Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Концепция реформы пенсионного обеспечения 1995 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в России благодаря Указу Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 года № 1077. НПФ могли создаваться только в форме некоммерческих организаций, размещая активы с помощью управляющих компаний. Несмотря на то что необходимость развития дополнительного частного пенсионного обеспечения признавалась в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 1994 и 1995 годах, до 1998 года их деятельность регулировалась только на основании данного указа. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ вступил в силу лишь в мае 1998 года – накануне кризиса. В нем было немало нечетких формулировок, некоторые определения не соответствовали гражданскому законодательству, при этом отсутствовали ключевые вопросы, например основания для выплаты пенсий и процедура удовлетворения требований к НПФ в случае его ликвидации.
В случае представления указанных документов после 1 июля 1993 года пенсия пересчитывается на общих основаниях, установленных статьей 121 Закона.
Также напомню, что инфляция за 1993 год составила 840%. Совсем высокие цены были на бытовую технику и автомобили. К примеру, телевизор цветной на в 1993 году стоил — 1 400 000 рублей. Что составляло почти 24 средние зарплаты! Народ фактически работал только за еду в это время, да и даже на еду не всем хватало. Отпуска люди вынуждены были проводить в основном на даче и огородах. Статья представлена с целью поностальгировать по «былому», а заодно и вспомнить как жили в начале 90-х годов, а именно в 1993 и 1995 годах, когда свобода и демократия ворвались в нашу жизнь после стольких лет «застоя». Также будет интересно в смысле истории денежного обращения в России.
Каких-то фиксированных средних зарплат или средних пенсий не было, во многом потому что было весьма проблематично подсчитать доходы ряда категорий населения. Например, часть года крестьянин мог работать на земле, а в оставшееся время уходить на промысел в город.
Пенсии, назначаемые и пересчитываемые после 1 февраля 1995 г., увеличиваются на размер компенсационной выплаты, предусмотренной пунктом 1 настоящего Указа.
В среднем советская пенсия составляла около 40% от зарплаты. Средний размер пенсии составлял 45—100 рублей, в зависимости от множества факторов: стаж, профессия, различные надбавки и коэффициенты.
Пенсия назначается в июне 1994 г. мужчине, отработавшему 45 лет Для исчисления пенсии представлен заработок с января 1990 г. по декабрь (включительно) 1991 г Заработок за 1990 г. — 2520 руб., за 1991 г. — 4100 руб.
Колхозников уравняли в пенсионных правах с городскими рабочими, правда, получали они всё равно существенно меньшие пенсии (к началу перестройки средняя пенсия колхозника составляла 47 рублей).
Таким образом, пенсия должна быть определена в размере 62700 руб и сверх этой суммы начисляется компенсация, которая в 1994 г. составляла 19700 руб В итоге общая сумма — 82400 руб.
Определены источники финансирования расходов, связанных с повышением минимального размера и индексацией пенсий.
Пример расчёта пенсии для граждан, родившихся до 1967 года
В зависимости от города однокомнатная квартира с мебелью стоила 8—15 рублей. Шикарные многокомнатные квартиры в центре крупных городов, разумеется, стоили дороже — 50—60 рублей за четырёх- и пятикомнатные. Более распространён был съём комнат. Даже в столице комнату можно было снять за 6—10 рублей в зависимости от района и дома.
Проведенное с февраля 1995 года повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты, имевшее своей целью доведение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65 процентов прожиточного минимума пенсионера, прошло с большим трудом, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достигло своей цели.
А это говорит о том, что фактически пенсионеры повышения своего материального положения не ощутят. За счет увеличения налоговой нагрузки цены даже на товары первой необходимости также увеличиваются, что по сути нивелирует самое повышение пенсионного обеспечения.
Заработная плата за период с августа 1993 г. по апрель 1994 г. (850000 руб ) увеличивается в 1,3 раза с учетом индекса, установленного с 1 мая 1994 г., и составит 1105000 руб. Заработная плата выплаченная после 1 мая 1994 г., учитывается в фактическом размере.
Правительство одобрило «Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в РФ». В ней предусматривалось создание трёхуровневой системы пенсионного обеспечения.
1. Базовая (социальная) пенсия, которая должна предоставляться всем гражданам, независимо от основания назначения пенсии и трудового стажа, назначаться в твёрдых размерах с учётом прожиточного минимума пенсионера и выплачиваться только неработающим пенсионерам.
2. Трудовая (страховая) пенсия. Предстояло привести в соответствие условия предоставления и размер пенсии с объёмом участия каждого конкретного лица, выражаемым в продолжительности пенсионного страхования и величине уплаченных им взносов.
3. Негосударственная пенсия, которая рассматривалась как дополнительная по отношению к первым двум.
В этот же период Пенсионный фонд начал фиксировать личные данные граждан для установления им будущей пенсии. Появился индивидуальный страховой счёт, который стал включать в себя информацию обо всех страховых взносах человека.
С этого же года ПФР начал ежегодно рассылать извещения, которые в народе прозвали «письмами счастья». Благодаря им каждый гражданин мог следить за состоянием своего пенсионного счёта. Сначала проект действовал только в 5 регионах. Позже — по всей стране.
Кризис в пенсионном обеспечении в 1995–1997 годах
Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | Дата | Оплата в рублях | |
1960 | 74,0 | 1968 | 111,8 | 1976 | 152,1 | 1984 | 192,1 | |
1961 | 76,0 | 1969 | 114,7 | 1977 | 158,0 | 1985 | 198,3 | |
1962 | 81,8 | 1970 | 120,1 | 1978 | 165,3 | 1986 | 205,2 | |
1963 | 83,5 | 1971 | 124,5 | 1979 | 169,3 | 1987 | 213,6 | |
1964 | 87 | 1972 | 131,3 | 1980 | 173 | 1988 | 232,7 | |
1965 | 93,0 | 1973 | 135,1 | 1981 | 176,4 | 1989 | 261 | |
1966 | 95,1 | 1974 | 142,1 | 1982 | 183 | 1990 | 305 | |
1967 | 100,4 | 1975 | 147,8 | 1983 | 189,4 |
Ещё одним важным отличием от современных пенсий было то, что после смерти человека, получавшего пенсию, она продолжала выплачиваться его семье. Пенсию вместо него получала либо его вдова (до самой смерти), либо его дети (юноши — до 17 лет, девушки до 21 года).
Пенсия в дореволюционной России полностью зависела от квалификации сотрудника. Неквалифицированный рабочий зарабатывал 20—25 рублей. Зарплата квалифицированных пролетариев (токарей, слесарей) была значительно выше и варьировалась в диапазоне от 50 до 100 рублей.
Военные получали ещё больше. Зарплата подпоручика (самый первый офицерский чин) составляла 70 рублей. Ставка капитана армии начиналась от 105 рублей в месяц. Полковник получал уже 320 рублей, а генеральские ставки начинались от 500 рублей. Зарплата городового начиналась от 20 рублей, зато околоточный надзиратель (что-то вроде современного участкового, но с большим количеством функций) получал уже 75. Фельдшер получал 35 рублей, а врач — 80—85 рублей.
В те времена системой меры в России был не килограмм, а фунт — 0,4 кг. Зная среднюю цену какого-либо продукта за один фунт, можно легко пересчитать цену в килограммах. Самые ходовые продукты в Москве и Питере накануне Первой мировой войны стоили: литр сметаны — 70 копеек, кило сахара — 30 копеек, килограмм гречки — 25 копеек, риса — 30 копеек. Капуста стоила ещё дешевле, килограмм стоил примерно 12,5 копеек.
Зато советские пенсионеры были лучше всех обеспечены капустой. Среднестатистический пенсионер мог приобрести 875 кг капусты — на 351кг больше, чем сейчас, на 575 килограммов больше, чем до революции.
Подводя итог, можно сказать, что покупательская способность современной пенсии превышает уровень советской пенсии накануне перестройки, очень сильно превышает уровень пенсии середины 90-х годов и по ряду пунктов уступает дореволюционной пенсии столетней давности. Как такое возможно? Неужели за сто лет не произошло прогресса?
На самом деле, произошёл. Сейчас государство гарантирует пенсию всем своим гражданам, размер которой зависит от различных факторов, но какой-то минимум всё равно обеспечен. Дореволюционная пенсионная система была похожей на современную китайскую — пенсии предусматривались только для людей, так или иначе работающих на государство (военные, чиновники, учителя).
Действительно, пенсия в те времена была выше — если сейчас она составляет 30—40% от прежней зарплаты, то сто лет назад при полной выслуге лет она равнялась 100% оклада, однако пенсию ещё надо было заслужить беспорочной службой.
С другой стороны, несомненным плюсом старых пенсий было то, что выплачивались они независимо от того, жив пенсионер или мёртв. Если уж человек заработал пенсию, то вдова и дети будут получать её даже после его смерти.
Как рассчитывается страховая пенсия
Формула, по которой рассчитывается страховая пенсия с 2015 года:
число заработанных баллов * стоимость одного балла
Право получать денежное обеспечение имеет гражданин, который за все время трудовой деятельности заработал не менее 30 баллов. Это так называемые страховые выплаты. Кроме них, имеет место и фиксированная часть, которую пенсионер будет получать в любом случае (ранее носила название базовой). Она ежегодно назначается Правительством.
Таким образом, чтобы понять, сколько человек будет получать по выходе на заслуженный покой, необходимо рассчитать только страховую часть, напрямую зависящую от среднего заработка, который имел гражданин за весь трудовой стаж. Именно от этого показателя зависит стоимость одного балла, и, следовательно, размер будущего дохода.
Важный показатель – средняя зарплата по годам для начисления пенсии. В открытом доступе имеются таблицы, в которых приведены эти цифры, начиная с 1960 года. Опираясь на приведенные в них данные, можно хотя бы приблизительно посчитать, на какой размер пенсионных выплат ориентироваться.
Как повысить размер пенсии будущим пенсионерам?
Если гражданин находится в трудоспособном возрасте, но уже подумывает о том, чтобы получать на старости лет хорошую пенсию, то ему следует принимать во внимание ряд важных параметров.
Во-первых, нужно продемонстрировать хороший стаж работы. Чем больше лет гражданин провел в офисе или на заводе, тем больший размер взносов за него успел уплатить работодатель, а это значит, что и размер пенсии также будет достаточно солидным.
Во-вторых, необходимо уделять внимание размеру своей зарплаты. Порой некоторые граждане соглашаются получать серую зарплату или даже черную, однако ни к чем хорошему это не приведет. От уровня зарплаты зависит размер взносов. У граждан, которые получали на протяжении всей жизни белую высокую зарплату, будет и хорошая пенсия.
В-третьих, если по вышеуказанным пунктам не удалось добиться большого успеха, то есть действенный способ повысить размер пенсии, который подойдет всем гражданам. Нужно всего лишь повременить с обращением за деньгами. Представим, что гражданин достиг пенсионного возраста и готов получать пенсионные деньги, однако вместо этого продолжает работать и не подает заявление о выплатах. Если он так продержится 5 лет, то ему к базовой выплате добавят 36%, а также увеличат бонусные баллы на 45%. Все это составные части формулы, и они оказывают прямое влияние на размер итоговой пенсии. Наконец, если у него получится продержаться 10 лет без господдержки, то и базовая выплата, и число баллов ему увеличат в 2 раза.
Подводя итоги, можно сказать, что сегодня власти всячески стимулируют граждан активно работать и не прекращать это занятие даже при достижении пенсионного возраста. Таким образом, выполняются две важные задачи, а именно стабилизация на рынке труда, а также снижение нагрузки на бюджет.
Кризис в пенсионном обеспечении в 1995–1997 годах
Федеральный закон от 27 июля 1995 г. N 117-ФЗ
«О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 109-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу
Федеральным законом от 30 сентября 1997 г. N 127-ФЗ минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с 1 октября 1997 года установлен в сумме 76 533 рубля в месяц, с 1 декабря 1997 года — в сумме 84 186 рублей в месяц
О повышении минимального размера пенсий, их индексации и перерасчете см. справку
Президент Российской Федерации
27 июля 1995 года
С 1 августа 1995 года минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается в сумме 55000 (ранее — 52486) рублей в месяц. Все пенсии, исчисленные в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», увеличиваются в 1,05 раза исходя из размеров пенсий, выплаченных за июль 1995 года. При увеличении размера пенсии компенсационная выплата, установленная в соответствии с законодательством РФ, увеличивается с 39360 рублей до 50000 рублей.
При назначении пенсий или их перерасчете после 1 августа 1995 года суммы заработка, полученные до 1 августа 1995 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов; суммы заработка, полученные после 1 августа 1995 года, учитываются без применения указанных коэффициентов. Размер пенсии при этом в 1,05 раза не повышается, к нему начисляется компенсационная выплата, установленная в соответствии с законодательством РФ.
Определены источники финансирования расходов, связанных с повышением минимального размера и индексацией пенсий.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Таблица средней зарплаты по стране для начисления пенсии помогает самостоятельно рассчитать примерные выплаты, которые ежемесячно будет получать человек после того, как уйдет на заслуженный отдых.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, размер будущей пенсии рассчитывается, исходя из количества заработанных гражданином баллов и стоимости одного балла. Такая система была введена еще в 2015 году. С тех пор пенсионное обеспечение называется не трудовым, а страховым, и рассчитывается, в том числе, исходя и из среднемесячного дохода человека в период его профессиональной деятельности.
Большую роль таблица среднемесячной зарплаты в стране для начисления пенсии играет и тогда, когда назначаемое пособие рассчитывается на государственном уровне. В таком случае рассматривается отношение двух заработков.
Для этого учитывается среднемесячный трудовой доход определенного гражданина и его соотношение с таким же показателем за этот же период времени, усредненный по всей стране и представленной в одной из сводных таблиц.
Пенсионные отчисления в 1995 году
См. Постановление КМ РУз «Об основных параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 1995 год»
Изменения были только в 2000г.
Настоящее приложение утратило силу согласно п.2 Приложения к постановлению КМ РУ № 444 от 15.11.2000 г.
1. Абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
«страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в размере 36 процентов от фонда заработной платы, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — в размере, установленном законодательством».
2. Абзац второй пункта 8 Положения о Пенсионном фонде при Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан (приложение № 5 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 г. № 459) изложить в следующей редакции:
«страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в размере 36 процентов от фонда заработной платы, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, —
в размере, установленном законодательством».
Обсуждение последующих вариантов пенсионной реформы в России невозможно без анализа того, что происходило в пенсионной системе в 1995–1997 годах, поскольку события тех лет определили появление принципиально новых реформаторских подходов.
1995 год можно считать переломным в состоянии пенсионного обеспечения. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 годов стремительно снизили покупательную способность пенсий, впервые с начала экономических реформ средний размер пенсии опустился ниже прожиточного минимума пенсионера, а минимальный – ниже 60% этого показателя (рис. 1). Это потребовало срочного повышения пенсий.
А сами знаете, какие зарплаты тогда были – унитазами, скрепками, гайками. А у меня платили наличными, что для меня в те годы было важно. Что обидно, зарплата в период с 92 года по 95-й была в этой компании по тем временам очень хорошая. А документальных подтверждений этому не найти. Получается потеря в деньгах при выходе на пенсию. Этот случай не единичный. В Калужском отделении Пенсионного фонда уже много раз сталкивались с такими историями. Отчаиваться не стоит: в законодательстве предлагается два варианта решения проблемы. Например, взять любые пять лет из трудовой деятельности. — В эти любые пять лет могут входить подряд 80-е годы, какая-то часть. Потом следом, пусть она отработала еще где-то два года. Не обязательно, чтобы она пять лет отработала на одном предприятии.
Удачи Вам!
Какая была бухгалтерия «двойная» или еще какая , судить не берусь.Факт тот ,что з/плата выплачивалась по ведомости,свои трудовые обязанности выполнялись в полном объеме.Мне кажется ,не дело наемного работника контролировать объем отчислений в те или иные фонды , на то есть налоговая инспекция. Это ее хлеб.Если кто то , когда то не выполнял свои обязанности , то почему должно » страдать» застрахованное лицо.Но это все слова, а делать то что?
Контролировать в будущем отчисления в ПФ
Вот это к чему Вы сказали? Письма «счастья «впервые стали приходить с информацией о состоянии ИЛС за 2002 год.
В моем случае,если Вы читали,неучтенные периоды относятся до 2002 года. Так.что лучше говорить по существу.а не просто говорить.
Сколько получали пенсионеры
Газеты тех лет подавали пенсионное обеспечение как большое достижение советской власти под руководством вождя Сталина. Но от нищеты достижение, увы, не спасало.
Историк Владимир Мамяченков приводит сведения из Большой советской энциклопедии: до войны минимальная пенсия по старости, за выслугу лет и для инвалидов первой группы составляла 50 рублей. Для инвалидов второй и третьей групп — 40 и 25.
На минимальную пенсию можно было покупать в день по килограмму хлеба — и все. В 1940 году килограмм пшеничного хлеба стоил 1,7 рублей, говядины — 10, литр молока — 2. И это госцены, на рынке все было дороже.
Да ладно бы только это. По какой-то странной российский традиции реформа пенсионного обеспечения колхозников не учла массу нюансов.
Например, чтобы получать пенсию, нужен был стаж работы в колхозе — 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины). Размер выплат рассчитывали из средней зарплаты за предпенсионное десятилетие (для расчета брали любые пять лет из 10-летки).
Но в архивах многих колхозов не было сведений о зарплатах — тем более, что ее далеко не всегда платили деньгами. Где-то архивы и вовсе были утрачены — их уничтожали при реорганизации хозяйств, порой даже использовали при растопке печей. Людям приходилось искать свидетелей.
Похожие записи: