшем случае удастся получить деньги через 2-3 месяца.
Но многие боятся судов, хотя именно в страховом деле, это скорее норма, чем исключительный случай.
Помощью застрахованному лицу в проведении судебного процесса может служить лимит, достаточный для признания машины погибшей. Если в договоре данный вопрос не прописан или прописан не четко, то применяется проводить сравнительный анализ лимита в других крупных страховых компаниях. Именно поэтому в таких ситуациях в суде гибель авто часто признают уже при доказанных повреждениях от 50 %.
Выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля обычно осуществляются страховыми компаниями только с учетом износа, поэтому решать вопрос следует ли оставить машину себе или передать право владения страховщику необходимо исходя из возраста авто. Если машина накопила приличный багаж возможного процента амортизации, то стоит подумать о самостоятельно распродаже ГОТС (годных остатков транспортного средства). Хотя по факту в России не существует рынка для БУ запчастей, что делает их перепродажу достаточно невыгодной для автовладельца, так как при необходимости срочно реализовать ГОТС, ему придется значительно занизить реальную стоимость.
Полная гибель автомобиля с КАСКО – для страховщика лишь один из страховых случаев. Но и при ОСАГО, и при КАСКО страховщик пытается занизить суммы выплат. Признать гибель авто гораздо проще, так как в некоторых случаях ремонт может быть дороже покупки нового транспортного средства. Но и экономии на признании тотальной гибели им не хватает, поэтому суммы страховки намеренно пытается занизить каждый страховщик.
Условия расчета сумм, подлежащих уплате при страховом случае, прописаны в договоре, но в каждом есть лазейка, заранее предусмотренная страховщиком. В любом случае соглашаться на первое предложение страховой компании точно не стоит. Следует обратить внимание на:
- оценку остатков целых запчастей,
- уже проведенные ремонты,
- срок эксплуатации автомобиля,
- срок оформления страховки.
Все эти параметры могут существенно повлиять на величину страховки. Если проводился существенный ремонт за счет страховки, то страховщик имеет право уменьшить на эту сумму конечные страховые выплаты при полной гибели автомобиля.
Действовать в этом случае надо по схеме:
- Получить у страховщика документы, подтверждающие его вариант калькуляции, на основе которой ТС признается уничтоженным полностью.
- При подписании заключения страховщика, указать свое несогласие.
- Провести независимую экспертизу состояния авто.
- Предъявить страховщику досудебную претензию с расчетами.
- Подать в суд, если ваши доводы не убедили страховую компанию в серьезности ваших намерений.
Чаще всего суд принимает сторону страхователя. Но, если ваши эксперты определили «гибельность» машины, стоит тут же заказать независимую оценку ГОТС, чтобы на руках у вас был другой аргумент, который позволит повысить сумму страховых выплат. Если суда избежать не удалось, но вы его выиграли, то можете претендовать на выплату моральной компенсации и, понесенных при подготовке процесса издержек, в том числе стоимости экспертизы.
Другой вариант тактики действий – это отдельное взыскание стоимости износа (амортизации) автомобиля, о чем будет сказано ниже.
Судебная практика сформирована таким образом, что по Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 20, износ авто не должен учитываться для выплат по платежам по полису КАСКО при абандоне.
Но по факту вы столкнетесь с обратной практикой. В договоре и правилах страхования всех страховых компаний существует прописанная норма расчета износа. Ни в ГК РФ, ни в Законе «Об организации страхового дела в РФ» о таком правиле нет ни слова. Эти законодательные акты подразумевают, что страховая сумма может быть получена целиком как за новый автомобиль, если страхователь передаст право владения ГОТС страховой компании при «тотале». Логика законодателя и судебной практики в том, что суммы с учетом износа не хватит на покупку равнозначного автомобиля.
Судится со страховщиком по этому вопросу или нет, решает сам автовладелец. Если сумма существенная, то имеет смысл потратить время, тем более, что можно рассчитывать на получение законной неустойки. В целом, выбор зависит от возраста авто или срока, прошедшего с начала действия страхового договора. В месяц страховщик может начислить до 1,7 % вычета якобы в оплату амортизационного износа.
Многие компании пытаются манипулировать законом в свою пользу, и склоняют несведущих клиентов передать ГОТС по договору в комиссионный магазин, что аннулирует право получить полную сумму за гибельное авто, так как запчасти передаются не страховщику, а третьему лицу. Внимательно читайте все бумаги, которые предлагает подписать страховщик, а лучше проконсультируйтесь с юристом. Страховая компания не может не принять авто, если владелец решил сам передать его при выплате возмещения компании страховщику по абандону. Об этом лучше сразу указать в заявлении на выплату компенсации.
Для подачи исков с претензией по КАСКО при тотальной гибели автомобиля типичными считаются ситуации когда:
- страхователь не согласен с признанием гибели авто;
- компания страховщик нарушает сроки решения по выплате компенсации;
- страховщик отказывает в выплате полной страховой суммы;
- страховщик не согласен со страховой стоимостью авто;
- завышается цена ГОТС;
- при отказе компании от своего решения признать гибель авто, если клиент решает передать его в собственность страховщика.
В основе договора КАСКО, в том числе и при рассмотрении ситуации с полной гибелью автомобиля и вычетами из возмещения амортизации и других сумм, судебная практика индивидуальна. Конечно, в большинстве случаев, где проводилась независимая экспертная оценка, доказывающая существенную разницу с оценкой ущерба страховщиком, суд остается на стороне страхователя.
Следует понимать, что КАСКО может различаться по полноте заложенных в него услуг. При возникновении страхового случая необходимо написать заявление в страховую компанию. На дополнительные соглашения после страхового события, предложенные страховой компанией, лучше не соглашаться, так как чаще всего они не в пользу страхователя.
Если страхователь не ответит на заявление предложением с рассчитанной суммой компенсации в двухнедельный срок, то смело подавайте в суд.
Обширная судебная практика показала, что суды, связанные с опротестованием вычета износа из суммы страховой компенсации, как правило, удовлетворяются в пользу владельца транспортного средства. Нормы законодательства не предусматривают сокращение страховой выплаты на сумму амортизации за время действия договора, то есть законом страховая выплата не ограничена состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда.
Также судебная практика при полной гибели автомобиля с КАСКО принимает во внимание п. 5 ст.10 «Закона об организации страхового дела» , предполагая, что страховщик не имеет право не произвести выплату при КАСКО в случае полной гибели авто, даже если иное прописано в полисе.
Следует знать, что страховщик не имеет права отказать в выплате компенсации по причине задержки оплаты последнего платежа по полису, если была согласована рассрочка платежей страховой премии. Также не является достаточной причиной для отказа несвоевременное оповещение компании об аварии.
Страховщик не может ограничить выплаты рамками страховой суммы, при задержке выплаты страхователь имеет право, как минимум, также на возмещение стоимости использования его средств по ст. 395 ГК РФ, а также на компенсацию других убытков по ст. 15 ГК РФ.
Но, если страхователь дает ложную информацию по ДТП, пытаясь мошенничеством получить выплату у страховщика, договор может быть аннулирован на основании ст. 179 ГК РФ. Об этом тоже нужно помнить.
Термин абандон имеет разную смысловую нагрузку в зависимости от той правовой области, в которой он используется.
С французского языка это слово дословно переводится как отказ. Встречается оно достаточно часто, но наибольшую популярность имеет в сфере страхования.
Чтобы избежать неприятных последствий в результате дорожно-транспортных происшествий, собственник транспортного средства должен застраховать свой автомобиль. Большинство из автомобилистов предпочитают страховаться по полису КАСКО, в договоре которого зачастую встречается слово абандон.
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:
Это быстро и бесплатно!
К сожалению, область страхования настолько велика, что большинство автомобилистов не знают всех нюансов. В связи с этим могут возникнуть определенные сложности, связанные с получением выплат по полису и прочими обстоятельствами, связанными со страхованием.
Абандон (abandon) – отказ страхователя от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика с целью получения страхового возмещения в размере страховой суммы, на которую заключен договор страхования.
Условие об абандоне чаще всего применяется в договорах морского страхования. Основания для абандона:
- пропажа судна или другого застрахованного транспортного средства без вести;
- полная гибель застрахованного имущества;
- экономическая нецелесообразность устранения повреждений застрахованного имущества или доставки застрахованного груза в место назначения;
- захват транспортного средства или находящегося на нем груза (если они застрахованы от такой опасности).