Налоговый кодекс 2020г. Глава №18

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс 2020г. Глава №18». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.

Относят к ним следующее:

  • Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.

Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

  • Некорректные суммы вычетов.

Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».

  • Низкий уровень заработной платы.

Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.

  • Убыточность компании, длящаяся два года и более.

Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.

  • Высокий темп роста расходов.

Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.

  • Высокие налоговые риски.

Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

  • Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.

Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.

Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев. Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления.

Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.

С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца.

Читайте также:  Передумал увольняться. Что делать?

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.

Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю.

О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой

НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.

Выделяют шесть таких ограничений:

1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;

2) ограничения по количеству проверок:

  • налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

  • налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;

4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:

  • налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

  • налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Налоговым кодексом РФ установлены правила оформления выездной налоговой проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.

Должностным лицам налогового органа недостаточно установить факты налогового правонарушения, необходимо правильно оформить выявленные нарушения.

Так, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Таким образом, результаты проведенной выездной налоговой проверки закрепляются в соответствующем акте, который составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.

Нарушения порядка проведения выездной проверки

На практике редко какая выездная проверка обходится без того или иного нарушения со стороны проверяющих должностных лиц. При этом далеко не каждое нарушение является основанием для отмены принятого по итогам такой проверки решения. Так, нарушение сроков проведения проверки и рассмотрения материалов налоговой проверки не является основанием для признания недействительным решения по результатам этой проверки.

Не является безусловным основанием для признания решения недействительным и нарушение срока вынесения такого решения (определение Верховного Суда РФ от 21.08.2019 № 309-ЭС19-13355). Это объясняется тем, что срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не является пресекательным. Истечение указанного срока не препятствует выявлению фактов неуплаты обязательных платежей и принятию мер по принудительному взысканию налогов (письмо ФНС от 25.01.2021 № СД-4-2/778@). То же самое касается и невручения плательщику акта налоговой проверки.

Все перечисленные нарушения не возлагают на налогоплательщика каких-либо непредусмотренных действующим законодательством обязанностей и не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, они не лишают налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление возражений (объяснений).

Единственным критическим нарушением, которое влечет отмену принятого налоговиками по итогам проверки решения, является непредоставление компании возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения (п. 14 ст. 101 НК РФ). В этих случаях отменить решение может либо вышестоящий налоговый орган, либо арбитражный суд.

Особенности выездной налоговой проверки, ее виды и методы

Выездные налоговые проверки делятся на следующие типы:

  • Комплексные и тематические.
  • Плановые и внеплановые.

Тематическая выездная проверка охватывает только один вид налога. При комплексном инспектировании могут контролироваться сразу несколько налогов.

И тематические, и комплексные проверки могут проводиться двумя способами: сплошным или выборочным.

Способ налоговой проверки – это совокупность методов и приемов, которые позволяют налоговому органу выяснить, следовал ли налогоплательщик нормам законов о налогах и сборах в рамках исследуемого периода. Такие полномочия можно обнаружить в ходе анализа прав и обязанностей налоговых органов.

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Уфе и Башкортостане в 2023 году

Чаще всего инспекторы используют метод сплошной проверки, так как решения, принятые по итогам выборочного мониторинга, легче признать недействительными.

При сплошном способе налоговые органы проверяют, устанавливают, истребуют и исследуют все имеющиеся у налогоплательщика документы. Речь идет о первичной документации, журналах и ордерах, кассовых книгах, книгах покупок и продаж, регистрационных сведениях о счетах-фактурах, учете прибыли и убытков, квитанциях, налоговых декларациях, хозяйственных контрактах и пр. Анализу подлежат документы за все налоговые периоды, которые должны быть охвачены проверкой.

Должностные лица налогового органа выполняют следующие действия:

  1. Проверяют:
  • Факт ведения учета налогоплательщиком.
  • Наличие документов, необходимых в соответствии с законодательством.
  • Факт предоставления отчетных документов в налоговые органы.
  1. Устанавливают:
  • Правильность выбора режима налогообложения, зависящего от вида деятельности.
  • Факты, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ приводят к возникновению обязанности по уплате налогов.
  • Соблюдение норм законов о налогах и сборах.
  1. Истребуют:
  • Необходимые документы и пояснения к ним у налогоплательщика.
  • Документы о налогоплательщике у сторонних лиц: организаций, партнеров, контрагентов.
  1. Исследуют:
  • Правильность ведения документов, указание в них необходимых реквизитов.
  • Правильность и полноту документооборота и учета.
  • Правильность определения объекта налогообложения, налоговой базы и др.
  • Полноту и верность начисления налогов, а также своевременность, полноту и верность их уплаты.
  • Своевременность и достоверность отчетов в налоговый орган.

Документы, предоставленные субъектом проверки, анализируются и сопоставляются с бумагами, полученными от сторонних лиц: организаций, партнеров и контрагентов налогоплательщика.

Записи в первичных документах и бухгалтерском и налоговом учете тщательно сверяются. На основании этих данных делается вывод о наличии или отсутствии налогового нарушения.

Если был выявлен факт налогового нарушения, то его событие и состав тщательно фиксируются, составляется доказательная база, доначисляются несобранные налоги и пени.

В чем заключаются особенности выездной налоговой проверки по НДС

Субъекты, уплачивающие налог на добавленную стоимость, подлежат выездной проверке по НДС. Контролирующее мероприятие может проводиться для проверки соблюдения законодательства в части начисления и уплаты этого вида налога. Например, незаконного возмещения НДС и пр.

Если субъект проводит два вида операций: подлежащие и не подлежащие налогообложению, то он должен учитывать НДС по отдельности для каждого вида. Именно этот факт и проверяется при налоговом контроле.

Особенностью выездной налоговой проверки по НДС является тот факт, что ее предметом служит правильность вычисления и своевременность внесения налога при выполнении хозяйственных операций со стороны субъекта.

Обратите внимание, что в соответствии с позицией ФНС РФ в один и тот же налоговый период может проводиться и камеральная, и выездная проверка по НДС. Об этом свидетельствует Письмо от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529.

Кроме того, зачастую возникают ситуации, когда выездная проверка субъекта проводится сразу же после камеральной. Оба контролирующих мероприятия охватывают один и тот же период. Также налоговый орган в рамках выездного инспектирования может заново проверить все периоды уплаты НДС, которые уже были охвачены камеральной проверкой.

Контролирующее мероприятие будет назначено в адрес любого налогоплательщика, который подозревается в реализации схем минимизации налогов или ухода от них. Также налоговые органы обращают внимание на предприятия, результаты финансово-хозяйственной деятельности которых вызывают подозрение о совершении налоговых нарушений (например, ведение неразделенного учета НДС, незаконное возмещение этого налога и пр.).

Так, организации, которые получили возмещение по НДС по итогам камеральной проверки и по решению налоговой инспекции, могут лишиться права на эти выплаты и обязаны будут вернуть перечисленные средства обратно в бюджет, если по итогам выездной проверки возникнет подозрение, что решение ИФНС РФ было незаконным.

Если учитывать эти факты, то можно сделать вывод, что избежать спора с налоговой службой РФ, касающегося требований возврата ранее полученных компенсаций по НДС, бывает весьма проблематично.

Результаты контролирующего мероприятия фиксируются в виде акта, в котором находят отражение все выявленные нарушения или отсутствие таковых. Особое внимание уделяется обязанности по ведению раздельного учета НДС, добросовестному осуществлению деятельности, недопущению незаконных компенсаций НДС и пр.

Субъект проверки должен принять соответствующий акт и в случае необходимости обжаловать его в течение 15 дней с момента получения. Если никаких действий в защиту своих прав субъектом принято не было, налоговый орган принимает окончательное решение в течение 10 последующих дней.

Руководитель налогового ведомства или его заместитель может принять одно из следующих решений (п.7 ст.101 НК РФ):

  • О наступлении ответственности за допущенные правонарушения.
  • Об отказе в привлечении к ответственности за нарушения.

В решении обязательно указываются:

  • Сроки обжалования принятого решения.
  • Порядок его обжалования.

Если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением и видит в нем ущемление своих прав, то он может обжаловать все акты о действии или бездействии налоговых органов, подписанные по итогам камеральных и выездных проверок. Также обжалованию подлежат иные документы, фиксирующие итоги контролирующих мероприятий, рассмотрение материалов, а также принятые налоговыми органами решения.

С 1 января 2014 года вступило в силу решение, согласно которому все акты, принятые налоговыми службами, и действия их должностных лиц сначала обжалуются в вышестоящем налоговом органе и только потом в Арбитражном суде.

Комментарий к ст. 89 НК РФ

Выездная налоговая проверка представляет собой одну из форм налогового контроля. Осуществляется данный вид проверки в отношении налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей. В этих рамках может быть проведена проверка любого налогоплательщика.

1. Комментируемая статья посвящена важнейшему виду налоговой проверки — выездной налоговой проверке. Нормы комментируемой статьи устанавливают следующее:

а) выездная налоговая проверка может быть проведена только по решению руководителя (его заместителя) налогового органа, по общему правилу того, на учете в котором состоит налогоплательщик;

б) в ряде случаев выездная проверка возможна по решению руководства вышестоящего налогового органа (например, при проведении им контрольной проверки). В этом случае проверяющие должны предъявить постановление, подписанное руководителем вышестоящего налогового органа (п. 4 ст. 87 НК РФ);

в) выездная проверка может проводиться не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. При этом следует учесть, что:

упомянутые правила имеют характер общих;

два месяца, длительность проведения проверки, исчисляются в календарных днях. Говоря другими словами, если в ходе выездной проверки имели место перерывы, то это в расчет не берется — налоговый орган должен уложиться именно в двухмесячный срок;

г) лишь в исключительных случаях продолжительность выездной проверки может быть увеличена до трех месяцев, для чего необходимо мотивированное (с указанием конкретных причин) решение любого вышестоящего налогового органа (вплоть до МНС России). Упомянутые исключительные случаи могут быть самыми разнообразными, например, большой объем проверяемых сведений, наличие многих территориально обособленных подразделений организации, противодействие проведению ВНП, необходимость проведения сложных и длительных экспертиз. Если у проверяемой организации есть филиалы и представительства, то срок проведения указанной выше проверки увеличивается на один календарный месяц (на проведение выездной проверки каждого из филиалов и (или) представительств) самим налоговым органом, проводящим проверку (т.е. в данном случае решение вышестоящего налогового органа не требуется);

е) налоговые органы вправе:

— проверять филиалы и представительства организации в ходе проверки самой организации;

Читайте также:  Материнский капитал-2023: новая ежемесячная выплата

— независимо от проведения выездной проверки в организации;

— срок проверки только одного филиала — не более одного месяца;

ж) в комментируемой статье императивно установлено, что срок проведения указанной проверки:

— включает время фактического нахождения проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица, в помещениях, где осуществляется деятельность, в офисах и т.д.) проверяемого;

— не включает периоды времени, которые проходят между вручением проверяемому лицу требования представить документы (ст. 93 НК РФ) и представлением этих документов. Нужно учесть, что МНС России утвердило новый Порядок назначения выездных налоговых проверок (Приказ от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318).

2. Специфика правил, указанных в абзаце 3 комментируемой статьи, состоит в том, что:

а) они применяются, если проведение выездной налоговой проверки связано с ликвидацией юридического лица (ст. 49 НК РФ) или ее реорганизацией (ст. 50 НК РФ). Распространять их на проверку физических лиц было бы неправомерным;

б) они также подлежат применению, если выездная проверка проводится любым вышестоящим налоговым органом;

в) они допускают возможность проведения новой проверки. Другими словами, общее правило о том, что выездная проверка проводится не чаще одного раза в год, в данном случае не действует. С другой стороны, правила о том, что налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика и что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух, а в исключительных случаях — более 3 месяцев, действуют и в данном случае (ст. 87 НК РФ).

3. В комментируемой статье законодатель устанавливает, что уполномоченные должностные лица налоговых органов (см. ст. ст. 30 — 33 НК РФ), осуществляя выездную проверку, могут проводить:

а) инвентаризацию имущества налогоплательщика — в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества. Установленные при этом расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухучета отражаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, а также на счетах бухучета. Излишек имущества приходуется и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов); недостача и порча имущества в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц либо списываются в установленном порядке на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов) (ст. 12 Закона о бухучете). Результаты инвентаризации учитываются в решении по результатам выездной проверки (ст. ст. 100, 101 НК РФ);

б) осмотр (обследование) имущества налогоплательщика.

4. В комментируемой статье законодатель устанавливает следующие правила:

а) выемка документов осуществляется в соответствии с правилами статьи 94 НК РФ и лишь при наличии достаточных оснований, т.е. данных, однозначно или с большой степенью вероятности полагающих, что документы, свидетельствующие о правонарушениях (любых, а не только налоговых), могут быть уничтожены, скрыты, изменены, заменены;

б) допускается лишь выемка таких документов, которые:

свидетельствуют о правонарушениях;

указаны в перечне изымаемых документов. Этот перечень составляется должностным лицом, проводящим выездную проверку, прилагается к акту о выемке документов;

пронумерованы (если документ состоит из нескольких листов, страниц, то нумеруется и каждая страница, каждый лист), прошнурованы и скреплены печатью и (или) подписью налогоплательщика (в тех случаях, когда нет у него печати, например у физического лица). Если налогоплательщик отказывается скрепить изымаемые документы, то должностное лицо, проводящее ВНП, должно сделать об этом специальную отметку в акте об их выемке;

в) правила абзаца 5 комментируемой статьи императивно предписывают должностному лицу налогового органа (проводящему проверку) составлять письменный акт о выемке документов, в котором необходимо указать:

— название документа и дату его составления;

— Ф.И.О. и должности лиц, проводящих проверку и составивших акт;

— данные о плательщике (налоговом агенте);

— данные, послужившие основанием для изъятия документов;

— краткое обоснование необходимости изъятия документов;

— перечень изымаемых документов (он прилагается к акту);

— замечания налогоплательщика по поводу как перечня изымаемых документов, так и обстоятельств, послуживших основанием для их выемки, а также процедуры проведения изъятия;

— подписи должностных лиц, составивших акт;

— иные сведения, предусмотренные законодательством о налогах;

г) требования налогоплательщика (ст. 89 НК РФ) о необходимости внесения в акт о выемке документов его замечаний:

— могут быть и устными, и письменными;

— должны быть конкретными и касаться именно изъятия документов;

— должны быть удовлетворены должностными лицами, составляющими упомянутый акт;

д) правила абзаца 5 комментируемой статьи императивно предписывают должностным лицам (составившим акт о выемке документов) передать копию этого документа налогоплательщику (под его расписку либо иным способом, позволяющим достоверно установить как факт, так и дату передачи упомянутого акта).

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (В редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ)

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выносит налоговый орган, в котором эта организация состоит на учете. (В редакции Федерального закона от 30.10.2018 № 373-ФЗ)

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Решение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах. (Абзац введен — Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 28.09.2010 № 243-ФЗ)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *