Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты. Эти документы устанавливают, в каком порядке можно застраивать земли в черте поселения: от зонирования всего поселения до архитектурного облика здания, уместного на определенной улице.

Размеры земельных участков под ижс в московской области в 2023 году – Olgagp

  • Планируя в будущем заняться созданием частного домовладения, в первую очередь стоит задуматься о земельном участке.
  • В мечтах будущих владельцев на нем должны расположиться и дом, и сад, и бассейн, и хозяйственные постройки и многое другое.
  • Но стоит знать, что земельные участки, получаемые от муниципалитета под частную жилищную застройку, имеют предельные размеры.
  • То есть законодательно установлен минимум и максимум для площади надела земли под строительство.
  • Подобные ограничительные меры связаны с тем, что при строительстве жилого дома необходимо соблюсти требования:
  • Градостроительного кодекса РФ;
  • Земельного кодекса РФ;
  • Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил землепользования и застройки;
  • СниПов.

На размер земельного участка, предоставляемого под жилую застройку, влияют такие факторы как:

  • общее социально-экономическое положение субъекта Федерации;
  • спрос населения;
  • количество свободных земельных наделов.

Когда актуально использование предельных значений

Если вы планируете получить участок под строительство, то использование предельных значений становится актуальным. Они помогут вам определить, какую площадь земли вы можете получить, какой процент застройки может быть установлен для данного участка.

Предельные значения устанавливаются для различных видов земельных участков, таких как участки для индивидуального жилищного строительства, коммерческих или производственных целей, а также для участков в различных типах населенных пунктов — сельских поселений или городских населенных пунктов.

Предельные значения могут быть разными для каждого конкретного поселения, так как они зависят от установленных нормативов. Некоторые предельные значения могут быть минимальными, если в данном поселении требуется ограничение застройки, или максимальными, если требуется использовать все возможности участка.

Таким образом, использование предельных значений актуально, когда вы хотите получить участок земли и выделить для него конкретную площадь или процент застройки в соответствии с установленными нормативами для данного поселения. Предельные значения помогут вам определить, какие размеры участка можно получить и какие нормативы и условия распространяются на данное земельное под.»

Категории и виды земельных участков. Законность возведения капитальных объектов строительства.

Земельные участки, расположенные в населенных пунктах и отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) дают возможность возвести отдельное строение для некоммерческого (личного) использования. Максимальная высота зданий ограничена 3-мя этажами, а предназначение – только для 1-ой семьи, которая проживает в нем постоянно или временно. Такому типу домовладений может быть присвоен почтовый адрес, по которому можно оформить прописку или временную регистрацию.

Статус (предназначение) ИЖС в рамках действующего законодательства РФ присваивается исключительно к территориям с категорией «населенные пункты» и прописывается в свидетельстве на собственность. Земли сельхозназначения могут быть выделены под следующие виды использования:

  • Садовые некоммерческие товарищества (СНТ) — имеют ограничения по площади, на них чаще всего размещают маленькие домики без почтового адреса и кадастрового номера. Нет возможности оформить регистрацию на проживание;
  • Дачные некоммерческие товарищества (ДНТ) — небольшие участки с современными, достаточно большими зданиями. Законность таких строений – спорный вопрос. В настоящее время только в Подмосковье дачные поселки этого типа обладают развитой инфраструктурой, которая чаще всего создается за деньги владельцев коттеджей;
  • Фермерские хозяйства – территории размером более чем в 1 гектар, до 10% площади которого можно застраивать;
  • Земли сельхозназначений – используемые в аграрных целях, без жилых построек.

Как устанавливаются предельные размеры земельных участков

Предельные размеры площадей земельных участков (ЗУ) устанавливаются правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).

В каждом регионе размеры земли под ИЖС регулируются по-разному в зависимости от нормативных актов.

Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

Они применяются:

  • при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета;

  • при разделе участков;

  • при выделе наделов из общедолевой собственности;

  • при объединении участков;

  • при выделе участка ЛПХ (личного подсобного хозяйства) из земель с/х назначения.

Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не регистрируются в ЕГРН.

Максимальный и минимальный размер участка ИЖС может существенно отличаться в разных субъектах Федерации. И даже в разных населенных пунктах одного субъекта.

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • в федеральной собственности — в соответствии с федеральными законами;

  • в региональной собственности — в соответствии с региональными законами;

  • в муниципальной собственности — регламентируются муниципальными нормативными актами.

Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ

Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:

  • выделении участков из государственных или муниципальных земель;
  • предоставлении угодий в аренду;
  • принятии решения о разделении территории;
  • определении возможности выполнения прирезок к наделам;
  • образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
  • выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
  • выделе невостребованной территории;
  • выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.

Зависимость размера от целевого назначения

Законодательство на Федеральном уровне устанавливает следующие минимальные и максимальные размеры земельных участков в зависимости от целевого назначения:

Целевое назначение Минимальный размер, га Максимальный размер, га
Ведение фермерского хозяйства 2 40
Садоводство 0,6 0,15
Огородничество 0,4 0,10
Дача 0,06 0,25

Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст.

20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.

Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.

Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.

С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ.

Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом.

Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.

Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).

Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %.

Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».

3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.

Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.

Что такое предельный размер участка

Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.

Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:

  • минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
  • предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
  • процент застройки относительно остальной площади участка;
  • места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.

Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения Градостроительного кодекса РФ , правила землепользования и другие нормативные акты.

После вступления в 2015-м году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.

Разберем особенности предоставления земельных участков.

Ограничение площади наделов под ИЖС

Чтобы знать, какая установлена минимальная площадь земельного участка под ИЖС, следует:

  • ознакомиться с положениями местного градостроительного регламента. В связи с тем, что этот вопрос законодательно не урегулирован, правила устанавливает исключительно местная администрация;
  • посмотреть карту зонирования и определить точное местоположение объекта;
  • изучить основные условия и требования к застройке на данной территории;
  • обратиться в геодезическую компанию для оформления плана размежевания и составления акта с указанием точных границ надела.

Размер земельного участка для строительства жилого дома зависит от следующих факторов:

  1. Уровня спроса на землю в данной местности.
  2. Плотности населения.
  3. Площади земли, находящейся в собственности лица или муниципалитета, которую можно передать под ИЖС.
  4. Уровня экономического развития региона.

Предельные размеры земельных участков для территориальных зон

Понятие территориальной зоны раскрывает статья 1 Градостроительного кодекса РФ. Указанный термин предполагает определенную зону, в отношении которой правилами по землепользованию и застройке установлены границы, а также разработана специальная градостроительная регламентация.

  • назначаемые в границах определенных территориальных зон видов разрешенной эксплуатации землевладений, а также любых объектов, располагающихся выше или ниже поверхности наделов;
  • эксплуатация при их застройке и дальнейшее использование капитальных построек;
  • минимально и максимально допустимые площади земель и возможное строительство, реконструкция капитальных объектов;
  • ограничение землепользования и капитальных строений.

Относительно любой территориальной зоны градостроительным регламентом предусматривается основа правового режима землевладений.

Правила градостроительной регламентации должны соблюдаться каждым собственником участка, землевладельцем, землепользователем либо арендатором надела. При этом не играет роли ни форма собственности, ни другие правомочия по отношению к земле.

Не забывайте о том, что на основании части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, землевладение и любое имущество, которое с ним неразрывно связано, в некоторых обстоятельствах могут приниматься как противоречащие действующей градостроительной регламентации территориальной зоны, если:

  • разрешенное землепользование не включено в список возможных видов допустимого землепользования;
  • габариты участка отличны от установленных предельных норм, которые предусмотрены градостроительной регламентацией.

Допустимые показатели площади наделов земли и установленные нормы возможного строительства, произведения реконструктивных работ в отношении капитальных построек, могут состоять из:

  • сведений о наибольшей и наименьшей площади землевладений;
  • информации о минимальном отступе от границы надела для установления территорий возможного возведения построек и сооружений, за чертой которой постройка объектов недвижимости не разрешается;
  • максимальной этажности либо показателя высоты недвижимых объектов;
  • наибольшей доля застройки в пределах землевладения, устанавливаемой как соотношение общей площади надела, которую можно застроить с общей площадью земли;
  • прочих данных.

Границы территориальной зоны фиксируются посредством создания карт по градостроительному зонированию. Такие карты вместе с прочей градостроительной регламентацией считаются составляющими ПЗЗ.

Определение границ территориальной зоны должно соответствовать нормам, устанавливающим принадлежность любого землевладения лишь к одной территориальной зоне. Создание единого надела из нескольких земель, относящихся к различным территориальным зонам, не представляется возможным. Обычно установление территориальных зон относительно отдельного землевладения не производится.

Площади земельного надела для ИЖС

Нормы минимальных размеров земельных участков под ИЖС, установленные органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъекта РФ, не могут быть ниже показателей, принятых на федеральном уровне.

Наименьший размер участка под жилищное строительство не может устанавливаться нижи 3 соток.

Даже при согласии гражданина, желающего получить землю под частную застройку, занять меньшую площадь, служба Росреестра не оформить право собственности на такой участок.

Максимальный размер земельного участка под ИЖС значительно различается в разных регионах и в конкретных муниципальных образованиях.

Среднее значения его равняется 30 соткам, но тем не менее более точные сведения нужно узнавать в конкретном городком или сельском поселении, или субъекте РФ.

Если превысить предельный размер участка, то такой участок также не сможет пройти процедуру гос. регистрации.

Основополагающие вопросы, касающиеся земли, в том числе и вопросы предельных размеров участков под ИЖС, на федеральном уровне регулируются отечественным земельным и гражданским кодексами.

Более детально вопросы, касающиеся установления максимальных и минимальных размеров участков, урегулированы в локальных актах каждого отдельного региона, но так, чтобы их нормы не вступали в противоречие с федеральным законодательством о земле.

Какая нормативно-правовая база будет регулировать выдачу того или иного участка зависит в первую очередь от его правовой принадлежности. Участки, состоящие на балансе у государства, предоставляются сугубо на основании федерального законодательства, участки, числящиеся за муниципалитетом – регулируются региональным, до тех пор и в тех объемах, которые не противоречат федеральному законодательству.

Минимальная площадь участка под ИЖС

Точный минимальный размер земельного участка под ИЖС, на котором можно возводить дом, в законе не указан. Законодательство лишь обозначает общие положения, которыми должны руководствовать правительства регионов при определении минимальной величины территории, предназначенной под жилой дом.

Величина надела должна определяться исходя из следующих параметров:

  • площадь региона;
  • площадь свободных территорий региона, в которых допускается индивидуальное строительство. Если в регионе присутствует большое количество свободных территорий вблизи городов, то значение наименьшего возможного надела земли будет существо больше, чем в регионе с ограниченными свободными землями;
  • численность населения. При большой плотности населения количество свободного пространства, которое можно выделять под личные дома, значительно меньше, чем в областях с маленькой плотностью жителей;
  • плотность жилой застройки в пределах муниципального образования.

Минимальная площадь участка под ИЖС

Единый для каждой области минимальный размер земельного участка под ИЖС фактически отсутствует. Поскольку, как отмечено выше, каждый регион в границах определенных федеральным законодательствам определяет на своей территории эту величину самостоятельно.

Фактически на государственном уровне установлено, что минимальный размер участка под ИЖС составляет 3 сотки. Меньше участок для целей строительства жилого дома не может выдаваться, больше – свободно.

На деле, некоторыми регионами устанавливается минимальный размер участка под ИЖС больше предписанного минимума, и порой в несколько раз больше, если земельные угодья на территории муниципалитета это позволяют. Не каждый регион может себе позволить установить большие значения в виду ограниченности территории и большой плотности населения. Это касается в первую очередь Ленинградской и Московской областей.

Предельные размеры участков для ИЖС

Максимальная и минимальная площадь территорий со статусом ИЖС определена законодательно. Правовыми актами определено, что это допустимая для передачи в пользование, выкупа, наделения, аренды площадь земельного ресурса для определенных (обозначенных актами) методов применения.

Размеры земельных участков с назначением ИЖС прописаны нормативными и законодательными актами РФ. Изменение различных параграфов и реформирование данной сферы происходит достаточно регулярно. Уточняйте в региональных органах легитимные в вашем округе на данный момент нормы и правила.

Характеристики земельных наделов являются частью регламентов градостроения и регулируются разрешающими нормами строительства, и реконструкции капитальных объектов по следующим параметрам:

  • область, округ и регион местоположения;
  • суммарное количество распределяемых территорий и спрос на ИЖС;
  • максимально допустимую общую высоту объектов, а также разрешенное количество этажей;
  • обязательные, минимально-допустимые, отступы от крайних точек границ участка – влияют на возможное расположение зданий на территории, определяют расчет допустимой к застройке площади;
  • предельный (максимальный) процент застройки пространства (данный коэффициент рассчитывается по формуле – S общая / S допустимую к застройке);
  • показатели экономического развития региона в целом, и по отдельным территориальным округам.

Какими нормативными документами регулируется вопрос

Градостроительный кодекс – документ, обязательный для городских и сельских поселений, предусматривающий необходимость получения разрешительных документов перед началом строительства. С помощью разрешения, полученного в местных органах власти, можно не только определить правильную удаленность.

Если невозможно соблюсти дистанцию при постройке из-за небольших размеров земельных наделов, допускается отступление и не в соответствии с требованиями.

Забор между соседями

Ведь при его возведении учитывается не только расстояние до соседнего забора, но и дистанция до других сооружений и строений. Тем более что в ч. 17 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено обязательное, согласно существующему закону, размежевание территорий кадастровыми работниками и обозначение границы между владениями.

После того как построен забор, начинается возведение построек на основе разрешительных документов, утвержденного плана-схемы, на котором должны быть учтены все существующие правила при строительстве частного дома:

  1. Разработка проектов ИЖС осуществляется по СНиП 2.08.01-89 и СП 131.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП II-3-79).
  2. СНиП 30-02-97 регламентирует расположение на плане земельного участка, а впоследствии, при размещении, нормы разрешенного удаления.
  3. Правила землепользования и застройки предусматривают, как необходимо размещать жилые, хозяйственные строения и зеленые насаждения друг от друга.
  4. СП 42.13330.2011 и СП 53.13330.2011 актуальны при строительстве дачного домика, хозпостроек и др. (в 2019-2020 годах используется новая терминология – садовые дома), на садоводческих участках, в СНТ.
  5. ГК РФ от 13.03.2001 г. № 17 (п. 7.4) лимитирует расстояние до границ соседского владения, как высоту хозпостройки или других построек, для предотвращения затененности чужой собственности.
  6. В КоАП есть отдельная статья, предусматривающая административную финансовую ответственность за нарушение норм, которые должны быть соблюдены, рассматривая их игнорирование как препятствие собственнику в осуществлении его прав.
  7. СанПиН требует выполнения санитарно-гигиенических норм, чтобы избежать опасности заражения или загрязнения на своем собственном и соседском землевладениях.
  8. Противопожарные расстояния тоже разработаны МЧС, и пожарные требования определяются характером материала постройки, его огнеустойчивости, способности к быстрому возгоранию.
  9. Органы местного самоуправления, правление СНТ в отдельном населенном пункте, районе, для территорий садоводческих товариществ, дачных участков, находящихся составе кооператива, иногда принимают отдельные решения.
  10. Для малоэтажек существует еще СП 30-102-99, известный как «Планировка и дальнейшая застройка площади малогабаритного строительства».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *